Домой Главные новости В области Невыдуманная история

Невыдуманная история

0
Невыдуманная история

Автором сегодняшних воспоминаний об одном из памятных, интересных случаев из жизни, является житель селя Камышла Рафис Мударисович Гиззатов.


Воспоминания наших соотечественников на страницах “Камышлинских известиях” всегда были интересны читающей аудитории как живой рассказ об ушедшем времени. Сегодня, в юбилейный год восстановления Камышлинского района, они особенно востребованы, в них люди получают возможность окунуться в события, происходившие во времена их юности и трудовой деятельности, во времена минувшего советского периода. Автором сегодняшних воспоминаний об одном из памятных, интересных случаев из жизни, является житель селя Камышла Рафис Мударисович Гиззатов.

1991 год. Я поступил на работу автомехаником в Камышлинский филиал Шенталинского СПТУ-70. Тогда заведовал филиалом покойный Наиль Салимович Сафин. В один из дней вызывает он меня в свой кабинет. Хочу заметить, он был мудрым человеком, если ожидалось что-то серьезное, начинал разговор с расспросами о семье, у меня тогда было двое детей, о родителях. Затем поставил в известность: надо ехать в командировку на длительный срок и очень далеко. С управления образования пришло распределение о получении грузового автомобиля — самосвал ФАЗ-53 из города Фрунзе (ныне Бишкек) Киргизия. Пригнать нужно было своими силами, своим ходом. В стране тогда было неспокойно — начало декабря 1991 года. Директор спросил: согласен ли я и предложил посоветоваться в кругу семьи. Через некоторое время я дал согласие. Но стоял выбор — поехать на поезде или самим, на машине. Я выбрал второй вариант.

Выбрал напарником молодого мастера производственного обучения Рамиля Карямутдиновича Шигабудинова. Вместе подготовили бортовую автомашину ГАЗ-53, новенькую. На кузов установили маленькую будку, туда положили три бочки бензина 600 литров, жесткую сцепку, трос, запчасти, одежду, питание и многое другое, что могло пригодиться в пути. Помогли нам в этом наши родители, семьи, сотрудники училища. И еще одно, на мой взгляд, немаловажное на то время — муляж разобранного оружия спрятали за спинкой автомобиля. Мало ли что может случиться в пути, тогда на слуху были всякие разговоры.

8 декабря мы выехали на дорогу по карте. Старшие товарищи предложили ехать через Челябинск, Петропавловск, Караганда, Чу, и мы — во Фрунзе. Такому совету мы и последовали. Не доезжая до города Караганда, возле автозаправки, пропало сцепление автомашины. Ужасные условия: мороз 40 градусов, сильный ветер, с трудом, но машину отремонтировали. Спасибо заправщикам, помогли погреться. Что ни говори, а незнакомая дорога — что дремучий лес. Не доезжая до города Чу, запутались по карте, и мы свернули не туда и заблудились. Ночь, навстречу едет колонна автомобилей ЗИЛ с прицепами, груженые чем-то. Мы одну машину остановили. Открываю дверь кабины и буквально окаменел. Сидят трое бородатых мужчин с автоматами Калашникова, суровые на вид, крепкие. Набрался смелости и спросил, где находится город Фрунзе, в какую нам сторону ехать? Они, в свою очередь, интересуются, что я везу, не бензин, не оружие? Эта дорога шла в город Ош, а там гражданский конфликт. Не видя повода нас задержать, они объяснили куда ехать. Тогда я подумал “Нас спас Аллах, и помогла солдатская смекалка”.

