«Почему вывозят только москвичей?!»: истории жителей Татарстана, застрявших в США

0
140

Люди пишут и в МИД, и властям республики, но не видят ни обещанных денег, ни спасительных бортов. «В Нью-Йорке совсем страшно», — говорят они

В ожидании вывозного рейса из Штатов жители Поволжья спят в машинах, по 3 раза тратятся на покупку билетов, по которым потом отменяют полеты, и даже плавают в океане без возможности сойти на сушу и жизненно необходимых лекарств. При этом, отмечают жители Татарстана, людей с московской пропиской из Америки вывозят, а про регионы правительство и вовсе забыло. «Москва — отдельное государство, а остальные — не люди, не граждане своей страны», — печально подытоживают они.

Тысячи россиян не могут покинуть США из-за введенного карантина и отмены авиасообщенияТысячи россиян не могут покинуть США из-за введенного карантина и отмены авиасообщения. Фото: «БИЗНЕС Online»

«РЕЙСОВ НЕТ, НО ВЫ ДЕРЖИТЕСЬ»

Пенсионеры и мамы с младенцами, туристы, оставшиеся без работы наемные сотрудники и те, кому срочно нужно к больным родственникам, находящимся в России, — тысячи россиян не могут покинуть США из-за введенного карантина и отмены авиасообщения. Среди них как минимум 30 граждан Татарстана, которые считают, что их бросили на произвол судьбы. В Россию за последний месяц вывезли лишь москвичей. Для них, говорят заложники ситуации, «выложена красная дорожка со стразами». А жители регионов уже месяц сидят без денег и какой бы то ни было информации. Они ждут возвратных  бортов — рейсов нет, но вы держитесь, горько шутят они.

Казанский юрист Павел Захватов приехал в США в середине марта по туристической визе. Ехал не первый раз, чтобы присмотреть работу с дальнейшим расчетом на переезд. Планировал отучиться в Америке и продолжить работу по юридическому направлению. Семья тоже должна была получить визы и приехать в Штаты. Но не успели.

«Я взаперти уже месяц, — делится своей историей Павел. — Планировал поездку на две, максимум на три недели. Обратный билет хотел купить ближе к дате вылета, как обычно делал, чтобы не волноваться и не строить планы. Но поездка затянулась. С 14 апреля никаких рейсов нет. Устроился на работу водителем, чтобы как-то выжить. Сплю в рабочей машине. Помощи от государства нет никакой, ведь обратного билета у меня не было, а значит, и выплаты мне не положены. Да и те, у кого имелись билеты, не получают эти 2 400 в день. Есть пара-тройка людей, которые получают их, но это капля в море. Руководство республики не реагирует никак. Ни на официальные обращения, ни на неофициальные. Нас нет для них, это неприятно. Самое обидное, что мне всегда были симпатичны подход и работа с населением в Татарстане, а здесь будто бы нас и нет. Это очень разочаровывает».

Сейчас Павел рассматривает вариант возвращения через Еврозону в Минск, а оттуда — на такси. Но это дорого — около $1500, в то время как обычно авиабилет до Москвы стоит $400–450 в один конец. Да и на зарплату водителя не разбежишься, хотя на жизнь хватает, утверждает Павел, и если бы семья уже была в Америке, вариант возвращения не рассматривался бы вообще. «Мы бы не поехали никуда. Учитывая то, как нас ждут и помогают. Зачем мы им?» — задал риторический вопрос Павел.

Жительница Казани Екатерина Хорошилова беспокоится за своих родителей, которые уехали в Нью-Йорк повидать внуковЖительница Казани Екатерина Хорошилова беспокоится за своих родителей, которые уехали в Нью-Йорк повидать внуков. Фото предоставлено Екатериной Хорошиловой

