Домой Жизнь татар Татары в России и в мире Проект #АйдаДомой – простая, но очень востребованная форма у аудитории

Проект #АйдаДомой – простая, но очень востребованная форма у аудитории

Проект #АйдаДомой – простая, но очень востребованная форма у аудитории

Рассказываем об уникальном проекте Татарстана, который объединил на одной площадке жителей и власть.

Режим самоизоляции заставляет весь мир где-то переходить, а где-то углубляться в онлайн-существование, в интернет и соцсети. Неизбежно ставится вопрос о форме, форматах и качестве коммуникации между обществом и властями. В России этот процесс уже приобретает успешные практики. Среди них выделяется кейс Татарстана по выстраиванию конструктивных коммуникаций между властью и обществом в крупных городских сообществах в соцсетях. Работа эта ведётся уже не один год, но именно в дни режима самоизоляции она оказалась востребованной как никогда раньше. Команда креативных менеджеров запустила проект #АйдаДомой, который стартовал 25 марта.

Суть его в следующем. Каждый день в официальных сообществах Татарстана в соцсетях и при поддержке крупнейших городских пабликов для жителей республики транслируются концерты с известными татарскими и татарстанскими артистами, по утрам онлайн-зарядки, а также просветительские шоу, интервью с руководителями ведомств, которые отвечают на актуальные вопросы жителей в прямом эфире. 

За время реализации проекта было проведено свыше 40 онлайн-концертов, порядка 30 онлайн-зарядок и более 30 просветительских мероприятий. Общее количество просмотров эфиров составило более 18 миллионов. 

Первым гостем проекта #АйдаДомой стал певец Салават Фатхетдинов. Его концерт посмотрели более 280 тысяч зрителей «ВКонтакте», 221 тысяча – в «Одноклассниках» и почти 30 тысяч человек в YouTube. 

– Я был первым артистом, кого позвали сделать свой онлайн-концерт в официальных сообществах Республики Татарстан в социальных сетях. Я был приятно удивлен, что сотни тысяч зрителей посмотрели его, мне приятно. Большое спасибо всем зрителям за это. Это новый формат концертов. Кто бы мог подумать двадцать лет тому назад, что мы вот так вот будем выступать. В подобных эфирах, конечно, есть свои плюсы, ведь онлайн-концерт одновременно могут смотреть миллионы людей, в них нет ограничений по количеству зрителей, как, допустим, на живых площадках. Но ни в коем случае не забываем про живые выступления, те эмоции и атмосфера, которые происходят там, ничто и никогда не заменит. Поэтому хорошо, что есть альтернатива проведению концертов. Спасибо организаторам, что придумали такой проект, – поделился своими впечатлениями от участия в проекте Народный артист Татарстана и Башкирии Салават Фатхетдинов.

После него гостями проекта были Ришат Тухватуллин (более 714 тысяч просмотров), Фирдус Тямаев (более 753 тысяч просмотров).

#АйдаДомой – новая форма творческого выражения 

Диляра Вагапова и Раиль Латыпов (группа «Мураками») рассказывают, что после участия в проекте #АйдаДомой они теперь и сами стали устраивать прямые эфиры в соцсетях для своих слушателей. 

– Появилась уже некая традиция делать такие квартирники приблизительно раз в неделю. Общение со зрителями у нас происходит в онлайн-режиме, есть возможность у обеих сторон получить быструю связь, понять, что и как, поддержать слушателя в любой точке мира, – отметила Диляра Вагапова.

Солист группы «Волга-Волга» Антон Салакаев рассказывает, что за всё время самоизоляции у группы было 8 онлайн-концертов, в том числе на платформе официального сообщества Республика Татарстан.

– Было бы здорово, чтобы этот опыт и формат проекта #АйдаДомой перекочевали и в обычную нашу жизнь, чтобы такие частые концерты так и оставались в обычной жизни. Понятно, что при загруженности мощных гастрольных графиков и концертов невозможно делать так часто, но мой совет другим музыкантам и для себя в том числе – давать такой концерт хотя бы раз в месяц, чтобы люди могли вот так онлайн видеть любимые группы. Хотя это несоизмеримые вещи. Когда ты находишься на концерте, то живьем общаешься с группой, зато онлайн-концерт может увидеть огромное количество зрителей одновременно. Лично у нашей группы было около 500 тысяч зрителей и просмотров единовременно, в жизни невозможно собрать такое количество, а здесь есть возможность, огромная география – Татарстан, Россия и даже ближнее и дальнее зарубежье, – сказал Салакаев.

