«Они прыгали с обрыва, пели песню «Жить в кайф!»: тренды казанских выпускных во всех деталях

0
113

Экономика прощального бала: 15 тыс. рублей за платье, Тимати на after party и никаких лимузинов

Еще совсем недавно золотой стандарт праздника был таковым: праздничный фуршет, торжественные речи со сцены, тайное распитие крепкого алкоголя в туалете и ночное путешествие по воде. Сегодня вкусы выпускников заметно изменились: лимузины и теплоходы уходят в прошлое, равно как и посиделки за оливье. В тренде — формат вечеринок, «эмоциональная» режиссура и крутые видеоинсталляции. Впрочем, до пандемии золотая молодежь вполне могла «тихим чартером» отчалить на Ибицу или в Швейцарию. О том, как родители дерутся из-за расходов, где и как гуляют элитные гимназии, — в материале «БИЗНЕС Online».

В Казани началась пора выпускных балов. Билеты во взрослую жизнь получат 6099 выпускников из 238 классов
Фото: © Алексей Мальгавко, РИА «Новости»

«Выпускная» Казань – 2021 — 6,1 тыс. бывших школьников

В Казани началась пора выпускных балов. Билеты во взрослую жизнь получат 6 099 выпускников из 238 классов. Общегородской праздник для них пройдет 29 июня на стадионе «Ак Барс Арена», с 18:00 до 21:30. Свои хиты для ребят исполнят звезды российской эстрады Иван Дмитриенко, группа Rasa и артисты татарской эстрады, рассказали «БИЗНЕС Online» в пресс-службе мэрии.

Само собой, для родителей выпускников этот день — большая радость, но с немалыми финансовыми тратами, готовиться к которым многие начинают за полгода, а то и раньше. По оценкам местных организаторов, только программа выпускного может обойтись школе в сумму от 100 тыс. до 800 тыс. рублей. В данный ценник обычно входит оплата работы ведущего, диджея, нескольких артистов, фотографа и видеографа.Экономика выпускного в России

Если взять за среднюю цену 300 тыс. рублей и то, что выпускной отпразднуют в 191 школе Казани, то, по грубым подсчетам, выручка индустрии «одного дня» составит 57,3 млн рублей. Сюда, конечно, стоит добавить траты на образ выпускника, развлечения и аренду площадки с кейтерингом.

Мы решили проанализировать «экономику» выпускного для казанских школьников в 2021 году. Для этого поговорили с родителями, а также с организаторами вечеринок и ведущими праздников.

Если взять за среднюю цену 300 тыс. рублей и то, что выпускной отпразднуют в 191 школе Казани, то, по грубым подсчетам, выручка этой индустрии «одного дня» составит 57,3 млн рублей
Фото: © Алексей Мальгавко, РИА «Новости»

«Это жениться можно несколько раз, а выпускной бывает только один!»

Наше собственное небольшое исследование рынка услуг по организации выпускных балов показало, что иные казанские родители готовы потратить на выпускной детей даже больше, чем москвичи. Для этого мы пообщались с Анной и Наилей — мамами выпускниц и Натальей — мамой выпускника этого года различных учебных заведений Казани. Имена женщин изменены, они также просили не раскрывать, в каких школах завершают обучение их дети. Открыто на наши вопросы ответила блогер и коуч Айгуль Мирзаянова, чья дочь Алиса оканчивает гимназию №19.

История мамы Анны. Дочь Анны будет отмечать выпускной в ресторане в центре города. У девушки уже был последний звонок, впереди праздник вручения аттестатов, но родители приняли решение провести еще и выпускной для своего класса.

«Решили ни с кем не объединяться: во-первых, еще действуют „коронавирусные“ ограничения, во-вторых — в нашем классе больше 30 человек, достаточно много, поэтому запланировали камерное мероприятие, только для нашего класса. Праздновать будем в заведении в центре города, выбирали его совместно, чтобы всех устроило. Смотрели такое, чтобы после праздника имелась возможность погулять детям и родителям, чтобы были хорошие локации, где можно пофотографироваться.

Особая статья расходов — наряды и прически
Фото: «БИЗНЕС Online»

Что касается денег, то сама площадка нам обошлась примерно в 2,5 тысячи рублей на человека (сумма включает в себя аренду площадки и меню). По части развлечений многое взяли на себя мы, родители: подготовили детям фильмы, нашли ведущего и диджея. Развлечения выходят еще по 1,5 тысячи рублей с семьи, это оплата работы ведущего, диджея, фотографа», — рассказывает Анна. Всего — 3 тыс. рублей на стол и развлечения.

Особая статья расходов — наряды и прически. Анна, например, купила дочке платье за 5 тыс. рублей, еще 3 тыс. планируется потратить «на красоту» — макияж и прическу в салоне. Итого выпускной дочери этой семье обошелся пока в 12 тыс. рублей, доплатить нужно будет за банкет для родителей (по 2,5 тыс. рублей на человека), если они пойдут на праздник.

История мамы Натальи. Сын Натальи также отметит свой выпускной в центре города. По словам нашей собеседницы, изначально родители рассматривали «Эрмитаж», но, поскольку здание сносят, переориентировались на «Бальный зал» «Корстона» как на один из наиболее вместительных: в школе выпускаются 100 ребят, праздник делают сразу на всю параллель.

