Конкурс «Новая татарская песня»: хочешь участвовать — поделись авторскими правами с Фондом Вагапова!

0
19


Общественный фонд татарской культуры РТ имени Р. Вагапова объявил о начале конкурса «Новая татарская песня» 15 октября 2019 года. Он проходит под девизом совершенствование татарской национальной эстрады. Однако выяснилось, что есть еще одна цель конкурса — выбрать лучшие песни в Фонд Вагапова.


Задачи конкурса и номинации


Конкурс «Новая татарская песня» проводится Фондом Вагапова продюсера Рифата Фаттахова. Информация, указанная на официальном сайте фонда:


Конкурс композиторов «Новая татарская песня» стартовал 15 октября 2019 года. 15 сентября прошел второй тур конкурса. (По некоторым данным, во второй тур прошли более 200 кандидатов.)

Победители будут определены по следующим номинациям.

В номинации «Лучшая татарская песня»: 1-е место — 229 886 рублей; 2-е место — 172 414 рублей; 3-е место — 114 943 рубля. Пять участников получат поощрительную премию в размере 57 472 рубля. В номинации «Лучшая детская песня»: 1-е место — 172 414 рублей; 2-е место — 114 493 рубля; 3-е место — 86 207 рублей. В номинации «Лучшая аранжировка»: 1-е место — 86 207 рублей; 2-е место — 57 472 рубля; 3-е место — 34 483 рубля.

Конкурс «Новая татарская песня» проводится на средства, выделенные Президентом РТ.

Всё прекрасно: и сам конкурс, и возможность самодеятельных артистов показать свое творчество наравне с профессиональными известными композиторами, и цель — конкурс направлен на развитие татарской культуры и искусства. Кстати, организаторы ставят перед собой масштабные задачи: «Совершенствование татарской национальной эстрады, расширение репертуара татарских исполнителей и преемственность поколений и традиционных школ».

Организаторы забирают себе авторское право


Но едва конкурс стартовал, как возникла конфликтная ситуация. Компания «Барс Медиа» обвинила конкурс «Яңа татар җыры» («Новая татарская песня») в присвоении названия своего детища — конкурса «Татар җыры» (ежегодная премия «Татарская песня»).

А потом выявился еще один проблемный момент.

Как стало известно ИА «Татар-информ», согласно положению конкурса, «…авторы или иные правообладатели музыкальных произведений, допущенных до участия в Конкурсе, предоставляют Оргкомитету право на использование музыкальных произведений, участвующих в Конкурсе», то бишь бесплатно уступают фонду право использовать свои песни. Прошедшие во второй тур участники делятся авторским правом на десять лет, победители — навсегда.

Вдобавок нужно отметить, что победитель хотя бы сможет утешить себя денежной премией. А остальные участники конкурса, прошедшие во второй тур, но не ставшие победителями, отдают свою песню Фонду Вагапова на десять лет просто так. Безвозмездно.

Разъясним еще раз: по условиям конкурса, который проводится на деньги республики, не подписавшие договор участники (не уступившие право использования своего произведения Фонду Вагапова) не могут участвовать в конкурсе. Так гласит положение конкурса. Фонд Вагапова на государственные деньги приобретает авторское право на десятки, а может, и сотни песен. Без малейших затрат со своей стороны! Тем самым фонд получает право распорядиться этими произведениями как заблагорассудится, не согласовывая с авторами — исправить, изменить, отдать исполнителям фонда или кому-либо другому.

Даже недорогие песни певцы оценивают примерно в 50-100 тысяч рублей. Если информация о том, что во второй тур прошли более 200 песен, соответствует действительности, становится понятно, о каком интеллектуальном богатстве идет речь. А между тем среди этих песен могут быть и настоящие хиты, и музыкальные шедевры.

Возникает вопрос: а по какой причине в финансируемом республиканским бюджетом конкурсе участники обязаны бесплатно отдавать свои произведения частным лицам, хоть и организаторам конкурса?

Для сравнения: на днях прошел гала-концерт творческой лаборатории «Наша песня». Организаторы данного мероприятия не отбирают авторское право на произведения победителей и участников ни насовсем, ни на десять лет. Участники во время проведения лаборатории временно уступают авторские права организаторам, чтобы иметь возможность выступить с песней на сцене. Победил или нет — неважно, в любом случае авторские права на песню остаются у участника. В случае с «Новой татарской песней» мы наблюдаем иную картину.

