Пандемия звонков с неизвестных номеров: как устроен «бизнес» дистанционных мошенников

0
62

С чего начинали «тюремные кол-центры», что пишут в инструкциях для «разводил», откуда они берут номера и как не стать «мамонтом»

С начала года телефонные и интернет-мошенники нагрели жителей Татарстана 10 тыс. раз на 826 млн рублей. Чаще всего обманывают под видом сотрудников службы безопасности банков, а еще при продаже вещей на сайтах объявлений. До суда доходит лишь минимум уголовных дел, а деньги вернуть практически нереально. О том, как работает эта «индустрия», — в материале «БИЗНЕС Online».

https://youtu.be/DtDNQ5rqjYY


КАК РАЗВОДИЛИ В НУЛЕВЫЕ: РАССКАЗ БЫВШЕГО ЗАКЛЮЧЕННОГО

В июле телеканал «Россия-24» показал спецрепортаж из московского СИЗО «Матросская тишина», где силовики накрыли подпольный кол-центр. Оперативникам пришлось силой открывать дверь в камеру — заключенные не пускали их внутрь. При обыске нашли более 20 мобильных телефонов, зарядные устройства, СИМ-карты, Wi-Fi-роутер. Все это было нужно, чтобы обзванивать доверчивых граждан и выманивать у них деньги.

«БИЗНЕС Online» удалось на условиях анонимности пообщаться с ранее осужденным, который застал время зарождения данного «бизнеса» в начале нулевых. По его словам, на первых порах к тем, кто занимался разводом по телефону, зэки относились неодобрительно, да и промышлять этим делом было затруднительно.

Во-первых, было сложно «затянуть» в колонию мобильный телефон: его можно было получить (конечно же, нелегально — телефоны в тюрьмах запрещены) в передачке с негласного разрешения администрации колонии. Оставался еще один вариант — купить у другого заключенного, правда, ценник оказался бешеным. Во-вторых, по словам нашего собеседника, обзванивать потенциальных жертв зачастую удавалось только по ночам, но не все в это время ответят на звонок. Поэтому и получалось, что таким мошенничеством промышляли только «положенцы», на действия которых администрация колонии закрывала глаза.

В-третьих, баз данных в те времена мошенники достать не могли, поэтому пользовались самым простым способом — звонок на авось. Удачей считалось, если на той стороне ответит женский голос — проще обработать слабый пол. Наш собеседник рассказывает, что один из сидельцев даже женился на девушке, которую не смог развести на деньги, — позвонил, познакомился, а дальше закрутилось, завертелось…

На первых порах к тем, кто занимался разводом по телефону, зэки относились неодобрительно, да и заниматься этим промыслом было затруднительноНа первых порах к тем, кто занимался разводом по телефону, зэки относились неодобрительно, да и промышлять этим делом было затруднительноФото: «БИЗНЕС Online»

Наш собеседник объясняет, что у каждого, кто промышлял такой деятельностью, был свой собственный способ — так сказать, уникальная разработка. Идеей могли поделиться и другие заключенные — конечно же, не бесплатно. Самый популярный способ тех лет — сказать человеку на том конце провода, что он выиграл денежный приз. И неважно, что ни в каком розыгрыше он не участвовал — легкие деньги всегда соблазняют людей.

«Вас беспокоит служба „Русского радио“. Поздравляем! Вы выиграли 200 тысяч рублей», — такой пример «скрипта» приводит наш источник. Затем человека просят заплатить налог в 13% — мол, положено по закону. Если тот повелся, то на него «подсаживаются»: перезванивают и сообщают: «Мы ошиблись, вы выиграли не 200 тысяч, а 500 тысяч рублей!» Соответственно, нужно доплатить «налог». И так далее, пока жертва не поймет, что ее развели.

Тех, кто смог бы обналичить деньги на воле, искали не среди профессиональных обнальщиков, а чаще среди своих знакомых или девушек, с которыми знакомились по переписке или номер которых дал кто-то из сокамерников. Мошенники умело раскручивают одиноких женщин на романтические беседы, дамы в ответ на вербальную страсть иногда помогают героям своего сердца деньгами и ждут их освобождения (на тюремном сленге таких особ называют «ждули»). Девушке на карту перечисляют полученную благодаря телефонному мошенничеству сумму, но о ее происхождении врут. Например, рассказывает наш собеседник, деньги потерпевшие перечисляли на карту подруги мошенника, а тот объяснял ей: мол, знакомый работает дальнобойщиком, ему нужны деньги — сними эту сумму и передай, ну и себе, так и быть, можешь оставить тысячу рублей.

