Домой Главные новости В стране и мире Рустам Батыр: «Съезд ДУМ РБ может стать поворотной точкой для российского ислама»

Рустам Батыр: «Съезд ДУМ РБ может стать поворотной точкой для российского ислама»

0
Рустам Батыр: «Съезд ДУМ РБ может стать поворотной точкой для российского ислама»

Кто из отечественных чалмоносцев сопротивляется планам Равиля Гайнутдина по объединению мусульман страны в единое каноническое пространство

Борьба за власть в отечественном исламе вновь проходит под знаменами богословия и борьбы с ересью, пишет известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. Но если раньше о сектантской угрозе иерархи вспоминали в связи с желанием заполучить долю от финансового пирога, то сейчас трубят о нашествии инакомыслящих в борьбе за свои посты. Свежий подобный пример — в очередном материале Батыра на сайте «БИЗНЕС Online».

«Ожидается, что на съезде ДУМ РБ, который может стать началом глубинных тектонических сдвигов в исламском поле России, 16 октября будет избран молодой муфтий Айнур Биргалин»Фото: kigi.bashkortostan.ru

В БАНКЕ ЧАЛМОНОСНЫХ ПАУКОВ СТАНОВИТСЯ ЖАРКО

Давно известный факт: религия — отрыжка политики. Конечно, всегда были и будут искренние верующие, но те, кто у руля, неизбежно вовлечены в политическую борьбу, которую они с разной степенью умелости прячут под религиозными одежами. Испокон веков во имя Бога не только велись захватнические войны, но и внутренние разборки противоборствующих лагерей также оформлялись в постулаты веры. Сейчас в России мы наблюдаем достаточно интересную иллюстрацию к данному тезису: борьба за власть в отечественном исламе также проходит под знаменами богословия и борьбы с ересью. И если раньше о сектантской угрозе мусульманские иерархи вспоминали лишь в связи с желанием заполучить очередную долю от финансового пирога, то сейчас они трубят о нашествии инакомыслящих уже в борьбе за свои посты. Кажется, это что-то новое для исламских реалий постсоветской России. Видимо, в банке чалмоносных пауков становится жарко, раз даже в публичное пространство выплескивается их праведный гнев.

Поводом для таких рассуждений стал один из последних постов в «Инстаграме» одного саратовского муфтия. В прошлую пятницу на своей официальной страничке он проинформировал подписчиков о том, что провел заседание комитета по фетвам духовного управления мусульман Саратовской области. По его словам, на заседании были обсуждены «вопросы вероубеждения, которые беспокоят верующих». Религиозный иерарх пишет: «Большое количество мусульман возмущены тем, что в информационном пространстве все чаще стали появляться материалы, распространяющие ересь и подвергающие ревизии основополагающие ценности Ислама. Их публикуют на страницах интернет-изданий, с такими псевдонаучными докладами выступают на конференциях и семинарах люди, которые именуют себя мусульманами, хотя по факту они ведут явную антиисламскую деятельность. Верующие недоумевают, почему такие персоны, маскирующиеся под мусульманских деятелей, получают площадки для пропаганды своих „прогрессивных идей“ в российских исламских учебных заведениях и на больших мусульманских форумах. Комитет по фетвам настоятельно просит мусульманское экспертное сообщество дать оценку этому».

Любопытно было бы узнать, что за интернет-издания распространяют «еретические» взгляды, чьи «прогрессивные идеи» решительно отвергает религиозный иерарх, что за персоны маскируются под мусульманскими деятелями и чьи доклады на конференциях муфтий, никогда не занимавшийся академической наукой, расценивает как псевдонаучные, но, увы, автор заметки этого не уточняет. Нам остается только гадать на кофейной гуще. Поскольку муфтий Саратовской области не уточнил, кого именно он имеет в виду в своем посте, то и мы также сохраним его инкогнито.

Боль религиозного служителя за положение дел в отечественной умме наверняка найдет отклик в среде его последователей. Его озабоченность засильем еретиков, уверен, воспламенит сердца. Однако оставим роль наивных простачков почитателям таланта пламенного оратора из Саратова. Нам интересно совсем другое: то, что происходит по сути — за кулисами велеречивых слов, ведь именно здесь начинается самое занятное.

Свое заявление саратовский муфтий сделал аккурат накануне съезда ДУМ РБ, который может стать началом глубинных тектонических сдвигов в исламском поле России. Ожидается, что на мероприятии 16 октября будет избран молодой муфтий Айнур Биргалин. Помимо этого, источники сообщают, что в башкирских кулуарах сейчас активно обсуждается внесения неких фундаментальных изменений в устав ДУМ РБ. Башкирский муфтият входит в состав СМР. С 2014 года председатель СМР муфтий Равиль хазрат Гайнутдин усилил курс на консолидацию российской уммы, а на недавнем съезде ДУМ РФ провозгласил данную задачу в качестве приоритетной. В свете этого мы можем предположить, что речь идет о смене формальной юрисдикции ДУМ РБ, которая, возможно, будет утверждена на съезде. Другими словами, ДУМ РБ с СМР переориентируется на ДУМ РФ. «Разве СМР и ДУМ РФ — не одно и то же?» — спросите вы. Теперь уже нет. И те, кто внутри банки, прекрасно знают о тех изменениях в политической конфигурации, которые произошли в структурах Равиля хазрата за последние годы, хотя широкая общественность по инерции продолжает путать СМР и ДУМ РФ, воспринимая их просто как два разных названия одной организации.

