Существует несколько мнений о времени возникновения села. По рассказам Гарифуллина С.В., село было образовано в 1470 году. На основании изученных данных, хотим представить другую версию. Годом основания села правильнее считать 1774 год. В справке по межеванию земли село Новое Мансуркино упоминается1777 г. По данным данного документа в селе насчитывалось 70 дворов.
Из татар новокрещеных по 5 ревизии: мужчин – 36, женщин – 20
Удельного имения по 5 ревизии: мужчин — 18, женщин – 6
Из мордвы новокрещеных: мужчин – 50, женщин – 39
Служащих татар: мужчин — 16,женщин – 68
Краевед Василий Ендураев вот что пишет о возникновении села Новое Мансуркино: “Наше село основано во второй половине XVIII века в 1774 году. Татарин Мансур из Казанской губернии бежал от своего жестокого хозяина в Среднее Поволжье. Обосновался он среди лесов и красивейших полян. Недолго он был одиноким. Крестьяне из других районов уходили вглубь страны и присоединялись к Мансуру.
Сначала деревня была окружена густым, дремучим лесом. Река Ст.Аманак, протекала через лес. На своем пути она образовывала болота. Люди, которые выбрали эти места для своего поселения, вынуждены были осушать эти болота.
Татары крещёные и некрещёные находились вместе в одной деревне с чувашами и мордвами. Но чтобы избавиться от христианской религии и перейти к мусульманской религии, большинство татар выделились в другую деревню. Часть православных крещёных татар остались с мордвами в Старом Мансуркино. Мордва, которая не желали выполнять обряды православной церкви, и предпочитали язычество выделились вместе с татарами в Новое Мансуркино.
Так как все переселенцы были беглыми, долго им приходилось скрываться от преследования властей. Поэтому на первых порах они ютились в башкирских станах, в землянках, где до этого скрывались отряды Степана Разина и Салавата Юлаева. После подавления Пугачёвщины в этих местах скрывались сторонники Пугачёва. С обьявлением царским правительством амнистии пугачёвцам, башкиры-пугачёвцы ушли в свои родные места.
Когда в Новое Мансуркино поселились татары, чуваши, мордва село стали называть Салмоедовка. Здесь насчитывалось 32 двора. Но однажды чуваши ушли в Матак, а мордва – в Ильинкино, после этого село стали называть Новое Мансуркино.
Жители села корчевали лес, сеяли рожь, овёс и ячмень, зерно, собирали орехи, ягоды, охотились на зверей. Эти земли славились своим плодородием. Жители занимались подсечным земледелием, таким образом, увеличивали посевные площади. Излишки урожая стали продавать на винный завод Абдулова: рожь по – 11,овёс по7 копеек за пуд.
В деревне было 78 родников и ключей, деревню окружало болото. По деревне протекает река Верхний Аманак, на которой были построены 3-4 водяные мельницы. На мельницах вместо двигателя использовали естественные водопады».
Житель села Гарифуллин С.В. рассказывает другую версию образования села. С его слов, жители сел Старое Мансуркино, Новое Мансуркино, Абдул-завод, Исаково – выходцы из с. Старый Аманак.
В 1391 году после разгрома Тамерланом Поволжья, татары, мордва и чуваши поселились вдоль речки Б.Кинель, в том числе в селах Старый Аманак и Старое Мансуркино. Татары, чуваши и мордва жили очень дружно. Об этом говорит жительница с. Старое Мансуркино Яшнева Анастасия Григорьевна.
Через некоторое время татарин Мансур переселяется дальше в дремучие леса, на место, где сейчас находится с. Новое Мансуркино. В книге муллы Саттара Ильясова написано, что с.Новое Мансуркино возникло в 1470 году, а мечеть построена в 1787 году (записи имеются в мечети).
Вот здесь мы пришли к противоречию, ничего неизвестно о селе с периода возникновения села до 1787, почти 300 лет.
В селе Ст.Аманак жил учитель истории Курчаев Николай Михайлович. Он вел архивы сел (архив увезли в г. Куйбышев в1970 г.). По воспоминаниям Курчаева первым на устье речки Аманак поселился татарин Манаков. У него было три сына: Мансур, Абдул, Исхак. Когда сыновья подросли, Манаков переселил старшего сына Мансура на место, где сейчас село Старое Мансуркино. На этом месте был сплошной лес.
Второй сын Абдул поселился на место села Абдул-завод. Он занимался виноделием. Построил на лесной поляне винокуренный завод. Место сохранило свое название – «Винокуренная поляна».
Третий сын Исхак поселился на месте села Исаково. Он занимался отделкой кожевенного сырья.
В книге «Татар халык ижаты» напоминается о трёх братьях Мансур, Абдул, Исхак.
В 1852 году часть татар приняли мусульманство, до этого они были крещеными. К ним часто приезжал поп, чтобы крестить их. Однажды татары дождались его ухода и по дороге в сторону Новоганькино встретили его и остригли ему бороду, чтоб человек перестал быть священником. После этого случая крещеные приняли ислам.
Вероятно, Мансур имел дело с ворами, которые перевозили ворованное по Сыртовой дороге. Сегодня жители села называют эту дорогу Воровская. Дорога брала начало от г.Кинель и проходила в 3-х километрах от села Новое Мансуркино. В середине с. Новое Мансуркино есть возвышенность. Это место называется Камка Тау.
Камка Тау был перевалочным пунктом воров. До нашествия монголов эти края заселяли башкиры. По словам Сажиды Сайфутдиновой, Усмановы и Бухарметовы примкнули к башкирам и поселились в село Старое Мансуркино. Бухарметов служил в отряде Пугачева, привез себе жену марийской национальности. У них было 8 сыновей и одна дочь.
После отмены крепостного права по реформе1861 г. Крестьянам дали земли в бессрочное пользование. За пользование этой землёй крестьяне должны были платить налоги государству. В 70 годы прошлого века в селе Сосновка образовалась Сосновская волость, в которую вошли населённые пункты: Мало-Ишуткино и Новое Мансуркино.
В селе изготавливали дровни, телеги, сани, колёса, глиняную посуду. Из липы – квашни, кадушки, маслобойки, бочки. Липовой корой стали покрывать крыши домов, но в основном крыши домов были соломенные.
Изделия своего кустарного производства продавали на базаре, в селе Сосновка. Туда съезжались жители из ближайших сёл и деревень продавать свои изделия. Из липовой коры делали мочалки, плели корзины, лапти, циновки. К концу 18 века начали выращивать лен и коноплю. Из конопли ткали рогожу, шили мешки. Из ткани шили одежду для всей семьи. В Сосновке базар действовал до 1952 года.
В селе был богач: мулла Ахматша-бай. На него работали 6 батраков и 5 нянек. Он имел 27 лошадей и 32 коровы, 60 голов овец. Хаджи-бай имел магазин в деревне и в Бугуруслане. У него было 9 продавцов. Он закабалял крестьян всякими путями и руководствовались при этом своими религиозными законами.