«Не было задачи создать фильм уровня Голливуда»: как в Салмачах снимают нашего «Ибн Фадлана»

0
60

VIP-гостям по случаю празднования 1100-летия принятия ислама покажут двухчасовое кино с муфтием РТ в эпизодической роли

В Казани завершаются съемки документально-художественного фильма «Ибн Фадлан», посвященного 1100-летию официального принятия ислама Волжской Булгарией, его первыми зрителями станут участники юбилейных торжеств. Причем старт проекту был дан совсем недавно — в конце 2020 года. Насколько реально соблюсти жесткий дедлайн, каков бюджет ленты и можно ли было соблюсти аутентичность эпохи? «БИЗНЕС Online» побывал на съемочной площадке проекта в одном из казанских поселков.

В Татарстане завершаются съемки фильма «Ибн Фадлан», посвященного 1100-летию официальному принятию ислама Волжской Булгарией
Фото: Сергей Елагин

В поисках аутентичности

Складское помещение в казанском поселке Салмачи, одну из локаций, на которой проходят съемки фильма «Ибн Фадлана», найти было не так просто. Впрочем, генеральный продюсер картины Айназ Мухаметзянов прислал пошаговую инструкцию в виде фотографий о том, как можно доехать от ближайшей из указанных в навигаторах улицы Жемчужной до того места, где создается «важнейшее из искусств».

Оказавшись на месте, мы встретили привычную для подобных мероприятий суету: из громкоговорителя раздавались команды, кого-то просили срочно прийти на съемочную площадку, сидящие за монитором специалисты о чем-то спорили, обсуждая «картинку». Оказалось, что непосредственно съемочный день еще не начался, шла подготовка к последней репетиции перед тем, как прозвучит команда «Мотор!». В самом ангаре было достаточно прохладно: сняв верхнюю одежду, минут через 10–15 появилось желание вновь ее надеть.

За костюмы на «Ибн Фадлане» отвечает, как было сказано «БИЗНЕС Online», «модельер международного класса» Лейсан Хазиева, но ее самой в тот момент на площадке не было, вопросы решала ее коллега  Чулпан Сафина
Фото: Сергей Елагин

Непосредственно перед репетицией возникли какие-то неполадки с костюмами, позвали художника. За костюмы на «Ибн Фадлане» отвечает, как было сказано «БИЗНЕС Online», «модельер международного класса» Лейсан Хазиева, но ее самой в этот момент на площадке не было, вопросы решала ее коллега  Чулпан Сафина,бегавшая к месту, где складировали реквизит, и обратно на площадку. Практически на бегу, но Сафина все-таки рассказала о том, как работали над одеждой для героев фильма: «Искали, шили, было непросто, особенно по фактуре, пытались найти подходящую ткань по цвету, смотрели очень много референсов, каждая деталька утверждалась с историками. Было непросто, но мы это сделали, что-то находили, что-то брали в аренду в театрах». Плюс старались сохранить некоторую аутентичность, говорит художник по костюмам, по крайней мере большинство из них изготовлены из натуральных материалов, хотя синтетика тоже существует, но в минимальных количествах. Впрочем, дотошный к историческим деталям на съемочной площадке человек смог бы найти, к чему придраться по части реквизита. Например, горевшие свечи на столе находились в алюминиевых подсвечниках, а данный металл начали использовать только в XIX веке.

В различных эпизодах задействованы в сумме около 200 актеров массовых сцен, среди которых, как мы уже рассказывали, был и муфтий РТ Камиль Самигуллин
Фото предоставлено продюсером фильма «Ибн Фадлан»

Между тем кино, которое в Казани снимают по случаю 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией, не чисто игровое. Это документально-художественный фильм, в котором чередуются документальные и игровые блоки. Среди консультантов — член-корреспондент Академии наук РТ Фаяз Хузин, директор Билярского историко-археологического и природного музея-заповедника Зуфар Шакиров. Членами экспертного совета фильма являются также специалисты Института истории АН РТ, Института международных отношений КФУ, есть еще ряд специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ирана, Узбекистана, которые будут представлены непосредственно в фильме. Также в картине присутствует рассказчик. В фильме заняты порядка 20 актеров, у которых есть собственные персонажи. Помимо этого, в различных эпизодах задействованы в сумме около 200 актеров массовых сцен, среди которых, как мы уже рассказывали, был и муфтий РТ Камиль Самигуллин.

