Рафаэль Юнусов: «Когда с прилавков уйдут импортные фрукты и овощи, у нас в стране найдутся предприимчивые люди, которые тоже за это схватятся»

0
40

Гендиректор и совладелец ОАО «Челны-хлеб» обновляет поставщиков на 65% продукции своей торговой сети, состоящей из 52 торговых точек в Закамье

Генеральный директор ОАО «Челны-Хлеб» Рафаэль Юнусов накануне на деловом обеде в Челнах заявил, что завершает переговоры с новыми поставщиками овощей и фруктов взамен «несанкционированных» западных. За полмесяца он пообещал закрыть потребности всего Закамья. В будущем «хлебный король» планирует закрепить функцию передаточного звена между поставщиками, сельхозпроизводителями и ретейлерами Закамья за своим агропарком, казалось бы, канувшее в забытие строительство которого снова замаячило в некой перспективе. Об оптимистичных планах в условиях пессимистичной экономики узнала «пообедавшая» с татарстанским олигархом корреспондент «БИЗНЕС Online».

Рафаэль Юнусов (справа) 

«МЫ ИЩЕМ РЕЩЕНИЕ, И ОНО БУДЕТ НАЙДЕНО»

Две недели на обеспечение Закамья продуктами из СНГ взял гендиректор ОАО «Челны-Хлеб» Рафаэль Юнусов. Накануне в ходе делового обеда в Челнах он заявил, что переговоры с поставщиками овощей и фруктов из стран ближнего зарубежья уже ведутся и близки к успеху. В собственной торговой сети «Челны-хлеба» эта группа продуктов до сих пор была почти полностью импортной, занимая 65% ассортимента супермаркетов «Fresh Market».

«Мы ищем решение, и оно будет найдено, — заверил Юнусов. — Может, кто-то из отечественных производителей наоборот ждет, когда же у него купят продукцию. Когда с прилавков уйдут импортные фрукты и овощи, у нас в стране найдутся предприимчивые люди, которые тоже за это схватятся».

На собственную продукцию производителя хлебобулочных изделий санкции против Евросоюза и США никак не повлияют. Аудиторию, впрочем, это заявление не особо утешило на фоне грядущих прекращений западных поставок мяса, рыбы и сыров, которые также неминуемо коснутся всех розничных сетей страны.

Исследование новых рынков маркетологами «Челны-хлеба» дали следующий расклад: фрукты и овощи они планируют завозить из Грузии, Армении, Таджикистана, Казахстана, Узбекистана. В поле зрения также юго-восточная Азия, Китай, Новая Зеландия, Корея, Индонезия.

«Постараемся, чтобы перебоев с поставками не было, — говорит Юнусов. — Какова будет цена на продукты, я не скажу — мы находимся в условиях рыночной экономики. Пока большого ажиотажа в магазинах нет, слава Богу, сегодня с этим как-то спокойно. Но фрукты и овощи — не то, из-за чего люди будут набрасываться на прилавки, а буквально через две недели наладятся новые поставки».

ТОВАРООБОРОТ АГРОПРОМПАРКА СОСТАВИТ ДО 10 МЛРД РУБЛЕЙ В ГОД

Идея строительства агропромпарка «Закамский регион» в районе Челнов родилась у Юнусова еще два года назад, и при каждой встрече с президентом Рустамом Миннихановым он настойчиво о ней напоминал.

Так, в декабре прошлого года он просил помочь с землей для агропарка, даже заявившись в резиденты второй очереди промпарка «Развитие», однако Минниханов отсоветовал работать с продуктами в промышленной зоне. В марте, в интервью «БИЗНЕС Online» Юнусов уже рассказывал, что видит парк не просто как склады и линии переработки, но целый комплекс логистики и переработки продукции с гостиницей, юридическим и таможенным сервисом, и прочими радостями бизнеса.

В нынешних условиях, по словам Юнусова, идея приобрела «особенную актуальность». Земля куплена — 43 га на выезде из города. Осенью спикер рассчитывает на очередную встречу с Миннихановым, который обещал поддержать проект. Юнусов заявил, что к его логистическому центру будет привязан весь Закамский регион, почти половина районов республики.

«Местные товаропроизводители будут доставлять нам свою продукцию, а мы — доводить ее до лучших стандартов, — рассказал Юнусов. — Чистка, мойка, хранение, глубокая переработка — все это для того, чтобы довести продукцию до прилавков. Сейчас этот проект становится актуальным, как никогда, и, скорее всего, он будет реализован. Если это случится, то 15-20 районов Татарстана смогут работать сообща. Товарооборот агропромпарка составит до 10 миллиардов рублей в год».