Наш народ неоднократно обманывался, например, читая невнимательно написанные мелким шрифтом пункты в договоре о получении кредита. После банк обвиняет во всем заемщика — а почему вы не читали договор, ведь там все было написано?! Так как ранее во время проведения подобных конкурсов еще никто не посягал на авторские права исполнителей и авторов, вероятно, многие не стали вчитываться в договоры. Таким образом, смело можно предположить, что авторы поделились своими произведениями, старательно написанными специально для конкурса, с певцами Фонда Вагапова. (Исполнители фестиваля Вагапова: Ранис Габбазов, Азат Абитов, Гульсирень и Залиля.) Все это может выясниться намного позже. Чтобы подобных проблем ни у кого не возникало, мы решили донести эту информацию до читателей.

Композитор Зуфар Хайрутдинов и еще несколько конкурсантов, прошедших во второй тур, отказались подписывать договоры с организаторами. Об этом композитор сообщил ИА «Татар-информ».

Зуфар Хайрутдинов: «Конкурс «Новая татарская песня» начался с нарушения авторских прав»


«Авторы, обрадовавшись, направили свои произведения оргкомитету конкурса, — рассказал Зуфар Хайрутдинов. — Приключения начались, когда песни прошли во второй тур.

Я как автор отправил на конкурс две свои песни. Обе прошли в полуфинал. Чтобы пройти через второй тур, авторы должны подписать несколько договоров, якобы это предусмотрено положением конкурса. Но, взглянув на договоры, я отказался от участия. Фонд, не предлагая авторам ничего взамен, то есть абсолютно бесплатно, желает обладать всеми правами на песни. К тому же грозит авторам крупными штрафами. Со мной как со специалистом в этой области посоветовались другие авторы и тоже отказались подписывать документы.

Самое интересное впереди!

Если песня участника удостаивается премии, то, по условиям договора, все авторские права на эту песню навсегда переходят Фонду Вагапова. Бесплатно.

Премии выделены Президентом Татарстана. Значит, этот конкурс нужен только Фонду Вагапова — через него он набирает себе песни. В договоре автор дает право Фонду Вагапова переводить текст песни и вносить в него изменения. С этим я тоже не согласен.

В татарском искусстве есть немало подобных конкурсов («Татарская песня», национальная премия «Болгар радиосы» и т.д.), но почему-то еще никто не посягал на авторские права участников. Почему?

Ответ есть. Организаторы данных мероприятий во избежание нарушений этих самых прав составляли соглашение с организацией, регулирующей права авторов.

А Фонд Вагапова (директор — Рифат Фаттахов), видимо, нашел способ избежать больших затрат. Конкурс начался с нарушения авторских прав. До начала прослушивания песен организатор конкурса должен был подписать договор об авторских правах, но до сегодняшнего дня к нам по этому вопросу еще никто не обращался.

«Предусмотрен штраф в размере 100 МРОТ»


Мы просмотрели договоры, предложенные авторам. Текст договора представлен в официальной группе Фонда Вагапова в социальной сети «ВКонтакте».

Пункт 2.3 настоящего договора гласит: «Лицензиар (то есть автор, — Т-и) передает Лицензиату (то есть Фонду Вагапова, — Т-и) права для использования Произведения на территории всех стран мира без исключения на срок 10 лет с момента подписания настоящего договора».

Десять лет для современный эстрады — это большой срок, согласитесь.

Если у одного произведения будет два правообладателя (сам автор и организатор конкурса), то в будущем есть вероятность конфликтных ситуаций, связанных с исполнением песен. Конфликты, когда исполнители не могут поделить песню, на татарской эстраде возникают, и в последние годы довольно часто.

Если бы за песню автору заплатили хоть сколько-нибудь, хотя бы небольшую сумму, было бы не так обидно, ведь у всех есть семьи. А в нашем случае участники, прошедшие второй тур, отдают свои песни Фонду Вагапова совершенно бесплатно!

А теперь о высказывании Зуфара Хайрутдинова о том, что авторам грозят крупные штрафы.

Вот пункт 7.3 договора: «За недостоверную или неточную информацию, относительно названий Произведений, данных авторов, исполнителей, указанных в Приложениях, а также паспортных данных, ИНН, страхового свидетельства и пр. данных указанных в данном Договоре относительно Лицензиара (то есть автора, — Т-и) несет ответственность непосредственно Лицензиар в виде штрафа в размере 100 МРОТ и реального ущерба вследствие предъявления претензий третьими лицами».

На сайте Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ находим информацию о размере МРОТ за 2020 год: «Минимальная заработная плата для работников… с 1 января 2020 года устанавливается в размере 14,0 тыс. рублей в месяц».

Умножаем эти 14 тыс. рублей на 100 и получаем немаленькую сумму — 1 млн 400 тыс. рублей.

