«Счастливы ли вы жить в России?»

0
27
allbreakingnews.ru

Штаб татар Москвы принял участие в резонансном мероприятии: круглом столе «Формирование гражданской идентичности молодежи в России и за рубежом», организованном общественной палатой РФ.

Тема идентичности сквозной линией проходит через большинство мероприятий, которые проводит Штаб татар. Если говорить просто, то это свойство человека можно определить как «Много Я»: социальная, гражданская, политическая, религиозная, гендерная, этническая, профессиональная, и др. Именно гражданская идентичность более всего влияет на остальные.

Во встрече приняли участие представители религиозных и общественных организаций России и других стран, представители православия, ислама, иудаизма, протестантов и буддистов.  Круглый стол возглавил Зорин Владимир Юрьевич, председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. Модераторами стали иеромонах Григорий (Матрусов), председатель экспертного совета при патриархе Московском и всея Руси по взаимодействию с исламским миром и Мельников Сергей Алексеевич, председатель Российской ассоциации защиты религиозной свободы (РАРС).

Лейтмотивом круглого стола стала фраза: религиозная идентичность не должна нас разъединять, а гражданская идентичность должна объединять.

Вступительная речь организаторов и модераторов задала тон дискуссии. К чему мы принадлежим и как это осознаем? Каковы факторы формирует идентичность, что это? Каковы жизненные приоритеты и ценности у человека, обладающего гражданской и духовной идентичностью, как мы их осознаем? Личность формируется по следующим критериям: семья, род, народ, нация и вера (духовная составляющая), при этом, не каждый человек развивается во всех трех направлениях. В зависимости от традиций более активным компонентом может быть только один из трех. Молодежь сегодня выходит за общепринятые и привычные рамки, возможно, еще и потому, что рамки размываются на всех уровнях.

Сергей Алексеевич Мельников поделился тревогой за то, что происходит во многих странах, как нарушаются права верующих, появляются совершенно неприемлемая демонстрация неуважения к традиционным ценностям. Это эфтаназия, однополые браки, трансгендерные диалоги и другие вещи, которые прямо противоречат и мировоззрению верующего человека, и любого человека-носителя европейской культуры, которая была общей до последних десятилетий. Похоже, это связано со сменой культурного кода Европейской цивилизации, мы наблюдаем эрозию духовных понятий, более того, этот процесс поддерживается на уровне государств. Когда мы говорим о воспитании детей, воспитании гражданина конкретного государства, важно понимать, что эта нравственная основа и базис европейской цивилизации существенно меняется. Все это значит, что новые поколения будут базироваться на других духовно-нравственных понятиях и культурных традиций, это большой вызов.

В России ситуация в этом смысле более благополучна, и наш опыт может быть чрезвычайно востребован. Те рекомендации, которые мы вынесем, и РАРС, как организация, ведущая активную международную деятельность, готова взять на себя миссию донести информацию, консолидированные рекомендации и опыт до международных структур, в том числе правозащитных (Комитету ООН по правам человека, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и др. Структуры, которые являются нашими союзниками). 

Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Кипшидзе Вахтанг Владимирович отметил, что вопрос об идентичности перестал иметь узконациональное значение. Остро кристаллизируется вопрос семейных ценностей, по этому водоразделу сейчас проходит граница цивилизационных ценностей. Утверждая подходы к формированию идентичности, важно учитывать, что это свойство человека формировалась соответственно отношению к семейным ценностям. В данное время идентичность, связанная с ценностями, потеряла связь с национальной и гражданской идентичностью. По мнению Кипшидзе, компромисс между теми, кто считает семьей союз мужчины и женщины и теми, кто допускает любые сочетания вариантов, невозможен. Современная тенденция расширяет рамки для определения совпадающих идентичностей. Например, есть несколько американских семей, решивших переехать в Россию не потому, что им нравится наша экономика или политика, а именно потому, что они не в состоянии защитить своих детей от пропаганды альтернативных гендерных ценностей, точнее, квази-ценностей. Принимая такое решение, она идентифицируют себя не только с Российской Федерацией, а с традиционной системой семейных ценностей, что является важным фактором международных, межцивилизационных отношений. Причем этот процесс не имеет возрастных рамок.