Жительница Казани Екатерина Хорошилова беспокоится за своих родителей, которые уехали в Нью-Йорк повидать внуков. Ее отцу, Сергею Бойкову, — 69 лет. Маме Татьяне — 63 года. Обратный билет из Нью-Йорка до Москвы был куплен на 17 апреля, из Москвы до Казани — на 18-е. Как только эпидситуация стала ухудшаться, дети поменяли билеты родителей из Нью-Йорка на 31 марта. Билеты до Казани поменять не вышло, купили их снова. 30 марта Бойковы получили сообщение об отмене рейса. 2 апреля им позвонили сами сотрудники «Аэрофлота» и предложили улететь 3 апреля. Согласились. На этот раз удалось поменять билеты до Казани, но с приличной доплатой. 3 апреля рейс снова отменили. Причины не объясняли. Подробностей сотрудники кол-центра не знали. 7 апреля узнали о ночном рейсе из Нью-Йорка. Позвонили в кол-центр, снова поменяли билеты родителей на 7 апреля, приехали в аэропорт. На самолет их не посадили!

«Родителям сказали прямо в аэропорту, что их нет в списке, который прислал МИД. Таких, как мои родители, в аэропорту было много. Человек 150. Одна пара даже успела сдать багаж, пройти контроль, но их вызвали обратно и тоже сказали про этот список. Как выяснилось, забирали только граждан с московской пропиской. И ладно мы живем в Бруклине — это 20 минут на машине от аэропорта. А люди, которые летели в Нью-Йорк из других американских городов, были в отчаянии», — описывает Екатерина.

Желание отправить родителей вполне объяснимо — Нью-Йорк на сегодня представляет собой очаг эпидемии, а коронавирус особенно опасен для людей в возрасте. «Три недели мы держали их дома, но бесконечно это продолжаться не может, — говорит Хорошилова. — Надо выходить за продуктами, а из магазина легко принести вирус. Важно вернуться домой, потому что в Нью-Йорке совсем страшно. Недалеко от дома стоит госпиталь. Недавно выезжали за продуктами и видели появившиеся около него морги. Жуткое зрелище! Видели, как медсестра, идущая в госпиталь на работу, кричала на гуляющих людей: „Люди! Почему вы не сидите дома?! Идите домой! Сохраните свою жизнь!!!“ У нее, видно, сдали нервы… Мои родители хотят просто попасть домой или хотя бы знать дату возвращения. Больше всего их расстраивает неопределенность».

По словам Екатерины, анкету на сайте госуслуг РФ родители заполнили, в консульство обращались. Результата — ноль. Компенсация приходила один раз — 2 400 в сутки на человека. Сумму перечислили за несколько дней. Она хотя бы покрыла сумму билетов от Москвы до Казани, которые сгорели трижды. Что будет с билетами до Москвы — неясно. «Нервов потрачена уйма. Лететь с пересадками через Европу и Беларусь родителям тяжело. У папы был инфаркт легкого около пяти лет назад. У обоих проблемы с холестерином и давлением. Единственный вариант — улететь на прямом рейсе до Москвы. Дальше они иногда летели в Казань вторым самолетом или ехали на поезде. Но это максимум, на что они способны. Через Минск, с пересадками, одни просто не потянут. И по здоровью, и морально», — завершает рассказ Хорошилова.

Нью-Йорк на сегодня представляет собой очаг эпидемии, а коронавирус особенно опасен для людей в возрастеНью-Йорк на сегодня представляет собой очаг эпидемии, а коронавирус особенно опасен для людей в возрасте. Фото: © Стрингер, РИА «Новости»

«НЕУЖЕЛИ В ЭТОЙ СИТУАЦИИ МЫ НЕ СМОЖЕМ ПРОВЕСТИ ОСТАТОК ДНЕЙ С МОЕЙ МАМОЙ?!»

Есть и обратная история — живущие в Америке не могут вылететь к родственникам в Казань. Лилия Апакова, раньше работавшая преподавателем в КФУ, вышла замуж за австралийца и в 2015-м переехала с мужем в США, так как супруг получил приглашение работать в американском университете. Там же родился сын, которому сейчас три года. Проживает семейство в штате Колорадо. В Казани осталась 83-летняя мама Лилии, инвалид второй группы с раковыми метастазами, которые в марте обострились уже в пяти органах. Ей срочно назначили химиотерапию.