Львиная доля звонков от якобы сотрудников службы безопасности банков — именно от сидельцев или недавно освободившихсяЛьвиная доля звонков от лжесотрудников службы безопасности банков — именно от сидельцев или недавно освободившихся. Фото: pixabay.com

«ВАМ ЗВОНЯТ ИЗ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ БАНКА…»

Сейчас телефонный «развод лохов» поставлен на широкую ногу, этим занимаются целыми камерами. Львиная доля звонков от якобы сотрудников службы безопасности банков — именно от сидельцев или недавно освободившихся. Один из собеседников нашего издания в силовых структурах предполагает, что приносящий стабильную прибыль бизнес подмяли под себя воры в законе, имеющие влияние не только на зэков, но и на администрации некоторых «черных» зон (там, где верховенствует не административная власть, а воровские понятия).

Однако силовики говорят, что к «индустрии» все активнее приобщаются и ранее не судимые. Например, лишь за прошлую неделю в Татарстане по подозрению в мошенничестве были задержаны трое несовершеннолетних и даже женщина, которая находится в декретном отпуске. Понятно, почему это происходит. Во-первых, экономический кризис — зарабатывать честно все сложнее. Во-вторых, перманентная жажда быстрых денег. В-третьих, простота. В-четвертых, чувство безнаказанности — ты не видишь человека, которого обманываешь, ощущения, что он может отомстить, нет.

Схемы варьируются. Мошенники, например, говорят: «В другом городе [любом] с вашей карты пытаются снять деньги через банкомат (пытаются оплатить товар, оформляют кредит и другие варианты). Мы хотели бы удостовериться, что деньги снимаете именно вы». Жертва мошенничества, само собой, отвечает, что не он. Далее его просят «обезопасить счет», назвав данные карты и ПИН-код, после чего предлагают «заморозить» счет, дескать, чтобы сохранить деньги. Просят назвать код из СМС Причем в сообщении обычно четко указывается, что называть код никому нельзя. Об этом специально повторяет и мошенник: «Напоминаем, что код нельзя называть даже сотрудникам банка». Но напуганный потерпевший уже не способен действовать рационально и озвучивает текст СМС-сообщения. Само собой, деньги списываются.

Лишь за прошлую неделю в Татарстане по подозрению в мошенничестве было задержано трое несовершеннолетних и даже женщина, которая находится в декретном отпускеЛишь за прошлую неделю в Татарстане по подозрению в мошенничестве были задержаны трое несовершеннолетних и даже женщина, которая находится в декретном отпускеФото: «БИЗНЕС Online»

ОТКУДА РАЗВОДИЛЫ БЕРУТ НОМЕРА?

С чем у мошенников сейчас нет особых проблем, так это с персональными данными. В сеть постоянно сливают базы данных сотовых операторов. Даже старые базы работают, ведь многие не меняют номеров по 10 лет. В этих базах указаны ФИО, год рождения человека и адрес его проживания. Зная данные, мошенник уже может составить сценарий развода. Кстати, базы данных помогают и для фильтрации потенциальных лохов: мошенники ориентируются на экономически стабильные и успешные регионы. По данным силовиков, самые популярные «клиенты» мошенников — жители Москвы, Санкт-Петербурга, Тюменской области и Татарстана.

Персональные данные злоумышленники могут получить и из банков. Один из наших собеседников рассказывает, что малооплачиваемые сотрудники низкого ранга российских банков даже из топ-10 пользуются особой популярностью на криминальном рынке. За условные 15 тыс. рублей они могут передавать мошенникам небольшие массивы персональных данных клиентов. Теперь, правда, это не особенно нужно: в прошлом году киберпреступники умыкнули данные 60 млн кредитных карт Сбербанка. Позже руководитель кредитной организации Герман Греф признал, что данные выкрали, вероятно, сотрудники самого банка.

Что происходит с деньгами жертвы после того, как они оказались у мошенников? Для обналички есть несколько вариантов. Сложный — многоступенчатый: деньги поступают на платежный сервис QIWI, оттуда на условные «Яндекс.Деньги», оттуда — на карту гражданина одной из стран ближнего зарубежья. Далее деньги возвращаются в Россию на карту реального бенефициара, который снимает деньги из банкомата в перчатках и в маске. Этому, кстати, очень помогает коронавирус — все выглядит естественно.

