Селу Алькино 400 лет

0
171

     Ранее считалось, что в 2010 году селу Алькино исполнится 200 лет. Однако по запросу алькинцев в Государственный архив г.Оренбург выяснилось, что село гораздо старше. На основании архивнорго документа, текст которого будет приведен ниже, селу Алькино уже 400 лет.

    «Дата основания данного села была установлена на основании архивных данных, в числе которых и сохранившиеся в составе дела за 1792 год копии царских пожалований Михаила Федорорвича, Ивана Алексеевича с Петром Алексеевичем, XVII в. Кроме того, во внимание принято и родословие, в котором фигурируют и предки жителей с.Алькино, часть из которых известна по отмеченным выше документам. В этом родословии есть примечательное место о том, что «отец матери Миняша (Монаша) Гульбостан был пожалован ханом Ибрагимом тарханной грамотой». Между тем один из тарханных ярлыков казанского хана Ибрагима (дата не позднее 1479 г.), данных сыну «Гульбустан-хатуну» по имени Мухаммед-Азизхан, сохранился.

    Согласно документам, предки жителей с.Алькино в 1613-1617 г жили (или числились) в деревнях Кугарчино Ногайской дороги и Чаллы Зюрейской дороги Казанского уезда, будучи служилыми тарханами, но затем, в 1615 г., «сошли в Уфимский уезд» и стали «служить по Уфе в тарханах», оказавшись на территории «Кипчакской волости», т.е. В бассейне реки Кинель. Затем из-за набегов казахов они некоторое время жили в деревнях соседних башкирских волостей (Юрмийской, Балярской, Еланской), но в 1744 г. вернулись обратно на свои вотчинные земли в бассейне реки Кинель. Возможно, этот возврат происходил неоднократно, так как в грамоте за 1695 г., в которой упоминается один из потомков Миняша (Монаша) — служилый тархан Кутлугуш Дюскеев, также есть примечание о том, что «наперед сего жили в разных волостях».

      В целом начальный период освоения территории по реке Кинель предками татар с.Алькино можно отнести к 1613 г. Однако не исключено, что эти земли, названные в документах «вотчинными», принадлежали данной группе населения и раньше. В частности, на это заключение наталкивает упоминание тарханного ярлыка казанского хана Ибрагима (1467-1479 гг.). Во всяком случае, в соседних районах современной территории Татарстана известны аналогичные пожалования времен правления казанского хана Сафа-Гирея.

     Полагаю, что на основе имеющегося комплекса исторических документов и материалов можно говорить о 400-летии со времени основания с.Алькино (Али аул). Кстати, село названо по имени прадеда упоминавшихся в документах Килея и Булата Монашевых-Гали (Али), жившего в середине XVI в. То есть реально дата основания села скорее всего была древняя. Но в данном случае лучше ориентироваться на длокументально установленную дату».

Приложение РГИА, ф.1350, оп.56, ед.хр.563, ч.2 «в».

Дело за 1792 г.деревень Галинкиной, Асешевой, Султангуловой, Кулшариповой, Ишей-тархановой, тарханы (л.33). Копия с грамоты Михаила Федоровича

…дал тарханную грамоту Ногайские дороги деревни Кугарчины служилому тархану Кильею Монашеву на бобровые ловли, что за Камою рекою по Кинель речке…

1617 г. и 1613 г. …в прошлом 125 г. бил челом…он Килей…, а сказал, в прошлом де в 121 г.даны те бобровые ловли тое же деревни Кугарчины брату его родному служилому тархану Булату Монашеву…брат его в тарханах служил…и грамота тарханная брата его на те бобровые ловли за государевою печатью государства Казанского (брат убит)…а он…Килей после брата своего с тех бобровых ловель государевы всякие службы служит вместе с служилыми татары без денежного жалованья…(л.35)

(1618,1685,1686…Предки вашего императорского величества в прошлых 7126, 7193, 1691,1692,1695 гг) 7194, 7199, 7200 и 7203 годах…пожаловали предков наших служилых тархан…за службу…на поместные и вотчины…, состояли прежде в Уфимском уезде по Казанской дороге в Кипчакской волости по реке Кинели со всеми впадающими малыми реками …(л. 19)

…в 1793 г.жили в Бугурусланском уезде в д. Кутлугушевой…тарханы…1691 г. В дело вплетено дело: «7199 г. в царстве Казанском бил челом служилый тархан Ишейко Токтаров называясь наследником ложно прапрадеду нашему тархану Кулей Манашеву двоюродным братом и тем ложным челобитьем просил…чтобы ему татарину Ишейку Токтарову повелено было прапрадеда нашего…жалованное поместье справить…за него…Дана ввозная грамота на даче в Казанском уезде, а наши дачи состоят в Уфимском уезде по дороге Казанской Кипчакской волости по реке Кинелю…» (л.22).

…В 1744 г. внучата его родные дали запись служилым ясашным татарам на те урочища и места, на которые дана грамота, а ими против нашей грамоты фальшивая…,оные земли состоя за нами, а деду их, Ишейко Токтарову татарину и в той грамоты написали, чтобы владению иметь вообще и в 1753 г. (эти внучата) еще дали запись на те же урочища и места обще с теми людьми, которым от них дана запись, Казанского уезда Ногайской дороги ясашным чувашам деревни Якуниной (Якунки) Алтирановой сотни деревни Барнаевой…и так они (эти внучата)… с припущенными ими по записям в одно общество…насильно поселились на нашей тарханной даче…(л.22).

Из другого дела:

1618г ….били (челом) государю чуваша Ногайские дороги деревни Салтан…да Зюрейские дороги деревни Емашурма ложно и их на оброк (на эти земли) оболгав…впусте…(л.35 об.).

