Минтимер Шаймиев: «Дальше нельзя жить так, как мы жили до сих пор»

0
437

Речь первого президента РТ о национальном образовании, «вольностях» федеральных органов и патриотизме, который «не придет сам по себе»

«Даже для того, чтобы учебники на национальных языках стали не пособиями, а учебниками, сколько боролись мы за это дело!» — вспоминал сегодня, выступая перед педагогами в стенах полилингвального образовательного комплекса в Елабуге Минтимер Шаймиев. Первый президент РТ объяснил, как поправки к Конституции защитят родные языки, рассказал о желающих из других регионов перенять образовательный опыт республики и предложил внедрять трехъязычие начиная с детсадов.

Минтимер Шаймиев: «В Татарстане, где бок о бок живут представители 173 национальностей, крайне важно сохранять и развивать межнациональное и межкультурное согласие» Фото: Олег Спиридонов

О ПОПРАВКАХ К КОНСТИТУЦИИ, КОТОРЫЕ СОХРАНЯТ РОДНЫЕ ЯЗЫКИ

Для многонациональной РФ культурно-образовательный вопрос — это ключевая проблема, особенно то, что касается языков народов Российской Федерации. В стране в системе образования изучается 100 языков, в 22 республиках РФ они, кроме русского, закреплены как родные, государственные. В Татарстане, где бок о бок живут представители 173 национальностей, крайне важно в этих условиях сохранять и развивать межнациональное и межкультурное согласие, воспитать молодое поколение воспринимающим разнообразие языков и культур, готовым дорожить своим историческим наследием.

Уже с дополнениями Конституция РФ гарантирует всем народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Недавно всей страной дружно мы приняли эти поправки и закрепили в Основном Законе. Потому хочется быть уверенным, что данные положения Конституции будут неукоснительно реализованы, Надеемся, что ни одно ведомство на этот раз отныне не позволит себе не выполнять Основной Закон Российской Федерации, тем более что в статье 69 добавлен пункт о том, что государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей РФ, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового разнообразия.

Яснее не напишешь, остается выполнять Основной Закон. Мы граждане Российской Федерации, независимо от того, кто какое положение занимает. Я думаю, больше вольности со стороны федеральных органов не повторятся, иначе необъяснимым становится. Я это почему говорю? Потому что не с чужих слов. Мы таким занимаемся. В докладе наш министр сказал: даже для того, чтобы учебники на национальных языках стали не пособиями, а учебниками, сколько боролись мы за это дело, хорошо хоть достучались. Вот таких проблем много.

Сложившаяся ситуация по национальному языковому образованию, реализуемая в системе общего школьного образования, вызывает многочисленные вопросы у родительского сообщества, учителей, большого числа граждан, обеспокоенных процессами, происходящими в этой сфере. Об этом же свидетельствует озабоченность авторитетной республиканской комиссии по сохранению и развитию татарского языка при президенте РТ под руководством уважаемого всеми нами Марата Готовича Ахметова. Я думаю, что общими усилиями и тут наши желания будут реализованы. 

«У татар говорят: язык — самый дорогой подарок матери своему ребенку. Красивее, содержательнее сказать невозможно» Фото: «БИЗНЕС Online»

О ТОМ, ЧТО «НЕЛЬЗЯ ЖИТЬ ТАК, КАК ЖИЛИ»

У татар говорят: язык — самый дорогой подарок матери своему ребенку. Красивее, содержательнее сказать невозможно. Только через осознание величия родного языка, языка матери, собственной культуры человечество способно воспринимать величие культуры других народов, что в свою очередь дает возможность воспитывать уважительное отношение, внимание и понимание культурного языкового разнообразия остальных народов. С 1 сентября текущего года вступит в силу новый закон, который вносит поправки в федеральный закон «Об образовании». В связи с этим у школ, колледжей, вузов будет время до 1 сентября 2021-го подготовить рабочие программы воспитательной и социальной программы. Министерство образования и науки республики, руководство вузов совместно с вышестоящими федеральными образовательными структурами должны провести конструктивную работу и достичь полного взаимопонимания. Почему? Потому что дальше нельзя жить так, как мы жили до сих пор. Закон принят, один год дан, чтобы в программах учебных и воспитательных совместно работать, чтобы потом это всех удовлетворило, сдружило, [чтобы мы] достигли понимания, чтобы с горечью больше с таких трибун мы не говорили, чтобы взялись и работали, имея полное понимание. Мы же этого хотим, приглашаем к пониманию, многонациональной Российской Федерации. Я думаю, раз уж вы (обращение к президенту Российской академии образования Юрию Зинченко — прим. ред.) тут, то доведем вместе до полного понимания.