«Что касается расходов, то на выпускника получается 4 тысячи рублей, в эту сумму входят аренда площадки и детское меню. Если на выпускной идут родители, то они оплачивают только банкет в 3 тысячи рублей. Алкоголя у нас не будет, но меню различается, поскольку не все дети едят, например, рыбу, которая есть в меню родителей, разница и в салатах: детям — „Цезарь“, взрослым — уже на выбор, кто-то, допустим, веган и не ест мяса», — говорит Наталья.

Из развлечений — фотограф, видеограф, ведущий, певцы, также запланирована фотозона и торжественный вынос торта в конце вечера. Все это еще по 5 тыс. рублей на выпускника. «Никаких излишеств: лимузины не заказываем, незачем. Площадка в центре города, всем удобно доехать. Салютов тоже не будет. Если бы все происходило в какой-то загородной усадьбе, то, может, рассмотрели бы варианты салюта или еще чего-то такого. Но, честно говоря, и пожеланий таких не прозвучало от родителей», — продолжает Наталья. Всего получается стоимость выпускного для самого школьника — 9 тыс. рублей, плюс по 3 тыс. рублей за каждого взрослого.

По словам Натальи, ее сын на выпускном будет в костюме, со стрижкой и укладкой, на это семья планирует потратить около 15 тыс. рублей.

«Обувь уже подобрали — сын заказал себе какие-то крутые кроссовки, теперь к ним ищем современный костюм, рубашечку — и все. С мальчиками в этом отношении попроще, не нужно макияжа и смены нарядов. У сына будет почти такой же лук, как в школу, но „поярче“: брючки покороче, пиджак подлиннее. К выпускному обновим стрижку, сделаем укладку. На это уйдет примерно 2 тысячи рублей. Это жениться можно несколько раз, а выпускной — только один, такого больше не будет! И мы, родители, готовимся к празднику, может, даже больше, чем дети. Тоже хочется выглядеть отлично в этот день», — подытожила Наталья. Итого на выпускной сына семья потратит порядка 24 тыс. рублей.

История мамы Наили. О стоимости ресторана мама Наиля скромно промолчала, однако о нарядах для своей любимой дочери рассказала с удовольствием — та сменит несколько образов за день! Покупкой платьев в семье озаботились заранее, еще зимой. Вечернее платье купили на распродаже, потратили 2 тыс. рублей, а костюм, чтобы встречать рассвет, вышел порядка 3 тыс. рублей, его тоже удалось купить со скидкой. Основной наряд обошелся дороже — 15 тыс. рублей, туфли — около 3 тыс. рублей.

«Изначально, мы искали дочке платье в свадебных салонах, но там ценник кусается, платья стоят порядка 25 тыс. рублей, причем, подобные платья в пол больше и не наденешь никуда»
Фото: © Владимир Песня, РИА «Новости»

«Платье мы купили не супердорогое. Изначально мы искали дочке платье в свадебных салонах, но там ценник кусается: наряды стоят порядка 25 тысяч рублей. Причем подобные платья в пол больше и не наденешь никуда. Дочка сказала, что тратить такие деньги неразумно, и мы начали искать платье, которое она сможет при желании надеть еще раз. И нашли отличный вариант в миди-размере. Еще в феврале или марте забронировала для дочки и для меня время на макияж и укладку, выходит по 3 тысячи рублей на каждую», — подытожила Наиля.

Итого образ дочери обошелся порядка 23 тыс. рублей, не считая самого праздника.

История мамы Айгуль. В семье Мирзаяновой — в прошлом известной телеведущей, а ныне «космоэнергета» — подготовка к выпускному началась два месяца назад. Выпускнице Алисе заказали платье от казанского дизайнера Аллы Асеян. Платье, по словам телеведущей, по цене получилось весьма демократичным — 7 тыс. рублей. 

«Мы планируем, что Алиса будет укладываться в салоне. У меня дочь очень хорошо умеет делать макияж сама, но знаю, что некоторые девочки специально записываются в салон. Сюда можно добавить маникюр, от 1,6 тысячи до 2,1 тысячи рублей. Но для нас это не разовый расход, Алиса давно делает маникюр», — поделилась Мирзаянова.

Банкет пройдет в «Корстоне». Но возник один нюанс: в связи с запретом общепиту работать после полуночи начало выпускного перенесли с 17:00 на 15:00. «На одного ребенка у нас родители насчитали 20 тысяч рублей — это с программой, едой, праздничным фотоальбомом, видео. Кост достаточно серьезный», — отметила наша собеседница. 

Споры между родителями в 19-й гимназии возникали из-за меню, продолжила она. «Меню по старинке все из мяса состояло. Был спор на эту тему, чтобы, условно, „Цезарь“ с курицей заменили на „Цезарь“ с креветками. У нас есть родители, которые занимаются духовными практиками. Я вегетарианец уже очень много лет, и муж — тоже. Дочка сама постепенно отказалась от мяса и птицы», — рассказала журналистка.

Итого расходы на выпускной дочки экс-теледивы составят порядка 29 тыс. рублей.

Как правило, директорскому составу дарят большие букеты, цены на которые начинаются от 5 тыс. Учителям букеты подбирают попроще, в среднем, на 2 тыс. рублей
Фото: «БИЗНЕС Online»

«Кончились времена, когда сирень дарили!»

Немаловажная часть затрат — это подарки директорскому составу, классному руководителю и учителям. Не обходятся торжественные части выпускных без цветов, хотя, как говорят некоторые участники рынка, на этом родители начали если не скупиться, то сильно экономить.

«Стараются сделать большой подарок от всего класса. То есть не каждый по букету дарит, а, допустим, один, но хороший. И плюс — практичный подарок, хотя раньше больше бюджета на подобное выделяли. Например, если прежде это были букеты на 3 тысячи, то сейчас на 2 тысячи рублей», — рассказала нам шеф-флорист цветочного салона «Астра Декор» Юлия Гудкова.«В целом спрос растет, но чего-то сверхъестественного мы не почувствовали. Возможно, это связано с пандемией, все затянули пояса», — отметила наша собеседница.

Изменения «выпускных» бюджетов не ощутили в салоне #ЦветыСМ. Там пояснили, что, как правило, директорскому составу дарят большие букеты, цены на которые начинаются от 5 тысяч (в них входят, как правило, экзотические цветы типа амариллисов и гортензий). Учителям букеты подбирают попроще, в среднем на 2 тыс. рублей, — это хризантемы, кенийские розы и альстромерии.

Владелец сети цветочных магазинов «4 сезона» Руслан Мирзахметов также не заметил снижения покупательской способности родителей выпускников казанских школ. «Может, не берут у тех, у кого дорого, кто какие-то дизайнерские букеты делает? У нас все нормально, стараемся акции вводить. Средний букет стоит от 1 тысячи до 5 тысяч рублей», — поделился бизнесмен.

«Отдельно планируем классному руководителю подарить небольшое ювелирное украшение на память», — рассказала нам одна из мам, отметив, что стоимость подарков и цветов входит в те 3 тыс. рублей, которые собирают с каждого выпускника за концертную программу
Фото: «БИЗНЕС Online»

«Все равно все стараются учителям угодить. Кончились времена, когда сирень дарили! Хотя я сам дарил, не было лишних денег у родителей, к сожалению или к счастью», — вспомнил в беседе Мирзахметов.

Что касается подарков, то популярностью пользуются сертификаты на разные услуги или покупки в магазинах. «Отдельно планируем классному руководителю подарить небольшое ювелирное украшение на память», — рассказала нам одна из мам, отметив, что стоимость подарков и цветов входит в те 3 тыс. рублей, которые собирают с каждого выпускника за концертную программу. (То же самое подтвердили нам и другие родители, так что мы не стали выделять «конфетно-букетные» траты в виде отдельной статьи расходов в нашем исследовании).

Ведущие вспомнили случаи, когда классному руководителю при прощании дарили мультиварки, проектор в кабинет, чайные сервизы и т. д. «Цветы любимые (в букетах или в горшках) и денежные сертификаты сейчас актуальны, например, для отдыха: в санатории, магазины красоты, спа-салоны. Или просто деньги дарят на разные хотелки», — поделился с нами ведущий праздников Николай Никоноров.

Другие вспоминают, как в конце выпускного вечера ребята презентовали каждому учителю что-то небольшое, но со смыслом. Например, будильник или первое фото, которое «оживает» через приложение (наводишь камеру на фото — и человек в кадре начинает говорить). Но бывают случаи, когда классы ограничиваются просто цветами и «творчеством»: снимают на память учителям ролики, записывают песни и ставят танцевальные номера.

Айдар Садыков: «Если я увижу, что люди добрые, может, многодетные, я отведу их в сторону, скажу, что платить не нужно вообще, если все так плохо. Нельзя детей делить на бедных и богатых!»
Фото предоставлено Айдаром Садыковым

Смотры ведущих, кошелек-копилка на выпускной и «бойни» в родительских чатах

Выпускной — это самый сложный жанр мероприятий, говорят организаторы праздников. Ведь нужно учесть интересы нескольких десятков родителей, порой не совсем адекватных. А зачастую еще осенью школы проводят «смотры» ведущих, что не совсем по душе многим опытным ивенторам.

«В родительском комитете 30 процентов доброжелательных людей. Всегда есть мама-организатор. Она все знает, самостоятельно многое организовывала. Казалось бы, пусть дальше сама и продолжает. Имеется папа, умудренный житейским опытом, авторитетный, который послушает и скажет: „Окей, я все сам сделаю“. Есть „мама-бухгалтер“. Ты заходишь — и, собака, сразу должна ей. Ты уже украла у нее деньги, обманула. В конце они выбирают того, кто дешевле», — сетует одна ведущая, пожелавшая не называть себя.

Чтобы всем сторонам было проще договориться о бюджете, агентство «Адмирал», к примеру, заранее высылает родителям анкеты и узнает, кто что хочет и сколько готов вложить. Если в итоге все приходят к цифре в 6 тыс. рублей с человека, а кто-то может себе позволить только 3 тыс., то с ним отдельно ведут беседу.

«Мы пытаемся наладить коммуникацию. Человеку сложно при всех признать, что у него нет денег. Можем ли мы что-то придумать? Есть такой вариант, когда мы говорим, что они имеют возможность в течение полугода по тысяче скидывать, заводим отдельный „кошелек“ на Сбере, даем им номер счета. И эта сумма копится. Условно, прошел месяц, и мы смогли внести предоплату за ресторан, еще один — можем снимать ролик. Вроде как рассрочка получается», — рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель агентства Рамиль Назмутдинов.

Фото предоставлено Наилей Хабибуллиной

Такая схема показалась дикостью ведущему, эксперту по организации праздничных мероприятий Айдару Садыкову. «Родители пусть между собой договариваются, если кто-то не может скинуться. Лучше сразу от этих денег отказаться. Я могу пойти на риск до 10 тысяч рублей. Если я увижу, что люди добрые, может многодетные, то отведу их в сторону, скажу, что платить не нужно вообще, если все так плохо. Нельзя детей делить на бедных и богатых!» — говорит наш собеседник.

Театр праздника Bravo работает только с престижными казанскими школами — в этом году они делают выпускные для 19-й, 139-й, 83-й, 145-й и 122-й гимназий, обычные заведения не могут потянуть высокий бюджет (до 800 тыс. рублей только за программу). Но, по словам владелицы агентства, ведущей и организатора Наили Хабибуллиной, даже в ее школах возникают конфликты из-за бюджета, в основном между более и менее зажиточными родителями. «В моих школах бывает так, что родители в складчину оплачивают поход на выпускной ребенку из небогатой семьи», — поделилась ведущая.

Организаторы рассказывают о «бойнях» в родительских чатах. Иногда дело почти доходит до реальных, офлайновых драк. Поэтому все больше агентств начинает отказываться от данного вида мероприятий, ведь агентское вознаграждение составляет примерно 10%, и если общий бюджет программы 300 тыс., то предприятие за все труды получит только тридцатку. Это совсем нерентабельно, жалуются наши собеседники.

Колоссальная проблема, с которой в этом году столкнулись организаторы мероприятий — отсутствие вместительных площадок. Всему виной закрытие видового ресторана «Панорама» и концертного зала «Эрмитаж» из-за сноса части развлекательного комплекса «Ривьера»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«В этом году выпускные отмечать негде»

Колоссальная проблема, с которой в этом году столкнулись организаторы мероприятий, — отсутствие вместительных площадок. Всему виной закрытие видового ресторана «Панорама» и концертного зала «Эрмитаж» из-за сноса части развлекательного комплекса «Ривьера». Именно в данных залах проходили выпускные, к примеру, 131-го лицея, который занял первое место в нашем рейтинге престижных школ. Ситуацию усугубило еще и то, что не стало хороших площадок меньшего масштаба. Так, полностью ушли рестораны на Кремлевской набережной, такие как Love Story, Mio, «Бахча», La Famiglia.

«Дети и родители остались без площадки для праздника за три месяца до выпускного! Мы искали новые залы. Мы реально обездоленными остались. Фактически выпускные стало проводить негде», — сетует Хабибуллина. 

Пальму первенства занял ресторанный комплекс «Михайловская усадьба» в Малых Клыках под Казанью. Средний чек составляет 4 тыс. рублей с человека, в 2021-м здесь проведут порядка 7 выпускных, сообщили нам в самом заведении.

«Усадьба сделана в дворцовом петербургском стиле, с прекрасным парком, лестницами, на которых очень любят фотографироваться девочки. Для выпускных мы впервые этот зал используем, они открылись в прошлом году, раньше мы проводили там свадьбы», — поделилась собеседница. 

Однако не все организаторы разделяют восторга. Некоторым именно данный ресторан кажется неподобающим местом для молодежного праздника, но раз банкет за счет родителей, то они и рулят, навязывая детям свой вкус. «Мне непонятно, как можно на выпускной выбрать „Михайловскую усадьбу“. Это зал на празднование 70-летия, вензеля, стиль дворцовый», — удивляется в беседе с «БИЗНЕС Online» другой организатор.

Из популярных площадок можно выделить «Ривьеру» (средний чек — 2,5 тыс. рублей с человека) и «Корстон» (2,6 тыс.). Кстати, в «Корстоне» в этом году празднуют окончание учебы выпускники 131-й гимназии и «метшинской» 19-й
Фото: «БИЗНЕС Online»

Из других популярных площадок можно выделить «Ривьеру» (средний чек — 2,5 тыс. рублей с человека) и «Корстон» (2,6 тыс.). Кстати, в «Корстоне» в этом году празднуют окончание учебы выпускники 131-й и 19-й гимназии. Мероприятия пройдут в одном из самых больших банкетных залов Казани — «Бальном зале». Топовыми местами считаются Luciano (от 2 тыс. до 4,5 тыс. рублей) и Kazan Palace. «Проведение выпускного бала в конгресс-зале Crystal — от 250 тысяч рублей и выше, данная сумма включает в себя еду, напитки и сервисный сбор. Сумма может меняться в зависимости от количества людей», — пояснили в гостинице. По словам представителей ивент-агентств, средний чек в Tasigo и «Пирамиде» доходит до 6 тыс. рублей с человека.

Нехватку в Казани приличных «лофтовых» пространств именно для молодежи отметил руководитель ивент-агентства «Адмирал» Рамиль Назмутдинов. Из своих «любимчиков» он назвал творческую площадку «Видимый дом», ресторан Cheeseria, банкетный зал Villa, Ramada, «Ривьеру», «Орловскую усадьбу». Однако большинство из них рассчитаны на численность гостей до 60 человек, а выпускной предполагает, как правило, порядка 150–200.

«Я жду появления хороших лофтовых пространств. Хочется, чтобы ребята с 17–18 лет смотрели на мир не нашими замыленными глазами, а видели альтернативу и привыкали к хорошему. И еще одно пожелание — чтобы появились адекватные загородные площадки. „Свияжские холмы“ — это, конечно, любовь. Но, например, в „Тишине“ печаль. В прошлом году там работали на свадьбе, не функционировал туалет, протекала крыша, официант на просьбу приглушить свет вырубил все электричество. А аренда там приличная. Задача — не просто сделать площадку, а хорошо продумать детали, чтобы все работало», — посетовал наш собеседник.

В целом банкетный формат выпускных — уже прошлый век, считает организатор Инна Колигер. Наиболее актуальный сейчас формат — это вечеринки
Фото предоставлено Инной Колигер

«Ушло время, когда ребята просто пришли потанцевать и прибухнуть»

Главным трендом современных выпускных организаторы называют «эмоциональную режиссуру» праздника, уход от официоза, однотипности и привычного формата «ведущий плюс диджей плюс артисты». «Ушло время, когда ребята просто пришли потанцевать и прибухнуть. Какие-то смыслы должны быть. Мы к этому стремимся», — уверен Назмутдинов.

В целом банкетный формат выпускных уже прошлый век, считает организатор Инна Колигер. Наиболее актуальный сейчас формат — это вечеринки. «На банкете ты сидишь за столом и твоя активность ограничена локтями соседей. Во время первого блока ты 40–50 минут сидишь, тебя кормят. Потом смотришь и слушаешь какого-нибудь вокалиста, потом по расписанию танцуешь. Вечеринка — когда ты приходишь в пространство и у тебя есть разные зоны активности. И за тебя не решают, что ты будешь делать. Подошел к салат-бару — поел, пошел поиграл в тир, в одном месте предлагают картинку разукрасить, в другом — VR-зона. Изначально ты состоявшийся человек, который сам определяет, что хочет», — пояснила Колигер.

По словам Хабибуллиной, за пять лет ей удалось сильно поменять приоритеты своих состоятельных клиентов, повернуть вектор их внимания на лирику, эмоции от прощания с детством, загадывание желаний на новую жизнь.

«Мой стиль как организатора и ведущей — снизить важность шоу-программы и направить львиную долю бюджета в другое русло — запечатлеть то, что важно и ценно, что никогда не повторится…»
Фото предоставлено Инной Колигер

«Мой стиль как организатора и ведущей — снизить важность шоу-программы и направить львиную долю бюджета в другое русло — запечатлеть то, что важно и ценно, что никогда не повторится… Артисты — это красиво, но, если честно, детям их не надо, им они не особо интересны. На каждом собрании я убеждаю родителей, что шоу-программу они берут для себя, и предлагаю использовать для подобного другие поводы — их будущие юбилеи, корпоративы, свадьбы детей. Но на выпускном не это ценно», — обозначила организатор.

В пример Хабибуллина привела последний звонок в гимназии №19, который прошел в формате иммерсивного мюзикла. Так, вместо казенных речей со сцены учителя поздравили детей песней. «Даже директор сюрпризом для всех вышел на сцену и спел! Дети открывали линейку композицией Hallelujah из „Шрека“, и неожиданно для них он (директор Андрей Талманов  прим. авт.) в своем куплете спел о том, что когда-то тоже заканчивал 11-й класс, а следом в мини-мюзикле появились учителя, которые спели „мы в вас верим“ вместо „аллилуйя“, а родители их поддержали и вместе с ними пропели со слезами на глазах эти важные для детей слова…» — вспоминает Хабибуллина.

Изыски за дополнительные деньги: лазерное шоу, видеоролики и фейерверки

Многие организаторы тесно работают с видеопродакшеном, поэтому предлагают к выпускным создание оригинальных видеороликов. Их стоимость по столице РТ варьируется от 25 тыс. до 80 тыс. рублей. В этом году одна из школ Казани заказала Колигер (у нее своя студия) два фильма — от родителей и от выпускников — по 35 тыс. рублей за каждый. «Это, конечно, минимальный бюджет на видео. Обычно мой один фильм стоит 60 тысяч, но на выпускной я не могу себе такие цены позволить, потому что родители не готовы столько платить», — делится Колигер.

В прошлом «коронавирусном» году, когда бюджетов не было ни у кого, студия Bravo за полцены сняла ролик для 139-й школы. «Они прыгали с обрыва, срывали противные черные маски, надоевшие всем, кидались красками холи, пели песню „Жить в кайф“, измененную под тему выпускного, забегали в одежде в реку, под дождем делали живую пирамиду, играли в волейбол, гоняли на машинах, сидели в багажнике с GoPro, устраивали фаер-шоу, катались на гироскутерах», — описала получившийся продукт Хабибуллина, добавив, что в этом году такой ролик обойдется в 70 тысяч.

«До этого мы в подарок делали ролики, чтобы приучить казанскую публику к тому, что детей надо снимать. Главное — клиент воочию видит результат своих денежных вложений. Когда он платит за артистов, они не врезаются в память, не затрагивают душу и сердце… А по стоимости один ролик равен выступлению кавер-группы. Хотя многие организаторы делают упор на то, что легко сделать и на чем можно быстро заработать: убеждают, что нужны артисты, световое шоу, танцоры. И праздники получаются однотипные, а в итоговом видео с выпускного только конкурсы и артисты», — считает Хабибуллина.

«Фейерверки опасно проводить, да и не везде они разрешены. В „Корстоне“, например, никак это не сделать»
Фото: «БИЗНЕС Online»

Если бюджет школы позволяет, агентство предлагает артистов, которые заинтересуют детей. Оно работают с театром света и огня «Джива», с командой «Аваланж». «В чем соль этих номеров — они брендированные. Обязательно в конце номера будет лазерное шоу, на котором изображается фасад школы, его номер, вдохновляющие и мотивирующие фразы. Очень круто, когда есть такое шоу на кульминацию мероприятия. У них ценники от 20 до 30 тысяч. Звук, свет — от 5 до 25 тысяч, экраны — от 15 до 35 тысяч», — сказала наша собеседница.

По старинке, говорит Хабибуллина, многие школы приглашают то, что дешевле, — саксофоны, скрипочки, шоу барабанщиков, шоу танцующих официантов. Это классика жанра, они выступают почти на всех выпускных и стоят в пределах 5–10 тыс. рублей за выход.

«Очень хорошо „заходят“ танцующие белые северные мишки, которые играют на барабанах современные хиты, а также кавер-группы, настроенные и на детей, и на родителей, — продолжила наша собеседница. — Фейерверки опасно запускать, да и не везде они разрешены. В „Корстоне“, например, — никак. А в „Михайловской усадьбе“ будем делать огненные буквы „Выпуск-2021“. Хотя фейерверки в моем понимании — это деньги, пущенные на ветер. Но если есть деньги, то почему бы и нет? Они стоят от 30 тысяч рублей».

Из новинок в этом году Колигер применит на одном выпускном формат квиза. По ее словам, соревновательная игра хорошо воспринимается на корпоративах. Ведущий здесь будет стоить 40 тыс. рублей. Из артистов, по ее словам, сейчас нарасхват группа Just Brass, на фоне популярности поднявшая ценник до 25 тыс. рублей.

Николай Никоноров: «В этом году был запрос на минимальный бюджет. Многие отказываются от дополнительных услуг, берут только ведущего, диджея и фотографа, остальное отсекают. Стандартный набор: 15 тысяч за ведущего (3 часа), диджей (от 10 тысяч), фотограф (2-3 тысячи за час)»
Фото предоставлено Николаем Никоноровым

«В этом году был запрос на минимальный бюджет»

Двое ведущихНиконорови Ольга Калегина работают на средний ценовой сегмент и также принимают заказы в районах. Их ставка — до 5 тыс. рублей в час, минимум они ведут выпускные на три часа.

«В этом году был запрос на минимальный бюджет. Многие отказываются от дополнительных услуг, берут только ведущего, диджея и фотографа, остальное отсекают. Стандартный набор: 15 тысяч за ведущего (три часа), диджей от 10 тысяч, фотограф — 2–3 тысячи за час», — говорит Николай.

Если бюджета нет, организаторы ищут варианты, как, не снижая качества, сделать выпускной таким же ярким. Вместо артистов они могут сами с детьми поставить номера. Чаще это «заходит» даже лучше, чем приглашенные артисты, но стоит меньше. При необходимости можно использовать внутренний потенциал школы: может, у них есть своя аппаратура, диджей, фотограф, артист. «Индивидуальный подход заключается не всегда в том, что ты каждый раз предлагаешь что-то эксклюзивное, а в том, что гибко подходишь к желанию клиента. По опыту можешь предложить решение их задачи», — отметила Калегина.

Сейчас главная фишка — это персонализация мероприятий. Например, выпускники пишут письма родителям, благодарят их, делятся добрыми воспоминаниями. «Когда мы, молодые-зеленые, только начинали, подобное было не так востребовано и понятно, молодежь скрывала чувства. А теперь дети больше об этом говорят, не стесняются быть собой и выражать эмоции», — сказала ведущая.

«Человек, который может пригласить БИ-2 на выпускной своего сына, их не пригласит, даже если эта возможность есть. Это дурной тон»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«На свадьбу своего ребенка обеспеченные люди пригласят любую именитую звезду. Но на выпускной — нет»

Часто люди с небольшим финансовым достатком бывают более сговорчивыми, понятливыми, доверчивыми и менее скандальными, чем богатые, отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» ведущий, эксперт по организации праздничных мероприятий Садыков.

«Есть категория капризных, которые считают, что лучше ориентируются во всем: „Вот мы были там, видели то, и там все в 3 раза дешевле, лучше“, — и так далее. И тогда начинаешь объяснять, дескать, вы видели один выход артиста, а я предлагаю три. Приходится проводить ликбез, — сказал ведущий. — В общем, они более дотошны. Человек попроще соглашается и доверяет организатору. А те любят показать свою значимость. Но мы же понимаем, что можно сделать либо дешево, либо хорошо».

Наш собеседник обратил внимание на то, что даже в престижных школах часть детей учатся не по статусу их родителей, а по прописке. «На свадьбу своего ребенка, собственный юбилей, корпоратив обеспеченные люди пригласят любую именитую звезду. Но на выпускной — нет. Не потому, что у них денег нет, а потому, что там будут дети и из других семей. Должна быть, в хорошем смысле этого слова, стандартизация. Будет некрасиво в отношении школьников, учителей, тем более в наш век это моментально разойдется по соцсетям», — подчеркнул Садыков. 

«Человек, который может пригласить „Би-2“ на выпускной своего сына, их не пригласит, даже если такая возможность есть. Это дурной тон», — считает наш собеседник. Золотая молодежь может позволить себе отметить дополнительный выпускной вслед за основным, например поездкой за границу. Садыков привел в пример случаи, когда такие выпускники ездили отдельно гулять в Швейцарию, на Кипр, Ибицу. Но некоторые устраивают выпускные after party и в Казани.

«На частные вечеринки сюда привозили Тимати, Ивана Урганта, Дмитрия Харатьяна, Ирину Салтыкову, резидентов Comedy Club, Максима Галкина. Отдыхают они гламурно, напыщенно. Бывали случаи, когда арендовали „Панораму“, привозили дорогущую музыкальную аппаратуру за 100–150 тысяч, профессиональный свет, а человек было 20–30», — рассказал эксперт.

Хабибуллина, напротив, считает, что в престижных школах даже дети обеспеченных родителей не ведут себя как мажоры. 

«Я хочу развенчать миф о золотой молодежи. Например, в 19-й гимназии прекрасные дети, с чувством такта, юмора, чувством прекрасного. Они ценят дружбу, родителей. В других моих школах тоже ребята с прекрасным воспитанием. Мне кажется, все зависит от того, кто с ними общается. Сейчас, мне кажется, уже неактуально разделение на золотую и незолотую молодежь. Просто есть образование круче. В престижных школах у родителей шире экономические возможности и больше желания подарить своим детям настоящий праздник», — считает наша собеседница.

«Сейчас, мне кажется, уже не актуально разделять детей на „золотую“ и „незолотую“ молодежь. Просто есть образование круче. В престижных школах у родителей больше возможностей экономических и больше желания подарить своим детям настоящий праздник»
Фото: © Алексей Мальгавко, РИА «Новости»

ЧОПы на выпускных и отсутствие алкоголя

Чем авторитарнее школа, тем больше контроля на выпускных, отмечают наши собеседники. Так, гимназия №7 праздновала окончание учебы в «Пирамиде», где детей не выпускали даже на балкон. «Они вообще по струнке ходили. Но чем больше зажимаешь ребят, тем хуже», — считают ведущие. По секрету нам рассказали, что ученики данной гимназии все равно умудрились пронести алкоголь.

Хабибуллина призналась, что на каждом выпускном у нее работают координаторы, следящие за порядком в зале: «Также у нас есть негласное правило, координаторы — мальчики и девочки — периодически пасут туалеты. Потому что, как правило, все нештатные ситуации происходят в туалетах. В этом плане у нас все хорошо».

Кроме того, школы с хорошим бюджетом зачастую дополнительно нанимают сотрудников частных охранных предприятий. «Например, если дети выйдут за пределы „Бального зала“ „Корстона“, там куча других залов, людей, спор какой-нибудь начнется, мало ли. В „Михайловской усадьбе“ все огорожено, но там тоже будет ЧОП. У некоторых родителей есть свои ЧОПы, или они договариваются с охраной школы», — рассказала Хабибуллина.

Что касается алкоголя, в основном организаторы против спиртного, особенно крепкого. Они рекомендуют ограничиться приветственными бокалами шампанского или коктейлем. 

«С детьми веду беседу, что это не тот повод, когда надо напиваться. Потому что так они потеряют в эмоциях, уснут, им будет плохо. Поэтому очень многие школы в 2021 году у меня „безалкогольные“. Родители на своих столах тоже отказываются от спиртного — коллективно решают, что не будут подавать плохой пример детям и ведут себя „халяльно“», — заметила руководитель театра Bravo.

Проще к этому относится Назмутдинов, который не отговаривает от алкоголя, рассуждая, что лучше, если школьник будет пить при родителях, чем где-то за углом. «Часа через 3–4 после начала ряды пустеют, мы теряем „бойцов“, ближе к концу они появляются. По традиции выпускных кто-то должен „пропадать“», — рассказал об этом наш собеседник, как о неизбежности.

Садыков вспомнил и случаи, когда «шалили» сами родители. «Дети вели себя приличнее, интеллигентнее и деликатнее, чем родители, особенно мамы. Они выходили на улицу, себе чуть-чуть наливали, лица у них раскраснелись. И я думаю: „Боже мой! Это вы пришли за порядком следить? Это за вами надо следить!“» — недоумевал наш собеседник.

Рамиль Назмутдинов: «Лимузины — это зашквар. Когда я слышу „лимузин“ у меня глаз дергается. Это пошло, и вряд ли этим кого-то удивишь. Вряд ли кто-то скажет: „Ого, сколько у тебя бабла!“ Скорее скажут: „Явно чувак переболел коронавирусом, у него нет вкуса“»
Фото предоставлено Рамилем Назмутдиновым

«Лимузины — это зашквар»

Однозначным антитрендом организаторы называют аренду лимузинов. Дело не только в заезженности, но еще и в устаревших «пошарпанных» машинах, которые уже не так эффектно смотрятся на фотографиях. Собеседники вспоминали, как несколько лет назад ребята захотели лимузин, а приехала машина, где в багажнике лежали дрова. 

«Лимузины — это зашквар. Когда я слышу „лимузин“, у меня глаз дергается. Это по́шло, и вряд ли этим кого-то удивишь. Не думаю, что кто-то изумится: „Ого, сколько у тебя бабла!“ Скорее скажут: „Явно чувак переболел коронавирусом, у него нет вкуса“», — шутит Назмутдинов.

Снижение интереса отмечают и в пунктах аренды лимузинов. «Раньше был дикий ажиотаж, автомобилей не хватало. Машины работали 2–3 дня на выпускных круглосуточно. В настоящее время загрузка тоже есть, но раньше спрос был выше», — рассказали «БИЗНЕС Online» в компании StarCars.