…в 126 г…били челом…деревни Кобяк Зюрейские дороги чуваша…(что эти земли и впусте лежат)…

(Потомки названнаного населения позже жили в Уфимском уезде в Юрмийской, Болярской и Еланской волостях в «обще» с башкирцами тех волостей по 1,2,3 двора в деревне…) (л.39 об.).

…В 1744 г.они поселились по Кинелю — оттуда, они пишут, сошли их предки от неприятельских набегов киргис-кайсаков…(л.39 об.).

Просители жили в Кипчатской волости…(л.40 об.), но в 1744 г. поселились по Кинелю…просители поселились в деревнях: Солтангулово, Заитово, Мурзино, Кутлугушево, Алькеево… …Кипчатской волости деревни Алькинеевой башкирцы.

Еще один документ: (л.47 об.)

1695 г. Грамота: По указу Иона Алексеевича и Петра Алексеевича…7200 г. Грамоту предъявили Уфимского уезда Казанской дороги команды служилых татар старшина Заит Абдуллин и тархан Кутлугуш Дюскеев («наперед сего жили в разных волостях — в Юрмийской, Бюлярской и Еланской»). Текст грамоты: «…дана ввозная грамота служилым тарханам Казанской дороги деревни Камиля Дюсейку, Ахмаметку да Ишмаметку Юсуповым детям на поместье отца их, что в Казанском уезде по Зюрейской дороге Чаллах да на вотчину за Камою рекою по Кинель реке по обе стороны… …отец их Юсуп Сулейманов…служил…по Казани, а поместье за отцом их было в Казанском уезде по Зюрейской дороге в деревне Чаллах пашня и сенные покосы…вообще с братьями за Арысланом Сулеймановым да вотчина за Камою рекою по Кинели…

1615 г…а в прошлом же (123 г.) после отца своего они сошли в Уфимский уезд…и велено им службы служить по Уфе в тарханах…

(то, что написано)…за Килем Монашевым с братьями с Сулкйманом да Смаилем да Чараем…были им деды…, после дедов…владеют дядя и двоюрдные Килеевы дети Яшимо да Надыр, да отцу …Юсупу Сулейманову с братьями с Алиганом да с Арсланом … После дедов Смаиля да Чарайка детей не осталось. (л.47 об).

Дюсейкино — отец Кутлугуша, а Ахмаметко и Ишмаметко — дядья…В связи с вышеуказанным делом 1747 г, видимо, была обнаружена грамота 165г. 7203г.

…старинные вотчины у прадедов, дедов и отцов…поселились русские люди и татары и чуваши, пришедшие из Казансктго и Тобольского и Кунгурского уездов и Соловарного городка…

…в летнее время они (челобитчики) в тех своих вотчинах и угодьях и на полянах кочуют..с конными стадами…(им сейчас) кочевать не дают .. (л.50)

Копия с грамоты Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича (л 51)

…дана ввозная грамота служилому татарину Ногайские дороги деревни Каирли Ишейку Токтарову на поместья и вотчины деда его Тлекеико Карманова…

…в РНЕ году служилому татарину Зюрейской дороги деревни Чаллов

Килейкино Монашеву…по Кинели..в РУ в году после Килейки Монашева из той вотчины…четвертой жребий да половина поместья дана его двоюрдному брату служилому татарину Ногайской дороги деревни Каирли Тлекейку Карманову, а его Ишеке деду…

Ревизские материалы: РГАДА, ф.1355, оп.1, ед.хр.1876 «Бугурусланский уезд».

Данные по 5 ревизии (1795 г)

Кипчатская волость, Алькино, служилых тархан — 60 муж. – 67 жен., башкир — 2 муж.-3 жен., крещеных чуваш — 160 муж.- 138 жен., некрещеных чуваш — 21 муж.-25 жен.

7850. Бугурсланский уезд. 1823 г. Алькино — башкир 99 муж.п.

Государственный архив Оренбургской области:

Еще один официальный документ, который подтверждает то, что селу Алькино исполнилось 400 лет.

«Основание села Гали непосредственно связано с Фамилией Манашевых, получивших тарханную грамоту во второй четверти XV века от казанского князя Гали бая, подтвержденную повторно казанским ханом Ибрагимом (правил в 1467-1479 гг).

После завоевания земель Казанского ханства Московсеим государством Манашевы тарханы добились признания своих прав русской администрацией. Они стали служить новым властям.

Служилый татарин (тархан) Булат Манашев получил права на земли по реке Кинели на бобровые гоны и бортные ухожия в 1613 году. В 1618 году Булат погиб под Арзамасом во время несения службы при нападении черкасов. После его гибели на его владения получил право его родной брат Килей Манашев в 1618 году.

Владения Манашевых принадлежали их предку Гали баю. Его владельческие права на земли по реке Кинели были признаны даже правителями Ногайской Орды, которые называли эти земли «Юртом Алибая».

Эти факты подтверждаются родословными записями Манашевых, грамотами Князей Ногайской Орды и Казанского ханства, русскими актовыми источниками, хранящимися в Центральном архиве древних актовых материалов (г. Москва)

Потомки Гали бая частично 1430-х годах переселились на правобережье реки Кама и служили казанским ханам и там тоже получали земли за службу государству. Они вплоть до XVII века пользовались владениями своих предков на берегах реки Кинели и также имели поместья в казанских селениях. Род Манашевых довольно многолюдный. Представители этой фамилии, рода встречаются в Казани. Они жили в селениях Арского, Альметьевского, Рыбно-Слободского, Азнакаевского и других районов Татарстана, Асекеевском районе Оренбургской области, в Башкортостане и т.д.»