Домой Главные новости В стране и мире О фундаменте татарской нации

О фундаменте татарской нации

0
О фундаменте татарской нации

К дискуссии профессора Бустанова с докт. истор. наук Исхаковым

Я бы не сказал, что стержнем спасения татар будет религиозный стержень. Как показывает опыт человеческой цивилизации, роль религий с начала ХХ века все снижается. Пример этому Западная да и общечеловеческая цивилизация.

Мне кажется, что татарский народ исчезнет тогда, когда исчезнет его самобытная национальная культура. В этом контексте я понимаю нац. культуру как духовный комплекс, состоящий из 3-х блоков: 1. Татарский язык , фольклор, литература, татарская и тюркская истории. 2. Мусульманская культура, философское осмысление жизни нации и ее идеология. 3. Наличие тех механизмов и принципов, которые бы позволяли татарам быть современной нацией и держать в мире свою высокую марку качества.

Ранее, начиная с Ш. Марджани и последовавшими за ним татарскими и тюркскими идеологами, это триединство выражалось в формуле: 1. Тюркизм. 2. Исламизм. 3. Модернизм. В современной татарской триаде, которую я показал выше, главным я считаю 2-й блок: «Национальная философия и идеология, в которую религия входит только как одна из составляющих татарской культуры».

Во многом развитие этих трех блоков татарской культуры подразумевает наличие собственного государства.

Сейчас татары вынуждены придерживаться идеологических постулатов того государства, в котором они живут, их язык лишен государственного статуса, поэтому многие думают, что татар спасет религия ислам, так как мечети строятся и функционируют, там свободно могут собираться татары и соблюдать мусульманские традиции. То есть у татар есть своего рода свои религиозные гетто, где они вроде бы предоставлены сами себе. Но поощрение смешанных браков и преференции русскому языку даже в этой сфере делают наше духовное выживание проблематичным.

В конечном итоге государство будет стремиться к созданию своего рода разновидности российского ислама на русском языке, который должен быть гарантией укрепления унитарного государства.

Так что, что основой сохранения нации будет не религия, а развитое национальное самосознание, фундаментом которого будут знание татарского языка (фольклора, литературы), татарской философии и идеологии и конкурентоспособность татар. А всего этого можно достичь только через национальную систему образования в районах проживания татар.

Сейчас , в период отсутствия национального государства и национальной системы образования, необходимо использовать хотя бы оставшиеся наши права в системе образования и воспитания, а главное, чтобы по крайней мере хотя бы, татарская интеллигенция понимала наше теперешнее состояние и те главные задачи, которые нам предстоит осуществить, чтобы предотвратить исчезновение нации.

Рафаэль МУХАМЕТДИНОВ, кандидат исторических наук