Однако при чем здесь сектанты? Все дело в том, что саратовский муфтий уже апробировал данную технологию борьбы за власть. И прежде она его не подвела.

«Муфтий Равиль хазрат Гайнутдин наряду с возглавляемым им ДУМом создал Совет муфтиев России, под крышей которого он собрал осколки былого единства — региональные муфтияты»

«Муфтий Равиль хазрат Гайнутдин наряду с возглавляемым им ДУМ создал Совет муфтиев России, под крышей которого он собрал осколки былого единства — региональные муфтияты»Фото: «БИЗНЕС Online»

О КОРАНИТАХ ТАМ БОЛЬШЕ НИКТО НЕ ВСПОМИНАЛ

СМР — наследие 90-х. Тогда под воздействием центробежных сил наша страна расползалась, каждый регион уносил с общего стола суверенитета столько, сколько мог проглотить. В исламской надстройке это выразилось в распаде единого исторического духовного управления мусульман. На таком фоне, чтобы хоть как-то спасти ситуацию, муфтий Гайнутдин наряду с возглавляемым им ДУМ создал Совет муфтиев России, под крышей которого он собрал осколки былого единства — региональные муфтияты. Новая организация была достаточно рыхлой: каждый из региональных князьков сохранял весьма большой удельный вес самостоятельности. СМР в этом смысле напоминал конфедерацию. Но, несмотря на сказанное, он играл важную символическую роль единства, пусть и не полного, мусульман России.

Однако жизнь движется дальше. Бардак 90-х давно миновал. Пора выплывать в нормальное русло, ведь 80 муфтиятов для одной страны — это не столько смешно, сколько стыдно, поэтому глава российских мусульман планомерно в течение многих лет двигал умму к единению. Сначала его базовая организация называлась ДУМЦЕР и объединяла под своим началом центрально-европейский регион России, затем она расширилась до ДУМЕР, т. е. охватила всю европейскую часть нашей страны, а теперь перешла в статус ДУМ РФ, то есть духовного управления мусульман всей Российской Федерации.

Казалось бы, надо радоваться таким изменениям, однако у региональных царьков в чалмах и тюбетейках, уже вкусивших все прелести вольницы, подобный поворот стал вызывать озабоченность. Это они нам, простофилям, рассказывают на проповедях о важности принципа единоначалия в исламе и о том, что истинный верующий должен уметь усмирять гордыню и во всем слушаться имама, но когда речь заходит о них самих, то принципы Корана и Сунны задвигают на дальнюю полку.

Первый бунт против консолидации российской уммы региональные муфтии подняли два года назад. 9 октября 2017-го должен был пройти съезд СМР, на котором планировалось осуществить судьбоносный переход от состояния «конфедерации» к «федерации». Рассматривалось два варианта: либо СМР превратить в обычный ДУМ, либо «загнать» всех его участников под крышу ДУМ РФ. Оба варианта сопредседателей СМР не устраивали. Началась подковерная борьба. Чалмоносные князьки стали выдвигать главе российских мусульман ультиматумы. В надводной части это выразилось в громком скандале: съезд неожиданно перенесли с октября на декабрь.

Получив отсрочку, наш саратовский герой идет ва-банк и подготавливает почву для выдвижения Гайнутдину уже публичного ультиматума. На подконтрольных саратовскому муфтию интернет-площадках спешно начинает прокачиваться тема сектантской угрозы. На роль разменной монеты выбираются мифические кораниты, которых никто в глаза не видел, но которые вдруг стали волновать религиозного деятеля из Саратова. За короткий срок, начиная с конца ноября, на его ресурсах было опубликовано аж 6 материалов против коранитов, венцом которых стало нашумевшее открытое письмо Гайнутдину от 74 мусульманских религиозных и общественных деятелей накануне перенесенного съезда. Расчет, видимо, был таков: либо использовать тезис о засилье коранитов в рядах ДУМ РФ как благородный повод для невхождения в его состав, либо вообще порвать с Равилем хазратом под тем же благородным предлогом несогласия с его политикой потрафления сектантству.

Усилия саратовского муфтия и его единомышленников не прошли даром. Гайнутдин был вынужден отступить. Схватка закончилась со счетом 1:1. Саратовский муфтий и его коллеги лишились статуса сопредседателей СМР, но сохранили свою юридическую субъектность. А как же угроза коранитов? Никак. Я прошерстил материалы на сайте, подконтрольном нашему герою, за последние два года. И что вы думаете? О коранитах там больше никто не вспоминал. Непосредственно перед съездом кампания мусульманских правдорубов, «осознавая свой долг перед будущими поколениями мусульман в нашей стране», писала муфтию: «Деструктивная деятельность [коранитов] вызывает серьезную озабоченность», — и вдруг все как рукой сняло. Куда же, интересно, подевались все те одиозные сектанты? Вымерли, что ли?

