Paбигyль-aввaль – месяц, в котором родился Пророк Myxaммaд (c.a.c)

0
72

Рождение Пророка Мухаммеда (с.а.в) – это возрождение всего человечества. Вплоть до того дня, когда он оказал честь этому миру своим приходом. Весь мир был обителем траура, а бытие было погружено в хаос…
Благодаря ясности, в которую он окрасил все и вся, вселенная превратилась в книгу, которую запросто можно было прочитать и извлечь уроки и знания. И все в жизни обрело свою истинную ценность. Его приход на землю является самым главным явлением на Небе и на Земле, а также возрождением всего человечества. Он пришел со светозарными откровениями, озарившими весь мир, с целью установить на Земле небесный порядок, открыть людям истину, принести им новые знания.
Тогда все сущее словно было лишено смысла и духа. Общество было разорвано на враждующие меж собой народы и народности. Благодаря свету, который он распространил, разрушилось колдовство тьмы, были сокрушены сатанинские силы, все заблуждения и ереси. Вместо разрушения началось создание, от падения нравов перешли к духовному возрождению. Приход в этот мир и уход из него у людей обрели смысл и порядок.
Без него мы вряд ли смогли бы постичь глубины нашего духа и души, познать усладу путешествия, название которому – жизнь, которая, проходя через могилу, тянется в вечность. Именно он, Мухаммад (с.а.с.), вселил в наши души любовь и воодушевление, наполнил наш взор светом, подготовил нас к путешествию в страну вечности.
Мы старались достойно отмечать дату, связанную с рождением Пророка, и укреплять ту связь, которая существует между ним и нами. Но эти почести ничтожны в сравнении с тем, чего он в действительности был достоин.
Мы можем отмечать эту святую дату более проникновенно, глубоко и серьезно, как того достойно его светлое слово и благодеяния.
Но никто не вправе превращать день рождения Пророка в банальное веселье, а благословенную веру – в какой-то карнавал. Мавлид – праздник, приуроченный к дате рождения Посланника Аллаха Мухаммада (с.а.в) – новое явление в исламе. Во времена Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) такое празднество не проводилось, и впервые Мавлид отмечали в начале 7 века хиджры по указанию короля местности Ирбиль, который был известным теологом и богобоязненным человеком. Он отличался особой храбростью, за что арабы назвали его Музаффар. Для решения вопроса о законности проведения Мавлида он собрал известных ученых-теологов, разбирающихся в хадисах. Нововведение получило одобрение как у восточных, так и у западных исламских ученых, среди которых: Аль-Хафиз Ахмад Ибн Хаджар Аскаланий и его ученик Аль-Хафиз Ас-Сахавий, а также Аль-Хафиз Ас-Суютый и другие.
Аль-Хафиз Ас-Сахавий отмечал в своей книге «Фатави» («Религиозные заключения»), что Мавлид начали проводить по истечении трех веков со времени Пророка Мухаммада (с.а.в), и праздник этот распространился по странам ислама.
Мавлид отмечается в месяце Раби-гуль-авваль, в котором родился Пророк Мухаммад (с.а.в), и обычно этому празднику посвящается целый месяц.
На Мавлиде читают зикр, салават, ис-тигфар (мольба о прощении), стихотворные повествования о рождении Посланника Аллаха, его жизни и пророческой миссии (такое стихотворное повествование тоже называют мавлидом). На Мавлиде также выражают радость по случаю рождения Пророка Мухаммада (с.а.в), благодарность за милость Всевышнего Аллаха, сделавшего нас из уммы Пророка Мухаммада (с.а.в), читают ду’а, раздают милостыню, ведут благочестивые разговоры. При жизни Посланника Аллаха мусульмане совершали все, что входит в Мавлид, но термин «мавлид» при этом не применялся. Отсутствие этого термина в хадисах некоторые люди трактовали как якобы «запрет на проведение Мавлида». Однако Аль-Хафиз Ас-Суютый в статье «Добрые намерения в совершении Мавлида» говорил об от-
ношении шариата к проведению Мавлида Пророка (с.а.в) в месяце Рабигуль-авваль следующее: «Основой для проведения Мавлида является сбор людей, чтение отдельных Сур Корана, рассказы о тех знаменательных событиях, которые произошли во время рождения Пророка Мухаммада (с.а.в), готовится соответствующее угощение. Если Мавлид проводить таким образом, то это новшество одобрено шариатом, за это мусульмане получают саваб (вознаграждение от Аллаха в будущей жизни) для того, чтобы показать: это событие является радостным для верующих». Также и другие известные признанные алимы (ученые-теологи ислама), превосходно знавшие тонкости и
глубину религии ислам в течение многих веков, без всяких сомнений, одобряли Мавлиды и сами участвовали в их проведении. Для этого было много причин. Вот некоторые из них: проявлять любовь к Пророку Мухаммаду (с.а.в), а значит и радоваться его рождению велит нам Всевышний.
Посланник Аллаха ценил свое рождение (в частности, он соблюдал пост по понедельникам, так как родился в понедельник), но не как факт собственной биографии. Он благодарил Всевышнего Аллаха за то, что Он создал его и даровал ему жизнь, как милость всему человечеству, восхвалял его за это благо.
Мавлид – это собрание мусульман для выражения радости по случаю рождения Пророка и любви к нему. В одном из хадисов сказано, что каждый окажется в День Суда рядом с тем, кого любит.
Мавлид (стихотворное повествование о рождении Пророка (с.а.в), о его жизни и пророческой миссии) способствует получению знаний о Пророке.
А у того, кто имеет такие знания, напоминание об этом вызывает переживания, способствующие усилению любви к Пророку (с.а.в), укреплению веры мусульман. Ведь Аллах приводит в Священном Коране множество примеров из жизни прежних пророков, чтобы укрепить сердце Пророка Мухаммада (с.а.в), и как назидание для верующих.
В нашей религии высоко ценится собрание мусульман для совместного богослужения, изучения основ религии.
Не все, чего не делал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) является запретным и нежелательным. Например, при его жизни не были собраны в одной книге ни Коран, ни хадисы, не были сформированы отдельные исламские науки, не было исламских книг, учебных заведений, не было исламских проповедей по радио и телевидению и.т.д. Так как сам Пророк (с.а.в) говорил, что вносящий в ислам хорошее новшество, одобренное шариатом (то есть соответствующее Корану и хадисам), получит за это вознаграждение.

Али-хазрат СУЛЕЙМАНОВ,

ректор медресе “Нур” г. Самара.