Домой Ислам Религиозные познавательные материалы Неожиданный конкурент В чём причина успехов стран мусульманского мира на рынке образовательных услуг?

Неожиданный конкурент В чём причина успехов стран мусульманского мира на рынке образовательных услуг?

0
Неожиданный конкурент В чём причина успехов стран мусульманского мира на рынке образовательных услуг?

«Европоцентричный» взгляд на мир создаёт одну, но серьёзную проблему: снисходительное (если не сказать грубее) отношение к социально-экономическим и рыночным процессам, происходящим в исламском мире. Как результат – к немалому удивлению традиционных игроков, законодателей мод и мировых трендов возникает конкуренция в отраслях, лидерство в которых Запад, казалось, навсегда закрепил за собой.

Примерно так можно охарактеризовать ситуацию, складывающуюся на мировом рынке образовательных услуг.

Лидерами международного образования уже лет двадцать безусловно считаются США, Великобритания, Австралия, Канада и Новая Зеландия, а также Германия и Франция. На их долю приходится более 60 % рынка образовательных услуг, и казалось, что эта доля будет только увеличиваться. Но так только казалось.

Новые игроки

Буквально за десятилетие на этом рынке появились новые игроки, которые всё активнее завоёвывают на нём своё место. И в первых рядах этих игроков – мусульманские страны, которые «европоцентристы» всегда относили к аутсайдерам развития интеллектуальных отраслей.

По данным Института статистики ЮНЕСКО, количество студентов, получающих высшее образование вне страны проживания (мобильных студентов), за последнее десятилетие возросло почти на 70 %. Если в 1999 году таких студентов насчитывалось 1,68 млн, то уже в 2008-м их оказалось 2,9 млн. А по прогнозам IDP, организации, занимающейся продвижением австралийского образования, к 2025 году число мобильных студентов достигнет 7,2 млн человек.

К 2009 году финансовые показатели мирового рынка образовательных услуг достигли 115 миллиардов долларов. Нетрудно предположить, что к 2025 году он увеличится примерно в два-три раза.

Естественно, что страны, всерьёз задумывающиеся о своём развитии, прилагают все усилия для того, чтобы закрепиться на этом рынке. Образовательные учреждения всё активнее включаются в конкурентную борьбу за привлечение к себе на учёбу иностранных граждан. Обучение иностранцев становится действенным фактором стимулирования экономического роста. Сегодня образовательные услуги для иностранцев предлагают 1050 вузов из 140 государств, и хотя основная конкуренция идёт между США, ЕС, Австралией и Японией, но к этому процессу всё активнее подключаются Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Малайзия и другие государства.

Значение рынка образовательных услуг для экономики прекрасно иллюстрирует пример непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра: в 2009 году бюджет Северного Кипра составлял 1,5 млрд долларов, и почти 40 % от этой суммы – 600 млн долларов – было получено благодаря кипрской системе высшего образования (для сравнения: туризм принёс в бюджет лишь 400 млн долларов). Сюда, естественно, входит не только плата студентов за обучение, но ещё и аренда ими домов и квартир, покупка еды, потребительских товаров, использование инфраструктуры, авиаперелёты до дома и обратно во время каникул. В шести университетах северной части острова получают образование граждане более 60 разных стран. Иорданцы, палестинцы, пакистанцы, азербайджанцы, нигерийцы, украинцы, болгары – все они обучаются тут. Всего в университетах Северного Кипра обучается более 40 тыс. студентов (для сравнения: всё население республики составляет около 200 тыс. человек).

Есть и ещё своеобразный бонус для активных участников этого рынка: проводя активную иммиграционную политику, США, Канада, Австралия и ряд государств Европы получают за год примерно 1 миллион высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан, обучавшихся в вузах этих государств. Так, от 30 % до 50 % всех иностранных студентов, получающих степень магистра в американских учебных заведениях, остаются работать в США. При этом их стараются набирать преимущественно на те специальности, в которых в наибольшей мере испытывает потребность американская экономика, например инженерные, компьютерные, математические. Это не менее ценная прибыль от рынка образовательных услуг, порой превосходящая прибыль от оплаты иностранными учащимися своего проживания и обучения.

При таких преференциях для экономики неудивительно, что страны мусульманского мира активно входят в этот рынок. В частности, руководство стран, входящих в CCG (совет сотрудничества арабских государств Персидского залива), сформулировало принцип о том, что «образование является ключом к будущей конкурентоспособности арабских стран».

Итогом целенаправленной государственной политики в этом направлении стали следующие показатели: в арабских странах в 2007 г. обучалось около 80 тысяч иностранных студентов, в том числе в Ливане и Саудовской Аравии – по 23 тысячи, в Иордании – 22 тысячи, в Марокко – 7 тысяч.