Певица Лэйна, рассказывая о новом для себя опыте участия в формате онлайн-концертов, заметила, что новая форма стала для неё настоящим творческим открытием. 

– В такой период нам нужно держаться вместе, и благодаря организаторам мы это сделали. Встретились вместе на платформе с разных точек Татарстана и не только. Ранее никогда не выступала на онлайн-концертах, это странно, но по особенному интересно. После выступления не слышно аплодисментов и криков, но каким-то образом чувствуешь теплоту своего зрителя, – призналась певица.

О таком же новом опыте говорит Народная артистка России и Татарстана Винера Ганеева.

– Мы привыкли видеть зрителей, их глаза, улыбки, слышать аплодисменты, которые тебя еще больше окрыляют, вдохновляют! Я сначала переживала, думала, смогу ли создать атмосферу хорошего концерта. Ведь я одна, без музыкантов, танцоров, без видеофутажей. Передо мной одна камера, и всё. Но я включила воображение, представила зрительный зал, вспомнила, как я обычно выступаю на своих концертах, включила артистизм, харизму, энергетику, что в целом свойственно моей натуре. Но это необьяснимое состояние – вести диалог и не видеть ни одного зрителя, кроме ведущих, которые очень сильно аплодировали, – вспоминает татарская исполнительница.

Руководитель лейбла Yummy Music Ильяс Гафаров убеждён, что перспективы у этого проекта огромные. 

– Такие онлайн-концерты – первый для нас опыт дистанционного общения с нашей аудиторией, если не считать эфиры на ТВ. Прежде никто не уделял особого внимания такому каналу коммуникации, потому что было много офлайн-мероприятий. Но обстоятельства диктуют новые условия работы с аудиторией и мы рады, что в республике есть такие открытые демократичные площадки, готовые принять представителей самых разных музыкальных направлений, – отдаёт должное организаторам Гафаров.

Певица Зарина Вильданова была приятно впечатлена тем, какой большой охват зрителей у таких концертов.

– Здорово, что можно в таких условиях встретиться как со своим слушателем, так и с новыми, потому что формат онлайн-конецерта охватывает большое число людей. Это хорошая реклама для артистов и бесплатный доступ к живым концертам у людей на самоизоляции, – говорит певица.

А вот финалистка шоу «Голос.Дети» Саида Мухаметзянова рассказывает, что не ощутила так остро непривычность от формата онлайн-концерта.

– Это был мой второй раз, когда я выступала в серии онлайн-концертов #АйдаДомой. Действительно, бесценный опыт, так как мы живём в мире, где доминирует сфера информационных технологий. Это отличная возможность даже в период самоизоляции проявить себя и дарить свое творчество людям. Я считаю, что онлайн-концерт был потрясающим! Впечатления самые тёплые и светлые! Хотя у меня раньше и был небольшой опыт вести концерты, здесь я чувствовала себя намного комфортнее, потому что мне повезло с моим партнёром, с которым у нас получился непринужденный разговор, – говорит певица.

«Мы увидели, какие вопросы в действительности волнуют татарстанцев»

По утрам онлайн-зарядку ежедневно смотрят по полмиллиона жителей республики. Такую уже аудиторию собирают и просветительские шоу. Особо стоит отметить онлайн-общение министра образования и науки Татарстана Рафиса Бурганова (более 680 тысяч просмотров) и министра строительства, архитектуры и ЖКХ республики Фарита Ханифова (более 378 тысяч просмотров) с подписчиками городских сообществ. Руководители ответили на самые животрепещущие вопросы, которые им задавали обычные люди.

Во время эфира с участием Рафиса Бурганова от жителей республики поступило порядка 1 200 вопросов.  