Простой вариант — обратиться к профессиональным обнальщикам. Но здесь есть издержки: если за обычный уход от налогов они берут 15–20%, то за «грязные» деньги (так обнальщики называют нажитое обманом) возьмут половину.

КАК РАЗВОДЯТ НА САЙТАХ БЕСПЛАТНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ

Питательной средой для мошенников стали и сервисы объявлений (Avito, «Юла»). «БИЗНЕС Online» удалось найти в открытом доступе — на тематических форумах и в мессенджерах — инструкции, как обманывать их пользователей. Между собой мошенники называют это «скам», а своих жертв — «мамонтами». Мы приводим краткий пересказ для того, чтобы вы имели представление о схемах развода и не угодили в неприятности.

Обычно скамеры используют VPN, чтобы «обезопасить себя от майора», а для общения с жертвами покупают взломанные аккаунты с историей в приложениях (такие аккаунты между собой они называют «бруты») либо регистрируют новые (обязательно на «левые», виртуальные СИМ-карты). 

Фото: телеграм-канал «Карманный скамер»

Первый способ — выступить продавцом. Для этого мошенники размещают объявление о продаже какого-то редкого товара — «не всякие часики от Apple, а гитары, беговые дорожки, мангалы, палатки, пианино, металлоискатели». Цену они обычно выставляют на 20–30% меньше рыночной и дают очень развернутое описание товара. Иногда это настоящие товары, иногда их не существует, а фото взяты из сети. Место хранения указывают обычно непопулярное — зачастую неподалеку от крупных городов. Услугу доставки отключают, «чтобы мамонт не оплатил в приложении».

Составители инструкций также предупреждают: для продажи выставленного товара нужно знать «диалект и сленг», например, чтобы объяснить, как устроен велосипед. Мошенники готовятся к этому основательно: изучают видеообзоры, читают другие объявления, чтобы понимать, на что обращать внимание. Общение, начавшееся в самом приложении (Avito или «Юле»), они переводят в мессенджер под разными предлогами, при этом коверкают название мессенджера, чтобы обойти подозрения службы безопасности приложений. Затем также под надуманными предлогами уговаривают отправить товар через доставку (Boxberry, CDEK и даже «Почты России»). Получив согласие, отправляют скам-ссылку, сделанную с помощью специального бота. Если человек оплачивает, деньги поступают мошеннику. Чтобы заверить человека, что товар отправлен, ему могут переслать постановочные фото якобы из пункта отправки, а также фейковый трек-код. После этого мошенники используют еще одну уловку: говорят, что передумали отправлять товар и просят оформить возврат средств. Для этого также отправляют скам-ссылку, и если «мамонт» ее снова заполняет, то опять теряет деньги.

Фото: телеграм-канал «Карманный скамер»

Второй способ — выступить покупателем. Идеальная, по мнению мошенников, жертва выглядит так: в аккаунте у нее не больше трех-четырех завершенных объявлений, обязательно без пометки «доставка», объявления свежие. То есть они сознательно выбирают человека, который бы не знал, как работает доставка в приложении, и пользовался им не длительное время. Цена предложений, которую ищут мошенники, — от 3 тыс. до 100 тыс. рублей, но чаще всего в их поле зрения попадают товары ценой от 5 тыс. до 20 тыс. рублей. Новички в криминальном бизнесе зачастую откликаются на объявления до 9 тыс. рублей — если сумма будет больше, есть вероятность, что жертве станут звонить из банка, чтобы удостовериться, что эту операцию производит он.

Фото: телеграм-канал «Карманный скамер»

Переписку начинают с вопросов по товару — создают видимость интереса, а далее плавно переходят к теме доставки. Для этого ищут город рядом с тем, что указан у продавца — в радиусе нескольких сотен километров, придумывают фейковый адрес и создают скам-ссылку на оплату. Важно: одно из условий, которое ставят мошенники, — наличие на карте продавца суммы, эквивалентной стоимости заказа. Якобы это нужно для того, чтобы противостоять отмыванию денег: ваша сумма заморозится на 5–10 минут, а после вернется. Не верьте, этого не произойдет — ваши деньги не заморозятся, а спишутсяОригинальное приложение таких условий не предъявляет. Мошенники подготовлены и к вопросам, возникающим у покупателя: у них в базе есть скриншоты, обработанные в «Фотошопе»: лжеответ от службы поддержки маркетплейса, от банка, условия доставки и т. д.