Валентина Дмитриевна Лаза, профессор, член экспертного совета, доктор философских наук Кафедры мировой культуры Института гуманитарных и прикладных наук МГЛУ, заострила внимание на важности роли образования для привития детям традиционных ценностей. Она так же отметила, что если православное религиозное образование устояло в советское время, то Исламу в этом плане не повезло. Сформировались различные противоречивые течения, их столкновения приводят к деформации. В 2002 году было принято развивать исламское образование в России, и на сегодняшний день в программе государственной поддержки участвуют семь исламских вузов и восемь государственных. При этом в Минюсте зарегистрировано 76 исламских учебных заведений.

Главной проблемой Лаза назвала кадровый голод и необходимость приглашать преподавателей из-за рубежа. Например, основной преподавательский состав Булгарской исламской академии – из Иордании, Египта и др. стран, и преподают они на арабском языке. А это уже иная культурная и религиозная традиция, от учителя к ученику переходят не только академические знания, но и многие аспекты мировоззрения, которое формировалось в другом государстве. Восприятие себя частью российской мусульманской уммы требует передачи навыка формирования дружественных отношений, культурных ценностей, присущих именно нам как многонациональной стране. Да, Коран написан на арабском, но при преподавании коранических дисциплин важно обращать внимание на контекстное толкование, соответствующее российской идентичности и культурному пространству. Поэтому целесообразно организовать мобильные кафедры для обучения собственных кадров.

Хуртаев Кантемир Исхакович, председатель общероссийского общественного движения «Всероссийский межнациональный союз молодежи» и Андрей Борисович Ефимов, доктор физико-математических наук и руководитель кафедры миссиологии ПСТГУ, поделились результатами анкетирования и других исследований, которые были проведены в последнее время среди населения разных возрастов, особенно, среди молодого поколения. Анализ диагностики состояния молодежи Республики Татарстан, Астраханской и Ярославской областей, Московского региона в вопросах идентичности вызвал тревогу и обеспокоенность. Мало того, что большее количество респондентов живут в неполных семьях, напрашивается неутешительный вывод: русская семья не умеет воспитывать своих детей. Эта проблема требует большого внимания. Раньше, по мнению аналитиков, ценности формировало именно русское население. Утешительным результатом исследований стало то, что по опросам выяснилось, что межнациональной и межрелигиозной проблемы нет. Тем не менее, оказалось, что у русских детей нет ни патриотизма, ни гордости за свою страну. Нет стремления изучать русскую культуру, среди молодежи царствует нигилизм, у большинства отсутствует культура отношения к старшим, учителям, к труду, к защите государства. Оказалось, что российская школа воспитанием этих качеств не занимается. Как итог, воспитания нет ни в школе, ни в семье. Вывод организаторов исследования: молодежь находится в кризисном состоянии, и это чревато разрушением нашей страны в будущем. Более 40% школьников не считают Россию своей родиной, своей страной, понятно, что у нерусских граждан этот процент еще больше, наблюдается этническая индифферентность ко всему, что является гордостью нашего народа. При этом у верующих русских людей ситуация намного лучше. Таким образом, идентичность не может быть сформирована вне системы ценностей.

Агапова Елена Александровна, заместитель председателя императорского православного палестинского общества, отметила слабое участие молодежи в духовной жизни и необходимость привлечения представителей молодежи к дискуссиям на важные государственные темы. Она поддержала идею муфтия духовного собрания мусульман России Альбира хазрата Крганова о создании молодежного совета при межрелигиозном совете России.

Иеромонах отец Григорий уточнил, что в данный момент, по благословению Патриарха создан молодежный дискуссионный клуб из двух компонентов: молодежный отдел Московской городской епархии и молодежный совет Духовного управления мусульман России. Эта площадка уже есть и действует, и если создавать новую структуру, то было бы правильно их конструктивно совместить.

Мчедлова Мария Мирановна, руководитель центра «Религия в современном обществе» Института социологии РАН, заведующая кафедрой сравнительной политологии РУДН, доктор политических наук, член РАРС, отметила, что с 2014 года увеличивается лояльность государству со стороны именно верующих людей. Она подчеркнула, что большинство проблем, обозначенных на данном заседании и с которыми наша страна столкнулась в этом веке связаны с образованием. Образование в нашей стране было уничтожено, потому что был сделан переход из категории общественного блага в сферу образовательных услуг. Советское же образование было общественным благом. Что касается исламского образования, то в Булгаре, например, преподает шейх Зейтун – арабоцентрированный человек, противопоставляющий арабский мир остальному. Несколько лет назад молодежь выделяла лидером мнений доктора Рошаля, в недавнем времени Папу Римского Франциска, а сейчас никого.

