«Ливанский коктейль Молотова» для российского Крыма

0
72

Все мы переживаем за судьбу Крыма и наших братьев. Рад, что мою статью по теме взяло такое издание, как НГ-Религии. Редакция НГР требует не только аналитического подхода, но и строгого языка в изложении. Потому первую, развёрнутую и более популярную версию материала предлагаю сейчас вам на сайте ИА IslamNews. В советские времена трудно было найти место более спокойное и благостное, чем Евпатория. Здесь на мелких пляжах купали малышей со всей страны, город – детская здравница. Ныне же три игрока хотят взбаламутить её покой, используя при этом… мечеть. Причём, действуют заодно фигуры, внешне парадоксально противоположные: хабашиты (одно из сектантских направлений в Исламе), проамериканские временщики из современного Киева, хабашиты и их покровители в Москве. Что это за странный горючий коктейль – попробуем разобраться.

 Крымская алхимия хабашитского лобби

В конце августа 2014 года из Евпатории (крымскотатарское название которого Гезлёв) пришла новость, которую большинство просто не заметило. О создании новой мусульманской организации – Таврического муфтията – сообщил близкий соратник новоявленного местного «муфтия» Руслана Саитвалиева Роман Силантьев. Сначала показалось странным: а что же глава центра географии и религии Русской православной церкви Силантьев нашёл в этом? Причём, в то время, как мусульмане всей России прилагают дипломатические усилия, чтобы помочь единоверцам, крымским татарам осознать перемены и использовать их себе на благо. Помогали муфтию ДУМ Крыма Эмирали Аблаеву – и реально позитивно помогли!

Оказывается в Москве сформировалось лобби хабашитов под предлогом борьбы с «ваххабизмом». Высший класс «аналитики»! Ведь, как известно, сектанты-хабашиты считают сектантов-ваххабитов основными конкурентами в борьбе за души мусульман.

«На только что прошедшем в Симферополе съезде мусульман с участием 100 делегатов из разных районов полуострова объявили о возрождении Таврического муфтията», – рассказал в августе прошлого года Силантьев агентству ИТАР-ТАСС. По его словам, эта организация, которая раньше была известна под именем «Духовный центр мусульман Крыма», всего за несколько месяцев (!) «стала одной из важных мусульманских сил Крыма – верующие всё больше доверяют ей, так как там проповедуются ценности традиционного, умеренного ислама, без политических лозунгов».

Как красиво прозвучало! Особенно про «политические лозунги». Но вот следующие ноты из задуманной партитуры зазвучали иначе, с «бетховенскими предчувствиями грозы и бури». Уже в начале сентября Силантьев объявил о том, что Крым обязательно… столкнётся с терроризмом, так как, по его словам, на полуострове действуют «ваххабиты» и «тахрировцы». Под этими «пугалами» он подразумевал традиционалистское Духовное управление мусульман Крыма во главе с муфтием Эмирали Аблаевым. Именно против него и был сочинён «новый муфтий с новым муфтиятом».

Сюрреализмы нашего времени

Напомним, что за 23 года пребывания Крыма в составе Украины, во многом благодаря тому, что в мусульманской жизни доминировал ДУМ РК, на полуострове не было совершено ни одного теракта. Поэтому провокационные заявления сторонников хабашитской секты являются не только средством разжигания гражданских конфликтов и дискредитации российской власти в Крыму (это уж само собой, как побочный продукт), но и представляют прямую угрозу безопасности крымчан. Более того – под аккорды «антитеррористической» риторики Силантьева, как раз они и создают благоприятный фон для диверсионно-террористической деятельности иностранных спецслужб.

Разве корень всех этих начинаний не в этом? И вовсе не странно, что свою руку к тому прикладывает не какой-то «агент проамериканских сил в Киеве», а россиянин Силантьев. Ведь именно он совсем недавно выпустил толстый том про то, что Совет муфтиев России не что иное, как «гнездо ваххабизма и экстремизма»… как раз синхронно с тем, как глава СМР муфтий Равиль Гайнутдин получал награду в Кремле из рук Президента России. Накануне того, как в столице откроют новую, самую крупную в Европе Соборную мечеть (гнездо для СМР). Вот парадоксы нашего времени! Не то что Гоголь с его «Вием», но любой сюрреалист – отдыхает…

Теперь без горького юмора. Воссоединение Крыма с Россией открыло перед мусульманской общиной полуострова огромные возможности. Сегодня это стало неоспоримым фактом – в первую очередь для самих крымских татар. Госсоветом Крыма был в кратчайшие сроки принят закон о реабилитации крымскотатарского народа, пострадавшего в эпоху сталинизма. Я неоднократно побывал здесь и многое видел своими глазами, участвовал в двух крупных встречах в честь Исмаил бея Гаспринского в Бахчисарае и потом на юбилее мечети хана Узбека в Симферополе и Старом Крыме.