«Последние три года мы с сыном ездили по трехлетней визе и проводили в Казани по несколько месяцев, но она истекла недавно, а новую получить мы чуть-чуть не успели. 17 марта посольство документы на визу уже не приняло, с 18-го закрылось. Теперь могут выдать частную визу в Россию только на смерть родственника, а для поездки к тяжелобольному по указу правительства от 16 марта виза не положена. Посольство РФ после трех обращений выдать визу сыну как гуманитарный случай рекомендует лететь одной. Но в условиях того, что Россия закрыла границу на выезд, а еще США могут закрыть границу на въезд, то вообще неизвестно — насколько я буду разлучена с сыном. Другой вариант — ждать смерти мамы и просить визу на смерть. Неужели в этой ситуации мы не сможем провести остаток дней с моей мамой?!» — вопрошает женщина.

По ее словам, она трижды обращалась в консульский отдел посольства РФ в США, но безрезультатно, они даже не знают, когда откроются. Потом Лилию попросили зарегистрироваться на сайте госуслуг и заполнить гарантийное письмо, что она обязуется пройти карантин, и отправили писать заявление по новой сначала в генконсульство Нью-Йорка, а потом — Хьюстона.

«Я просила помощи у юристов „Агоры“, чтобы обратиться к Мишустину, поскольку они добились того, что правительство 25 марта разрешило иностранцам — близким родственникам граждан РФ — въехать в Россию при наличии визы. Кроме того, они способствовали выдаче визы для гражданина Туниса 1 апреля для воссоединения в России с женой и дочерью. Но и тут безрезультатно, так как отношения с США плохие, да и к Мишустину по каждому поводу обращаться не получится. Если же удастся получить визу сыну, то придется ждать вывозного рейса, которого в регионы России из США не было ни разу, и если повезет — полететь на нем и провести 14 дней в обсерваторе. Но и на это мы согласны, лишь бы застать маму в живых. Там, в Казани, нет других родственников. Соцработник только помогает по хозяйству и ходит к врачу выписывать рецепты», — завершает свой рассказ Лилия. Через день после беседы с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Лилия поделилась радостной новостью, что генконсульство в Хьюстоне согласилось выдать визу сыну. Но рейсов в Россию как не было, так и нет.

Марат Фаррахов, ведущий инженер одного из казанских предприятий ЖКХ, уехал в Нью-Джерси к знакомым еще 2 ноября. Обратные билеты были на 15 ноября, но Марат решил остаться отдохнуть. «Вот и отдыхаю до сих пор. Только за сегодня вывезли людей почти из 15 стран в Россию, а из США ни один самолет не взлетел за весь апрель. Я тут все обзвонил, везде написал — нет результатов. Наш президент что говорит на этот счет вообще по отношению к татарстанцам? Думаю на его имя написать письмо. А то будет плохо, если до 1 мая не вылечу. У меня виза до 1-го числа. Проблемы с последующим въездом будут. Могут не пустить даже», — рассказывает Марат. На предложение оставаться тогда в Америке насовсем казанец говорит, что в России еще есть незаконченные дела. Да и ситуация с коронавирусом морально давит. В Нью-Джерси на момент беседы были 90 тыс. заболевших и 4,5 тыс. умерших. Большинство жителей сидят на самоизоляции.

Ситуация на кораблях разная — на одном из лайнеров был объявлен карантин, поскольку у одного из членов экипажа подтвердился случай заражения коронавирусомСитуация на кораблях разная — на одном из лайнеров был объявлен карантин, поскольку у одного из членов экипажа подтвердился случай заражения коронавирусом. Фото: © Виталий Аньков, РИА «Новости»

«МОСКВА — ОТДЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. ОСТАЛЬНЫЕ, ВИДИМО, НЕ ЛЮДИ И НЕ ГРАЖДАНЕ СВОЕЙ СТРАНЫ»

Цифра в 30 татарстанцев растворилась бы в общей статистике, если бы не чат в «Телеграме», который создала жительница Ульяновска. Из общего чата под названием «Госуслуги Нью-Йорк — РФ», в котором состоят около 2 тыс. россиян, ждущих вылета, она постаралась выудить и объединить 180 жителей Поволжского федерального округа и Урала. «За месяц вывезли менее 300 человек, и только москвичей. Вторая причина — хотелось обратить внимание региональных властей. Ну и третья — вместе легче все переживается», — объясняет девушка причины создания отдельной группы.

