Провожаем ледоход – весенний татарский праздник «боз озату»

0
40

Единство – это сила и мощь государства в целом. В одном из своих выступлений в 2019 году это отметил Губернатор Самарской области Д.И. Азаров: «… не зря более, чем четыреста лет тому назад мы объединились перед лицом врага, в единстве наша сила…» Знание истории и культуры разных народов не только обогащает человека, но и помогает лучше понять друг друга, жить в мире и добрососедстве.

В Самарской области проживают представители более 150 национальностей. Татары – это второй по численности народ в Российской Федерации и Самарской области. В нашем регионе татары проживают в Камышлинском, Красноярском, Похвистневком, Шенталинском, Елховском, Челно-Верншинском, Кошкинском, Клявлинском районах, городах Похвистнево.

В настоящее время в области работает более 20 объединений татар, что свидетельствует о ведении татарами общественной деятельности и работе по сохранению языка и культуры.

Богата культура татарского народа. Все праздники у татар Поволжья – это религиозные и народные. Религиозные исламские называют «гаете». А простые народные носят название «бейрем» – торжество. Народные весенние праздники всегда связаны с началом подготовки к посевным работам и их проведению. Оттого, какой бывает весна, зависит весь урожай.

Наступает весна и приближается народный татарский праздник «боз озату» – праздник ледохода. Это старинный татарский весенний праздник проводов льда. Большинство татарских поселений располагались на берегу реки. Потому вся жизнь была так или иначе связана с рекой.

Все окрестные жители, особенно дети сбегались к реке наблюдать, как трескаются и плывут льдины. В этот праздник сразу же устраивались народные гулянья с музыкой и танцами. На льдины бросали горящие тряпки и солому. Оттого вскоре идущие льдины стали походить на плывущие костры.

Ледоход означал конец зимы и начало нового цикла жизни. Это праздник обновления. Потому иногда в реку выбрасывали старые вещи. Кое-кто мог и вовсе сам прыгнуть в ледяную воду. Считалось, что весенняя река укрепляет здоровье, отгоняет недуги.

Смотреть ледоход на берег реки выходили все жители от стариков до детей. В давние времена во время «боз озату» люди, сидя на скамейках, расставленных на обеих берегах реки, пели песни, гадали, загадывали загадки. К реке подходила женщина с красивой куклой в руках, проговаривая, что пусть мысли, желания уносят все горести, текут с этой куклой, пусть впереди только радостные и радостные дни. В это время на берегу дети водили хороводы и играли в «ручеек». Детям рассказывали о смысле обычая. Потом с песнями под баян веселой гурьбой все направлялись к реке. Молодёжь шла наряженной, с гармонистами. Вместе со взрослыми дети кидали в реку монеты с пожеланиями добра и счастья.

Традиции празднования «боз озату» сохраняются не только в селах, но и переносятся в города. В Самаре в 2013 году в городском Дворце Спорта также прошел областной татарский праздник «боз озату» («Проводы льда»). Его организовала Самарская региональная творческая общественная организация «Дуслык» («ДРУЖБА»). Было много гостей: приехали мишарский фольклорный ансамбль из Чувашии, фольклорные ансамбли «Ак каен» из Ермаково Самарской области и «Чишма» из Оренбургской области, и это показало, что праздник воспринимался как общее событие для живущих в России татар. В этот день на сцене выступило немало мастеров искусств из Татарстана. Овациями были встречены выступления Надежды Бабкиной и ансамбля «Русская песня», нашей гордости Дины Гариповой.

Праздник объединил татар, которые с трепетом относятся к сохранению национальных обычаев, традиций и открыл новые грани татарской культуры для представителей других народов, ставших участниками и зрителями праздника.

А.Ф. Князева, учитель истории МБОУ Школа №7 г.о. Самара

samddn

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here