Домой Жизнь татар Татары в России и в мире Открытое обращение Р.Д.Яшасен Ватан В.В.Путину

Открытое обращение Р.Д.Яшасен Ватан В.В.Путину

4

Общественный деятель, правовед, публицист Р.Д.Яшасен Ватан обратился Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину.

Уважаемый Владимир Владимирович!

 Прошу Вас ознакомиться с фрагментами моей работы «С думой о Родине…» (на 4-х листах, прилагаемых к настоящему обращению), которые посылаю в это непростое и для Вас, и для страны время, чтобы выразить надежду на благополучное преодоление трудностей, проблем, навалившихся на нас всех, в том числе и на русских, и на татар (ибо работа посвящается одной из самых актуальных проблем современного положения нашей страны – взаимоотношениям русских и татар, вообще, межнациональным проблемам). Часть этой работы публиковалась в газ. «Звезда Поволжья» за 2011 г. в №№ 2, 4, 7, 11, 18, 20, 25. До этого были публикации в той же газете за 2005 и 2007 гг. (ибо работаю над этими указанными проблемами в течение уже нескольких лет).

Красной нитью проходит мысль о том, что, отстаивая всеми законными средствами интересы родного народа, в частности, татарского народа и РТ, надлежит одновременно идти (всячески) на сближение с русским народом. Представляется, что сейчас, в один из самых ответственных для страны моментов, такого рода высказывания должны восприниматься подобно историческому кличу Минина и Пожарского, к тому же, вновь прозвучавшему на берегах великой реки, тем самым давая (необходимо дать) всем понять, что хаос и вакханалия совершенно нежелательны — ни в Казани, ни в Москве — нигде; и настоящий патриотический порыв означает, что нам важно объединяться, мобилизовать все силы для обеспечения спокойствия (спокойного проживания); это необходимо стране и всему народу; в этой связи и призыв о сплачивании, но сплачиваться нужно обязательно на гуманных, честных началах. Именно этого требует в настоящее время народ, чтобы уверенно превозмочь навалившиеся общие для всех трудности, именно этого всегда добивались и добиваются татары – честного к ним отношения, правдивого, без какого-либо искажения, освещения нашей истории и совместно с русскими, с другими народами преодолеть окончательно кризис и остальные тяготы (сложности) нашей действительности, т.е. сообща продолжать творить нашу историю, бороться за свое счастливое будущее.

Считаю необходимым дополнить тем, что готов помочь (работать) в реализации своих идей, которые, надеюсь, могут способствовать в решении многих проблем и тем самым оздоровлению не только межнациональных отношений, но и, в целом, всего нашего общества.

Сам юрист по образованию (имею высшее юридическое образование), работал в органах прокуратуры РТ, учился в аспирантуре при КГУ; родители татары, но родился и вырос в Баку (дедушка до революции проходил военную службу в этом городе, затем там и остался, хотя корни из-под Казани). В этой связи хорошо знаком с особенностями Кавказа, а также Волго-Уральского региона, где в настоящее время проживаю. С годами все больше переживаешь за страну, и хочется ей как-то помочь.

С уважением, Р.Д. Яшасен Ватан.

P.S. Именно так подписываю публикации, посвященные проблемам нашей Родины.

Русско-татарский союз это вполне реальная действительность (и нарушать или разрушать не надо), причем, как в прошлом, так и в настоящем, разумеется, возможная (с учетом улучшения, именно для усиления стабильности и укрепления страны) реальность в будущем; тем более что начало его формирования уходит в глубь веков (на что обратили внимание политики, руководство РФ) и связано это с общеизвестными историческими фактами (по этой причине следует с еще большим пониманием к этому относиться) военной поддержки татарами русских в том же самом XIII в.; т.е., при всем том, что были военные действия между татаро-монголами и русскими княжествами (1237-1241-е гг.), тем не менее, как известно, в это же время произошло (происходило) сближение татар и русских (вот она, сотканная из противоречий диалектика нашей жизни), и достаточно полно, довольно благоприятно именно для русских он (этот союз) проявился во время Ледового побоища (1242 г.).

