Домой Главные новости В стране и мире Павел Шмаков: «Дети должны выбирать, в чем ходить в школу»

Павел Шмаков: «Дети должны выбирать, в чем ходить в школу»

0
Павел Шмаков: «Дети должны выбирать, в чем ходить в школу»

Известный казанский педагог накануне 1 сентября о национальной идее России, мате и курении среди учеников, а также уроках татарского языка

Директор казанской школы «СОлНЦе» Павел Шмаков накануне старта учебного года в своем материале на «БИЗНЕС Online» делится мыслями о том, каким должно быть современное учебное заведение. Он убежден, что можно приглашать на путь познания, но нельзя толкать на него. Даже если родители не желают, чтобы их ребенок учил татарский, можно создать условия, когда он сам захочет на такое занятие. При этом и у учителей, и у учеников в школе должно быть право на ошибку.

Павел Шмаков: «Думаю, что дети, как бабочки на свет, собираются вокруг влюбленного в свой предмет учителя»Павел Шмаков: «Думаю, что дети, как бабочки на свет, собираются вокруг влюбленного в свой предмет учителя» Фото: «БИЗНЕС Online»

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ — ВОСПИТАНИЕ МАСТЕРА

1 сентября считается Днем знаний. Считался. В ту эпоху, когда и в шахматы, и в го человек играл лучше машины. То время прошло. 26 ноября 2018 года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление об использовании на дорогах беспилотных автомобилей. Эксперимент стартовал с 1 декабря в Москве и Татарстане.

Так, может быть, 1 сентября — не День бездушных знаний, а День школьника? День живого и любознательного ребенка, который 1 сентября приходит в первый класс, желая учиться и постигать мир, творить, созидать, светить, а не накапливать знания. Так пусть и в следующих классах, постепенно взрослея, ребенок с радостью приходит в школу, к друзьям и увлечениям.

«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». (Плутарх)

Национальная идея России — воспитание мастера. В казанской школе № 126, что напротив Октябрьского городка, где я учился, не любили троечников. Тройка являлась клеймом, ее надо было исправить на четверку. В нашей школе «СОлНЦе» важно иметь пятерки! А еще лучше — пятерки с плюсом. И вовсе не обязательно по многим предметам. По-моему, лучше иметь 5 и 3, чем 4 и 4. Надо воспитывать мастера, профессионала. В России всегда ценился левша, который мог блоху подковать. Если в семье есть машина, то не в любую автомастерскую вы направитесь, когда в двигателе зашумит или застучит, а в ту, где авто не испортят и где работает мастер. Он и доктор наук, и талантливый поэт, и сантехник с золотыми руками. Мне думается, что именно в уважении к высокому профессионализму заключается российская национальная идея. Как раз-таки школа может вырастить мастера.

«Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». (Михаил Ломоносов)

Думаю, что дети, как бабочки на свет, собираются вокруг влюбленного в свой предмет учителя. Увлеченность притягивает. Совместное творчество преображает ученика и учителя. Педагогу, идущему вместе с учениками своей, никем до них не пройденной дорогой, важно искренне верить в свое высокое призвание. Можно ошибаться, иметь недостатки — стоит по-детски быть искренним в главном. Если не хочешь, чтобы ученики завтра забыли то, во что поверили сегодня, важно самому верить в дело, которое вы делаете вместе. Наше «СОлНЦе» мы называем школой для интеллектуально увлеченных. В этом году, когда у нас появляется первый класс, мы пока говорим о любой увлеченности, будь то математика, или чтение книг, или музыка…

«Важно в проблемной ситуации быть рядом с ребенком. Не поддерживать в плохом, а быть рядом, сидеть на корточках, держать за руку, обнимать… любить!»«Важно в проблемной ситуации быть рядом с ребенком. Не поддерживать в плохом, а быть рядом, сидеть на корточках, держать за руку, обнимать… любить!» Фото: pixabay.com

