Рустам Минниханов: «С заднего входа придется приезжать, все будет занято туристами»

0
52

Как президент РТ предложил придумывать легенды и поверья, а «на смену» тюбетейке и чак-чаку призвали кожаную мозаику и золотую нить

Татарстан определился с основными направлениями развития этнотуризма — национальная кухня, производство сувенирки, сельский туризм. Власти уверены, что это сулит в будущем немалые доходы — только елабужский кластер в 2015 году заработал на туристах 200 млн. рублей. Правда, отдельной статьи на эти цели в бюджете РТ нет, но бизнесу помогут грантами. Как извлечь прибыль из национальных традиций и обрядов, узнал корреспондент «БИЗНЕС Online».

ОТ КЫШ БАБАЯ И МУЗЕЯ ЧАК-ЧАКА ДО КАРАВОНА И ПИТРАУ

Основные точки роста этнографического, культурно-познавательного туризма и рекреационных зон сегодня обговорили и одобрили в представительском корпусе казанского Кремля в ходе заседания совета при президенте РТ по межнациональным и межконфессиональным отношениям. Общий поток туристов в республике в 2015 году превысил 2,7 млн. человек, увеличившись за последние 5 лет на 70%. Последний показатель сравним с динамикой Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского края и Московской области. По данным госкомитета по туризму РТ, объем оказанных услуг в сфере туризма вырос с 10 млрд. рублей в 2014 году до 11,3 млрд. рублей в 2015-м (с учетом смежных отраслей доходы еще выше — 18,4 млрд. рублей).

«Татарстан обладает уникальным культурным и этнографическим наследием, особо ценны существующие поселения с сохранением традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов», — сказал открывший заседание совета президент РТ Рустам Минниханов, тут же предложивший включить в туристическую цепь такие поселения.

Глава госкомитета Сергей Иванов для начала разделил этнографический туризм на несколько основных направлений: праздники и события (Сабантуй, Каравон, Питрау, Спасская ярмарка), национальная кухня (например, гастрономический фестиваль «Вкусная Казань»), производство сувенирной продукции и интерактивные программы (резиденция Кыш Бабая и Кар Кызы в Арском районе, «Татарский каляпуш», сказ Казанского кота, фольклорное шоу Kazan). К слову, в прошлом году 7 интерактивных проектов в республике было профинансировано на 2 млн. рублей — на каждый пришлось от 100 тыс. до 400 тыс. рублей. В этом году из-за сокращения бюджета финансирование прекратили, но Иванов попросил Минниханова вернуть поддержку на будущий год.

При этом собственно к объектам этнотуризма отнесли кластер сельского туризма в Высокогорском районе, дикую ферму в Рыбно-Слободском, «Татар авылы» в Зеленодольском районе, музей чак-чака в Казани и другие точки притяжения туристов.

«Сейчас этнотуризм в общем турпотоке по РФ и в РТ составляет всего 1 процент — потенциал большой и нераскрытый», — сказал глава комитета. Как потом Иванов пояснил «БИЗНЕС Online», отдельного плана по увеличению этнотуристического потока нет. Расчет на то, с увеличением абсолютного потока туристов будет расти и количество людей, проехавших по этнографическим маршрутам. Эффект от принятых мер поддержки проявится в срок от трех до пяти лет, ожидают в ведомстве.

«ИВАНОВ, ТЫ ПОНЯЛ, ДА? НАДО ПОДУМАТЬ, КАК ПОДДЕРЖАТЬ ГРАНТАМИ»

Госкомитет назвал и три основные сувенирные позиции для развития туризма: кожаная мозаика, золотошвейные изделия и ткацкая продукция (Алексеевская фабрика), попросив Минниханова основной объем помощи направить именно на них. Впрочем, список не окончательный и может меняться. «Татарстанский сувенир в понимании многих жителей — это тюбетейка, чак-чак и казылык, мало кто знает, что наш край славен не менее выразительными сувенирами», — объяснил выбор Иванов. Затем он уточнил журналистам, что и отдельных денег на этнотуризм в бюджете РТ не заложено, да и в целом финансирования туротрасли недостаточно, госкомитету хочется больше.