Здесь уместно вспомнить некоторые высказывания (фрагменты размышлений) отдельных русских историков и, подобно им, провести соответствующую параллель. Так, желая подчеркнуть значимость появления флота под предводительством выдающегося адмирала Ушакова возле греческих островов в XVIII в., историки в ряде случаев сравнивают это с присутствием уже в наши дни американского флота (авианосца) в Средиземном море (мол, как они поясняют, одного лишь присутствия такого авианосца порой бывает достаточно)… То же самое, наверное, можно сказать и о присутствии накануне Ледового побоища татарской конницы (никем тогда непревзойденной) и появившейся неожиданно перед самой битвой (побоищем), по сути, лишившей немецких, тевтонских рыцарей (затмив перед их взором весь горизонт) всякой возможности маневрировать, тем самым уже обрекая последних, ибо сразу же были скованы их силы, что и способствовало полному разгрому неприятеля,  победе Александра Невского. Причем, победе блестящей, можно сказать, виртуозной, поскольку рыцарей, заманив на лед, обрекли на то, что они стали проваливаться под лед. Налицо, что называется, «почерк» ведения битв, сражений именно татаро-монголами того времени: заманить, обречь неприятеля и с наименьшими потерями для себя, виртуозно, (мастерски), блестяще его сокрушить, одержать победу. Такое возможно было обеспечить Александру Невскому только при поддержке татаро-монгол; сами русские войска только своими силами никогда бы не смогли столь легко (ибо это видимая легкость, как при игре на сцене мастера своего дела, напр., виртуоза-пианиста) расправиться с достаточно могущественным в то время Тевтонским Орденом.

Именно виртуозность победы и выдает «руку» татар — и здесь они приложили, как говорится, свою «руку», точнее, протянули руку помощи, что лишь подтверждает, свидетельствует о поддержке Александра Невского татаро-монголами.

И уже сами русские историки заметили, что благодаря этой победе Россия, русский народ были спасены и от насильственной католизации.

В настоящее время Александр Невский признан святым. Однако если при этом всячески замалчивать его союз с татарами, — значит говорить не всю правду. Известно, что если говорить не всю, а только часть правды, то получается уже неправда. Поэтому, чтобы у нас была правдивая история, положительную роль Александра Невского необходимо теснейшим образом связывать и с положительной ролью татарского народа и тем самым показать, что у нас достаточно глубокие корни, серьезные традиции (исчисляемые не годами и даже не десятилетиями, а, как это тоже было замечено В. В. Путиным, уже веками).

И, как говорится, ничего «изобретать» не надо: нам всем (и современным руководителям РТ) надлежит вести себя соответственно (подобно Александру Невскому): отстаивая всеми законными средствами интересы родного татарского народа (не сдавая позиции, завоеванные народом), одновременно всячески идти на сближение с русским народом. Представляется, что сейчас, в один из самых ответственных для страны моментов, такого рода высказывания могут и должны восприниматься подобно историческому кличу Минина и Пожарского, к тому же, вновь прозвучавшему на берегах Великой реки, тем самым давая (необходимо дать) всем понять, что хаос и вакханалия, действительно, нежелательны — ни в Казани, ни в Москве — нигде; и настоящий патриотический порыв означает, что нам важно объединяться, мобилизуя все силы для обеспечения именно спокойствия (спокойного проживания), столь необходимого стране (для ее дальнейшего развития), соответственно, и всему народу; отсюда и призыв о сплачивании, но только делать это (сплачиваться) нужно обязательно на гуманных, честных началах, не подавляя. Именно этого требует в настоящее время народ, чтобы уверенно превозмочь навалившиеся общие для всех трудности, именно этого всегда добивались и добиваются татары – честного к ним отношения, правдивого, без какого-либо искажения, освещения нашей истории и совместного с русскими (и тоже без подавления татар, исключая всякую бестактность), с другими народами преодоления кризиса и остальных тягот (сложностей) нашей действительности, т.е. сообща (и уже на равных) продолжать творить нашу историю, бороться за свое счастливое будущее.

Стало быть, чтобы исключить негативное (что сейчас явно нежелательно, значит, ненужное), вообще, прошлые ошибки, представляется, ядром будущего нового Союза может и должен стать именно русско-татарский союз, или Союз России и Татарстана, тем более что, как в предыдущих публикациях отмечалось, правовое поле у нас уже существует. Неслучайны и высказывания о том, что «любая биполярная система устойчивее, чем система с одним центром». При анализе внешней политики и международных отношений на это обратили внимание и в руководстве страны.