Съемки документально-художественного фильма «Ибн Фадлан» начались в конце 2020 года. Этапы путешествия секретаря посольства аббасидского халифа аль-Муктадира Ахмада ибн ал-Аббаса ибн Фадлана в Болгар в X веке были запечатлены в исторических декорациях в Астраханской области, а также в Атнинском районе и павильонах Казани. В столице Татарстана местом для съемок был выбран международный выставочный центр «Казань Экспо», а также тот самый ангар в Салмачах.

«С одной стороны, нужно соответствовать сегодняшней эпохе, но с другой — сохранить аутентичность того времени»
Фото: Сергей Елагин

«По техническому заданию фильм русскоязычный»

Любопытно было наблюдать, как одетые в исторические костюмы артисты сидели за столом, на котором красовалась бутылка с кисломолочной продукцией узнаваемой марки одного из республиканских комбинатов. Кроме того, среди «воинов» и «вельмож», ждавших начала съемок, восседала по-современному одетая дама, причем без платка, хотя такого не могло быть в 922 году в принципе, поскольку еще до официального принятия ислама булгарская элита уже была мусульманской. Оставалось только признать это де-юре, для этого, собственно, и приехал в Волжскую Булгарию Ибн Фадлан. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» объяснили — костюм слишком тяжелый, актриса его наденет непосредственно перед тем, как выйдет на площадку. Согласно сценарию, к сидевшему за дастарханом правителю Булгарии хану Алмушу во время Курбан-байрама приезжает наместник хазарского кагана Булан для того, чтобы забрать у руководителя Волжской Булгарии сына Микаиля в качестве заложника.

В день нашего приезда как раз снималась сцена приезда представителей Хазарии, на которую ушел весь съемочный день — с 9:00 до 20:00. Началось все с выступления «ансамбля», который исполнил песню на татарском языке, но далее герои говорили исключительно по-русски.

«Да, фильм идет на русском языке, правда, Ибн Фадлан несколько фраз говорит по-арабски, потом мы плавно переходим на русский язык, — рассказывает генеральный продюсер и главный режиссер Мухаметзянов. — В голливудских же фильмах все по-английски разговаривают. По техническому заданию фильм русскоязычный, потом уже будем переводить его на арабский, английский, турецкий, думаю, и на татарский переведем».

Айназ Мухаметзянов: «Фильм идет на русском языке, правда, Ибн Фадлан несколько фраз говорит по-арабски, потом мы плавно переходим на русский язык»
Фото: Сергей Елагин

Мы также спрашиваем нашего собеседника о бюджете фильма, напоминая, как в прокате провалилась картина 1999 года «Тринадцатый воин» с бюджетом в $165 млн, частично основанная на знаменитых «Записках» Ибн Фадлана, где главного героя сыграл сам Антонио Бандерас. Мухаметзянов бюджет своего «Ибн Фадлана» не называет, что характерно для татарстанского кинопроизводства, но добавляет: «У нас не было задачи создать фильм уровня Голливуда. Для этого гораздо большее количество нулей надо добавлять к тем, которыми мы распоряжаемся». Заказчиками создания ленты он называет группу стратегического видения «Россия – исламский мир» (ее возглавляет президент Татарстана Рустам Минниханов) и фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Впрочем, что касается денег, некоторые суммы фигурировали в плане официальных мероприятий по празднованию 1100-летия принятия ислама, который принимал федеральный оргкомитет во главе с вице-премьером РФ Маратом Хуснуллиным. Так вот, в период согласования относительно «Ибн Фадлана», попавшего в список мероприятий, было заявлено, что на съемки необходимо 60 млн рублей, 18 млн из которых готов дать и фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Если в итоге на документально-художественную картину выделили именно такие средства, то как минимум по меркам Татарстана это солидные деньги.

Среди трудностей при работе над фильмом Мухаметзянов также называет жесткий дедлайн. «По-хорошему такие фильмы снимаются по 3–5 лет, тратится время на вопросы исследований, а мы работаем с колес, у нас есть дата — 21 мая, к которой мы должны все подготовить. Сложность в том, что мы не можем работать по традиционному циклу кинопроизводства», — сетует он.