– Основная наша аудитория – дети, родители, учителя, более старшее поколение. Они все так или иначе связаны с образованием и являются активными пользователями соцсетей. У министерства есть свои аккаунты в соцсетях, нам там много пишут, мы не оставляем без внимания ни один комментарий или вопрос. Что касается онлайн-общения с подписчиками, то за полтора часа общения поступило порядка 1 200 вопросов, мы постарались ответить на самые часто задаваемые. Общение в таком формате дает возможность лучше узнать, что беспокоит родителей, педагогов, принять какие-то необходимые для разрешения проблемы действия на опережение. Мы всегда открыты для диалога, нам важно использовать любые формы общения с жителями, – оценивает опыт взаимодействия с командой проекта #АйдаДомой пресс-служба министерства образования и науки республики.

В свою очередь представители Минстроя благодаря прямой трансляции с участием Ханифова определили те направления, по которым наблюдается недоработка.  

– У нашего министерства есть группа «ВКонтакте», где жители в «обсуждениях» оставляют свои вопросы. Мы всегда стараемся максимально оперативно и полно отвечать на них. Благодаря участию в проекте #АйдаДомой нам удалось получить срез часто задаваемых вопросов, увидеть нишу тем, которые, возможно, не полно освещаются нами, – это и есть наша точка роста. Мы будем больше внимания уделять проблемным вопросам – в данном случае программам улучшения жилищных условий. Прямая трансляция – это идеальный инструмент для того, чтобы познакомиться поближе со своей аудиторией, помочь адресно, каждому обратившемуся, – отметила официальный представитель ведомства.

В сложившейся ситуации роль соцсетей и онлайн-проектов кратно возросла. Даже классические СМИ не могут предложить ничего подобного.

«Подобный формат оказался востребован у аудитории»

Медиатехнолог Ярослав Муравьёв, который выступил организатором проката #АйдаДомой, подчёркивает, что в момент, когда все сидят дома и людям не хватает общения, соцсети становятся местом, где можно показать себя. 

– Официальные группы Республики Татарстан при поддержке всех основных городских сообществ в соцсетях стали тем местом, где, с одной стороны, артисты, находясь в изоляции, могут себя продемонстрировать, а люди, с другой, так же находясь в самоизоляции, могут на это посмотреть, – рассуждает собеседник.

По его словам, важная составляющая проекта – это встреча с руководителями ведомств и министерств. Они отвечают на вопросы, которые им задаются именно в соцсетях. Поэтому соцсети сегодня становятся той площадкой, когда можно задать вопрос властям и получить на него ответ, а не просто написать комментарий в пустоту. 

Помимо этого формат онлайн-общения представителей власти с подписчиками сообществ решает проблему с распространением фейковой информации в соцсетях.

– Такие прямые диалоги и контакты нужны. Мир уже не будет прежним. Мы увидели, что такая работа в интернете, то есть ответ на вопросы аудитории, прямая коммуникация, – простая, дешевая и в то же время востребованная, – даёт экспертную оценку медиатехнолог.

Политолог Константин Калачев рассказывает, какой эпохальный переворот свершился по отношению к интернету, соцсетям и коммуникации через интернет в головах чиновников и у властей самого высокого уровня на фоне пандемии коронавируса.

– В целом культура работы властей с интернет-аудиторией в России ещё только в зачаточном состоянии. Те, кто наверху принимает решения, всё ещё относятся к интернету как к месту, где царит анонимность и фальсификация мнения той или иной группы населения. Помните, когда выходили видеоролики с интервью Путина на ресурсах ТАСС? Там Путин интернет назвал «штукой интересной, но не совсем точной», когда комментировал мем с «распустившимся» правительством Медведева. Отмечу только, что Путин общается по защищенным каналам связи. Он предпочитает в эти дни делать все дистанционно, онлайн. И для этих телеконференций используются защищённые каналы связи, хотя сама система видеоконференций – совместная разработка с американской компанией. Ну а мы же видим, как теперь востребован интернет и производные от него в виде блогов и городских сообществ на высоком государственном уровне, – рассуждает Калачев.

Опыт Татарстана показывает, насколько сегодня важно кураторам внутренней политики в регионах быть в контакте с аудиторией в соцсетях, выстраивать коммуникацию с пользователями, используя форматы, которые близки людям. Это позволяет поддерживать прямой, конструктивный диалог власти и общества, а значит, видеть настроения жителей. 

kazanfirst