Работа сложна и публична

0
29

15 марта 2022 председатель РДУМСО, муфтий Талип хазрат Яруллин принял участие в заседании комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными и силовыми органами и ОНК, где обсудили вопросы, касающиеся реализации полномочий областной Общественной наблюдательной комиссии.   

«Работа со специфической категорий граждан, которые нарушили закон, – конечно, очень сложное, проблемное направление. Эти люди имеют специфическое представление о ценностях, по-другому смотрят на жизнь и иначе понимают законодательство. Но это не снимает с государства и гражданского общества ответственности за создание условий для их исправления и в последующем для ресоциализации. Для этого создаются, в том числе, такие институты как Общественная наблюдательная комиссия. Не в порядке контроля, а в порядке взаимодействия сегодня рассмотрим, обсудим основные направления работы и проблемные моменты в деятельности региональной ОНК», – отметил, открывая заседание, председатель комиссии Виктор Полянский.   

Работа членов комиссии не только сложна, но и публична: к теме защиты прав заключенных в последнее время приковано пристальное внимание средств массовой информации, социальных сетей, нередки и манипуляции, заметил председатель ОНК Самарской области Дмитрий Штоков, подчеркнув: «Это еще раз говорит о той ответственности, которая на нас лежит».   

В 2020 году членами областной комиссии было рассмотрено 35 обращений, жалоб и заявлений, в 2021 году – 38. «В ежегодном количестве обращений в последние годы прослеживается стабильность. Один из самых важных и актуальных вопросов в рамках обращений – вопрос медицинского обеспечения. Меньше вопросов касается привлечения к дисциплинарной ответственности, условий содержания. Вопросы несогласия с приговорами в целом выходят за рамки компетенции комиссии, но и такие обращения отрабатываем, даем соответствующие оценки. Около четверти обращений – различные жалобы иного характера, в основном связанные с правовой неграмотностью, невозможностью получить консультацию. В порядке, предусмотренном ст. 16 Федерального закона от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», комиссией в 2020 году направлено 28 запросов и обращений в ответственные органы, ведомства, организации, в 2021 году – 31», – рассказал Дмитрий Штоков.   

В состав Общественной наблюдательной комиссии Самарской области входит 18 человек. Примерно половина членов комиссии активно работают, остальные либо переоценили свои возможности, либо до сих пор не понимают, чем должны заниматься, отмечает Дмитрий Штоков. К слову, срок полномочий ОНК составляет три года, и осенью 2022 года заканчиваются полномочия членов комиссии пятого состава. «Порядок отбора прозрачный, но достаточно сложный, многоступенчатый, поэтому уже сегодня пора задуматься о том, кто войдет в новый состав», – обратил внимание Дмитрий Штоков.   

По словам заместителя председателя профильной комиссии Общественной палаты Самарской области Ширвана Керимова, курирующего направление взаимодействия с ОНК, никаких проблем во взаимодействии с членами действующего состава областной Общественной наблюдательной комиссии не возникает, взаимодействие с Управлением ФСИН России по Самарской области и аппаратам омбудсмена также налажено. «Основной момент, на который хотелось бы обратить внимание: освещение деятельности ОНК требует корректировки, улучшения. Это должно стать одним из направлений работы нового состава комиссии, поскольку речь идет о весьма специфической деятельности, о которой население должно быть информировано. Расширение взаимодействия ОНК с Уполномоченным по правам человека в Самарской области – тоже важная задача», – прокомментировал Ширван Керимов, предложив провести для нового состава ОНК обучающие семинары (мастер-классы) с участием опытных, активных членов комиссии предыдущих составов.   

Стоит отметить, что в настоящее время Общественная палата России, в полномочия которой входит утверждение новых составов региональных ОНК, запускает проект «Подготовка кандидатов в члены ОНК» – серию обучающих семинаров, которые пройдут в 45 регионах страны. Кроме того, ОП РФ вышла с инициативой финансового обеспечения деятельности ОНК из бюджетных источников через аппараты региональных общественных палат.   

Как заверил помощник начальника УФСИН России по Самарской области по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе, подполковник внутренней службы Антон Виндугов, взаимодействие с областной ОНК в настоящее время налажено в различных формах, проблем во взаимоотношениях с руководством учреждений у общественников в последние годы не возникает, большинство вопросов удается решать на месте; на сайте Управления есть раздел, посвященный деятельности ОНК. В то же время, по мнению Антона Виндугова, на сегодняшний день организационная структура комиссии не позволяет ей в полной мере выполнять все возложенные на нее задачи: члены ОНК выступают чаще как самостоятельные единицы.   

Аппарат омбудсмена готов оказывать содействие при обучении членов ОНК, размещать на официальном сайте информацию о деятельности ОНК, заверил руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Самарской области Вадим Стрелков. Работа по обучения членов ОНК, которые осуществляют деятельность на общественных началах и далеко не всегда имеют специальное образование, уже велась ранее, были подготовлены и соответствующие методические рекомендации.   

Взаимодействию с ОНК посвящен отдельный раздел ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека в Самарской области. В 2021 году по инициативе УПЧ члены ОНК принимали участие в различных круглых столах и пр., а также в 7 выездных мероприятиях, сообщил Вадим Стрелков, подчеркнув, что аппарат омбудсмена оказывает активное содействие результативной деятельности ОНК. «Мы видим востребованность института общественных наблюдательных комиссий у лиц, отбывающих наказание. Вместе с тем, инициатива обычно исходит от Уполномоченного, который понимает пользу совместной работы с ОНК. Должны быть и инициативы со стороны членов ОНК. Надо активизировать работу», – отметил при этом Вадим Стрелков, призвав членов ОНК в порядке обмена информацией регулярно сообщать аппарату УПЧ о своих выездных мероприятиях.   

«В работе ОНК есть прозрачность, есть понимание во взаимоотношениях с Уполномоченным, но, действительно, нет системности в виде отчетов, статистики, – согласился Дмитрий Штоков. – Мы идем в этом направлении, для активных членов ОНК эта деятельность из разряда «факультативной» уже переходит в основную. Но ведь это все же работа на общественных началах. Поэтому мы говорим о необходимости какого-то финансирования деятельности комиссии, чтобы она могла представлять собой некий аппарат, поскольку необходимо работать с документооборотом, в том числе подводить итоги, формировать отчетность. Без такого финансирования систематизация процессов невозможна. Пока члены комиссии делают это за счет своего времени, за счет своих личных ресурсов».   «Нужно найти некое решение, которое сохранило бы самостоятельность института общественных наблюдательных комиссий, но чтобы результаты их деятельности при этом были доступны для использования в работе государственных институтов. То есть нужно обеспечить более тесное взаимодействие при сохранении автономности ОНК. В современных условиях с точки зрения технологий нет препятствий для обмена информацией, но такая практика должна сложиться, – считает Виктор Полянский. – Будем надеяться, что члены ОНК Самарской области нового состава будут правильно понимать свой статус, свою миссию, и их деятельность принесет положительные плоды. Областной Общественной палате, со своей стороны, необходимо уже в ближайшее время принять меры по вовлечению в процесс выдвижения кандидатов в состав ОНК шестого созыва».   

В завершение заседания Виктор Полянский вручил действующим членам областной Общественной наблюдательной комиссии благодарственные письма и благодарности Общественной палаты Российской Федерации, в том числе «за многолетний личный вклад в становление и развитие общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания». 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here