Реформы президента РФ ставят неожиданную точку в негласной межведомственной конфронтации между татарстанским МВД и Госнаркоконтролем. Накануне Владимир Путин на встрече с руководителями силовых ведомств неожиданно объявил о создании национальной гвардии на базе внутренних войск МВД. Говорят, что идея ее создания вынашивалась несколько лет и стала особо актуальной на фоне новых вызовов. Эксперты считают, что гвардия сконцентрирует лучшие силы в борьбе с терроризмом, но при этом отмечают, что может стать и «личной охраной» президента РФ, тем более что возглавил новое силовое ведомство его бывший телохранитель Виктор Золотов.
«НАДЕЕМСЯ, ЭТО НЕ ПРОСТО СМЕНА ВЫВЕСКИ…»
Накануне президент России Владимир Путин на встрече с руководителями силовых ведомств неожиданно объявил о создании национальной гвардии на базе внутренних войск МВД. Новый федеральный орган исполнительной власти будет заниматься борьбой с терроризмом, организованной преступностью, продолжит исполнять функции ОМОНа и СОБРа. Возглавил нацгвардию главнокомандующий внутренних войск, первый заместитель министра внутренних дел, генерал армии Виктор Золотов.
Президент напомнил, что вопрос совершенствования работы правоохранительных органов, в частности их силовой составляющей, уже обсуждался ранее. С этой целью Путин подчинил МВД Госнаркоконтроль и федеральную миграционную службу. Слухи об этом объединении ходили давно и вчера обрели реальную основу.
В Госдуме незамедлительно поддержали инициативу президента о создании нацгвардии, а Совет Федерации заявил о готовности оперативно рассмотреть и одобрить новые законы, чтобы не возник правовой вакуум. «Мы надеемся, что это не просто смена вывески. Внутренние войска — это такой анахронизм, оставшийся еще с советских времен, и само название их было не очень респектабельным, на мой взгляд. Хотя люди, которые там служили, безусловно, заслуживают всяческого уважения», — заявил РИА «Новости» заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой. Его коллеги Адальби Шхагошев заявил журналистам, что создание нацгвардии поможет сконцентрировать профессионалов в одном ведомстве и может стать базой для быстрой реакции на любые проявления терроризма и организованной преступности. «Категорически никогда нельзя разделять организованные преступные группы с действиями террористов. Именно террористические сети сегодня лучше всех организованы, нет таких направлений в преступном мире, которые действуют более слаженно», — объяснил он.
Через несколько часов по традиции на самые актуальные вопросы, возникшие сразу же после заявления Путина, ответил его пресс-секретарь Дмитрий Песков. По его словам, нацгвардия РФ будет отвечать в том числе за поддержание порядка на общественных мероприятиях, а также на акциях протеста, но не получит полномочия ФСО по охране первых лиц. На уточняющий вопрос, можно ли полагать, что создание гвардии, которая будет отвечать за общественный порядок, означает подготовку к потенциальным митингам, и является ли назначение Золотова политическим решением лично для него, Песков сказал: «Ответ нет на обе части вопроса».
Глава нацгвардии будет подчиняться президенту как главнокомандующему. Песков напомнил, что назначенный на этот пост Золотов уже стал постоянным членом совета безопасности РФ. Пресс-секретарь главы государства, отвечая на вопрос о том, есть ли у президента личное доверие к Золотову, сказал, что, безусловно, есть. «Президент, главнокомандующий не назначает людей руководить силовыми структурами, не испытывая к ним личного доверия, — сказал Песков. — Золотов в целом имеет очень богатый опыт работы в спецслужбах, и, безусловно, это очень хороший задел для руководства такой крупной службы, как нацгвардия».
Глава нацгвардии РФ, согласно указу, опубликованному на сайте Кремля накануне, приравнивается по статусу к федеральному министру. Ему разрешено иметь шесть заместителей.
В то же время пресс-секретарь президента не смог ответить на вопрос, какова будет штатная численность гвардии, но заверил, что увеличения штатной численности какого-либо аппарата не будет. Более того, комбинация в сфере подчинения ФСКН и ФМС, а также выделение внутренних войск в нацгвардию, по словам Пескова, позволит оптимизировать структуру.
Вечером на сайте Кремля появился еще один указ — об упразднении Госнаркоконтроля и ФМС. В указе сказано, что штатные сотрудники ФСКН перейдут на работу в МВД, а численность сотрудников ФМС, которые перейдут на работу в министерство, будет сокращена на 30%. Бывшие сотрудники ФСКН смогут перейти на службу в МВД без переаттестации и испытательного срока. Им будут присвоены звания, соответствующие званиям, присвоенным в ФСКН, но не выше звания полковника. Судьба глав ФСКН и ФМС будет решаться соответствующими приказами президента, пояснил Песков на брифинге.
