Многообразие в единстве

2

Статья Владимира Путина «Россия: национальный вопрос», опубликованная в независимой газете 21.01.2012 года, привлекла внимание всего нашего общества. Она обсуждается во всех СМИ. Люди, кому небезразлична судьба нашей страны, высказывают свое мнение, свое видение решения проблем, поднятых в статье. Можно однозначно сказать, что это – первый документ в постсоветском периоде, приоткрывающий завесу столь важного вопроса, как национальный. «Одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие,» – говорится в начале статьи В.Путина. С этим трудно не согласиться. Но об этом говорили многие и раньше, но дело ограничивалось только декларацией, провозглашением этого «условия». Останутся ли тезисы В.Путина лишь декларацией и, не дай Бог, только лишь предвыборным пиаром? Ведь от провозглашения «необходимости» до их реализации в виде законопроектов, нормативных документов – дистанция огромного размера.
Национальный вопрос – это огромный пласт, который касается каждого человека нашего общества. Поэтому, прежде чем принять какой-либо законодательный акт по нему, необходимо широкое обсуждение этой проблемы в обществе. И только с учетом широкого спектра мнений людей, отбросив шовинистические и национально-экстремистские взгляды, направленные не на объединение, а на разрушение нашего общества, можно принять закон или другой нормативный документ.
Национальный вопрос нельзя рассматривать обособленно от экономических, политических, социальных и духовно-нравственных составляющих. Это единый процесс. Чтобы каждый человек, представитель любой национальности, живущей в нашей стране, чувствовал себя равным, необходимо создать для них равные социально-экономические, политические возможности.
В советское время был популярным лозунг «расцвет и сближение наций», то есть культура, традиции, язык, искусство, литература, история каждого из составляющих советского общества сохранялось, развивалось, взаимно обогащалось. Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальности. А в Совете Национальности были представлены все национально-территориальные образования. Это была система, обеспечивающая политические права каждой нации. В целом такая система (я здесь не говорю об общей концепции советской системы), способствовала воспитанию интернационализма, дружбы между народами. И никто не называл татарина – «русским татарином», грузина – «русским грузином» и т.д., как понятие «россиянина», т.е. человека, живущего на территории Российской Федерации, пытаются подменить сегодня новым национальным словосочетанием «русский-татарин», и т.п. Здесь речь идет о нивелировке национальной идентичности. Такая попытка уже была, когда в брежневской конституции 1977 года «национальность» была заменена понятием «Советский народ».
«Русский народ является государствообразующим – по факту существования России», – пишет В.В.Путин в своей статье. Это положение особенно остро обсуждается в обществе . кое кто даже предлагает этот тезис записать в конституцию. Что автор хотел сказать этим? Отвести русским главную роль в государстве, а всем остальным – второстепенную? Если это так, то сам факт существования России ставится под угрозу. Бросим взгляд на историю. Разве татары и русские вместе не защищали свою Родину от поляков в 17 веке? Разве на полях сражений потив наполеоновских войск полегли только русские? А на фронтах Великой Отечественной войны отстаивали независимость Родины только «государствообразующая» нация? А среди героев Советского Союза более двух тысяч украинцев, более 500 белорусов, более 200 татар и т.д. не являются «государствообразующими» нациями? А какая нация в национальных республиках является «государствообразующей»? В Чеченской республике, Республике Татарстан  и т.д?
Надо отходить от употребления «государствообразующей» и «негосударствообразующей» понятий. Это ни к чему хорошему в конечном итоге не приведет, кроме внесения взаимного недоверия между народами России.
В.В.Путин считает, что миссия русских… скреплять в такой тип государства — цивилизации, где нет «нацменов» (национальных меньшинств), а принцип распознания «свой — чужой» определяется общей культурой и общими ценностями.
Татары в  России относятся к категории «нацменов», хотя по численности находятся на втором месте после русских. Я уже не говорю о других «нацменах» в России, численность некоторых из них насчитывается всего несколько сотен или несколько тысяч человек. Каким же образом будут освобождаться от «нацменов», а внедрять «общую культуру и общие ценности», чтобы распознавать «свой-чужой»?
Ну, первый шаг уже сделан: в паспортах не указывается «национальность. Второй шаг — дети в национальных населенных пунктах лишены возможности обучаться на родном языке.
Следующий шаг — искаженно представлять национальный срез в процессе всероссийской переписи населения. Цель — приуменьшить истинное количество «нацменов». Сошлюсь на конкретные примеры. По официальным данным количество татар с 5,5 млн. чел в 2002 г. сократилось до 5,31 млн. человек в 2011 году. По неофициальным данным число татар в  России около 7 млн. чел. Чтобы приуменьшить численность татар, их, прежде всего, раздробили на десятки составляющих, каждую их которых представили как отдельную национальность.

