Сегодня, 3 декабря, ушла из жизни актриса Татарского государственного театра драмы и комедии им.К.Тинчурина, заслуженная артистка РСФСР, народная артистка Татарстана Исламия Хидиятулловна Махмутова. Ей было 76 лет.
Махмутова Исламия Идиатулловна родилась 1 декабря 1939 г. в д. Верхнее Алькеево Алькеевского района ТАССР. С 1963 г. начала работать в Республиканском передвижном театре (ныне театр им. К. Тинчурина).
Заслуженная артистка ТАССР (1973).
Народная артистка ТАССР (1981).
Заслуженная артистка РСФСР (1987).
Лауреат премии «Тантана» (2011).
Летом 1963 года молодая девушка приехала из деревни в Казань и сразу пошла в Республиканский передвижной театр. Встретила в коридоре Р. Тумашева — тогда главного режиссера, и заявила: «Здравствуйте, я хочу быть у вас актрисой!» Режиссер проверил ее слух, вокальные данные, ритмику, речь, пластику и принял на работу. Сначала она занималась разными техническими вопросами, и только некоторое время спустя ей начали давать роли.
Приход Исламии в театр был неслучаен. Отец — отличный гармонист, обладал красивым певческим голосом. Семейная любовь к творчеству и повлияла на выбор жизненного пути Исламии, а позже и ее сестры Рузии.
Махмутова вообще родилась под счастливой звездой: с детства ее окружал теплый, дружный родительский дом, затем занятие любимым делом — работа в театре. В 1966 году в театр пришел высокий, улыбчивый молодой человек Халил Махмутов. Они поженились и вырастили двух девочек — Лилию и Лейсан, ставших тоже актрисами. Растут внуки. Все в семье имеют звания. У Исламии есть свой уютный дом, заполненный цветами, она востребована в театре, пишет стихи, пьесы – «Ты моя единственная», «Родник любви», ставит спектакли — «Ошибка молодости» Д. Салихова, «Резидакай» И. Юзеева, «Сломанный браслет» Р. Сагди, «За пять минут до счастья» Л. Лерона. В трудные для театра 1991—1992 годы выполняла должность художественного руководителя театра. По наследству ей передался замечательный отцовский голос, поэтому всю жизнь пела в спектаклях, концертах.
Почти всю жизнь актриса провела «на колесах». В первые годы актриса переиграла целый ряд ролей молодых героинь: Гюлляр — «Неряха» Ю. Аминова, Роза — «Родственники» М. Шарифуллина, Мафтуха — «Молодые сердца» Ф. Бурнаша, ряд других персонажей, когда в 1976 году создала один из любимых, этапных образов — Ясмину в пьесе И. Юзеева «Вслед за дикими гусями». Впоследствии автор говорил, что не представляет другую актрису в этой роли. Ясмина добрый человек. Она не знает материальных, бытовых трудностей — нарядов, украшений сколько угодно! С Маликом, своим мужем, живет как за каменной стеной. А вот покоя ее песенной душе и счастья нет. Ее сердце рвется в небо, на волю. Но семья, дом, долг крепко удерживают ее на земле. «Полетела бы вслед за дикими гусями, но взлететь не могу, остаюсь я, лишь взглядом провожая диких гусей»,— грустно поет молодая женщина. Кстати, эта песня после спектакля стала очень популярной, ее поют по сей день.
Этот женский персонаж с неординарным, противоречивым характером в исполнении актрисы напоминал знаменитую Нору из одноименной драмы норвежского драматурга Г. Ибсена. Ясмина, так же как и Нора, была обеспеченной замужней женщиной. Но душевного покоя ей это не доставляло. Она чувствовала себя в красивом, обустроенном доме красивой вещью, игрушкой. Однако вырваться из золотой клетки, в отличие от Норы, не могла. Образ Ясмины оказался значительным в творчестве актрисы еще и потому, что слабая, несмелая героиня пьесы была полной противоположностью самой актрисы — решительной, энергичной, целеустремленной. Поэтому сам факт глубокого перевоплощения говорил о становлении мастерства, незаурядной способности Махмутовой создавать логически выверенные, психологически точные характеры. Вместе с тем у актрисы почти во всех ролях прочитывается ее четко выраженная индивидуальность — женственность, мягкость, лиричность, душевная тонкость.
Исламия Махмутова — актриса реалистического психологического плана. Например, в образе Беатриче («Слуга двух господ» К.Гольдони) за динамичностью, энергией, решительностью молодой женщины скрывалось нежное, влюбленное существо, только в силу необходимости переодетое в мужской костюм. Забавной, неоднозначной оказалась и вторая Беатриче («Много шума из ничего» В. Шекспира). То же самое зритель ощущал, когда Махмутова играла Машу в «Чужом ребенке» В. Шкваркина, Шамсекамар — в одноименной пьесе М. Аблиева или Анну — в «Вечере» А. Дударева.
Постепенно актриса переходит на возрастные роли, и тут раскрываются новые грани ее таланта. Тихую, скорбную Мать («Мама приехала» Ш. Хусаинова) сменила бойкая, несколько развязная сваха («Башмачки» Т. Гиззата, Дж. Файзи), суровый, властный, сдержанный образ Койтым, жившей в давние времена в Волжской Булгарии (инсценировка романа Н. Фаттаха «Итиль-река течет») — взбалмошная, гротесково-комичная Файза («Дорогие мои старики» Р. Солнцева).
Но, пожалуй, самой значительной работой Махмутовой в последнее время стал образ Анны Ферлинг — Мамаши Кураж в пьесе Б.Брехта «Мамаша Кураж и ее дети». По Брехту Кураж — женщина холодная, сухая, не выказывающая своих эмоций, жесткая, меркантильная. Конечно, Махмутова — татарская актриса с иным национальным менталитетом — не похожа, скажем, на известную немецкую актрису Е. Войгель, игравшую эту роль в театре «Берлинер ансамбль». Мамаша Кураж Махмутовой — женщина живая, привлекательная, неравнодушно реагирующая на происходящие события. Ее сердце обливается кровью при известии о потере детей. Она горячо проклинает войну и, тем не менее, постаревшая, изможденная, продолжает ей служить. В этом противоречии человеческого характера кроется трагедия Кураж.
Создавая на сцене образы русских женщин, итальянок, немок, англичанок, узбечек или башкирок, актриса никогда не копирует внешние национальные приметы и особенности. Она идет по пути раскрытия глубинных черт характера персонажа, добиваясь достоверного, психологически точного решения.
Исламия Махмутова говорила, что она благодарна театру за то, что он ввел ее в мир красоты, научил ее быть совестливой, честной. Она благодарна старшему поколению артистов, ставших для нее святыми, родными людьми, режиссерам, которые учили ее не только профессиональному мастерству, но и жизни, человечности, терпению. Вся жизнь И. Махмутовой — подвижническое служение искусству театра.
tatpressa