Возглавил Нацгвардию генерал армии Виктор Золотов (фото: kremlin.ru) |
ЗОЛОТОВ: ОХРАННИК ПУТИНА, ЕЛЬЦИНА И СОБЧАКА
Известно, что Золотов с 1970-х гг. работал в Главном управлении КГБ. 19 августа 1991 года он охранял Бориса Ельцина во время его легендарного выступления с брони танка. В 1990-е был нанят телохранителем мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. На этой работе он познакомился с Владимиром Путиным, который в то время находился в должности заместителя мэра. Впоследствии сблизился с Путиным, стал принимать участие в спаррингах по боксу и дзюдо.
Накануне главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов нашел в архивах любопытную черно-белую фотографию, которую выложил в свой Instagram. На ней Золотов идет по улице северной столицы с Собчаком и маленькой девочкой, в которой можно узнать будущую телеведущую Ксению Собчак.
Алексей Венедиктов выложил в Instagram любопытную фотографию. На ней Золотов идет с Собчаком и маленькой девочкой, в которой можно узнать Ксению Собчак (фото: instagram.com/aavst) |
В 1996 году Золотов был уволен из ГУО России (ФСО России), некоторое время работал в компании «Балтик-Эскорт» на должности личного телохранителя влиятельного российского предпринимателя Романа Цепова (также бывшего телохранителя Собчака и близкого друга Путина). С 2000 по 2013 годы был начальником Службы безопасности президента России, в 2006 году получил звание генерал-полковника. 12 мая 2014 года указом Путина назначен первым заместителем министра внутренних дел РФ — главнокомандующим внутренними войсками МВД России. Помимо внутренних войск курировал систему вневедомственной охраны, лицензионно-разрешительную работу, центры спецназа и авиации МВД, а также управление госзащиты.
«За два срока Путина он продвинулся от полковника до генерал-полковника. Он вошёл в самый тесный, в самый близкий круг Путина», — отмечал историк спецслужб Борис Володарский.
Любопытно, что еще в июле 2014 года политолог Станислав Белковский абсолютно точно предсказал назначение Золотова и создание Нацгвардии в одном из интервью:
«Весьма вероятно, что на базе Внутренних войск МВД, которые недавно возглавил экс-шеф президентской службы безопасности Виктор Золотов, будет создана так называемая национальная гвардия численностью до 300 тысяч человек, подчиняющаяся непосредственно президенту, — своего рода параллельная регулярная армия, но с сугубо полицейскими функциями. Личная безопасность Путина вообще может скоро превратиться в национальную идею России. Пока с Путиным все в порядке, нам не страшны ни внутренние грозы, ни маниакальное стремление США нашу бедную Россию варварски расчленить». Белковский заявил, что личная безопасность Путина может стать определяющим фактором экономической и инвестиционной политики.
У ведомства Фаяза Шабаева возник конфликт с отделом по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД |
КТО ТРУДОУСТРОИТ ГЕНЕРАЛА ШАБАЕВА?
Указы Путина, подписанные накануне Путиным, любопытны в контексте многолетней негласной борьбы МВД Татарстана с местным Госнаркоконтролем. Напомним, что в 2013 году у ведомства Фаяза Шабаева возник конфликт с отделом по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД. Функции двух ФСКН с подразделением министерства дублировались и привели к пресловутой «войне компроматов».
Впрочем, сами силовики заявляли, что никаких конфликтов между ними быть не может. «Ссоры бывают только на кухне, — как-то раз заявил глава МВД РТ Артем Хохорин на пресс-конференции. — Уголовное дело расследуется, и мы надеемся, что будет вынесено справедливое решение. А наш отдел ОБНОН продолжает работать, как прежде. Приятного мало, а что делать?»
Но подоплека громких уголовных дел говорила об обратном. Газета «БИЗНЕС Online» подробно освещала так называемое дело ОБНОН (в рамках этого дела бывший начальник полиции Казани Руслан Халимдаров до сих пор находится под стражей), а также уголовное преследование главного оперативника ФСКН РТ Юрия Казакулова.
Артем Хохорин: «Порядка 70 процентов изъятий наркотиков делает МВД: за 11 месяцев 2015 года по наркотикам в республике всего было выявлено 4087 преступлений, из них 2928 — силами МВД. Хотя у нас это совсем не профильная задача, а скорее факультативная» |
В ходе интернет-конференции в редакции «БИЗНЕС Online» Хохорин рассказал, что ОБНОН не только продолжает действовать, но и «результаты есть». «Порядка 70 процентов изъятий наркотиков делает МВД: за 11 месяцев 2015 года по наркотикам в республике всего было выявлено 4087 преступлений, из них 2928 — силами МВД. Хотя у нас это совсем не профильная задача, а скорее факультативная» — объяснил министр.