Весьма примечательный факт. Мировой рейтинг качества образования 125 стран мира, составленный Всемирным экономическим форумом (октябрь 2006 г.), оценил потенциал национальных систем образования с точки зрения вклада в формирование «экономики знаний» так, что в «топ-50» вошли 6 стран, относимых исследователями к мусульманскому миру: Малайзия – 10-е место, Тунис – 11-е, Катар – 20-е, Индонезия – 23-е, ОАЭ – 32-е, Иордания – 44-е. Для сравнения: США – 15 место, Россия – 54 место. Необходимо отметить, что количество мусульманских стран в этом «топе-50» по итогам 2011 года будет определённым сюрпризом для стран, считающих себя лидерами в этой области.

Кроме того, в ближайшее десятилетие следует ожидать дальнейшего существенного повышения роли высшего образования мусульманских стран на мировом рынке образовательных услуг. Резкое усиление процессов интернационализации университетов Туниса, Марокко, Египта, Ливана, ОАЭ и Малайзии позволит им в ближайшее десятилетие стать важными привлекательными центрами для иностранных студентов.

Причины успеха

В чём причина успехов стран мусульманского мира в столь динамичном освоении нового для них рынка образовательных услуг? Что позволяет им преодолевать достаточно жёсткую конкуренцию в этой среде? Как минимум две тактические схемы, реализуемые на основе частно-государственного партнёрства, о необходимости которого так долго говорят в России.

Первое – это открытие собственных университетов, работающих по международным стандартам, приглашение в них преподавателей из ведущих вузов мира, подъём за счёт стажировок и технического переоснащения уровня местных преподавательских кадров и образовательных учреждений в целом. В итоге – предлагаем иностранным студентам хороший стандарт качества высшего образования, с дипломом, который признают в большинстве стран.

Второе – заключение соглашений с ведущими университетами мира об открытии на своей территории кампусов этих университетов. Например, свои кампусы в Малайзии открыли такие рейтинговые учебные заведения, как австралийские университеты Кюртин (Curtin University of Technology Sarawak Campus), Монаш (Monash University Malaysia), Свинберн (Swinburne University of Technology Sarawak Campus), британский университет Ноттингема (University of Nottingham Malaysia Campus) и Германо-Малайзийский институт (German-Malaysian Institute).

Роль государства

Но я не случайно говорил о том, что процесс экспансии на рынок образовательных услуг носит характер государственной политики. И прямое финансирование образовательных учреждений здесь не самое главное.

Суть государственного соучастия заключается в том, что законодательство этих стран стремится к созданию максимально комфортных правовых и социальных условий для студентов и преподавателей. Здесь и либеральное миграционное законодательство, и официальное разрешение на работу в период обучения для иностранных студентов (в качестве примера можно привести рекомендацию о разрешении на работу для студентов, вынесенную Демографическим комитетом (Demographic Structure Committee) в сентябре 2008 года, которая была одобрена шейхом Мухаммедом бин Рашидом Аль Мактумом, правителем Дубая, вице-президентом и премьер-министром ОАЭ), и доступ к образовательным кредитам через систему исламского банкинга.

Немаловажным фактором (если не одним из главных) является политика руководства стран мусульманского мира, направленная на сдерживание цен на образовательные услуги. Оказалось, что это возможно. Более того, руководство Катара и Саудовской Аравии в своём продвижении на рынок образования в первую очередь опираются на частный бизнес, который прежде всего руководствуется прибылью. Но доход бывает не только быстрым. И совместными усилиями руководство и бизнес-круги мусульманских стран приходят к пониманию того, что корневая инвестиция – инвестирование в образованные кадры. Пусть это и отсроченная прибыль.

Как показывает опыт экономических преобразований в странах Ислама, примерно на десятый-пятнадцатый год реформ, когда появляются устойчивые признаки роста, государство встаёт перед выбором: вкладывать прибыль от ВВП в доходы населения или в его здоровье и образование? Одна группа стран – Индонезия, Тунис, Малайзия – вкладываются в образование и здоровье своих народов. Другая – Саудовская Аравия, Алжир, Оман – в рост доходов населения, а потом уже в образование и здоровье.

Но при некоторых отличиях этих подходов они дают одинаково положительные результаты. И если в Европе, как показывают забастовки прошлого года против роста платы за образование (Испания, Италия, Германия, Великобритания), идёт поиск решения проблемы баланса в финансировании образования, которая может быть выражена в вопросе «как человеческий капитал превратить в финансовый актив?», то в ряде мусульманских стран эта проблема, как представляется, частично разрешена. Более того, конкуренция исламского мира уже вызывает определённую озабоченность в политических кругах того, что мы привычно называем «западным миром». Именно отсюда «растут ноги» слухов о том, что обучение в мусульманских странах оказывает негативное влияние на жизненные установки и ценности студентов из постсоветских республик. Причём эти слухи выливаются в насторожённое отношение, а то и прямые запреты на учёбу. Такие вот своеобразные методы конкурентной борьбы.

Было бы верхом оптимизма и наивности говорить, что в ближайшее десятилетие мусульманские страны смогут изменить расклад на мировом рынке образовательных услуг и составить серьёзную конкуренцию лидерам этого рынка. Но в том, что они постепенно будут наращивать своё присутствие и наращивать динамично, сомневаться не приходится.

http://www.islam.ru/content/economica/1391