Как известно, на заре ислама нормы шариата вводились постепенно. Например, так было с запретом алкоголя. Сначала было объявлено, что вреда в нем больше, чем пользы, потом было запрещено совершать намаз в состоянии опьянения, и только потом был установлен категорический запрет на употребление спиртного. Нельзя ли применять этот подход и в наши дни?
Вопрос: Мы живем в обществе со слабым религиозным сознанием. Нельзя ли в связи с этим внедрять принципы нормы шариата постепенно, как это была на заре ислама?
Ответ: Вы говорите о понятии «тадридж». Как известно, именно так бы ниспослан Коран – постепенно, в течение 23 лет. И естественным результатом этого было то, что постепенно формировался и шариат. Не было такого, что в первый же день откровения Посланнику Аллаха (с.а.в.) были ниспосланы все религиозные нормы, наоборот, это происходило в течение долгого времени. Но если сравнивать с нашим временем, следует отметить два обстоятельства:
1 – Шариат был ниспослан постепенно, но в результате он принял свой окончательный вид. Как говорит Всевышний Аллах в суре Маида: «Я завершил для вас вашу религию». Но это ни являлось каким-то недостатком ни в то время, ни сейчас. Со смертью Посланника Аллаха (с.а.в.) религия была полностью завершена. В ней не осталось незаконченной части, ждать каких-либо новых откровений не приходиться.
2 – Первые поколения мусульман воплощали в жизнь все положения религии по мере их ниспослания. Какие религиозные предписания существовали, в те они должны были верить и те соблюдать. И если они не исполняли какие-то нормы, которые сейчас исполняем мы, это никак не умаляет их достоинств.
Почему же аяты, религиозные нормы ниспосылались постепенно? На этот вопрос существует много глубоких и убедительных ответов. Но для нас достаточно и того, что так пожелал Аллах. Если бы весь шариат был ниспослан в один миг, то первые мусульмане оказались бы в затруднительном положении. Может, им было бы трудно выполнить все религиозные предписания. Есть и хадисы, подтверждающие это. Но это не означает, что и последующие поколения под тем же предлогом могут практиковать такое же постепенное введение шариата. Да, в наше время, во многих сферах жизни, в первую очередь, в экономике, существуют такие условия, что выполнять религиозные предписания почти невозможно. Но это не дает нам право выполнять только те из них, которые выполнять никто не мешает, и оставлять те, для осуществления которых есть какие-то препятствия. Религия завершена, и должна выполняться в полной мере. Особые условия, трудности не являются достаточной причиной, чтобы вводить какие-то новые формы и практики в религию.
Использовать принцип постепенности (тадридж) таким же образом, как это было в первые годы ислама, в наше время неприемлемо, но вместе с тем, этот принцип может быть использован в некоторых областях:
- В осуществлении призыва к исламу и получении религиозных знаний можно обращаться к постепенности. И даже нужно делать это. Религиозные предписания следует учить и объяснять без излишней торопливости, стараясь добиться их хорошего усвоения. Также следует принимать во внимание уровень тех людей, к которым обращаешься.
- В первую очередь следует изучать вероубеждение (акида) и религиозную практику (амаль), а потом переходить к разным второстепенным вопросам.
- В зависимости от специфических условий можно откладывать трудное, делая сначала легкое.
- Религиозные организации и даже отдельные семьи, в зависимости от существующих материальных обстоятельств в своих трудах на пути ислама могут выделить те, которые надо сделать немедленно и те, которые можно делать после создания определенных условий.
В этом не может быть ничего предосудительного. Ведь главное, что человек верит в весь шариат, прилагает старания, чтобы воплощать его в жизнь, но конкретные условия мешают ему. Всевышний Аллах не будет спрашивать со Своих рабов за то, что те не в силах были сделать, но надо верить в истинность всех религиозных предписаний и стараться выполнять их по мере возможности.
- Также известно, что если человек имеет сильную веру, преисполнен осознания необходимости следования религиозным предписаниям, то по милости Аллах препятствия, мешающие, могут и исчезнуть. Наш Господь хорошо знает, на что и насколько хватит наших сил. В Коране Он сообщает нам, что не будет спрашивать с нас за то, что мы объективно не могли сделать. А на вопрос, где начинается этот предел наших возможностей, должно ответить наше сердце.
- Ответы на вопросы, что делать в случае, если какие-то нормы шариата не могут быть соблюдены, какие обстоятельства считаются «крайней необходимостью» (зарурят) следует искать в книгах по фикху, а наши факихи должны разрабатывать эти темы.
Да поможет вам Всевышний Аллах.
Нуреддин Йылдыз
Источник: http://www.timeturk.com/tr/
Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала