«Они способны простреливать всю Европу»: зачем зеленодольские «Буяны» прошли Ла-Манш?

0
52

Командующий ВМС Нидерландов Роб Веркерк выложил сделанные с вертолета фото следующих через Ла-Манш малых ракетных кораблей «Серпухов» и «Зеленый Дол»Как адмирал Бенилюкса с ужасом фотографировал ракетные «Зеленый Дол» и «Серпухов», отстрелявшиеся «Калибрами» в Сирии. Эффектную рекламу зеленодольским корабелам сделал в своем «Твиттере» командующий ВМС Нидерландов. Он выложил сделанные с вертолета фото следующих через Ла-Манш малых ракетных кораблей «Серпухов» и «Зеленый Дол». Приписанные к Черноморскому флоту МРК, предположительно, перебрасывают на Балтику вместо корабельной группы, выдвинувшейся оттуда к Сирии. Как полагают эксперты «БИЗНЕС Online», вместе с ракетными комплексами «Искандер» МРК остудят пыл некоторых горячих голов в НАТО.

 Командующий ВМС Нидерландов Роб Веркерк выложил сделанные с вертолета фото следующих через Ла-Манш малых ракетных кораблей «Серпухов» и «Зеленый Дол» Фото: zdship.ru

«ЗЕЛЕНЫЙ ДОЛ» ПРОХОДИТ ЛА-МАНШ

Командующий ВМС Нидерландов, адмирал Бенилюкса, генерал-лейтенант флота Роб Веркерк на своей странице в «Твиттере» сообщил о том, что два российских корабля прошли с юга в северном направлении пролив Ла-Манш и вошли в Северное море («Твиттер» голландца отследил блог bmpd, созданный под эгидой центра анализа стратегий и технологий). На фото, сделанных с голландского вертолета, опознаются малые ракетные корабли (МРК) «Серпухов» и «Зеленый Дол» проекта 21631 «Буян-М». Напомним, проект создан специалистами ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро», корабли построены на АО «Зеленодольский завод им. Горького».

«Зеленый Дол» и «Серпухов» проводили из Зеленодольска на Черноморский флот (ЧФ) 9 июля 2015 года, а 12 декабря на них подняли Андреевские флаги. МРК вошли в состав отдельного дивизиона малых ракетных кораблей 41-й бригады ракетных катеров крымской военно-морской базы ЧФ.

Уже 13 февраля 2016 года «Зеленый Дол» вышел из Севастополя, а 17-го прибыл в российский пункт материально-технического обеспечения в сирийском порту Тартус, присоединившись к постоянной группировке ВМФ России в Средиземном море. Было заявлено, что вскоре корабль будет сменен на посту «Серпуховым», и он отправился в Сирию 30 марта. Как предположил тогда эксперт «БИЗНЕС Online», МРК понадобились в Сирии, чтобы под рукой было чем ударить в случае провокаций с турецкой стороны: «Калибр-НК» может работать не только по берегу, но и по кораблям.

Напомним, «Калибры» наделали много шума год назад. 7 октября 2015 года три других «Буяна-М» («Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг» вместе с еще одним зеленодольским детищем — «Дагестаном», сторожевым кораблем проекта 11661) из акватории Каспийского моря выпустили по объектам ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.) 26 крылатых ракет. 20 ноября последовал новый залп — 18 крылатыми ракетами. Как сообщали этой весной иностранные СМИ, «Зеленый Дол» и «Серпухов» тоже отстрелялись по ДАИШ крылатыми ракетами. Эксперты «БИЗНЕС Online» тогда отмечали, что это беспрецедентный случай в новейшей истории отечественного флота. В чужих водах ВМФ не применял оружия со времен холодной войны.

«ЭТО ОТВЕТ НА ВОЕННЫЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ НАТО»

Отметим, что проект «Буян-М» создавался для Каспийской флотилии, отсюда — специфические свойства этих кораблей, например способность ходить по мелководью. О том, что «Зеленый Дол» и «Серпухов» пойдут на Черноморский флот, ВМФ России сообщил весной 2015 года. Эксперты говорили о том, что «географическая» корректировка планов была связана с тревожной ситуацией у наших границ — она потребовала срочного усиления черноморского направления. Сегодня мы наблюдаем то же самое?

«Серпухов» и «Зеленый Дол» вышли из Севастополя 4 октября. В Средиземном море они встретились с морским буксиром «Виктор Конецкий» Ленинградской военно-морской базы, посетили испанский порт Сеута, прошли Гибралтарский пролив и двинулись на север. А в Ла-Манше их «засек» адмирал Бенилюкса.

Предположительно, оба корабля войдут в состав Балтийского флота. «Пока сказать точно нельзя, но теоретически это возможно, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ независимый военно-морской эксперт Прохор Тебин (Москва). — На Балтийском флоте нет носителей „Калибров“ (читай, крылатых ракет морского базирования). Если „Буяны-М“ решат в самом деле оставить на Балтийском флоте, то, видимо, военное руководство будет исходить из того, что на Балтике России нужны крылатые ракеты большой дальности для парирования имеющихся угроз». Эксперт напомнил о том, что «Буяны-М» — сравнительно дешевые и гибкие в вопросе базирования платформы для крылатых ракет большой дальности, на которые не распространяется Договор РСМД. Плюс — они могут решать и иные задачи.

«Их действительно перевели на Балтийский флот. А вот на время или насовсем — вопрос, — рассказал „БИЗНЕС Online“ независимый военно-морской эксперт Дмитрий Глухов (Санкт-Петербург). — Возможно, что и надолго — политическая обстановка нашими партнерами нагнетается с каждым днем… Такие корабли нужны везде, особенно сейчас, и на Балтике тоже. Они потенциально способны „простреливать“ всю Европу. То есть Балтфлот вновь приобретет свое забытое качество — станет региональной стратегической силой, причем почти неотразимой. Вкупе с ракетными комплексами „Искандер-М“ в Калининградской области их наличие может весьма охладить горячие головы руководителей некоторых младонатовских государств. Не забудем и об элементах ПРО США в Польше… Таким образом, перевод двух МРК с 16-ю „Калибрами“ с Черноморского флота — ответ на военные приготовления НАТО в регионе».

В контексте этого перебазирования интригующе выглядит недавняя новость о том, что Минобороны закажет заводу им. Горького еще три «Буяна-М» В контексте этого перебазирования интригующе выглядит недавняя новость о том, что минобороны закажет заводу им. Горького еще три «Буяна-М» Фото: zdship.ru

«ДРУГИХ КОРАБЛЕЙ ДЛЯ УСИЛЕНИЯ БАЛТФЛОТА ПОКА НЕТ»

В контексте этого перебазирования интригующе выглядит недавняя новость о том, что минобороны закажет заводу им. Горького еще три «Буяна-М». Этот контракт стал одним из самых громких соглашений, заключенных на сентябрьском форуме «Армия-2016». И не только благодаря стоимости (27 млрд. рублей): до этого дня считалось, что заказа на проект 21631 больше не будет.

Напомним, изначально военные хотели получить 12 «Буянов-М», но потом решили остановиться на 9. И вот вновь смена курса. Видимо, есть большая нужда в хорошо отработанном в строительстве проекте. «Об этой тройке разговор пошел еще в 2015 году, — рассказывал „БИЗНЕС Online“ генеральный директор завода им. Горького Ренат Мистахов. — Аргументы за: в таких кораблях есть необходимость; серия апробирована; завод добился сокращения сроков строительства — с 34 до 28 месяцев. Но, думаю, главный фактор — то, что ранее построенные корабли этого проекта от Зеленодольского проектно-конструкторского бюро хорошо зарекомендовали себя. Проект оказался очень удачным. Изначально ведь планировалось построить только три „Буяна-М“ для Каспия. Но завод выполнил, по сути, непосильную задачу: в один год сдал и головной, и первый серийный корабли, доказал флоту, что без увеличения цены готов построить еще два. После этого ВМФ решил приобрести еще пару МРК. Так появилась пятерка, а затем число „Буянов-М“ решили довести до 9».

Напомним, «Зеленый Дол» и «Серпухов» — четвертый и пятый корабли проекта «Буян-М». Головной «Град Свияжск» и первые два серийных — «Углич» и «Великий Устюг» — несут службу в составе Каспийской флотилии. «Вышний Волочек» спустили на воду в конце августа, он проходит испытания. На стапелях находятся «Орехово-Зуево», «Ингушетия» и «Грайворон».

Первый корабль допзаказа будет сдан в 2019 году, второй и третий — в 2020-м. «Технически проект 21631 не очень подходит для Балтики, так как изначально спроектирован для Каспия — это хорошо известно, — говорит Глухов. — Но других аналогичных кораблей для усиления Балтфлота пока нет, так что экипажам придется привыкать к свинцовой балтийской волне… По идее, на Балтику нужно бы 4 – 6 МРК — носителей „Калибров“. Вполне может быть, что допзаказ на три „Буяна-М“ как раз и сделан из соображений качественного усиления Балтфлота и вообще наших сил в северо-западном регионе».

 В ДЫМУ И СЛАВЕ

Впрочем, перевод «Буянов» на север может быть связан и с «пересменкой»: дело в том, что к сирийским берегам, по сведениям опять же западных источников, выдвинулся едва ли ни весь флот с Балтики и Северного моря — в составе группировки 30 кораблей различных классов, включая подводные лодки и суда снабжения. Много шума на Западе наделал, в частности, переход через Ла-Манш авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в сопровождении ракетного «Петра Великого», а также больших противолодочных кораблей «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков».

«Если все эти суда одновременно соберутся в восточной части Средиземного моря, то это будет самым крупным развертыванием российских сил после окончания холодной войны», — заявил капитан третьего ранга Сленсвик из Командного училища вооруженных сил Норвегии (цитата по InoСМИ.ru).

Разумеется, корабельная группа оказалась под пристальным вниманием североатлантического альянса. Мир увидел кадры облета «Адмирала Кузнецова» с борта норвежского вертолета, истребители Великобритании также отметились полетами на небольшой высоте вокруг группы кораблей ради фотографий высокого качества. «Владимир Путин отправил в Сирию все, что может плыть», — иронизирует пресса. Потом, правда, начали упоминать, что российская атомная мощь постучалась в ворота старушки Европы: британская пресса назвала этот поход «самым большим показом военно-морской мощи Москвы с конца холодной войны».

При этом очень многие озаботились вопросом, отчего крейсер сильно дымит — по сравнению с ядерным «Петром Великим», который не дымит совсем. И посыпались предположения от поставленной дымовой завесы до неважного технического состояния машин корабль сдан флоту 25 лет назад. И вообще, все это смахивает на тот шлейф, который оставляли после себя паровые броненосцы начала XX века на угольном отоплении, посмеялись в британской The Telegraph — дескать, недаром неподалеку находится буксир. Но на самом деле крейсер использует мазут, объяснили специалисты, и дым — нормальное явление для котлотурбинной установки корабля водоизмещением около 55 тыс. тонн.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here