КАК ЖАЛЬ, ЧТО ТАК ЧАСТО НЕ ПРИДАЮТ ЗНАЧЕНИЯ СОБСТВЕННЫМ МЕЧТАМ НЕВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

Мне и вам необходимо поддерживать в ребенке то доброе и хорошее, что он сам в себе ценит. Верить в него. В отличие от взрослого, у малыша от «хочу» до «могу» — всегда преодолимое расстояние. Много хвалить за дело и детей, и учителей, восхищаться сверх всякой меры светлыми их качествами и поступками. Недохвалить — плохо, перехвалить — нестрашно. Стоит ли вообще заставлять учиться? Может быть, стремление к познанию является естественной потребностью человека и желание постигать окружающую реальность свойственно всем живым существам? Можно приглашать на путь познания, но нельзя толкать на него. Невозможно запретить учиться. Трава всегда пробьется сквозь асфальт. Участие в археологической или фольклорной экспедиции, строительство вместе с мужчинами дома в деревне, уход за маленькими детьми в семье создают возможности каждому человеку для счастливой встречи с непознанным. И ребенок сам стремится воплотить их в жизнь.

Ценность ученичества. С 9-го класса раза 2 в неделю я приходил на кафедру оптики к Михаилу Салахову, тогда аспиранту (позже ректору КГУ, а сейчас президенту Академии наук Татарстана), заниматься высшей математикой; к Равилю Нигматуллину (сейчас профессору КАИ) — заниматься настоящей физикой; к студенту (ныне профессору КФУ) Наилю Фаткуллину — заниматься математической логикой. На первом-втором курсах МИФИ я несколько раз приходил на кафедру теоретической ядерной физики. Рассказывали, что эта кафедра — одна из важнейших, поскольку инженерно-физический институт создавался во время Великой Отечественной войны для решения именно ядерной проблемы. Я приходил в комнату, где ученые еженедельно собирались на научный семинар, просился в ученики. Я хотел быть рядом с учеными, участвуя в решении настоящих, а не игрушечных задач. Меня вежливо прогоняли, предварительно объяснив, что надо вначале выучить дифференциальное и интегральное исчисление, овладеть методами теоретической механики и теории поля, добавляли еще несколько слов о науках, даже названий которых я тогда не знал. Мне говорили, что только потом, мол, через несколько лет имеет смысл продолжить разговор. А я не желал учиться впрок, не понимая, зачем и во имя чего. Мне и сейчас кажется, что ученичество ценно само по себе. В ученике стоит поддерживать то доброе, что он сам в себе ценит. Если же мы хотим, чтобы ребенок соответствовал нашему представлению о нем, то явно рискуем не разглядеть какое-то из истинных его предназначений и не поддержать нечто, в чем он может стать гениальным. Как жаль, что так часто не придают значения собственным мечтам невзрослого человека.

Мой учитель, создатель Школы самоопределения Александр Тубельский, однажды сказал мне, что в конфликте взрослого и ребенка он всегда будет на стороне последнего. «А если ребенок не прав?» — спрашиваю Александра Наумовича. — «Так он же маленький…»

Важно в проблемной ситуации быть рядом с ребенком. Не поддерживать в плохом, а быть рядом, сидеть на корточках, держать за руку, обнимать… любить! Ставить честные оценки, быть честным и справедливым в оценивании результатов по-настоящему, по-взрослому, при этом серьезно не ругая детей. Ребенка надо любить любым, в том числе в неудачах и проигрышах.