При этом, по информации «БИЗНЕС Online», несмотря на формальный нейтралитет, оба ведомства в республике продолжают подковерную вражду. Так, по сведениям источника издания, осведомленного с ситуацией, по делу ОБНОН около двух лет назад всего было возбуждено порядка 40 уголовных дел, которые, по сути, полностью парализовали работу антинаркотического подразделения МВД по РТ. Практически каждый сотрудник ведомства стал фигурантом дела, следовательно, был отстранен от работы, но при этом, продолжал выполнять свои обязанности.
По словам источника «БИЗНЕС Online», близкого к МВД, уголовное дело ОБНОН было возбуждено для того, чтобы скрыть преступления, совершенные Казакуловым, в том числе, выявленные сотрудниками ФСБ. Понятно, что у команды Шабаева свое видение конфликта и его причин… Как бы то было, следствие по делам, возбужденным против сотрудников ОБНОН, продлено до 23 апреля 2016 года. В этом свете наибольший интерес представляет формат реорганизации двух ведомств в республике, поскольку главенство одной структуры над другой будет определяющим фактором в судьбе скандального уголовного дела и противостояния между местными силовиками.
«ПОСЛЕ СЛИЯНИЯ МВД С ФСКН ДОЛЖНО ПРОИЗОЙТИ СНИЖЕНИЕ МЕЖКОРПОРАТИВНОЙ БОРЬБЫ…»
Эксперты «БИЗНЕС Online», в целом, поддерживают новые реформы в силовых структурах РФ, но предлагают делать выводы, когда станут известны все детали, к примеру, численность создаваемой Нацгвардии.
Анатолий Куликов, экс-министр внутренних дел России:
— Я одобряю решение о вхождении Госнаркоконтроля в структуру МВД. Оперативная служба и МВД не освобождались от преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Мало того у них и сейчас наработана большая база не только данных, но и оперативной работы. Раздвоение этой работы не лучшим образом сказывалось, как говорят, у семи нянек дитя без глаза. В данном случае лучше это сосредоточить в одних руках. Я и тогда не был сторонником деления. Равно как и миграционная служба. В настоящее время все, что связано с нелегальной миграцией, этнической преступностью — все это замыкается на МВД. Миграционная служба не является субъектом оперативно-розыскной деятельности. Это, конечно, тоже не лучшим образом сказывается. Так что я решение об объединении одобряю.
Я думаю, что принимая такое решение, и президент, и политическое руководство страны рассчитывали на повышение эффективности. Мне кажется, так и будет. Но скажу прямо: у Виктора Петровича Иванова (глава ФСКН — прим. ред.) наработаны уже хорошие международные методики, он очень много сделал. Поэтому, я думаю, это международное направление тоже сохранится. Что касается Национальной гвардии, то комментировать можно, когда мы увидим ее точные функции. Сейчас в общем обозначили. Может, будет расследование уличной преступности, допустим, по упрощенной форме дознания, чтобы передавать сразу в суд, как это когда-то мы планировали.
Ольга Костина — председатель общественного совета при ГУ МВД по Москве:
— Для того, чтобы ответить на вопрос об экономии средств, не хватает информации. На сегодняшний день нет ясности, передали ли эти ведомства вместе с численностью или нет. Если передали с численным составом, то это одна история. А если сотрудникам МВД, изрядно сокращенного в последние годы, придется перераспределять полномочия внутри себя, то это может ударить по их непосредственной деятельности, во всяком случае им будет трудно. Но пока я внятно на этот вопрос ответить не могу, потому что информация слишком скудная.
С точки зрения смысла, если посмотреть силовые системы, и нашу предыдущую российско-советскую, и некоторые зарубежные, то действительно этот функционал всегда находился в рамках одного ведомства. В последние годы мы много говорили о том, что надо разгрузить МВД от посторонних функций, но все это всегда натыкалось на то, что при наличии огромного ведомства под руководством господина Иванова почему-то наркопритоны и наркотрафик пресекали, в основном, полицейские. Та же история с ФМС. При наличии целого ведомства, которое оформляло документы, к сожалению, вопросы ловли и выдворения мигрантов тоже валились на МВД. Поэтому с точки зрения оптимизации по смыслу, наверно, есть логическое объяснение. Еще раз повторю, что в зарубежных подразделениях МВД, как правило, и борьба с наркотиками, и борьба с незаконной миграцией — это одно из структурных подразделений, а не какое-то отдельное ведомство, все входит в рамки защиты от нарушений закона.