Создатели скам-сайтов берут с мошенника 50-процентную комиссию за пользование фейковыми ссылками, запрещают «скамить» на сумму менее 3 тыс. рублей, а выплаты делают в биткоинах.

ЧИСЛО ДИСТАНЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЗА ГОД ВЫРОСЛО В 1,5 РАЗА

По данным МВД по Татарстану, за 9 месяцев этого года, с января по начало октября, в республике было зарегистрировано чуть более 10 тыс. дистанционных краж и мошенничеств (ст. 158 и 159 УК РФ). Квалифицируют их так: если мошенники сами сняли деньги с карты потерпевшего — это кража, если потерпевший перевел сам — мошенничество. Число дистанционных преступлений выросло в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом, когда было зафиксировано 6,4 тыс. подобных преступлений. Фактически сейчас это почти четверть от всех преступлений, совершенных в республике с начала года.

По данным МВД, самым популярным за последние 9 месяцев способом выманивания денег стал обзвон под видом сотрудников банков (30,4% от всех совершаемых мошенничеств). Второй по популярности — мошенничество на сайтах объявлений (Avito, «Юла», 19%), тройку лидеров замыкает заказ товаров через интернет (15,1%). При этом злоумышленники практически перестали использовать такие уловки, как предложение компенсации за БАДы (0,2%), чуть реже стали звонить под предлогом «родственники в беде» и предложения кредита.

Раскрыть такие преступления крайне сложно. Прокуратура РТ приводит статистику: предварительно расследовать (то есть установить подозреваемого) удалось только в 2 162 случаях — это всего лишь 16% от массива дистанционных мошенничеств. До суда дошло еще меньше дел — 1,9 тысячи. По остальным 211 случаям уголовные дела были прекращены (или вовсе отказано в возбуждении дела) по нереабилитирующим основаниям. Но основная же масса дел — 9,8 тыс. — приостановлена по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ. Это значит, что либо невозможно установить личность подозреваемого, либо его местонахождение.

В этом году в МВД по Татарстану создана специальная рабочая группа по борьбе с дистанционным мошенничеством. Ее возглавляет генерал Владимир ИзаакВ этом году в МВД по Татарстану создана специальная рабочая группа по борьбе с дистанционным мошенничеством. Ее возглавляет генерал Владимир Изаак. Фото: 16.мвд.рф

КАК БОРОТЬСЯ?

В этом году в МВД по Татарстану создана специальная рабочая группа по борьбе с дистанционным мошенничеством. Ее возглавляет генерал Владимир Изаак — заместитель министра и по совместительству начальник главного следственного управления ведомства. Входит туда и отдел по мошенничеству управления уголовного розыска. По словам наших собеседников, бо́льшую часть киберпреступлений в МВД чисто технически раскрыть способны. Примеры есть, даже тогда, когда мошенники засели в другом регионе.

Например, в пресс-службе МВД по РТ рассказали, как в июле этого года неизвестный, представившись сотрудником одного из татарстанских банков, позвонил в кукморское отделение кредитной организации и попросил перевести деньги под предлогом «тестовой операции». Таким образом мошенник получил 4 млн рублей, которые принадлежали банку. Спустя месяц, в августе, за совершение данного преступления арестовали четверых подозреваемых: троих — в Московской области, одного — в Ленинградской. Все они сейчас находятся под стражей. Как оказалось, они также причастны к аналогичному мошенничеству на территории Москвы в отношении ПАО «Байкал Инвест Банк» с ущербом в 4,5 млн рублей.

Еще один яркий пример — из Рыбно-Слободского района РТ. Там от рук мошенников пострадало известное предприятие — АПК «Русский мрамор». Неизвестные позвонили под видом покупателей от имени действующей воронежской фирмы МПП «Дубрава», договорившись о приобретении мяса. В результате товар на 7,4 млн рублей отправили, а денег так и не было получено. Троих мошенников, причастных к преступлению, задержали в Москве и Воронеже.