Поэтому новый Союз может и должен быть с участием Татарстана в качестве одного из равноправных его учредителей (и это будет своеобразным положительным примером, свидетельством того, как в РФ начали решать такие сложные вопросы, т.е. если русские с татарами на равных решают все проблемы, то с белорусами и казахами – тем более, ибо в противном случае белорусов и казахов можно только оттолкнуть от РФ; собственно, по этой причине и не стал работать юридически оформленный союз Белоруссии и России, поскольку некоторые политики при оформлении данного союза неожиданно заявили, что ни о каком равенстве, равноправии между Белоруссией и Россией не может быть и речи, мол, посмотрите, какая Россия по масштабам, возможностям, и какая Белоруссия; но, как известно, в Евросоюзе так не рассуждают, там равноправие между всеми государствами: и крупными, такими как Германия, Франция и небольшими, — как Чехия, Хорватия и др.); в этом смысле Татарстан никуда отделяться от РФ не собирается; только вместе, но наравне; к тому же, в рамках Союза ни о каком нарушении территориальной целостности нашей страны не нужно будет и беспокоиться, ибо состоится то же самое, что имело место в недавнем нашем прошлом, когда отдельные автономные республики, напр., Таджикская АССР или Казахская АССР преобразовывались в союзные; как известно, территориальная целостность страны тогда и нашей Родины – Союза ССР – при этом не нарушалась. В связи с этим уже не так важно, как будет он называться (именоваться), этот Союз, возможно, Евразийским Союзом, – как было озвучено В.В. Путиным (со ссылкой на то, что это инициировано Президентом Казахстана) во время его выдвижения кандидатом на предстоящие выборы Президента РФ и «прямого разговора» — без разницы, ибо это не принципиально… При этом речь идет в данном случае только о РТ, а потому ни о каком развале РФ-России никто не помышляет, никакого «парада суверенитетов» опасаться не следует (об этом подробно, с приведением фактических данных, т.е. доказательств, было изложено в предыдущих публикациях, в частности, в № 25 газ. «ЗП»2011 г.).

Главное, что идея Союза, которая, как выше отмечалось, жива в народе (действительно востребована), и руководством нашей страны, Белоруссии и Казахстана прилагаются усилия (судя по высказываниям) для претворения ее в жизнь (реализации). Об этом же (примерно также) было сказано и в Послании Президента Федеральному Собранию: «Цель заключается в том, чтобы к 2015 году создать Евразийский экономический союз, который во многом будет определять будущее наших стран» (см. «Российская газета» от 23 декабря 2011г. стр.3). Кстати, в названии нашего первого Союза вначале также было (присутствовало) указание на его географическое месторасположение и выглядело так: «Союз ССР Европы и Азии»; в дальнейшем, как известно, от последнего (географической составляющей) отказались, полагая, что важнее подчеркивать нестандартный в то время характер власти (советский) и собственности (социалистической), разумеется, форму правления (республику).

Представляется, что и в настоящее время, указывая на своеобразие, самобытность нового Союза, надлежит подчеркнуть (выделить) не столько географическую составляющую (его местоположение), сколько и то, что этот Союз, подобно необходимому балансу, образуется для установления именно равновесия в мире, существовавшего, как известно, еще в недавнем прошлом (в бытность Союза ССР), чтобы исключить появившийся в эти годы диктат в международных отношениях и защитить суверенные права как нашей страны, так и других государств, а потому, как говорится, не собираясь пресмыкаться ни перед Западом, ни перед набирающим ныне силу Востоком, будет отстаивать свои законные интересы (придерживаясь более взвешенной по сравнению с Западом внешней политики) и вести себя, так сказать, суверенно, более независимо. К тому же, и наши предки вели себя соответственно; это касается и предков современных татар, которые, как в самом начале публикаций за2011 г. в газ. «ЗП» было отмечено, умели противостоять даже самой могущественной в то время Китайской империи.

Поэтому, видимо, и на современном этапе важно показать наряду с евразийскостью и то, что это еще Суверенных Союз (ССР, как ранее отмечалось, в частности, в указанном № 25 газ. «ЗП» и предлагалось название: Союз Суверенных Республик), а потом можно еще дополнить: «Европы и Азии» или Евразии, либо Евразийский ССР.