Единственное, что мне непонятно: много лет наблюдаю пертурбации с МВД, это ведомство подвергают каким-то непрерывным экспериментам, реформам, что тоже в свою очередь, хоть и продиктовано благими намерениями, но все-таки вышибает их из работы. Не очень понятно, существует ли у нашего политического руководства хоть какая-то стратегия в этой области. Если учесть, что у нас отсутствует уголовная политика как стратегический документ, и у нас спонтанно вносятся какие-то поправки то о гуманизации, то, наоборот, об усилении каких-то мер ответственности. Сейчас в очередной раз после страшного случая ждем, что будет с коллекторами. Не очень понятно, есть ли какая-то стройная концепция, какое-то видение угроз и соответствующей реакции на них. Тогда, может быть, было бы пояснее, почему сегодняшние события состоялись. Если вы помните, это было анонсировано еще на последнем Совбезе, когда речь шла, что есть такие предложения. Там они приняты не были, но тем не менее это было недавно, мы это все обсуждали. Видимо, тогда надо было что-то доработать, сейчас доработка состоялась.
Рафил Нагуманов — депутат Госсовета РТ, бывший замминистра МВД по РТ:
— Я думаю, это очень правильное решение. Когда одним и тем же вопросом начинают заниматься десятки служб, как говорится, у семи нянек дитя без глазу. Поэтому я думаю, президент принял нормальное решение. С чем оно связано? Вот, к примеру, в сельских районах бывает, что три девушки работают в УФМС. Ну что они могут с незаконными мигрантами сделать? Им все равно приходится обращаться в МВД и вместе делать эту работу. И потом, в едином кулаке когда все работают, если УФМС что-то не успевает, то МВД всегда рядом. Когда один хозяин, один руководитель, легче будет работать. Еще и непонятно в этих структурах кто за что отвечает, да еще и начинают противодействовать друг другу. Я думаю, все это тоже имело значение.
Эти ведомства изначально и были в МВД, а кроме них были и ГУФСИН, и пожарная служба и другие. Каждая служба делает свою работу. Мне кажется, к сокращению числа правоохранителей это не приведет, руководство только уменьшится. Я думаю, в момент перехода может быть какое-то снижение эффективности в связи с тем, что решается вопрос с бюджетом, с тем, как их объединять и другими организационными неурядицами. А в перспективе они должны будут лучше работать.
Ильдус Янышев — председатель наблюдательного совета группы охранных предприятий «Контр»:
— Когда я в свое время работал в МВД, в советское время, так и было — МВД осуществляло функции миграционного контроля, борьбы с наркотиками. И я тогда уже считал разукрупнение МВД ошибочным решением, потому что, по сути, борьбой с наркотиками у нас занимались и МВД и наркоконтрль. Они друг друга дублировали, и ни к чему хорошему это не приводило из-за лишних расходов, и плюс ко всему возникала необходимость обмена оперативной информацией. Миграционная служба тоже во многих странах входит в структуру МВД как отдельный департамент.
Я это решение поддерживаю, оно давно должно было быть принято. Я думаю, что никаких опасностей, что может быть создано «суперведомство», не будет. Потому что де-факто все равно миграционная служба и наркоконтроль ходили в подчиненном положении по отношению к МВД. К тому же, есть такой нюанс, что наличие наркоконтроля подразумевает наличие у него собственного доследственного дознавательного органа и следственных подразделений. Это все утяжеляет расходы бюджета. В первую очередь я считаю, что это решение обусловлено желанием снизить госрасходы. Это решение было давно уже оправдано, потому что в советское время очень хорошо работали и по наркотикам, и по миграционной деятельности. И не было таких проблем, которые сейчас есть в этой сфере. Советская схема показала свою жизнеспособность. Я считаю, что такое объединение приведет к сокращению числа правоохранителей — штабные, руководящие, обеспечивающие и другие функции — это все будет оптимизировано. В первое время будет снижение эффективности из-за слияния. Первые год-два будет штормить эти ведомства. Но в перспективе они будут работать лучше.
Эмиль Гатауллин — адвокат:
— От этой реформы я ожидаю снижения некой межкорпоративной борьбы, войны, чему мы были свидетелями, когда одно ведомство противопоставляло себя другому. Мне кажется, что это параллельные, грубо говоря, организации, и там нужно единое командование, руководство. Не очень понятны были мотивы того, когда вообще выделялся этот ОБНОН в самостоятельное ведомство. Наверное, это объединение нужно для целей лучшего контроля. По большому счету, и те и другие расследуют преступления. Какая там может быть специфика в расследовании преступлений, связанных с оборотом наркотиков? И для целей экономии тоже. Думаю, это должно привести к сокращению числа правоохранителей за счет вспомогательных, технических службы, экспертов. Мне кажется, эффективность не снизится, наоборот, будет ее повышение. Вместо того, чтобы заниматься выяснением того, кто кого круче, это единое ведомство будет заниматься выполнением своей непосредственной задачи. С моей точки зрения, это объединение будет иметь положительные последствия.