Как отметил заместитель муфтия Духовного управления мусульман Крыма Айдер Исмаилов, здесь появились не только правовые механизмы, но и финансовая основа для развития мусульманской общины. Люди начали получать документы, признающие их репрессированными, а мусульманские религиозные организации – значительные средства на осуществление уставной деятельности. Разрешаются накопившиеся годами проблемы как национального, так и религиозного и чисто бытового характера. И всем видно и известно. Излишне здесь что-то ещё повторять.

Однако ещё год назад ситуация была не столь однозначной. Украинские СМИ рисовали ужасающие для крымских мусульман перспективы, связанные с Россией. А своего апогея антироссийская пропаганда достигла в период референдума в Крыму. Крымским татарам обещали все ужасы массовых репрессий, вплоть до повторной депортации (на каком основании, из каких соображений – никто и не ломал себе голову придумать хоть что-то внятное). Особое место в арсенале политтехнологов занимал миф о тотальном преследовании Ислама в России. Неудивительно, что часть крымских татар, включая некоторых духовных деятелей и политиков, оказалась скептически настроена в отношении новой власти. И вот в эту нишу устремились любители террористических угроз и «коктейлей Молотова».

Хабашиты, чему нас научите?

В преддверие референдума в Крыму активизировались «ориентированные на Киев» мусульманские общины. Стоит отметить, что в период пребывания Крыма в составе Украины, власти этой страны проводили политику искусственного дробления крымской уммы. Составным её элементом была передача важных духовных центров не представителям традиционного ислама, а сектантам из течения хабашитов.

Организация хабашитов заслуживает отдельного внимания, так как не первый раз оказывается инструментом разжигания религиозно-политических конфликтов. Его основатель – эфиопский проповедник Абдуллах аль-Харари в 1950-ые гг. переселился в Сирию. Однако его учение, основанное на крайностях мистицизма, обвинении в неверии своих оппонентов и крайней жесткой вертикали власти с беспрекословным подчинением верующих шейху не вызвало восторга и, мягко говоря, не нашло понимания среди сирийских суфиев.

Тогда в 1975 году он переселился Ливан, охваченный религиозным противостоянием. Как известно, в той смуте активное участие принимали израильские спецслужбы. Вот в этой среде, в это смутное время он и расцвёл.

Здесь лидер хабашитов получил серьёзную материально-финансовую поддержку. В том же году в Ливане разгорелась кровопролитная гражданская война, в которой идеология хабашитов по преданию анафеме всех несогласных с ними мусульман, стала одним из главных дестабилизирующих факторов.

Мне не раз доводилось бывать в многострадальном Ливане и общаться с мусульманами и христианами разных конфессий. До сих пор в этой стране нет такого уровня стабильности и прочности, которые необходимы для многолетних перспектив. Сложнейшая, выстроенная после гражданских войн, система «конфессионального представительства» едва удерживает общество от потенциально тлеющих конфликтов, посеянных ещё в те годы.

Позвольте чуть отвлечься: расскажу о том, что меня поразило в Бейруте. К себе в гости пригласил меня муфтий суннитов Ливана – какая же и во дворе, и в коридорах и в комнатах была там охрана! Буквально за каждой шторой и занавеской неслышно стояли люди с автоматами наперевес. И это норма. Как и то, что глава шиитской «Хезболлы» практически не появляется на людях, а общается через телемониторы… И это называется «мирное время».

Так вот, этот горький опыт «ливанского коктейля» хабашиты несут везде, где только появляются. После воссоединения Крыма с Россией на полуострове произошла беспрецедентная их активизация как раз в лице Таврического муфтията (председатель Руслан Саитвалиев). Эта структура была создана на базе Духовного центра мусульман Крыма, ориентированного на лидера хабашитов Украины, уроженца Ливана шейха Ахмеда Тамима. Пользуясь лояльностью крымских властей к Исламу и их неискушённостью в различении исламских течений, новое детище Саитвалиева одним из первых прошло перерегистрацию… в 2014 году.

Интересный факт: сам хабашитский эмиссар Ахмед Тамим прибыл на Украину в качестве студента гораздо раньше, ещё в 1976 году, то есть через год после того как его духовный наставник аль-Харари комфортно обосновался в охваченном гражданской войной и фактически лишённом суверенитета Ливане. После учебы Тамим так и не вернулся на родину, а сразу после развала СССР организовал и возглавил в Киеве Духовное управление мусульман Украины, откуда началось продвижение идеологии хабашитов на всём постсоветском пространстве.

Конечно, и тогда и сейчас многих поражает – «киевским муфтием», как только началась свободы вероисповедания, на Украине стал… араб. Значит, никто не помнил о татарских общинах, о крымском опыте… никто не анализировал, что это за арабский «работник духовного просвещения» и что может принести стране? Впрочем, насколько стратегически и мудро мыслили власти Киева за эти годы мы видим сейчас: государственность практически разрушена. Тот хаос, который был в государственно-религиозной политике, сегодня уже дал свои злые всходы – раскол христианских, прежде всего православных, общин Украины стал глубинной трагедией. Что уж о говорить об отношении к Исламу…

За время своей деятельности на посту киевского муфтия, шейх Тамим по-своему основательно политизировал деятельность ДУМ Украины. Он позиционировал себя долгое время как сторонник режима Януковича, а с 2014 оказывает поддержку новой «украинской власти» во главе с Порошенко.