Но у силовиков есть две ключевые проблемы. Во-первых, это сроки расследования — время поиска мошенника может занять до одного года. Дело в бюрократии: чтобы отследить движение денег по счетам, оперативникам необходимо отправлять в банки запросы. Ответ, признаются силовики, может занимать до одного месяца. И это только по одной финансовой организации! Во-вторых, мешает вал дел — популярность ремесла растет.

Как решить проблему? Представители правоохранительных структур уверены, что решений должно быть несколько. Чтобы проще оказалось найти мошенников, наши собеседники в погонах предлагают банкам перейти на систему электронного документооборота при работе с силовыми структурами.

Еще одно решение недавно озвучено межведомственной рабочей группой Роскомсвязи и МВД — они лоббируют запрет подменных номеров: технологию, по которой мошенники могут звонить едва ли не с любого телефона. Как правило, это реальный номер службы поддержки банков. Например, 900 в случае Сбербанка.

Надо что-то делать и с зонами. Еще в ноябре 2019 года на коллегии МВД РФ прозвучало поручение ФСИН, ФСБ и Роскомнадзору проработать вопрос блокировки сигнала сотовой связи на территориях исправительных учреждений для борьбы с дистанционным мошенничеством. В октябре этого года СМИ сообщили, что ФСИН собрался просить у совбеза 3 млрд рублей на технику, которая сможет ситуативно генерировать помехи сотовой связи в тюрьмах и колониях. В конце сентября Госдума в первом чтении приняла законопроект, который разрешил бы руководителям УФСИН обращаться к операторам связи с запросом о блокировке абонентских номеров, использующихся на территории колоний. Соавтор законопроекта, председатель комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев заявил, что данная мера поможет пресечь доставку наркотиков, финансовую поддержку авторитетов на зоне и совершение мошенничества.

По данным МВД РТ, с начала этого года татарстанцы отдали интернет-мошенникам 826 миллионов рублей. То есть в среднем по 2,7 млн рублей каждый день, на протяжение 10 месяцевПо данным МВД РТ, с начала этого года татарстанцы отдали интернет-мошенникам 826 млн рублей, т. е. в среднем по 2,7 млн рублей каждый день на протяжении 10 месяцев. Фото: Александр Мамаев / URA.RU / ТАСС

КАК НЕ КЛЮНУТЬ НА РАЗВОД?

Главное противоядие, уверены наши собеседники в правоохранительных органах, — это финансовая грамотность населения. Тут все как с пандемией — люди должны или сами «переболеть», или «вакцинироваться» нужной информацией. Только тогда выработается коллективный иммунитет от такого рода схем, пока не изобретут новых.

Мы приводим практические советы, которые дает МВД по Татарстану.

  • Никому, никогда и ни при каких условиях не сообщать данные своей карты, а тем более коды из СМС-сообщений.
  • Если к вам обращаются по имени, знают, где вы живете и так далее, это еще ничего не значит. 
  • Если вам звонят из «службы безопасности банка», положите трубку и сами перезвоните по номеру, указанному на официальном сайте кредитной организации.
  • Не верьте, если от вас требуют перевести деньги на «резервный счет» из-за подозрительной операции: банк все блокирует самостоятельно.
  • Устанавливайте банковские приложения только из официального магазина приложений, а не из поисковой системы или по сторонним ссылкам.
  • Не оставляйте в интернете информацию с номерами ваших карт, номер телефона, привязанный к карточкам, а также данные о том, услугами каких банков пользуетесь.
  • Не переходите по ссылкам, присланным с неизвестных номеров.
  • Крайне осторожно относитесь к любым просьбам финансового характера от людей, с которыми вы лично не знакомы. Не перечисляйте деньги на неизвестные счета, тем более в качестве предоплаты.
  • Заказывайте товары только через проверенные сайты. При заказе убедитесь, что сайт настоящий, а не двойник. Насторожитесь, если видите неоправданно низкую цену, а общаются с вами исключительно по переписке. Проверьте, возможен ли самовывоз товара.

Помните: деньги вернуть практически невозможно. По данным МВД РТ, с начала этого года татарстанцы отдали интернет-мошенникам 826 млн рублей, то есть в среднем по 2,7 млн рублей каждый день на протяжении 10 месяцев. Возмещено всего 11,5 млн рублей, то есть мизерные 1,4%.

Анастасия ГусеваАртем Кузнецов

Фото на анонсе: «БИЗНЕС Online»
Инфографика: «БИЗНЕС Online»


business-gazeta

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here