Об учредителях Общественного фонда татарской культуры РТ им. Р. Вагапова


Фонд Рашита Вагапова представлен как организация, развивающая татарскую культуру. Вероятно, определение раскрывает суть, но государство к фонду не имеет никакого отношения. Организация учреждена отдельными физлицами. Их трое: Хуснетдинов Рафаэль Мяксутович из Нижнего Новгорода, журналист Нурмухаметов Фарит Рашитович из Татарстана и Фаттахов Рифат Ахметович. Последний является директором фонда.

«Если автору не заплатили, он имеет право отказаться от договора»


Мы показали договор конкурса юристу Рустему Хайрутдинову и попросили внести ясность. Он специализируется в области защиты интеллектуальной собственности.

«Если автор подписывает данный договор с конкурсом «Новая татарская песня», то он имеет право отдать песню, участвовавшую в конкурсе, другим исполнителям. В таком случае и певец Фонда Вагапова, и певец, получивший эту песню от самого автора, на равных правах смогут исполнять это произведение. Срок действия договора — десять лет, то есть в течение данного срока лицензиат (в этом случае организатор конкурса) может пользоваться произведением. И не только пользоваться, но и отдать его третьим лицам.

Так же, получив произведение от автора, Фонд Вагапова в течение десяти дней обязан выплатить автору гонорар. В противном случае автор имеет право расторгнуть договор и потребовать возмещения ущерба. Авторам стоит знать о своих правах.

В случае судебного разбирательства по данному договору (п. 5.2) дело должно рассматриваться не в удобных для автора условиях, а по месту расположения лицензиата (Фонд Вагапова, — Т-и). В этом случае автору (скажем, если он не из Казани) придется оплатить дополнительные расходы на дорогу.

Если бы договор был составлен с РАО, Фонд Вагапова не имел бы возможности изменять или переводить произведение. Если договора с РАО нет, Фонд Вагапова освобождается от перечисления денег в РАО. Фонд, точнее его директор Рифат Фаттахов, выбрал самый выигрышный для себя вариант, так как в этом случае он берет на себя больший объем прав».

«Победитель теряет авторские права»


Автор песен, юрист Анна Попова также высказалась по поводу данного договора.

«Согласно договору авторы, прошедшие во второй тур, не теряют своих прав. Они могут пользоваться своими произведениями, отдать его другим исполнителям. Так же и лицензиат имеет право отдать произведение другим певцам, не ставя об этом в известность автора. Как автор я бы не стала подписываться под этим пунктом договора. Если и я, и тот, кому я отдаю эту песню, могут отдать песню другим, то я теряю способ заработка», — объяснила Анна Попова.

Условия для призеров — обладателей 1-го, 2-го, 3-го места и поощрительных премий — чуть другие. Общее количество победителей — 14 авторов. Все 14 человек, по словам Зуфара Хайрутдинова, составляют с Фондом Вагапова «исключительный договор», то есть полностью отдают все права на произведение Фонду Вагапова. По словам юриста Анны Поповой, если победивший в конкурсе автор подписывает такой документ, то он теряет все права на это произведение. «В таком случае автор остается всего лишь автором. Он не сможет отдать песню кому-либо другому, так как уже потерял на нее все авторские права», — отметила она.

Анна Попова считает, что пункт о штрафах составлен неверно. «Обратила внимание на упоминание МРОТ. Договор не касается трудовых отношений, поэтому определять штрафы в МРОТ не совсем корректно.

За эту песню лицензиат, то бишь Фонд Вагапова, должен заплатить автору гонорар. В договоре сумма гонорара не указана», — добавила она.

Вопросы Рифату Фаттахову


Мы направили директору Общественного фонда татарской культуры РТ имени Рашита Вагапова свои вопросы:

1.    Конкурс «Новая татарская песня» проводится на средства, выделенные Президентом РТ. Почему авторские права участников полностью или частично передаются фонду, которым вы руководите?

2.    По какой причине авторские права передаются фонду не на срок проведения конкурса и подведения итогов, а на десять лет?

3.    Если авторы отказываются подписывать предложенный вами договор, то могут ли они участвовать в конкурсе и войти в список победителей (в случае победы)?

4.    Кто сможет исполнять эти песни, пока авторские права будут принадлежать фонду? Какие права остаются у авторов?

5.    Какая сумма была получена от Президента (Правительства республики) на проведение конкурса? В каких целях, кроме призового фонда, будут использованы эти средства?

Авторские права не забираются, а передаются самим автором!