Тем не менее генпродюсер доволен тем, как снимается «Ибн Фадлан», и мечтает далее снять мини-сериал об авторе поэмы «Кысса-и Йусуф» («Сказание о Йусуфе»,) средневековом булгарском поэте Кул Гали. Есть опыт, костюмы той эпохи, желание съемочной группы продолжить интересную работу…

Показывать «Ибн Фадлана» планируют по «Хузур ТВ». Руководитель одноименного издательского дома ДУМ РТ Ришат Хамидуллин так объяснил решение о создании фильма: «С такой инициативой вышло ДУМ РТ. У телеканала „Хузур ТВ“ уже есть большой опыт съемок игровых социальных роликов по теме общечеловеческих и исламских ценностей и документальных лент. Эти работы набрали в социальных сетях многомиллионные просмотры. И на сегодняшний день ни для кого не секрет, что самым эффективным способом донесения информации является видеоконтент. Люди хотят больше смотреть, чем читать. Смотреть на телевизоре, планшете, телефоне, компьютере. Поэтому параллельно с изданием книги о путешествии Ибн Фадлана было решено снять документально-художественный фильм». Хамидуллин также сказал, что фильм будет показываться на разных площадках, а презентация намечена на майские дни празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией.  

«Благодаря тому, что у нас идет чередование документальных и художественных блоков, мы можем добиться некой целостности»
Фото: Сергей Елагин

«В принципе мы один народ, мы же все тюрки»

Помимо Мухаметзянова на «Ибн Фадлане» работает в качестве режиссера и сценариста Назмиев. У него уже есть опыт съемок исторического кино, и он как раз отвечает за игровые сцены на проекте. В свое время был одним из авторов картины «Зулейха» по произведению Гаяза Исхаки. Существенное отличие — действие в этих фильмах происходит с разницей в тысячу лет, поэтому очень тяжело было разработать костюмы, нет специалистов, которые точно ответили бы на вопрос о том, как одевались, что ели и как жили люди той эпохи. Тем не менее Назмиев снимает постановочные сцены с элементами реконструкции реалий 921–922 годов, где героями являются Ибн Фадлан, правитель булгар Алмуш-хан и их окружение.

«К сожалению, никаких видео, фотографических источников нет, ни журналов, ни газет, поэтому мы испытывали определенную сложность. С одной стороны, нужно соответствовать сегодняшней эпохе, но с другой — сохранить аутентичность того времени, — сказал нашему корреспонденту Назмиев. — Здесь у нас абсолютное импортозамещение, вся съемочная группа — люди, живущие и работающие в нашем Татарстане, никого не пригласили, пытаемся, чтобы у нас у самих была команда, которая может воплощать подобного рода проекты».

Рамис Назмиев: «У нас абсолютное импортозамещение, вся съемочная группа — люди, живущие и работающие в нашем Татарстане»
Фото: Сергей Елагин

Правда, режиссер относительно «импортозамещения» или, скорее, «республикозамещения» немного слукавил, ведь исполнитель роли Алмуш-хана — актер Крымскотатарского академического музыкального театра Асан Билялов. Кстати, Ибн Фадлана играет актер Тинчуринского театра Зульфат Закиров, но в день нашего приезда он был свободен от съемок. Возвращаясь же к Билялову, тот рассказал «БИЗНЕС Online», что его герой артисту близок. «В принципе мы один народ, мы же все тюрки. Наши ханы тоже попадали в Казань, мы родственные народы, мы все татары, тюрки. Как я понимаю, хан Алмыш — объединитель булгарского ханства. У нас есть схожий персонаж Мингле-Гирей, где-то я с него брал…» — рассказал актер.

«Собралась очень дружественная бригада, очень сильная команда, мы друг друга знаем, сниматься друг с другом приятно, комфортно, эффективно и быстро. А еще режиссер слушает актеров — редкий случай, поэтому процесс идет творческий», — сказал Тимур Акулов, актер иммерсивного спектакля «Анна Каренина», он играет одного из булгарских царей. Лишь 9-летний казанец  Даниэл Аль Харири, играющий сына Алмуш-хана, немного сетует, дескать, немного тяжело, ноги отекают. Как бы там ни было, никто не ропщет. Даже самый именитый из «актеров», муфтий Самигуллин, судя по всему, остался доволен, во всяком случае в этом уверена гример Маргарита Марцевич. Она рассказывает, что при накладывании на лицо шрама из силикона и смазывании его искусственной немецкой «кровью» Камиль хазрат смиренно переносил все косметические процедуры.  

У команды «Ибн Фадлана» осталось еще несколько съемочных дней, а сам двухчасовой фильм должен быть показан гостям юбилейных торжеств, посвященных 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией. Увидит ли его массовый зритель в кинопрокате, пока неизвестно.

Альфред Мухаметрахимов
Видео: Айгуль Мутыгуллина

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here