«В государственном университете сейчас уже готовят для полилингвальных школ учителей, которые будут вести уроки на иностранных языках. Уже 150 абитуриентов приняты» Фото: «БИЗНЕС Online»

О ЗНАЧЕНИИ ПОЛИЛИНГВАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Мы ничего невозможного, нереального не ставим. Мы хотим объединиться, дружно жить, получать знания. Патриотизм не придет сам по себе. Нельзя сделать ребенка патриотом, просто посадив его и сказав: «Будь патриотом». Я абсолютно убежден, что создание полилингвальных образовательных комплексов поможет максимально эффективно реализовать конституционные права граждан на изучение родных языков и вместе с тем изменить взгляд на языковую, а если взять шире, гуманитарную подготовку учащихся.

В государственном университете сейчас уже готовят нам для полилингвальных школ учителей, которые будут вести уроки на иностранных языках. Уже 150 абитуриентов приняты. При тех лабораториях, которыми располагает сейчас Казанский государственный университет, а мы обошли все… эти лаборатории созданы на самом высоком техническом уровне и научном для того, чтобы готовить специалистов. А мы там сейчас увеличиваем подготовку педагогических кадров. Уже сегодня было сказано, что более 10 тыс. иностранных студентов учатся.

Сейчас есть закон России, что старшекурсников можно приглашать учительствовать. И практику будут проводить, и материальная поддержка появится, и эту жизнь они станут проходить в молодом возрасте, когда надо учиться. Это очень ценное предложение.

Считаю принципиально значимым усилить внимание к преподаванию в школах и прежде всего полилингвальных образовательных учреждениях дисциплины «История и культура Татарстана» в данном случае. И когда эти школы станут появляться в других регионах, какие разговоры могут быть… тут и патриотические мотивы, и элементы патриотического воспитания, все будет заложено.

«Только упорный труд, постоянное саморазвитие, неустанный поиск станет основой успеха в 21 веке. Иное не дано»«Очень важное значение в создании комплекса «Адымнар» — опора на неразрывную связь с семьями учащихся» Фото: president.tatarstan.ru

О СВЯЗИ С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ

Очень важное значение в создании комплекса «Адымнар» (первый полилингвальный комплекс — прим. ред.) — опора на неразрывную связь с семьями учащихся. Мы должны находить общий язык. Тем более будем учиться не на одном только языке. Мы должны достичь понимания, проникнуться уважением друг к другу, на этой основе еще воспитанием детей, которые станут хорошо учиться и дружить. На подобное будем обращать надлежащее внимание.

Только упорный труд, постоянное саморазвитие, неустанный поиск станут основой успеха в XXI веке. Иное не дано. Мы иначе отстаем в образовательном мировом пространстве, не изменяем наши подходы, мышление, не создавая надлежащих условий вот таких. Здесь учебные пространства созданы, так же мы должны делать постепенно и в других школах, это очень важно.

Неслучайно сегодняшний августовский педсовет проходит под девизом «Образование XXI века: настоящее для будущего». Это определяет все, что мы делаем и станет залогом успешного будущего наших детей. Кто, если не мы, всей страной возьмется за решение спокойно, достигая взаимопонимания. Мы обязаны. Иначе это неблагодарность будет с нашей стороны детям нашим.

«Где Иннополис еще есть, который вот так работает?» Фото: «БИЗНЕС Online»

О ТОМ, ЧТО ОБ ИННОПОЛИСЕ ГОВОРЯТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ О «СКОЛКОВО»    

Время быстро идет. Дети должны стать конкурентоспособными, мы не должны радоваться, если уехала из Татарстана какая-то семья в Америку… Мы способны на это дело: так быстро начали и постигаем уровень, создание условий. Обеспечивать кадрами наша республика в состоянии. Тем более она не может иначе развиваться. По современным технологиям во многом, если не сказать, во всем мы быстро все осваиваем и внедряем. И это обеспечивает успех развития республики. Тем более, что очень важно, наш президент оказался современным и понимающим все дела, со всей глубиной. Я радуюсь этому, мир такой. Многие же сейчас делегации просятся посмотреть, ознакомиться с Татарстаном, каким образом достучаться, прийти с лингвистическими или создавать совместные проекты. Такого понимания достигли за эти годы. Величайшее же достижение, когда просятся к нам. Бывало, сколько я сам ездил в какие-то страны, достучишься, а тут уже начинают к нам стучаться.