Остроту дискуссии добавило выступление Романа Анатольевича Силантьева, руководителя Правозащитного центра Всемирного русского народного собора, зав. лабораторией деструктологии МГЛУ. В противовес предыдущим спикерам он сказал, что сегодняшняя молодежь намного лучше советской. В качестве доводов были приведены странные увлечения, молодежная преступность, молодежь тяготела на запад, советскую власть воспринимали «как движение любителей плоской Земли». Что касается идеологии и патриотизма, то можно посмотреть, сколько самолетов на восток и запад угнали специально обученные люди, советские летчики, и сколько у американцев, у нас получился целый авиаполк. А в 1991 году никто особо не побежал защищать советскую власть.  По мнению Силантьева, в советской школе ничего заимствовать не надо, сегодняшнее образование гораздо лучше и продолжает оптимизироваться. С чего мы взяли, что школа должна воспитывать? Конечно, когда появилось много неполных семей и мать постоянно пропадала на работе, ребенок воспитывался на улице и в школе. У нормальных людей и тогда, и сейчас, воспитание происходит в семьях, а школа дает знания. «Лучше никакого воспитания не иметь, чем иметь советское» – заметил Силантьев. «Сейчас слушают Бузову и Моргенштерна, раньше Пугачеву слушали, а чем она лучше Бузовой, я большой разницы не вижу». Конкурс в военные вузы и стремление работать в росгвардии является хорошим знаком того, что у нас прекрасно мотивированные вооруженные силы. Раньше давали взятки, чтобы в армию не идти, а сейчас дают взятки, чтобы служить, как, например, в Дагестане.

Происходящее в Америке считается либеральной повесткой, а это левацкая повестка, которую мы переживали несколько десятилетий назад. В молодой советской республике не только аборты разрешили, но и гомосексуализм легализовали, массово пропагандировалась идея промискуитета. Также и синдром отмены появился именно у нас: сегодня Сталин великий вождь, а завтра мы его выкидываем из Мавзолея, все переименовываем обратно, памятники сносим. Очень похоже на происходящее в Америке. Наркомами НКВД при Сталине были гомосексуалист и педофил, в чем они сами признались, а советский суд подтвердил. Все ли было хорошо, стоит ли туда возвращаться? Эта левацкая повестка благополучно перешла на Запад, и мы видим, что там происходит. Идея раскулачить богатых и раздать все бедным, одним народам извиняться перед другими – у нас русские перед всеми извинялись. Потом стали репрессировать и переселять другие народы.

Проблема нашей сегодняшней гражданской идентичности в том, что советский период плохо вылезает в стройную систему Российской Федерации, нам практически нечего заимствовать из советского периода, но и выкинуть мы его не можем, пока живы люди, там жившие и обучавшиеся. И эта проблема неразрешима, поэтому никакой единой идеологии у нас быть не может, у нас улицы названы именами террористов, убивших огромное количество людей под знаменем мировой революции.

Сейчас у нас первый период, когда нет идолопоклонства перед западом, в том числе и у молодежи. Неприятным будущим для нашей молодежи могут стать вот эти новые марксисты и террористы нерелигиозного характера. В заключении своей речи, спикер подчеркнул, что субкультура Колумбайна, которая на данный момент наиболее опасна для нашей безопасности, тоже нерелигиозная, и с ней надо что-то делать.

В круглом столе участвовал ректор Заокского адвентистского университета Протасевич Борис Геннадьевич. Как представитель протестантов России он отметил, что тема воспитания патриотизма стала одной из наиболее сложных и непопулярных, особенно среди молодежи. Что такое патриотизм, что должно быть положено в основу патриотизма: любовь к родине и своему народу или национальная и религиозная принадлежность? Раньше протестанты воспринимались как пережиток запада. На примере опыта своего учебного заведения Протасевич предложил позицию, которая может примирить многие вещи, как в сознании самих протестантов, так и в сознании общества. Прежде всего, следует говорить о многообразии проявлений патриотизма, субъектами которого являются люди и образуемые ими группы. Каждая социальная (религиозная) группа привносит свои специфические представления и оттенки в содержание патриотизма. Патриотизм – это единство двух составляющих: национального и интернационального. Для протестанта патриотизм – это не абстрактное понятие, это любовь к соотечественнику, который нуждается в конкретной помощи и оказание этой помощи. Это, прежде всего, акцент на волонтерской деятельности, как экологической – как любовь к своей родине, так и реальная помощь людям. В православии патриотизм вне Христа не имеет смысла и опасен, не имеет перспектив, и носит условный характер, т.к. если патриотизм не подчинен высшему чувству любви к Богу, он неизбежно превратится в греховную страсть.

