«Когда в Башкирии говорят о «северо-западном диалекте», то имеют в виду татарский мензелинский»

0
51

Казанские ученые-языковеды составили Атлас диалектов татарского языка – своеобразную перепись населенных пунктов, где проживают татары. По нему можно узнать, какой диалект или говор преобладает в том или ином населенном пункте.

В преддверии Всероссийской переписи населения политизировался вопрос вокруг татарского языка. Башкирские политтехнологи утверждают, что Восток Татарстана и Северо-Запад Башкортостана разговаривают на «северо-западном диалекте» башкирского языка. На этом диалекте Уфа даже проводила акцию наподобие «Тотального диктанта», правда, задействованы были башкирский литературный язык и этот пресловутый «северо-западный диалект».

Заместитель директор по научной работе Института языка, литературы и искусства имени Галимжана Ибрагимова АН РТ Олег Хисамов рассказывает, как на самом деле распространён татарский язык, сколько у него диалектов. В рамках проекта «Татары мира» готовится более подробное видеоинтервью с собеседником.

– Сколько на сегодня у татарского языка диалектов?

– Этот вопрос давно уже решенный. Мы, то есть и ученые и вообще татарский народ, решили для себя ещё в 19 веке.

Можно четко сказать, что у татарского языка три диалекта – западный, средний и восточный. Как видите, название диалектов исходит из их изначального географического положения. То есть представители западного диалекта – это мишари, наша этнографическая группа татар. Они жили западнее по отношению к Казани, к казанским татарам, то есть к среднему диалекту.

А представителей среднего диалекта мы называем казанские татары. Представители восточного диалекта – это западно-сибирские татары. Они живут восточнее относительно казанских татар с их средним диалектом.

– Всё так просто?

– Да. Всё так просто.

– А кто изучал татарские диалекты? Это только татарские ученые? Или есть традиция изучения татарского языка и российскими учеными?

– Первые исследования татарских диалектов (взгляд на диалект именно с научной точки зрения лингвистики) начали ещё в 19 веке. Основателем татарской диалектологии как науки мы считаем Александра Григорьевича Бессонова. У него в 1881 году вышел хороший труд с исследованием татарских диалектов. Тогда он как раз изучил этот так называемый северо-западный диалект, о котором сегодня не утихают споры. Ареал распространения этого языка – Восточный Татарстан и Запад Башкортостана. Сегодня мы его ещё называем мензелинским говором. Потом свои исследования проводили Николай Катанов, Сергей Малов. То есть первые исследователи татарских диалектов – это русские ученые-тюркологи. Они первыми сказали своё слово.

В этом поколении исследователей были и татары. Например, Галимзян Ахмаров – он был преподавателем Казанского императорского университета.

Затем пошла волна исследователей уже из Татарстана. В 1939 году основан наш институт (ИЯЛИ имени Галимжана Ибрагимова). А в 1940 году была уже первая наша экспедиция, которую организовал Латыйф Заляй. Он первым организовал кафедру татарского языка. А эта первая его экспедиция, к слову, была в Сибирь.  

В дальнейшем татарская диалектология очень сильно развивалась. На самом деле было очень много экспедиций. Перечислю таких исследователей, как Диляра Гарифовна Тумашева. Она изучила Западную Сибирь. Затем Лейла Тахировна Махмутова, Наджия Борханова, Фарид Юсупович Юсупов, Дария Байрамовна Рамазанова, Флёра Саитовна Баязитова, которая у нас до сих пор работает.

Они и другие наши татарстанские исследователи обследовали буквально каждый населенный пункт. Результаты их трудов в 1950-х годах прошлого века – это собрание материала для диалектологического Атласа. В том числе там и народные говоры.

В целом сам Атлас был создан в 1989 году. Наши тюркологи среди тюркских народов первыми создали Атлас диалектов и народных говоров. В этом атласе есть сведения из всех татарских населенных пунктов.

– Получается, ваш Атлас – это такая своеобразная перепись татарских населенных пунктов, но на основе языковой идентичности? В вашем случае это диалекты и говоры?

– Они каждый населенный пункт прошли на своих ногах. Представляете? 50-60-е годы прошлого века! Это же был титанический труд. Они обошли 838 населенных пунктов.  

– Допустим, простой человек сейчас найдёт эту книгу, то есть Атлас татарских диалектов и говоров в интернете…

– В интернете она находится не в виде книги, а в виде специального сайта. Там всё можно найти.