Разумеется, ни о какой монархической форме правления, как в настоящее время некоторые усиленно навязывают РФ, не может быть и речи. При стремлении объединиться с Казахстаном и Белоруссией монархия и даже просто рассуждения о ней в РФ могут лишь оттолкнуть их от нас и тогда ни о каком сплачивании говорить уже не придется (невозможно будет) при таких обстоятельствах, ибо это просто исключается, тем более что и казахский народ в свое время натерпелся от царизма… Даже бесцеремонно не признавался, ибо, как известно, до революции казахов называли киргизами. И в этом смысле до революции (в дореволюционной России) казахский народ оказался (находился) так же в тяжелом и сложном положении, как и татарский народ; так же, как и многие другие народы Российской империи, поднимался на борьбу против самодержавия, царизма (и уже по одной только этой причине не нужно идеализировать царское самодержавие и, вообще, дореволюционную царскую Российскую империю, как иногда этим занимаются отдельные русские «патриоты»).

В связи с этим более чем странно выглядит стремление  представить евразийское пространство без татар, Евразийский Союз – без Татарстана. Действительно, если татар всегда неразрывно связывали с Золотой Ордой, по этой причине татар, как говорится, всячески «склоняли», особенно если затрагивали какие-то негативные моменты жизнедеятельности Золотой Орды, к тому же, если учесть, что именно в эпоху этого государства окончательно сформировалось то, что в настоящее время называют евразийским пространством, которое является основанием для образования Евразийского Союза, стало быть, как можно делать вид, будто татары к этому не имеют никакого отношения, и без участия татар заниматься созданием Евразийского Союза? Более того, после выявления некоторых положительных сторон неожиданно появилась масса, т.е. уже и во множественном числе «наследники» Золотой Орды, при этом татар, которых всегда ранее связывали с Золотой Ордой, вдруг решили беспардонно отодвинуть (потеснить), даже вздумали просто игнорировать. Как это понимать? Как это с точки зрения элементарного представления о справедливости? В этой связи нелишне привести цитату из книги М. Полторанина «Власть в тротиловом эквиваленте», в которой речь идет о Кунаеве, предлагающем (по воспоминаниям автора) посетить различные регионы Казахстана и при этом называет: «Орун-бари… По-русски его называют Оренбург. Но это же Россия, — напомнил кто-то из журналистов. Нет, это Казахстан! — Проговорил хозяин кабинета, прищурившись. – Россия прикарманила Оренбургскую область, но мы считали и будем считать ее казахской» (цитата взята из газ. «Звезда Поволжья» № 42012 г., где на стр. 4 была помещена выдержка из данной книги). Это лишний раз доказывает, что любая попытка ущемить татар приводит к тому, что Россия рискует причинить урон и самой себе. Ни для кого не секрет, что И. Сталин именно в пику татарам, чтобы максимально, как говорится, «подпереть» Татарстан и не допустить общения казанских татар с астраханскими татарами, одновременно тем самым препятствовать выходу Татарстана к внешним границам СССР, создавая в 1924 г. Казахскую АССР (т.е. уже после образования ТАССР), ее столицей сделал г. Оренбург, соответственно, и всю область передал Казахской АССР. Однако в последующем, видимо, осознав, что это уже слишком, ибо территория Казахстана и без того была определена достаточно большой (около 3 млн. кв. км, т.е. получилась огромной), уже в 1936 г., когда Казахская АССР И. Сталиным была преобразована в союзную республику, ее столицу он перенес на самый юг республики – в г. Верный, который был переименован в г. Алма-Ата. Естественно, Оренбургскую область И. Сталин вывел из состава Казахстана. Значит, ни о каком «прикарманивании» не нужно говорить. Но, к сожалению, этот эпизод в Казахстане запомнили и трактуют так, как это было изложено Кунаевым в воспоминаниях М. Полторанина. Поэтому и приходится говорить, что любые действия против татар оборачиваются и против России. Так произошло и с Крымом: попытка лишить татар Крыма закончилась тем, что Россия сама его лишилась. И чтобы Оренбургская область не стала «яблоком раздора» между Россией и Казахстаном, необходимо ее (Оренбургскую область) в порядке дооформления передать Татарстану, тем более, как ранее отмечалось в указанных публикациях «ЗП», это родина поэта-героя Мусы Джалиля. Значит, и дооформление РТ следует начинать именно с этой области, выказывая одновременно и уважение к поэту-герою.

