Почему центр российских мусульман в Уфе, а не в Казани?

0
232

Ни сам пророк Мухаммед, ни даже первые халифы не создали для мусульманской религии четкой и строгой организационной структуры. Так вышло, потому что изначально мусульманская умма была сравнительно небольшой и вполне могла управляться одним человеком. А после ее стократного роста и включения в общину иных народов это не было сделано в силу исторической традиции.

Поэтому, когда халифат распался на множество частей, а ислам приняли даже те земли, которые не были завоеваны арабами, эту проблему в каждом отдельном государстве решали по собственному усмотрению.

Общим было лишь одно: все исламские страны признавали верховенство и авторитет багдадского халифа (а затем – османского султана, который получил этот титул). Правда, после турецкой революции этой должности более не существует, а посему даже формального главы у мусульман нет.

Тем не менее, вопросы управления нужно как-то решать. Даже в такой тонкой сфере, как духовная жизнь. Россия, как православное государство, после покорения татарских ханств и добровольного присоединения башкирских земель, получила в свое распоряжение большое количество подданных-мусульман.

Что касается татар, то первые Романовы унаследовали от последних Рюриковичей традицию религиозных гонений. Правительство запрещало строить новые мечети, разрушало уже существующие и время от времени устраивало насильственные крещения, которые, правда, не имели особого успеха. Тем не менее, такая политика по инерции продолжалась даже в правление очень благодушной императрицы Елизаветы Петровны.

Башкиры, по своей воле перешедшие под протекторат московских царей, оговорили сохранение своих религиозных обычаев, которые, в общем и целом, государство уважало. Правда, до определенного момента, ислам среди кочевников был укоренен не очень сильно. Обряды исполнялись нечасто, системы духовного просвещения не существовало.

Все изменилось в 17-18-х столетиях, когда в Башкортостан переселилось множество татар-земледельцев, которые бежали от притеснений на своей родной земле. Сюда ушли даже религиозные деятели – то, что было запрещено в Казанской губернии, вполне дозволялось на территории Уфимского наместничества в силу его особого правового статуса. В ту эпоху центр российского ислама плавно переместился на юго-восток.

Просвещенная на европейский манер императрица Екатерина сначала полностью прекратила репрессии, а затем вообще решила включить мусульман в общественную жизнь государства. Для этого было решено создать единую организационную структуру во главе с верховным муфтием. Считалось вполне логичным, что находиться оно должно именно в Уфе, т.е., городе, где жили наиболее авторитетные деятели мусульманской религии. Главным образом, это были татары по национальности.

Немаловажным было и то, что такое мероприятие начало проводиться в жизнь по инициативе уфимского наместника – Игельстрома Осипа Андреевича. Ему дали и карты в руки, а именно – все полномочия, необходимые для выполнения такого большого дела.

Созданная с его подачи организация, Центральное духовное управление мусульман России, существует до нашего времени, и является крупнейшим исламским объединением на территории всего бывшего Советского Союза. К примеру, верующие Беларуси, Молдавии и Латвии тоже входят в эту структуру.

После революции 1917-о года была попытка переместить центр духовной жизни в более крупную Казань, а в 1990-е в Москве возникла параллельная структура, Совет муфтиев. Но на авторитет уфимской ЦДУМ, существующей уже несколько столетий, это почти не повлияло. Ее место нахождения менять никто не хочет. Историческая традиция – вещь немаловажная.

zen.yandex

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here