«Дамир хазрат Мухетдинов не без оснований имеет репутацию организационного титана, глыбы»

«Дамир хазрат Мухетдинов не без оснований имеет репутацию организационного титана, глыбы»Фото: «БИЗНЕС Online»

ВОПРОС ЕДИНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ УММЫ ДАВНО СОЗРЕЛ

И вот история повторяется. Саратовский муфтий вновь трубит об угрозе еретиков и сектантов. И снова аккурат накануне важного съезда. Правда, теперь о коранитах он не вспоминает. Видимо, еще свежи впечатления от того разноса, которому подверглась фетва, принятая на волне упомянутого обращения, ведь, помимо вороха грубейших богословских ошибок и ляпов, обнаруженных в ней, вскрылось, что сам текст фетвы больше чем наполовину является плагиатом из книги богослова, стоящего — и это самое комичное — на позициях пресловутых коранитов.

Как уже было сказано, съезд ДУМ РБ может стать очень важной повторной точкой. Не исключено, что вновь избранный молодой муфтий, уже сейчас входящий в состав СМР, начнет выстраивать более плотные отношения с ДУМ РФ. С его стороны это было бы логично и благоразумно. По крайней мере, подобное усилило бы его и личные позиции, и уровень влияния возглавляемого им муфтията. Однако старой гвардии СМРовцев такой шаг придется не по душе, чем, видимо, и была вызвана публикация гневного поста саратовского муфтия. Чем же это опасно для нашего героя?

Будучи вынужденным под давлением бунтовщиков отступить два года назад, Равиль хазрат от планов по объединению мусульман России в единое каноническое и организационное пространство ничуть не отказался. Просто теперь он начал действовать по-другому, так сказать, вместо опта через розницу. Теперь по одному выдергивает из СМР муфтияты и вставляет их в пазл ДУМ РФ. Башкирский ДУМ — первая крупная ласточка в данной стратегии. И если Биргалин вместо СМР перегруппируется с ДУМ РФ, первый начнет сдуваться, как шагреневая кожа, а вместе с ним и вовлеченность нашего саратовского героя в структуру федерального масштаба. Дальше нужно будет либо принять свой провинциальный статус, либо создавать новую всероссийскую коалицию, что весьма непросто, либо все-таки усмирить нафс и войти в состав ДУМ РФ. Вот на самом деле в чем состоит подлинная суть тех «вопросов вероубеждения, которые беспокоят верующих», если верить нашему герою.

В чей же огород он мечет камни? Здесь нет никакого секрета. Основной его удар нацелен на первого заместителя председателя ДУМ РФ Дамира хазрата Мухетдинова, который недавно существенно укрепил свои позиции, став впервые в истории ДУМ РФ избранным первым заместителем. Дамир хазрат не без оснований имеет репутацию организационного титана, глыбы. Если глава российских мусульман поручит ему включиться в процесс единения мусульман страны, то с высокой долей вероятности это будет сделано. По крайней мере, такого поворота опасаются внутри исламские сепаратисты. Упоминание в их обращении же «сектантов» во множественном числе не более чем прикрытие. «Еретики», на каких бы они интернет-ресурсах ни публиковались, большого вреда им не принесут, разве что добавят пару седых волос, а вот Дамир хазрат вполне может лишить их статуса самостоятельно гулящих кошек.

Технология борьбы за свои политические интересы через нагнетание мифической угрозы сектантов повторяется вплоть до мелочей. Два года назад 74 подписанта открытого обращения к Равилю хазрату, среди которых было несколько региональных муфтиев, просили принять фетву против коранитов. Сейчас наш герой по итогам заседания своего регионального комитета по фетвам «настоятельно просит мусульманское экспертное сообщество дать оценку» тезисам, изложенным им в своем посте. Иначе говоря, ни сам религиозный деятель, ни его комитет по фетвам в критически важные ситуации не способны принимать никаких фетв, а только и могут что просить об этом других. Тогда возникает закономерный вопрос: если вы сами не способны принимать фетвы, тогда зачем вам вообще статус муфтия? Не пора ли назвать вещи своими именами и сказать, что, дескать, вы никакие не муфтии, прекратите вводить в заблуждение простых мусульман.

Вопрос единения российской уммы давно созрел. На федеральном уровне среди российских лидеров ислама у нас есть только два самостоятельных игрока, которые проводят в жизнь собственную линию, а не являются частью искусственно сконструированных проектов, — Талгат хазрат Таджуддин и Равиль хазрат Гайнутдин, учитель и ученик. В следующем году исполнится 40 лет, как Талгат хазрат, подобно Моисею, выводит российских мусульман из советской пустыни безбожия. На склоне жизни общественные деятели его калибра обычно задумываются о своем месте в истории. Возможно, в преддверии 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией, которое наша страна отметит в 2022 году, он задумывается на тем, чтобы оставить о себе память объединителя мусульман России, и ищет среди своих учеников того единственного достойного, кому эта ноша окажется по плечу.

Рустам Батыр

Фото на анонсе: «БИЗНЕС Online» 

business-gazeta