Сама она — такой же «ждун». Только не совсем обычный. В Америке ульяновка оказалась по работе, будучи членом экипажа круизного лайнера. «Я не имею права давать интервью про работу. Могу сказать только то, что отношусь к офицерскому составу, — предупреждает девушка, попросив не называть ее имени. — У меня никогда не было цели попасть работать в Америку, даже просто отдыхать ни разу не возникало желания приехать. В силу своей профессии я оказалась тут. У нас так: куда назначат, туда и летим на контракт. Ведь наши корабли по всему миру ходят. Так получилось, что в этот контракт я оказалась в США. И еще до того, как вирус добрался до Штатов, считала дни до окончания контракта, когда я смогу вернуться домой к родителям, которые очень переживают и ждут меня. Мне все говорят: как же тебе повезло с работой, весь мир видишь! Да, не отрицаю, но я всегда с удовольствием возвращаюсь домой и в планах не было становиться эмигрантом».

Как рассказывает ульяновский офицер, с 14 марта все 10 туристических лайнеров компании Royal Caribbean встали возле берегов Флориды. На них находятся более 200 граждан России, членов экипажа, которых не отпускают на сушу, хотя пассажиров выпустили еще 12 марта. Ситуация на кораблях разная — на одном из лайнеров был объявлен карантин, поскольку у одного из членов экипажа подтвердился случай заражения коронавирусом. Потом инфекция подтвердилась еще у четырех членов экипажа, один человек умер. При этом никакого тестирования на COVID-19 не проводится и людей забирают с лайнера в больницу только тогда, когда им становится «очень плохо». Есть и другие проблемы. У одной из россиянок заканчиваются таблетки, сдерживающие развитие кисты, которая у нее уже 15 лет. Без рецепта их не продают, да и выписать его американские медики не имеют права.

Наша собеседница рассказала, что на их лайнере вируса нет, все отсидели 19 дней в полной изоляции и до сих пор находятся на карантине. Проблем с провизией тоже нет. Но причины, по которой люди стали невольниками, кроются в решении США.

«Компания готова хоть сейчас нас всех отправить. Она заботится о нас. Нам дали выбор: либо домой, либо оставаться на борту. У нас тут, к счастью, все есть, нам не нужно думать, где спать и где взять еду. Но США запретили списывать экипажи на коммерческие и эвакуационные рейсы. Только чартеры! Никто нас не забирает и не дает разрешение, Россия в том числе. Несмотря на то что все здоровы. Правительству и посольству просто наплевать, — считает девушка. — Почему вывозят только москвичей? Понятия не имею. Отдельное государство. Остальные, видимо, не люди и не граждане своей страны».

Находясь на судне, девушка составила списки всех россиян, сгруппировав по городам проживания. Так, в нем фигурируют 4 жителя Ульяновска, 22 — из Самары, 22 — из Казани, 5 — из Набережных Челнов, 8 — из Чебоксар,  по 6 — из Пензы и Челябинска, по 9 — из Уфы, Нижнего Новгорода, Саратова, Волгограда, 14 — из Екатеринбурга, по 3 — из Кирова и Элисты. Каждому присвоен номер регистрации на сайте госуслуг. «Это требование МИДа, — поясняет девушка. — На основании этой регистрации составляются списки пассажиров на рейс. Для компенсаций другие формы заполняли. Я не подавала заявку на выплату. Но за этот месяц уже со счету все сбились — сколько чего заполнили и куда. По 10-му кругу одно и то же. Мы уже везде, куда можно было, обращались: МИД, минкомсязь, минтранс, „Аэрофлот“, к губернаторам, президенту… Кстати, от Татарстана так никто и не откликнулся на обращение».

Как говорит работница лайнера, никто особо не делится своими частными историями — всем тяжело и все понимают. «Существуют сложные случаи, как у моих коллег, у которых нет жизненно важных лекарств. Есть очень много мамочек с младенцами, пожилые люди с обострившимися на фоне стресса болячками», — рассказывает девушка.