«Оставьте-Мне-Мои-Заблуждения, Ибо-Они-Ложны С точки-Зрения-Ваших-Заблуждений». (Александр Сафт)

Ребенок должен расти в честности и свободе. Если хотеть, чтобы ребенок переодевал вторую обувь, надо переодевать ее самому.«Ребенок должен расти в честности и свободе. Если хотеть, чтобы он переодевал вторую обувь, надо переодевать ее самому» Фото: pixabay.com

ДЕТИ И РОДИТЕЛИ ПРИГЛАШЕНЫ НА НАШИ ПЕДСОВЕТЫ, ПРОБЛЕМЫ ОБСУЖДАЮТСЯ ОТКРЫТО

Надо быть хорошо знакомым с родителями ребенка. Нужно предусматривать ситуацию, что делать, если у родителей и школы — разная педагогическая позиция. Нельзя рвать ребенка в разные стороны. К примеру, я считаю важным, чтобы все дети в республике хотя бы в небольшой мере, но обязательно учили татарский язык. А если родители считают иначе? Мы не обязываем ребенка делать это. Мы создаем условия, когда учить татарский приятно — без домашних заданий, с пением татарских песен, приготовлением чак-чака. Когда ребенок сам захочет на урок татарского — это хорошо! А для чутких родителей обычно счастье их ребенка важнее, чем его взрослая умная точка зрения.

Можно долго искать своего: друга, любимую, ученика… Но, найдя, нельзя его бросать. Ученика нельзя отчислять из школы. Мама всегда любит своего ребенка, что бы он ни совершил. Мне верится, что настоящая любовь — это навсегда. С ребенком нельзя «развестись», как с нелюбимым супругом. Развод означает, по-моему, то, что любви не было. А я люблю своих детей. И наша школа «СОлНЦе» любит своих учеников. С ребенком можно не соглашаться, но не стоит напрямую бороться с неправильными, с нашей точки зрения, его привычками. Важно дать альтернативу.

В 2011–2013 годах я был директором лицея им. Лобачевского. Когда узнал, что многие дети курят, я поставил в холле первого этажа 10 больших и красивых шахматных столиков. Все входили через этот интеллектуальный клуб и выходили. И если раньше сбегали с уроков курить, то теперь стали с нелюбимых уроков сбегать играть в шахматы. Это лучше, но подобное и повод задуматься о качестве некоторых учебных занятий. Когда, уже будучи директором школы «СОлНЦе», обнаружил, что дети в сетях много разговаривают матом, попросил талантливую школьницу сделать на эту тему исследование. Девочка посчитала, сколько в ее бывшей школе за 15 минут перемены дети скажут слово на букву «х», сколько — на другие, сколько — там и сколько — у нас. Проанализировала, сделала выводы. Интерес к ее докладу на научной конференции школьников был большим. Прошло еще два года, интерес к мату уменьшился. Сегодня девочка — среди победителей региона по биологии.

«Когда-то мы не смели и шепотом шелестеть. Теперь вот пишем и читаем Самиздат, а уж друг другу-то, сойдясь в курилках НИИ, от души нажалуемся: чего только они ни накуролесят, куда только ни тянут нас! И ненужное космическое хвастовство при разорении и бедности дома; и укрепление дальних диких режимов; и разжигание гражданских войн…» (Александр Солженицын)

Так же, как мы имеем право выбирать врача, надо обладать правом на выбор учителя. Ученикам нужно давать право выбора уровня изучения предмета. Дети должны выбирать, в чем ходить в школу. При этом важно не оскорблять своим видом других, не мешать им учиться. К примеру, слишком короткая юбочка отвлекает одноклассников, нестираная одежда мешает сосредоточиться на учебе, дорогие украшения способны породить зависть…

Ребенок должен расти в честности и свободе. Если хотеть, чтобы он переодевал вторую обувь, надо переодевать ее самому. Чтобы не курил — не курить самому. Чтобы не опаздывал — не допускать и опозданий учителей. Чтобы не боялся говорить правду — не наказывать за высказывание собственного мнения, даже если оно мне неприятно. Дети и родители приглашены на наши педсоветы, проблемы обсуждаются открыто. Я критикую, значит, и меня можно, разумеется, в корректной форме. Свобода — это когда может вырасти и хорошее, и плохое. И я ошибаюсь, и у детей есть право на ошибку.

И если мы струсим, то «к чему стадам дары свободы? … Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич». (Александр Пушкин)

Павел Шмаков 

Фото на анонсе: © Александр Кряжев, РИА «Новости


business-gazeta