Как известно, с помощью татар и, в особенности, татар Казанского ханства и Крымского ханства, которые были союзниками Москвы в борьбе против хана Большой Орды Ахмата, в1480 г. русский народ получил долгожданную независимость. Думается, русские люди не замалчивать должны эти и другие подобные исторические факты оказания помощи русским, а отвечать, по крайней мере, тем же самым, т.е. оказывать теперь всестороннюю помощь татарам, в том числе и в строительстве настоящего или нормального Татарстана, т.е. содействовать в дооформлении РТ, чтобы республика не выглядела словно «без рук и без ног», каким является нынешний Татарстан, уступая по своим размерам даже Калмыкии (не говоря уже о Башкортостане, Саха-Якутии, Бурятии), хотя татары более чем в двадцать раз по численности превышают калмыков (причем, как в прошлом, так и в настоящее время), более того, превышают по численности всех коренных народов вышеперечисленных республик, вместе взятых. О каком тут якобы одинаково равном отношении ко всем народам, как любят утверждать «русские патриоты», может идти речь при таких указанных фактах и обстоятельствах? При этом речь не идет о том, чтобы теперь забрать (отбирать) что-то (часть территории) у названных республик и передать Татарстану. Нет, об этом и не надо думать. Однако, приступив к дооформлению РТ (причем, не в соответствии с новыми процедурами, т.к. это дооформление следует рассматривать как старый долг перед татарским народом, ибо такое дооформление надо было осуществить еще в советское время, соответственно, и решать все эти вопросы надо так, как это могли и должны были решать в недавнем прошлом), поскольку это касается только Татарстана и Федерального центра, значит, современным оформлением всего этого может стать договор между РФ и РТ, причем, уже как союзный договор, в котором и вопросы передачи Татарстану отдельных территорий были бы оговорены. При таких обстоятельствах уже дооформленный Татарстан, по крайней мере, не будет по территории меньше, чем Калмыкия, Башкортостан, Бурятия… И таким образом Татарстан может занять достойное место как среди национальных республик, так и в Евразийском Союзе.

Отсюда вывод: при реализации проекта по созданию нового Союза не надо игнорировать татарский народ и пытаться осуществлять задуманное вновь через голову (наступая на голову) татар, ибо после оформления (образования) Союза Белоруссии и России, к сожалению, пока в полную силу так и не работающего, дополнять это Союзом России и Казахстана, и таким образом пытаться создавать (строить) Евразийский Союз, минуя татар, представляется далеко не самым лучшим, мягко говоря, а вернее, это снова роковое (глубокое) заблуждение. Вообще, кому нужен такой Союз, если татарам в нем некомфортно и татарский народ не занимает достойное, во всяком случае, равноправное с другими народами положение? Разве ошибки советского государства, не использовавшего потенциальные возможности татар, как об этом многие писали во время перестройки, недостаточно, чтобы вновь еще повторять те же самые ошибки? Краха Российской империи, а также крушения СССР, названного геополитической катастрофой, тоже недостаточно?!

К тому же, вообще, русско-татарский союз не чей-то плод воображения, а вполне реальная действительность, которая складывалась  еще при Александре Невском, как об этом в самом начале уже отмечалось; иными словами, русско-татарский союз, можно сказать, как военный, оборонный в самом начале союз (тогда он мог именоваться татаро-русским союзом, учитывая доминирующее положение татар и их главенствующую роль в то время) своими корнями уходит вглубь веков; и получается, что татаро-монголы, которые формировались в восточной, азиатской части Евразии, постепенно уже тогда (в XIII в.) сменялись татаро-русским союзом, поскольку его формирование имело место уже в европейской части Евразии; однако для татар и их предков еще в средние века европейская и азиатская части Евразии были как две комнаты одного родного дома, одной квартиры; именно поэтому и в прошлом, и в настоящем татары проживали и проживают как в европейской, так и в азиатской, восточной частях евразийского пространства, и переходили из одной части в другую, как из одной комнаты в другую.

Как после этого можно заниматься принижением роли татарского народа, все более опускаясь до полного его игнорирования? За поддержку татар в Грюнвальдской битве (причем, далеко не в таком масштабе, как это было сделано даже во время Ледового побоища), поляки, о чем ранее отмечалось, поставили памятник татарскому воину. Всего лишь за одну битву. Если в России не хотят так же оценить положительный вклад татар, то, по крайней мере, не надо хотя бы игнорировать татарский народ.