Сегодня встречались с учащимися Иннополиса. Не знаю, как президент это воспримет, надо, чтобы дети поженились, и ускорить выделение им квартир. Не хочется их куда-то отправлять даже. Такой труд вкладывается. О нашем Иннополисе сейчас говорят больше, чем в свое время создавали первый Иннополис («Сколково» — прим. ред.) под Москвой. Я хочу, чтобы все достигали успехов, потому что это капитал в человека. Когда есть хлеб на столе, решающую роль играет капитал в человека. Мы должны быть конкурентоспособными, достойно представлять свою родину для того, чтобы достичь успехов.

Мы на генетическом уровне способный народ. Почему мы не должны беречь, приумножать, понять и, как говорится, постигать успехи? Мы способны. Мы можем гордиться, какие мы, дети каких родителей, потому что мы можем. Если бы сомневались, мы за такие дела не взялись бы. Зачем терять время? Готовое бы ждали когда-нибудь, потом бы начали изучать… Мы впереди. Нам уже эти позиции нравятся, мы хотим всегда быть впереди во всем, приятно же. Новые веяния, инновации требуют от всех нас готовность, поспокойнее бы принять такой новый мир. Но мы становимся таковыми, способными их принимать. Где Иннополис еще есть, который вот так работает?

Я посмотрел сегодня на молодежь, у которой встреча была с президентом республики. Не прикажешь же, я говорю, поженились бы, квартиры бы дали — это капитал уже, первичный капитал.

«Еще один вопрос надо внимательно изучать. До ЕГЭ доходит одна треть, чуть выше. Остальные дети идут в колледжи, в профобразование»«Еще один вопрос надо внимательно изучать. До ЕГЭ доходит одна треть, чуть выше. Остальные дети идут в колледжи, в профобразование. Огромный там резерв» Фото: president.tatarstan.ru

О РЕЗЕРВЕ В ВИДЕ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖЕЙ

Сейчас главы администрации, тем более после сегодняшней встречи, то, что сейчас здесь увидели, многие активные уже до этого начали поднимать вопросы — каким образом бы иметь такое у себя в районе. Это же тоже хороший сигнал. Я считаю, что ответ таким должен быть: идущий одолеет. Если мы понимаем, что это важно, мы должны подумать. Имея, например, первые 6 комплексов, которые за год два сдали, обеспечив уже практически их кадрами надежными.

С педучилищами еще надо как следует поработать. Во все времена, когда мы учились, росли, завидовали педучилищам. Еще один вопрос надо внимательно изучать. До ЕГЭ доходит одна треть, чуть выше. Остальные дети идут в колледжи, в профобразование. Это тоже хорошо, потому что среди них есть такие ребята. С ними отдельная работа должна быть, тут проблема. Огромный там резерв.

В каждом районе это невозможно (построить полилингвальный комплекс — прим. ред.) даже в ближайшем будущем, мы могли бы межрайонные иметь. Интернаты возвести, например, при базовых комплексах. Проще для сельских ребят, такая потребность у нас появится. Мы будем искать. Мы, как говорится, на творческом пути. Если до этого додумались, решим и дальше, имея уже опыт. 

Мы могли бы классы создавать полилингвальные в отдельных районах, интернаты в базовых комплексах. Мысли приходят«Мы могли бы классы создавать полилингвальные в отдельных районах, интернаты в базовых комплексах. Мысли приходят» Фото: president.tatarstan.ru

О ТРЕХЪЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ДЕТСАДАХ 

Я почему говорю об училищах… в детских садах, дошкольных учреждениях мы же тоже так можем спокойно готовить воспитателей, которые могли бы заниматься с детьми на трех языках. Туда хорошие ребята идут. Есть у нас над чем работать. Мы могли бы классы создавать полилингвальные в отдельных районах, интернаты в базовых комплексах. Мысли приходят.

Мы находим постепенно взаимопонимание. Если кто дорожит силой государства, авторитетом в мире Российской Федерации, мы же такого хотим? От этого все выигрывают. Коль так, давайте и будем заниматься. Я хотел бы поздравить с началом нового учебного года, пожелать здоровья вам. Терпения, очень большое терпение нужно. По терпению вы должны быть образцом для всех нас. Оно у вас получается. Сами прекрасно выглядите, дети стремятся к лучшим поступкам в учебе, одним словом, вместе мы способны решать любые задачи и обязаны это делать.

Персоны: Шаймиев Минтимер Шарипович

Анна ГородноваЛинар Фархутдинов

Фото на анонсе: Олег Спиридонов


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here