Например, таблица выглядит следующим образом:
татары;
казанские татары;
мишары;
кряшены;
татаро-булгары;
нижегородские татары;
сибирские татары и т.д.
Одно дело — происхождение, другое — сформировавшийся этнос. В составе любого этноса — множество компонентов, нет единого чистокровного этноса, народа. Но есть нация. И татары, вобравшие в себя на протяжении веков различные этнические компоненты, существуют как великая нация со своей богатейшей историей, культурой, языком, религией.
Скажем, мишары. Можно ли их отделить от татар? Мишары — этнографическая группа татар, как правило, говорящих на западном диалекте татарского языка. Исторически обозначал также сословие башкиро-мещерякского войска (созданного на основе переселенцев в  Башкирию служилых татар из Пензенской и Симбирской губерний) и этносословные группы, возникшие на ее основе. Мишары, имеющие общую культуру, историю, религию со всем татарским народом, отличаются от остальных лишь мишарским диалектом татарского языка. Ловко манипулируя различием в названиях диалектов татарского языка, определяя национальность по признаку места их проживания (астраханские, сибирские и т.д. татары) делается попытка представить каждого из них как самостоятельную национальность. Этим же объясняется и выделение еще одной группы татар из их общего числа — кряшенов, то есть татар, принявших православную религию.
К вопросу о «государствообразующей» нации можно добавить еще один тезис  – смешанные браки. В Самарской области более 30 процентов браков состоят из представителей различных национальностей. Такая же картина и  в России в целом. И эта тенденция имеет вектор роста. В.В.Путин как-то говорил, что «копни любого русского и в нем найдешь татарскую кровь». К какой национальности соотнести детей, рожденных от браков скажем между русским и евреем, между татарином и русской и т.д.? В России проживает 33 млн. супружеских пар. Почти половина из них, или около одной трети — смешанных по национальным признакам. За 8 лет количество русских уменьшилось на 4 млн. чел. К этому нужно добавить данные, которые привел патриарх Кирилл на встрече с ВВ.Путиным, что число обортов достигает ежегодно до 3-4 миллионов. Плюс губит население алкоголизм, наркомания, СПИД и т.п.
В целом, если о «государствообразующей» нации можно было говорить вчера, то сегодня, тем более завтра нужно с очень большей осторожностью.
Я воспитывался на культуре выдающихся представителей великого русского народа. Пушкин, Лермонтов, Чехов, Тургенев, Толстой, Достоевский, Гоголь, Карамзин и много много других великих людей для меня были и остаются источниками знаний, культуры, истории нашей России. Я восхищаюсь чарующей музыкой Чайковского, Бародина, Шостаковича и других. Я горжусь, что живу в стране Гагарина, Жукова, Курчатова. Я «Великий и Могучий» русский язык считал и считаю вторым родным языком.
Но я никогда не забываю все родное, что я впитал в себя с молоком матери: свой родной татарский язык, глубокую мелодию, музыку моего народа, историю, культуру, обычаи, традиции. Мне одинаково близки выдающиеся представители моего татарского народа — поэты, писатели, композиторы, ученые и великие поэты, писатели ругих народов — Айтматов, Гамзатов, Руставели и т.д. И, находясь за границей России, я никогда не называл себя «русским татарином», а говорил, что я татарин из России, и не было никаких вопросов, недопониманий.
В заключении хотел бы привести слова В.В. Путина из его же статьи: «Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является «гражданское и межнациональное согласие». И наша задача — способствовать достижению этого согласия.

Идеал ГАЛЯУТДИНОВ,
руководитель отдела РДУМСО по связям с общественностью,
советник «Дуслык» по идеологии.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Согласна с автором, единство-это тот, путь который был проложен нашими предками, тяжелым, кропотливым трудом:умом, души и тела… для нас потомков.Чтобы мы не стали рабами в своей стране.

Comments are closed.