Подписчики группы со ссылкой на знакомых чиновников и работников Аэрофлота утверждают, что до 1 мая точно никого вывозить не будутПодписчики группы со ссылкой на знакомых чиновников и работников «Аэрофлота» утверждают, что до 1 мая точно никого вывозить не будут. Фото: «БИЗНЕС Online»

НАДЕЖДА НА БЕЛАРУСЬ 

В чате Поволжья тем временем — отчаянье, слезы, сарказм и полное крушение надежд. Как можно понять из переписки, в апреле было лишь три рейса, вывезших не более тысячи пассажиров — москвичей. На этом все. Подписчики группы со ссылкой на знакомых чиновников и работников «Аэрофлота» утверждают, что до 1 мая точно никого вывозить не будут. По скудной информации, которую люди черпают из интернета, с сайтов МИДа и прочих ведомств, рейсов из США в графике нет и никто не может сказать, когда они будут и откуда. Впрочем, в последних сообщениях говорят о неком коммерческом рейсе на 3 мая. Но никакой определенности пока нет.

Много нареканий на работу «Аэрофлота». «„Аэрофлот“ вообще-то государственная компания, а не частная, мне вообще смешно, что пытаются выставить все так, что коммерческие рейсы они делают, чтобы доставить американцев обратно в США, а своих вывезти на них обратно не могут!» — пишет один из участников.

«10 апреля домой прилетели граждане Америки, назад, сказали, самолет полетит как грузовой, вместо того чтобы вывезти своих граждан. Это ни для кого не секрет — есть и в СМИ, и в „Твиттере“ официального представителя посольства США в России. А вот что было обратно — никто уже официально не говорит. Но то, что не вывезли пассажиров, — факт, к сожалению. Вот что и обидно, это пассажирский самолет, и на нем можно было вывезти наших людей. Но не посчитали нужным так сделать», — вторит другой подписчик.

Есть бо́льшие вопросы и к получению матпомощи оказавшимся за рубежом россиянам. «500 миллионов бюджетных средств вроде как выделили МИДу на выплату социальной поддержки. Прошло больше двух недель, и МИД отвечает, что вопросы —к госуслугам. А чат в госуслугах направляет в МИД. Кто ответит за 48 часов и вообще за выплаты — непонятно. 500 миллионов рублей делим на 2 400 рублей (размер пособия в сутки на человека  — прим. ред.), делим на 35 тысяч туристов. Та-дам — получаем 6 дней. То есть это бюджет на 6 дней, неудивительно, что много людей ничего не получили, у меня сегодня 13-й день», — возмущается другой участник чата.

Несколько дней назад челнинцу Николаю Масюте, также оказавшемуся в заложниках ситуации, пришел ответ из Казани, который был выложен в группе. Как следует из документа, Масюта обращался 15 апреля к президенту РТ. Письмо челнинца было направлено в представительство МИД РФ в Казани. Оттуда мужчину проинформировали, что МИД и минкомсвязь России организуют оповещение граждан и включение их в список пассажиров планируемого вывозного рейса. Кроме того, МИД России обеспечивает взаимодействие с гражданами, в том числе в части их сбора в аэропорту вылета. Поэтому Масюте рекомендовали ориентироваться на уведомления портала госуслуг, которые поступают за сутки до дня вылета на мобильные телефоны. Сообщения об оказании финансовой помощи проходят проверку правоохранительными органами, после чего поступают на счета, указанные при регистрации на госуслугах.

Надежды тех, кто не может ждать вывозных рейсов, возложены на Минск, так как Беларусь не закрыла границы и вообще не признает карантинные меры. Это для многих единственный путь к дому — страшный и рискованный. Потому что нет гарантии, что на въезде в Россию не угодишь в обсерватор какой-нибудь Брянской области. Однако и эта дорога оказалась под угрозой, так как на днях ВОЗ рекомендовала белорусским властям ввести карантин, вплоть до комендантского часа, чтобы предупредить распространение инфекции. В этом случае не останется никаких вариантов, кроме как ждать, когда о россиянах вспомнит родина.

Валентина Шистерова

Фото на анонсе: «БИЗНЕС Online»

business-gazeta

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here