Минстрой или муниципалитет? Кому распоряжаться землей в Самаре

0
52

На встрече с журналистами Дмитрий Азаров выразил мнение о целесообразности передачи полномочий по выделению земельных участков и утверждению разрешительной документации в руки единого органа.

Эта отнюдь не свежая мысль из уст градоначальника в силу многих причин выглядит как никогда актуальной и даже действительно свежей. В период назначения министров областного правительства мы задали вопрос участникам рынка. Именно им приходилось бегать «между капельками», чтобы соблюсти законность и владеть или пользоваться территорией под застройку на законных основаниях.

Говоря о насущных проблемах самарских строительных компаний, вопрос наличия огромного числа административных барьеров, усложняющих процедуру получения разрешительной документации на строительство, равно как и выделения участка под застройку, проигнорировать просто невозможно. Нельзя не отметить, что в этой области в Самаре сложилась совершенно уникальная ситуация, иллюстрирующая, что в российских реалиях между декларируемым законодательством и реальным положением дел часто на практике никакого соответствия не существует.

«Возвращение городу полномочий по выделению земельных участков под строительство было бы целесообразно, если мы хотим прийти к исполнению существующего законодательства, – отмечает Вячеслав Сидорович, вице-президент ГП «Берег». – Ведь согласно федеральному закону, весь процесс подготовки земельного участка, включающий в себя отселение, снабжение площадки соответствующей коммунальной инфраструктурой, проведение аукциона, заключение договора аренды и экспертизу проектной документации, должен находиться как раз в компетенции муниципалитетов». Однако в регионе, как уже говорилось выше, нормы федерального законодательства не действуют. В чем же причины такого положения вещей?

Напомним, что до 2006 года функция выделения участков под строительство входила в компетенцию муниципалитета. Однако, по мнению областного правительства и общественности, наличие такого правового механизма способствовало бесконтрольному выделению участков под бессистемную точечную застройку, что, в свою очередь, служило причиной многочисленных конфликтов между застройщиками и горожанами. Для того чтобы прекратить данные процессы, областные власти лишили городскую администрацию этого права.

С одной стороны, в плане прекращения бессистемной застройки определенный положительный эффект такие изменения имели. Но обратной стороной медали в этом случае стало заметное усложнение процедуры выделения участков под строительство и оформления соответствующей документации, ставшее одним из главных тормозов развития строительной отрасли в городе. И вот спустя шесть лет определенные надежды у участников строительного рынка Самары появились. Будут ли изменения в данной области в связи с приходом нового правительства на политическую арену региона? По крайней мере, данный вопрос вновь поднимается для обсуждения.

Как разрешить сложившуюся ситуацию? Единого понимания в этом отношении нет и в среде самих строителей. Так, например, председатель совета директоров строительной корпорации «Авиакор» Владимир Кошелев считает, что любые перемены в функциях органов власти смогут привести лишь к негативным последствиям. «На сегодняшний день между городской администрацией и минстроем существует полное взаимопонимание во всех рабочих вопросах. Я считаю, что лучше не ломать этот механизм. Какие-либо изменения в этой сфере смогут лишь ухудшить ситуацию», – комментирует Кошелев.

Опасения некоторых участников рынка вполне понятны. Но, с другой стороны, отнюдь не надо быть экспертом в сфере строительства или экономики, чтобы понимать, что в условиях, когда оформление разрешительной документации на строительство ведется годами, о каких-либо перспективах развития отрасли говорить просто не имеет смысла. В среднем в Самаре при подготовке разрешения на строительство документ проходит около 18 согласований и визирований. Стоит ли приводить какие-либо другие аргументы в пользу актуальности немедленного решения проблемы административных преград?

Однако, рассматривая данную проблему, необходимо понимать, что любая модернизация административного аппарата требует системного подхода. В этом контексте упрощение разрешительных процедур и создание прозрачной среды должны идти рука об руку с созданием новых подзаконных актов, расширяющих полномочия надзорных структур в строительной сфере, и усилением контроля. Таким образом, правительство сможет перестраховаться от возобновления процессов массового бессистемного пользования земельными участками города. Стоит заметить, что перераспределение функций в пользу минстроя, происшедшее в 2006 году, отнюдь не решило проблему контроля над процессами незаконной точечной застройки города объектами коммерческой недвижимости. Ларьки и магазины без каких-либо правовых оснований продолжают строиться и по сей день. И одной из главных причин, помимо отсутствия должного контроля этих процессов, является также и сложность оформления договоров аренды. Все это говорит о необходимости комплексного подхода к решению задачи.

Для строителей, по большому счету, не так важно, какой орган будет наделен этими полномочиями. Принципиальным требованием является лишь то, чтобы все вопросы, касающиеся сферы выделения земельных участков, находились в компетенции одного органа, с четко прописанными функциями и обязательствами.

“Самара24”.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here