Грантовую поддержку ремесленников осуществляет минкультуры РТ, но на этот год сумма одного гранта настолько мала (300 тыс. рублей), что ее не хватает на покупку оборудования, говорил Иванов, обратившись к министерству с просьбой увеличить выплаты. «Потенциал развития внутреннего туризма в нашей республике далеко не исчерпан», — сказал глава минкультуры РТ Айрат Сибагатуллин, никак не прокомментировав просьбу коллеги. Вместо ответа у него нашлась собственная претензия: мол, Билярский музей-заповедник почему-то не включен в туристическую карту Татарстана.

На то, что пригородные турмаршруты надо рассматривать в комплексе, обратил внимание и Минниханов. Тот же самый Билярск глава республики предложил подключить к турмаршруту на Чистополь.

Тем временем слово взяла гендиректор Елабужского музея-заповедника (на его охранной территории 184 объекта культурного наследия) Гульзада Руденко, которая сообщила, что, по грубым подсчетам, один турист оставляет в Елабуге около 1 тыс. рублей. В прошлом году 270 тыс. посетителей принесли почти 200 млн. рублей елабужским предприятиям, формирующим туристический кластер. Но подсчеты эти, как уже говорилось, неточные, поэтому Руденко предложила оценивать, какой экономический эффект для городских бюджетов дают меры поддержки туризма.

Ближе к земле вернул участников заседания директор Татарского этнографического музея под открытым небом «Татар авылы» Дамир Камалетдинов, рассказавший о своем детище. На старте проекта в 2013 году музей в селе Исаково Зеленодольского района посетили 300 человек, а к 2015 году турпоток вырос до 2,8 тыс. человек, в этом году мельницу 1943 года и мастерские ремесленников посетили уже 2,2 тыс. человек. Пользуясь случаем, директор — разумеется, на татарском языке — попросил включить его музей в турмаршрут.

«Иванов, ты понял, да? — спросил, улыбаясь, Минниханов главу госкомитета. — Надо включить, подумать, как поддержать грантами».

Рамиль Мифтахов Рамиль Мифтахов рассказал, что в России вообще-то уже немало примеров развития этнотуризма

В ПОИСКАХ ЛЕГЕНД И ПОВЕРИЙ

Президент ассоциации туристских агентств Рамиль Мифтахов рассказал, что в России вообще-то уже немало примеров развития этнотуризма — в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах, Краснодарском крае. «Но надо отметить, что практически нигде нет четко сформированного маршрута этнотуризма, — сказал он. — Кроме привлечения туристов важно, чтобы они возвращались в Татарстан повторно. Новый этнокультурный продукт позволит это сделать».

И все это позитивно повлияет на экономику в плане развития сопутствующих сфер — производства сувениров, строительства и размещения туристов, питания и других сервисов, продолжал гнуть практическую линию Минниханов.

«Пока слабо решается вопрос обеспечения туристов красочными буклетами об объектах, крайне мало печатной продукции, отражающей наши легенды, истории, сказки, — затем заметил президент РТ и подбросил идею. — Надо какие-то легенды, поверья придумывать, есть же они. Назрела необходимость внедрения анимационных программ — это новое направление требует тщательной проработки».

Зиля Валеева Зиля Валеева сообщила, что с начала года Кремль уже посетили 1,2 млн. туристов

По его просьбе директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева сообщила, что с начала года Кремль уже посетили 1,2 млн. туристов (за весь прошлый год прогуляться за его стенами и сфотографироваться на фоне башни Сююмбике собрались 1,1 млн. человек). «Дальше мы планируем расширить музейную часть Казанского кремля, — сказал Минниханов. — Здесь, Асгат (глава аппарата президента РТ Асгат Сафаровприм. ред.), с заднего входа придется приезжать на работу, все будет занято туристами».

Под занавес глава РТ попросил Иванова напечатать для каждого туробъекта туристические программки на разных языках и обновлять их по мере необходимости. По словам Минниханова, больших расходов это не потребует. А если деньги понадобятся, искать их он предложил у инвесторов.
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: http://www.business-gazeta.ru/article/315382

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here