Мы поехали по указанному маршруту, уже светает, за рулем был Рамиль. Едем, на обочине стоит “голосует” милиционер. Мы его подобрали с нарушением. Он оказался дежурным на таможне между Казахстаном и Киргизией. Благодаря ему, нас пропустили через границу без проверки. Наконец-то доехали до Фрунзенского автомобильного завода. Это было 12 декабря. На проходной завода толпа народа. Мы записались в очередь 532-ми, в день с завода выезжает примерно 35 автомобилей. Приехали люди со всей России и разных республик. Думаю, так неделями придется дожидаться своей очереди. Познакомился с воротным механиком-казахом. Он-то мне и подсказал, что стоит поговорить с начальником заводского цеха, ведь нужно же было как-то продвигаться вперед. Моего напарника на три дня устроили на завод помогать собирать и устанавливать кузова на автомашины. Я тоже на отдельных автомобилях, которые уже выехали из завода, помогал их получателям устранять мелкие недочеты за определенную плату. Деньги нужны были на обратную дорогу, как оказалось, на заправках не заправляют по талонам, только за наличные.

За это время познакомился с ребятами из Тюмени, решили, что стоит посмотреть на красоты Тянь-Шаня, поехали на КамАзе, но, к сожалению, не доехали, вернулись. Но скажу, что и местные пейзажи и достопримечательности оставили в памяти потрясающие и неизгладимые воспоминания.

И вот наступил день, когда мы наконец-то получили самосвал цвет хакки. Мы вдвоем с Рамилем готовивали автомобиль домой, быстрее ехать — скоро Новый год. Прицепили на жесткую сцепку новый автомобиль и выехали из города ночью, опять же по карте. И только утром выяснилось, что опять не правильный путь держим. Остановили одну вахтовую машину, откуда вышли рабочие, один из них удивил нас своей странной выходкой: со слезами на глазах обнимал нашу машину. Оказалось, он из наших краев, и так эмоционально проявилась его тоска по дому.

Первая остановка — заправка город Джамбул. Ночь, бензина нет, полно машин. Договорились за деньги, заправили. Заправщик нам объяснил, что надо ехать через город, по обводной дороге нельзя, нас могут ограбить, слить бензин. Наш путь пролегал через Джамбул, Чемкент, Кызыл-Орда, Аральск, Актюбинск, Оренбург, Соль-Илецк, Бавлы и домой. Но в пути нам с напарником немало испытаний пришлось преодолеть.

Каким-то образом в ночь поехали в сторону Байканура, дорога хорошая, гладкая, хорошо еще нас вовремя остановил экипаж военной автоинспекции. Когда разворачивались, наша машина задела автомобиль командира части, мы виновны. Нас повезли в закрытый город Ленинск, там объяснились и нас отпустили, но сцепку машины погнули, пришлось завести новый автомобиль.

От Кызыл-Орды до Аральска 517 км, можно сказать, дорога смерти. Кругом пески, ни души. Пришлось нам даже сжечь новую запаску, чтобы согреться ночью.

Доезжаем до Соль-Илецка, попали в тупик. Озеро Соль-Илецк соленое, поэтому зимой почти не замерзало. У жителей расспросили, как выйти на дорогу. Только через озеро протяженностью 1,5 км. Узкий мост, лошади с повозкой проходят, все-таки боязно — зима. Но выбрались! Доехали до города Бавлы, и мы почти дома.

Помылись, побрились, поели и с легким сердцем поехали в сторону дома. Это было 20 декабря 1991 года.

Не могу не рассказать еще об одном случае, произошедшем в ходе нашего пути. Когда проезжали город Чемкент, заехали в магазин закупить необходимую провизию, понравилась фуфайка защитного цвета, и я купил ее. Посмотрел на этикетку, оказалось, что фуфайка эта пошита в Камышлинском промкомбинате. Было приятно, испытал гордость за наших местных производителей. А машина, которую мы привезли тогда в 1991 году из Фрунзе, до сих пор служит в образовательном учреждении.

Мы были молоды, были оптимистами, не боялись трудностей. Мне было приятно поделиться с читателями газеты, односельчанами добрыми воспоминаниями. Ведь хорошие воспоминания радуют сердце, они неизменно следуют за нами из года в год и с каждым новым виражом становятся все ценнее.

kamizvestiya