– Человек попал на этот сайт. Он знает, что у него родители произошли из какого-то конкретного татарского населенного пункта, например, на Северо-Западе Башкирии. Найдя нужный для себя населенный пункт, он сможет с этого сайта почерпнуть для себя знание, на каком языке, на каком диалекте разговаривали его предки в этом населённом пункте?

– Там будет информация о том, когда место этого населенного пункта или вообще эти земли были заселены людьми, когда и какие народы жили на этих территориях. Там же есть информация, к какому диалекту (или даже говору) относится тот или иной населенный пункт.

– Я вас правильно понял по поводу исследователей татарских диалектов, что есть первая когорта исследователей – это русско-российские тюркологи, затем последователи – исследователи-татары из Татарстана? Были ли нашими исследователями как-то пересмотрены выводы, результаты исследований первой когорты исследователей?

– Естественно, результаты и выводы первых исследователей мы досконально изучили. Да, наши исследователи собирали материал по населенным пунктам. Но мы также изучали и то, кто что говорил по ним раньше. Если ты не обращаешься к своим предшественникам, то это уже не будет наукой. Мы просто каждый раз будем изобретать велосипед.

В принципе мы видим, что все выводы, все данные, которые приводили эти русские тюркологи, подтверждаются и нашими учеными.

– Для наших ученых нет того учёного, который бы ошибался по поводу нашего татарского языка?

– В принципе нет. Мы почему-то думаем, что раз живём в 21 веке, то мы более умные, чем те люди, что жили в 20 или 19 веках. Да нет. Голова у человека устроена одинаково. Кстати, среди русских тюркологов было много немцев, например, Кеплин или Радлов. Радлов, например, объездил всю Сибирь в двухколёсной кибитке-двуколке. Сзади сидела жена. И они вместе с женой объездили всю Сибирь. Они собрали много фольклорного, топонимического, языкового материала.

– Сейчас в СМИ и соцсетях есть острая дискуссия между башкирскими политтехнологами и татарским населением Северо-Запада Башкортостана по поводу этого «северо-западного диалекта» башкирского языка. Насколько сильно язык ареала Восточного Татарстана и Северо-Запада Башкортостана отличается от литературного татарского?

– На территории Башкирии распространено два диалекта татарского языка, которые представлены несколькими говорами. Если мы берём западный диалект, то там есть стерлитамакский говор маширского (западного) диалекта и байкобашский говор. А средний диалект представлен в Башкирии мензелинским говором (он распространен не только в Башкирии, но и на востоке Татарстана, на нём говорят около 60 районов двух республик). Мензелинский говор наиболее массивен. Также есть бирский, курмантауский, тапаслинский, учалинский и златоусовский говоры, бакалинский подговор нижнекамско-кряшенского говора. Два последних говора находятся на востоке Башкирии, выходят за пределы республики и встречаются в Челябинской области.

В общем, когда политтехнологи в Башкирии говорят о каком-то «северо-западном диалекте», то они на самом деле имеют в виду наш мензелинский и частично бирский говор.

Повторюсь, мензелинский говор – это самый крупный говор в татарском языке. На этом говоре больше всего татар говорят, примерно 1,5 млн человек.

Очень интересно, что ещё в 17-18 веках ученые-языковеды между собой спорили, какая этническая группа, какой народ преобладает в составе тептяр-бобылей.

– Территориально место проживания тептяр-бобылей где?

– Это все тот же ареал. Восток Татарстана и Запад Башкортостана, то есть территория распространения мензелинского говора среднего диалекта. И вот ученые спорили, какая этнографическая группа, какой этнос преобладает в сословии тептяр-бобылей? Это говорит, что для ученых того периода не стоял вопрос, что тептяре, башкиры – это народ или сословие. Они знали, что это сословие. У них шёл спор о том, кого в этом сословии больше? Потому что среди тептяр были не только татары, но и чуваши, марийцы. Марийцев, к слову, тоже потом в башкир переписали. Спорили Пётр Рычков, Павел Небольсин, Пётр Кеппин.

Они в своих трудах приходили к выводу, что в тептярах-бобылях преобладали именно татары. А потом наш Галимзян Ахмеров – профессор Казанского императорского университета – уже на основе архивных материалов доказал, что среди тептяр на самом деле больше всего татар, что они пришли, переселились на эти территории из Казанской и Вятской губерний.

kazanfirst

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here