Именно поэтому будущий Евразийский Союз надо строить вместе с татарами, чтобы не разрушать этот основательный фундамент, который закладывали и татары (предки современных татар). Наоборот, нужно использовать этот фундамент, чтобы нам всем, и русским, и татарам спокойно и уверенно на него опереться.

В свою очередь, и руководству РФ, именно как русским людям, тем более надлежит следовать примеру истинно русского человека и патриота своей Родины – святого Александра Невского, т.е. именно в интересах отстаивания в это непростое время благополучия страны, русского народа, так же, как и в свое время Александр Невский, максимально пойти навстречу татарскому народу, тем самым по-настоящему обновить, усилить, по существу, восстановить, тем самым возродить русско-татарский или татаро-русский союз, и, всеми силами укрепляя его в качестве фундамента, на его основе создавая прочное, поистине нерушимое ядро нового Союза, приступить к созданию Евразийского Союза, который в этом случае просто немыслим без мощного Татарстана (а это предполагает его дооформление) и равноправного наряду с русским, казахским, белорусским народами участия татарского народа в образовании Евразийского Союза. Это будет, с одной стороны, способствовать раскрытию потенциальных сил (возможностей) татарского народа, и с другой стороны, — в конечном итоге означать то, что называется «задействовать резервы» Российской Федерации. Если к тому же затем (в будущем) всё это назовут «новым курсом», подобно «курсу Рузвельта», то вышеизложенное подтвердит правоту наших предложений, изложенных на страницах данной статьи. Извращать ничего не надо, и в порядке пояснения все сказанное можно дополнить еще нижеследующим. Так, в самом начале публикаций 2011 года говорилось о необходимости задействовать и человеческий фактор – раскрыть потенциальные возможности татарского народа как резерв РФ, вскоре, как известно, появляется (образуется) Народный фронт; надо полагать, именно как попытка раскрыть потенциальные возможности людей, различных (всех) слоев нашего общества. Казалось бы, без ложной скромности можно заметить, что не зря писали о раскрытии потенциальных возможностей народа, ибо эта идея, как говорится, понравилась. Однако разве для того было сказано об этой идее, чтобы вновь, задвинув «куда подальше» татар, как и прежде, всё решать без татарского народа? Как в этом случае надеяться на то, что назревшие (конкретные насущные) проблемы, касающиеся только татарского народа, наконец, будут решаться на том основании, что Народный фронт якобы призван заниматься раскрытием потенциальных возможностей всего общества?! Может быть, наоборот, в очередной раз решение проблем татарского народа будет проигнорировано? Думается, что это не выход из положения и создание Народного фронта – это не панацея, ибо значение раскрытия потенциальных сил татар, во-первых, от этого нисколько не преуменьшается; во-вторых, назревшие проблемы, оставаясь нерешенными, продолжают сохранять свою актуальность.

Жизнь показала, что общими мерами («всех под одну гребенку», и мы это проходили) – к сожалению, явно недостаточно. «Уравниловка» (причем, наихудшая ее разновидность) уже была в нашей жизни, и от нее мы все дружно отказались. В настоящее время требуется и конкретно-исторический подход, согласно законам диалектики, как раньше говорили, ибо не надо забывать, упускать из виду, что татарский народ оказался единственным из многочисленных народов, которому искусственно не позволяли развиваться в полную силу в условиях союзной республики. Единственным. В настоящее время это осознали не только молодые, как в 70-е гг., а уже все поколения татарского народа. И в этом смысле татары, конечно же, изменились по сравнению с советским периодом. Не замечать этого никак нельзя. Теперь этим не пренебрегать, а лишь только считаться нужно. Можно и по-другому рассуждать: есть же проблемы, напр., касающиеся только русских и поляков, или русских и финнов, или как сейчас – русских и осетин, русских и абхазцев – так и есть проблемы, касающиеся только нас – русских и татар. И никакой «общей гребенкой» их не решить. Неслучайно в настоящее время намечается тенденция по дифференцированному подходу к регионам и в руководстве РФ.