Ответ Рифата Фаттахова получился объемным, но мы решили опубликовать его полностью. Фонд Вагапова не забирает у автора его права, а их отдает сам автор. Но если отдает, стало быть, фонд забирает! Одним словом, получается игра слов.

Судите сами.

«Ход проведения любого конкурса строго регламентируется официальным документом — Положением. Оно публикуется в печати, и безоговорочное соблюдение условий данного положения является задачей сторон. Задачей и организаторов, и участников. В нашем случае так же. Все вопросы, касающиеся конкурса, в том числе, и регулирование авторских прав, решаются на основании Положения.

Участник конкурса обязан соблюдать эти условия. При подаче заявки на участие в конкурсе он гарантирует, что «С условиями конкурса ознакомлен, и готов их выполнить».

Отдельно хотелось бы сделать акцент на очень важном моменте: участие или неучастие в том или ином конкурсе не является задачей кого-либо, каждый принимает решение по своему желанию. Если кого-то те или иные условия удовлетворяют — добро пожаловать, участвуйте, а если нет — никто никого не заставляет!

Принципиальная поправка: авторские права не забираются, а отдаются автором на основании Положения.

Кто будет исполнять эти песни в будущем? Петь их сможет любой исполнитель, согласовав с правообладателем.

Останутся ли права у авторов? Конечно. Этот вопрос мы решаем индивидуально с каждым автором.

Наша цель заключается в том, чтобы песни, победившие в нашем конкурсе, в будущем внесли склад в развитие национальной татарской эстрады. Несомненно, для этого они должны звучать, стать популярной у широкой публики. А новые качественные песни, достойные звучать в народе, слава Всевышнему, у нас есть! «Новая татарская песня» это доказала. Главная цель конкурса — выявить такие качественные произведения и донести их аудитории.

Важная новость, достойная внимания: согласно нашему Положению, в трех номинациях («Лучшая татарская песня», «Лучшая детская песня» и «Лучшая аранжировка») предусмотрено 11 денежных премий. А жюри предлагает нам отметить 24 песни, выпустить их в народ и наградить призами. Это, безусловно, радует. Значит, достойных победы песен оказалось больше, чем мы представляли.

Но, как известно, знает не тот, кто ест, а тот, кто режет… Сейчас нам предстоит решить вопрос дополнительных премий.

А премии у нас, если вы в курсе, весьма немалые. Скажем, размер премии за первое место — 200 тыс. рублей. Мы специально на это пошли. Потому что есть еще одна цель — повысить социальный статус качественных татарских песен! Термин «социальный» заключает в себе и материально-финансовую сторону…

С радостью сообщаю: руководители с одобрением восприняли наши предложения. Скажем, заместитель председателя Государственного Совета РТ, председатель Комиссии при Президенте РТ по вопросам сохранения и развития татарского языка Марат Ахметов помог решить вопрос с финансами. За что ему огромная благодарность!

А денег, сколько бы их ни было, все равно всегда не хватает… Кроме премиального фонда, у нас еще много расходов: аренда залов, реклама, подготовка гала-концерта… Гала-концерт планируется провести 21 ноября на сцене ТРК «Пирамида» в Казани.

В татарском народе есть хорошая пословица: «Станешь искать цветок — найдешь цветок, будешь искать соринку — найдешь соринку». Хотелось бы вместе взрастить цветы проекта «Новая татарская песня», и вместе вкусить его плоды — радовать наших зрителей 21 ноября новыми красивыми песнями.

Конкурс «Новая татарская песня» при поддержке Президента Татарстана Рустама Минниханова, Правительства Республики Татарстан и Министерства культуры республики проводит Фонд татарской культуры имени Рашита Вагапова.

Конкурс, направленный на совершенствование национальной татарской эстрады, обогащение новым качественным репертуаром, вызвал у татарских творческих деятелей большой интерес. Было получено 347 (!) произведений. Не только из Татарстана, Башкортостана и регионов России, но и из зарубежья (Италия, Швеция и т.д.).

Финал конкурса прошел 14-15 сентября в Казани. Он показал: качественные новые песни, имеющие ценность, есть и будут!» — ответил Рифат Фаттахов.

Значит, встретимся на гала-концерте в Казани.

P.S. У Рифата Фаттахова уже были конфликты, связанные с авторскими правами на песни. В результате конфликта с Ришатом Тухватуллиным татарский народ лишился возможности слушать песню «Тыңлачы, сандугач». Права на текст песни оказались у близких к Фаттахову структур, а Ришат оставил у себя право на мелодию песни. Певец исполняет эту песню с другим текстом.

Алина Айдарова

sntat

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here