Багдалов Марат Мунирович, председатель МРОМ «Наследие Ислама» Духовного собрания мусульман России, определил сегодняшнее состояние отношений России и Запада как ментальную войну. Цель этой войны, чтобы общество деградировало и сокращалось до управляемой биомассы, забыло свои традиции и ценности, устои и нормы. Это война за изменение мировоззрения, носит поколенческий характер, ее последствия не на поверхности, а проявляются через поколение. Например, сегодняшних пенсионеров не пугает, что их внуков растят бесполыми существами, а ведь эти пенсионеры в 60-70-х годах активно участвовали в движении хиппи с наркотиками и беспорядочными половыми связями, называя это свободной любовью. Людей отучают от критического мнения, лишая здорового самосознания. Мода, тренды и смешение понятий погружают общество в хаос, белое становится черным, а черное белым. Стирается понятие морали, скромность и благородство называют глупостью, все понятия переворачиваются с ног на голову. Марат хазрат задал вопросы, на которые никто не дает ответы: почему нам транслируют извращения, почему лицом экономического форума становится придурковатый мальчик, которого назвали «женщиной года», почему это не критикуется? Похоже, мы проигрываем эту войну. Нас травят дьявольским оружием, которое называется аморальностью и безнравственностью. Разве не наши деды являются нам примером защиты интересов своего народа?  Ничто так не объединяло нас как общий враг, в войну воевали наши предки все вместе. Сегодня, по мнению хазрата, гражданскую идентичность можно сформировать только через осознание необходимости противостояния этой войне. В жилах нашего народа есть дух непринятия чужой воли и чуждого влияния, важно разбудить наш народ от плена страстей, в который уже частично попало наше общество. Первостепенную роль в сложном процессе противостояния ментальной войне должны играть именно религиозные организации.

Кормухин Андрей Борисович, руководитель общественного движения «Сорок сороков», сделал небольшой экскурс в историю. Он напомнил, что современные воротилы с Уолл-стрит – это потомки новой элиты, которая образовалась в 19 веке и была создана на ограблении колоний и на освоении новых земель. Для них не существовало понятия национальное государство, которое зиждется на вере, семейных ценностях. Их главное понятие – новый мировой порядок, считали себя новыми хозяевами мира, обладателями новых богатств. Сегодня столкнулись две идеологии: одна основана на культурных и семейных ценностях, и вторая не привязана ни к национальности, ни к вере, ни к семье. Поэтому их первый удар – по национальной идентичности и безопасности, семье, вере. У нас в начале 20 века для своих целей они избрали пролетариат, оторванный от семьи, веры и духовных ценностей, им было легко навязать, что они хозяева мира. На сегодня все изменилось, вместо «пролетарии всех стран, объединяйтесь!» мы видим «ЛГБТ всех стран, объединяйтесь!». Правительство глобалистов, завоевывая национальные государства, как первый маркер насаждают гей-парады и лоббирование законов о признании однополых браков.

Нашей стране важно понимать, что пассионарность русского народа уничтожалась с момента прихода к власти большевиков. Семья потеряла мощную воспитательную роль. Вся система образования, культуры и информационное пространство запада давно воспитывает потребителей, а не защитников семьи и отечества. Все это касается и России.  Прежде, чем говорить о идентичности молодежи, надо определиться с идентичностью взрослого населения.

Все перечисленные вызовы требуют незамедлительного серьезного анализа и, по возможности, ответа.

Как сказал один из участников круглого стола: самым важным вопросом должен стать не вопрос  «Гордитесь ли своей страной?», а «Счастливы ли вы жить в России?», потому что в основе счастья лежат те важные принципы, которые транслируются через наши духовные ценности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here