Во время «прямого разговора» В. В. Путин неоднократно подчеркивал, что «аккуратно надо работать», т.е. думая о людях. Однако, при использовании идеи о раскрытии потенциальных сил народа, не все и не совсем аккуратно, мягко говоря, получилось с Народным фронтом. И уже в высшей степени неаккуратно вышло с проявлением «заботы» о татарах, ибо со словами «чем татары, живущие за пределами Татарстана, хуже татар, проживающих в Татарстане» был подписан закон о так называемых «национальных компонентах», чтобы якобы еще раз «уравнять», а в действительности же, по существу, татарский народ был лишен того немногого (минимального) в области национального образования, что имел благодаря созданной национальной республике (собственно, для этого и создавалась национальная республика), чтобы хотя бы здесь (в республике), причем, не весь народ, а лишь четвертая его часть (татарского народа) имела бы возможность как-то развивать свой родной национальный язык, национальное образование и другие компоненты, связанные с выживанием и сохранением самобытности татар как народа, т.е. произошла самая худшая из всех возможных «уравниловка». Наверное, при настоящей заботе о татарах следовало бы приложить усилия к тому, чтобы, наоборот, повысить уровень татар, живущих за пределами Татарстана, предоставив им тоже какой-то минимум или даже дополнительные возможности для сохранения и развития родного языка (ибо за пределами РТ татарский язык умирает и фактически исчезает из сферы общения людей, в том числе и татар, которые, несмотря на это, продолжают считать себя татарами, именно поэтому и надо пойти им навстречу), и тем самым довести до уровня татар, живущих в Татарстане, пользующихся этими очень небольшими возможностями для развития национального образования, и в этом смысле выровнять татар, живущих в Татарстане, с татарами, проживающими за пределами Татарстана – вот это была бы, действительно, забота. Но коль скоро такие возможности для развития национального образования татарам, живущим за пределами Татарстана, не предоставляются, то, по крайней мере, не надо лишать того минимального, что было позволено (предоставлено) в условиях национальной республики (ведь для этого она и создавалась!) татарам, проживающим в Татарстане (почему об этом не говорят?) для обеспечения развития родного языка (для чего, собственно, и нужна была республика, о чем уже отмечалось), вообще, национального образования татар, т.е. правильные слова об аккуратности и заботе о людях необходимо аккуратно осуществлять и в жизни, т.е. быть аккуратным не только на словах, но и на деле…

Яшасен Ватан.

“Татар заманы”.

4 КОММЕНТАРИИ

  1. марҗаның күтен күпме ялама — барыбер син аның эчен поганый татарин булып калырсың

  2. Тигезлек дэгъва иту вакытлы да кирэкле дэ, урынлы да.Хатта, китерелгэн кире кагалмаслык аргументлар тулып ята. Рэсэйнен килэчэге дэ шушы ике халык кулында, дисэм дэ, бер дэ арттыру булмас. Бу хатка мин дэ кул куям. Ометне акларлык лаеклы явап та котеп алалсак иде. Вакыт курсэтер, Президентнын сэяси булдыклылыгын, абруйлылыгын. Бэлки В. Путин явапны”Звезда Поволжья”да бастырыр, Инет Азатлык радиосы да явапны контрольда тотар дип ышанабыз.Эмма бу хатны явапсыз калдыру, минемчэ, момкин тугел.

  3. Эфэрин Р.Д Яшэсен Ватан (YV).
    Татарнын бэйсезлеккэ омтылышы давыл-буран тосле булган хэлдэ дэ, донья йозенэ ул жай хэм параллель рэвештэ куренергэ тиеш: кемдер шушындый морэжэг”эт чыгара, кемдер татар теленэ дэ РФ буенча дэулэт статусы яулый (шул ук Путин-Медведевка Башкортстаннын Татар ижтимагый узэге морэжэгате), кемдер татар исемен мэдэнияттэ (искусство), спортта кутэрэ…
    Ничек кенэ булмасын, килэчэк – татар заманы, хэм без аны яхшы каршылап тормышка ашырырга тиеш…

  4. Эфэрин Р.Д Яшэсен Ватан (YV). Что Вам не хватает уже татарстана. Вы уже хотите Оренбурскую область. Лично меня устраивает настоящее административное деление РФ. Если Вам не хватает новые земли, то берите кирку и лопату и на Дальней Восток. там земли много

Comments are closed.