«Закамский регион» — не единственный глобальный план Юнусова. Вопрос возрождения проекта региональных агропромпарков он очень хочет продвинуть на республиканском уровне.

«Лет 10 тому назад у нас был ряд национальных проектов по развитию собственного агропромышленного комплекса, — вспоминает Юнусов. — В последние годы эта программа была почти сведена на нет. Необходимо вернуться к развитию собственного агропромышленного комплекса России. Какие бы ни были поставлены серьезные условия со стороны всего мира — нужно, что страна могла сама обеспечить себя всем необходимым. Насколько я знаю, в странах Европы, Америки, в Канаде предприниматели в агропромышленности очень хорошо защищены законодательно: выращенный, произведенный товар всегда имеет четкую реализацию. И государство компенсирует им все расходы в случае форс-мажорных обстоятельств. Такое же должно быть и в России — нужно на уровне нацпроектов развивать выращивание овощей, животноводство».

Другая сложность, по словам Юнусова, — это импортные технологии, без которых сегодня невозможно изготавливать продукцию, соответствующую мировым стандартам качества.

«Чтобы делать качественную продукцию, нужны технологи, оборудование. Где их взять? Вот здесь есть вопросы. К сожалению, Россия в последние годы в части оборудования для производства продукции сильно отстала от других стран. В этом плане санкции нежелательны», — предостерегает Юнусов.

«ТАКИХ ЦЕНТРОВ УЖЕ ДВЕ ШТУКИ В КАЗАНИ»

По мнению экспертов «БИЗНЕС Online», цены на завезенные Юнусовым продукты в любом случае будут выше привычных — неважно, казахские они будут или китайские.

Наиль Сулейманов — президент ЗАО «Холдинговая компания «Тулпар», президент Союза рынков РТ, замгендиректора Союза оптовых продовольственных рынков России:

— Мы, конечно, не сможем догнать Чили, которые 4 раза в год собирает урожай. У нас овощи и фрукты могут быть чуть дороже, зато и здоровее, без генной модификации. Я полностью поддерживаю идею Рафаэля Юнусова. Я уже много лет говорил и писал о продовольственной безопасности — агропромпарк и логистический оптово-продовольственный центр нам нужны. Нужно повернуться лицом к своим, отечественным производителям. Как это повлияет на цены, трудно сказать.

Оптовый логистический центр на город-миллионник должен иметь площадь 60-70 гектаров. Нам будет достаточно и 15-20 гектаров. Лучше, конечно, чтобы такой проект был частно-государственным, 50/50. Такая практика есть везде — в Польше, Германии, Франции, Испании. Западные государства дают в таких случаях деньги под маленькие проценты на строительство — такого у нас, конечно, не произойдет. Государство, как правило, рано или поздно отдает такие проекты — их обычно выкупает вторая, частная сторона. К слову, станции послужат катализатором для развития отечественных производителей — поэтому Юнусов с этим проектом, что называется, попадет в тему.

Фаяз Хакимов — директор агропромпарка «Южный»:

— Я считаю, что проект выбран не совсем правильно. Таких логистических центров уже две штуки в Казани, через 200 км ставить еще один большой центр — просто ни к чему. Такие проекты обходятся недешево. Соответственно, обработка тех же овощей и фруктов и поставка ритейлерам обойдется дороже — это однозначно. Такой центр просто в Челнах не нужен.

Зачем государству его финансировать? Государство берет на себя только выгодные проекты, которые дают определенные дивиденды. Если Юнусов хочет рисковать своими деньгами, пусть рискует. Что касается продовольственной безопасности, то агропромпарки в чистом виде, если они не комбинированные, не универсальные, — они, к сожалению, не выживают.

Минталип Минниханов — председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий Тукаевского района:

— Юнусов должен и находить поставщиков подешевле, и сам не повышать цены. Он должен находить продукцию примерно той же стоимости, что брал на Западе, с небольшой наценкой. А то некоторые магазины берут продукцию у производителей и минимум в два раза повышают цены.

Агропарк нужен — это будет серьезная база для оптовой торговли. Нужно иметь на этой базе определенный стратегический запас любой продукции хотя бы на месяц, в случае, если кто-то из поставщиков подведет и нужно будет быстро переориентироваться. Но этот проект не так уж быстро осуществится, потому что это серьезный и мощный объект.

http://www.business-gazeta.ru/article/111484/
Фото: russretail.info

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here