Кроме того, подростки сами начали отказываться от воздушных шаров. «Сейчас же все экологичные. Это красиво, но можно заменить бенгальскими свечами», — отметила Колигер. Смену тенденций отмечают и на площадках. «Развлечения, конечно, меняются со временем: если пять лет назад школьники хотели украшать площадку шарами, то сейчас это уже неактуально», — рассказали нам в «Ривьере».

В прошлом году из-за пандемии коронавируса до конца было неясно, можно ли проводить выпускные и в каком формате. Из-за этого у многих ведущих в последний момент срывались заранее запланированные мероприятия, они удерживали предоплату
Фото: «БИЗНЕС Online»

Как выпускные проходили в пандемию?

В прошлом году в связи с пандемией до конца было неясно, можно ли проводить выпускные и в каком формате. Из-за этого у многих ведущих в последний момент срывались заранее запланированные мероприятия, они удерживали предоплату.

У Назмутдинова из 8 выпускных в итоге прошло всего два, и причем это были «отчаянные» школы, которые провели праздник в арендованном доме фактически «на нелегальных условиях, так, чтобы никто не „спалил“». Причем один организовали только с детьми, без присутствия взрослых. «Они сказали, что им 18 лет, у одной девочки была даже своя точка по продаже шаурмы. Они сами зарабатывают, могли себе позволить снять дом. Из программы были только я и диджей, просто крутая вечеринка», — сказал ведущий.

Колигер провела выпускной для лицея им. Лобачевского на веранде ресторана «Некрасов». Несмотря на то что бюджет снизился почти в 2,5 раза (с 450 тыс. рублей), праздник, по ее словам, выдался ярким и незабываемым. Одним из самых зрелищных моментов стал выезд фургона с диджеем и дымом.

«Люди с деньгами выпускные на теплоходе не проводят. Они как-то больше в закрытом формате, либо тихим чартером — и на моря, но это не наши клиенты»
Фото предоставлено Вячеславом Егоровым

Выпускные на теплоходе остались в прошлом

По словам опрошенных нами организаторов, запросов на проведение выпускных на теплоходе от родителей не поступает: все-таки все предпочитают вечерний формат, рестораны, туфли и изысканные платья. Но, похоже, и при наличии большого спроса «водный» выпускной провести не так уж просто — в турагентствах говорят, что «Татфлот» перестал выделять им большие корабли.

Это подтверждает директор ООО «Паруса» Вячеслав Егоров, чья компания управляет теплоходами, яхтами и катерами. «К сожалению, в этом году есть одна тенденция — в Татарстане нет больших кораблей. У меня у самого проходил выпускной на таком кораблике „Москва“, два класса там гуляли с родителями. Прекрасное время, замечательный выпускной был, музыка, танцы, прощание с учителями. Но, увы, сейчас ситуация в республике такова, что на количество гостей больше 30 у нас корабликов нет. Если, допустим, корпоратив хотят провести на 50 человек, можем предоставить только два судна на 25 человек либо три по 15», — посетовал наш собеседник.

Индустрия с надеждой ждет возрождения «Татфлота», а сейчас эксперты только с горечью констатируют, что у них нет кадров, капитанов, экипажей, механиков, инженеров. К тому же многие корабли морально и физически устарели. 

Вячеслав Егоров: «Сейчас ситуация в республике такова, что на количество гостей больше 30 у нас корабликов нет. Если, допустим, корпоратив хотят провести на 50 человек, можем предоставить только два судна на 25 человек, либо три по 15»
Фото предоставлено Вячеславом Егоровым

«На выпускных у нас есть правило: один ребенок — один взрослый. Если в советские времена допускалось, что может быть четверо родителей на борту и 30 детей, то сейчас эпоха TikTok и „Инстаграма“, к сожалению, порождает дурные поступки. Вы знаете руферов, диггеров, паркурщиков. Мы сами такими были, поэтому я понимаю, что может сделать ребенок, оставшийся без надзора родителей. Имели место такие случаи, когда дети прыгали с корабля и плыли. Но это не у нашей компании, а где-то в Татарстане», — предостерегает Егоров, отмечая, что правило часто не устраивает родителей.

Такая ситуация с флотом в РТ держится уже 3–4 года. Четыре года назад «Паруса» проводили 5–6 выпускных за сезон, поскольку в то время было больше кораблей у «Татфлота». Потом многие суда продавали из республики в другие регионы и города. 

«Средняя стоимость [аренды] теплохода — примерно 25 тысяч за час. Оптимальный заказ — на четыре часа. Кейтеринг — около 700–800 рублей с человека. Диджей — порядка 15 тысяч, ведущий — 10 тысяч за мероприятие. Фотографы, видеографы — от 25 тысяч рублей. Получается на 25 детей и 25 взрослых (если предположить, что есть корабль на 50 человек), если все брать по максимуму, больше 300 тысяч рублей. С человека выходит 6 тысяч рублей. За выпускной это нормальные деньги. Можно добавить декор, салют», — назвал ценник наш собеседник.

«Люди с деньгами выпускные на теплоходе не проводят. Они как-то больше в закрытом формате либо тихим чартером — и на моря, но это не наши клиенты», — подытожил Егоров.

Диана АвакянЕвгения Иванова

Фото на анонсе: © Максим Блинов, РИА «Новости»
Инфографика: «БИЗНЕС Online»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here