Хотя принадлежность Саитвалиева, как и его наставника шейха Тамима к хабашитам – общеизвестный факт, оба персонажа публично не афишируют связь с сектантами. В Крыму мне рассказали, что Саитвалиев даже предусмотрительно сменил шафиитский мазхаб, с которым себя связывают хабашиты, на ханафитский, традиционный для мусульман Крыма. Дело здесь отнюдь не в мазхабах, разница между которыми для мусульманина носит непринципиальный характер, а в мимикрии лидера крымских хабашитов. Ведь всё говорит о том, что эта структура уже начала использоваться для разжигания религиозных конфликтов на территории Крыма по ливанскому сценарию. Первый тревожный звонок – события в Евпатории в унисон с риторикой хабашитского лобби, обещающего начало террористических атак, – не заставил себя долго ждать.

Чем могут «обливанить» Крым?

Действительно ли возможно перенести инструменты деструкции из Ливана на детские пляжи Евпатории? Сам вопрос кажется сначала диким. Но полистайте хроники истории этой молодой арабской страны, над формированием которой так потрудились труженики «цивилизованного Запада» и их арабские марионетки из сектантских и псевдоисламских кругов. Да, именно так хабашиты действовали в Ливане во время кровопролитной гражданской войны, когда лояльных властям мусульманских лидеров страны как раз сектанты объявили… вероотступниками. Вот тут и заработал «ядерный реактор» такфиризма и ненависти, оправдания убийств «на религиозном обосновании», апофеозом которого стало появление на землях Сирии и Ирака так называемого «Исламского государства».

Одновременно следовали нападки на ливанских чиновников, якобы поощряющих «ваххабитов» и «радикалов». Любые попытки конструктивного диалога с хабашитами потерпели фиаско. На фоне взаимных обвинений страну захлестнула волна терроризма и диверсий. А вот это и был искомый результат, для инициаторов смуты.

В итоге Ливан погрузился в хаос и разруху, оказавшись отброшенным в развитии на несколько десятилетий назад. А южная часть страны была оккупирована израильскими силовиками. Богатейший некогда край… с многовековой историей, потрясающе трудолюбивым и самым образованным в Арабском мире народом… уникальными транспортно-логистическими возможностями… «окно в Европу» для всего Востока.

… Следующим шагом новоявленного Таврического муфтията стала массированная информационная атака на муфтия Крыма Эмирали Аблаева и ряд крымскотатарских политиков, которые (неожиданно для проамериканских политтехнологов в Киеве) дистанцировался от джемилёвского Меджлиса. Это стало наиболее болезненным ударом по «украинским» интересам в Крыму, учитывая авторитет Аблаева среди крымских татар. Ситуация усугублялась тем, что несколько бывших лидеров Меджлиса в изменившихся условиях получили руководящие должности и стали активно взаимодействовать с властью в решении проблем крымскотатарского народа. Извините, о таком прорыве не мог мечтать никто «при Джемилёве».

Лоббисты киевского шейха Тамима обрушились с критикой на политику властей Крыма и лично главы республики Сергея Аксёнова. Им вменили в вину попытку централизации мусульманских общин под единым началом лояльного власти ДУМ Крыма. Такой расклад явно не вписывался в озвученный Силантьевым сценарий начала «ваххабитского» террора и хаоса на полуострове.

Что же делать? Смута как-то не заваривалась… Дабы как-то переломить ситуацию, Таврический муфтият стал насильственно удерживать ключевую мечеть – Джума-джами в Евпатории вопреки решению суда.

Итак, какие волны ныне в Евпатории?

Сегодняшнее противостояние за старейшую мечеть Крыма – красивейшее здание 16 века, один из шедевров османского классического стиля, гордость горожан и магнит для туристов – фактически превратилось в попытку раздела сфер влияния между Духовным управлением мусульман Крыма, ставшим надёжным партнёром и мусульманских организаций России и российских властей – и Таврическим муфтиятом, ориентированным на хабашитскую секту и её лидера – главу ДУМ Украины шейха Ахмеда Тамима.

А то, чем может обернуться для Крыма и её жителей влияние хабашитов, можно проследить на примере трагической судьбы Ливана.

Если нас история всё-таки чему-нибудь учит – мы сохраним мир и во всём Крыме и в его «детской здравнице» Евпатории, историческом Гезлёве.

Прошу мусульман о молитвах за Крым!

 

Джаннат Сергей Маркус, исламский культуролог
Москва-Киев-Бейрут-Гезлёв

http://www.islamnews.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here