Сюрприз от Дитриха: общественный транспорт сделают бесплатным за счет автомобилистов?

0
15

Идея бить рублем тех, кто не хочет пересаживаться на самокаты, велосипеды и метро, всплыла в новой стратегии минтранса РФ

«Люди, которые предлагают такой бред, думают, что они сами и их родственники заплатить за проезд на личном авто смогут. Но есть ведь и другие», — недоумевают эксперты от новой инициативы минтранса. Согласно новой транспортной стратегии, засвеченной в СМИ, российский общественный транспорт может стать бесплатным, а пользование личным авто — наоборот. Как показывает мировой опыт, данная идея не лишена смысла. О том, что думают об этом эксперты и власти Казани, — в материале «БИЗНЕС Online».

Через 15 лет в России могут ввести бесплатный проезд на общественном транспортеЧерез 15 лет в России могут ввести бесплатный проезд на общественном транспорте. Фото: «БИЗНЕС Online»

БЕСПЛАТНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ ЗА СЧЕТ ПЛАТНЫХ ДОРОГ?

Через 15 лет в России могут ввести бесплатный проезд на общественном транспорте. Как сообщает сегодня РБК, в министерстве транспорта РФ всерьез рассматривают такой сценарий — об этом говорится в обновленном проекте транспортной стратегии министерства до 2035 года. Однако, чтобы такая система заработала, потребуется сделать платным для обычных автомобилистов проезд по большинству российских дорог, включая крупные города. Подлинность этого документа, имеющегося в распоряжении РБК, подтвердили в российском союзе промышленников и предпринимателей, куда минтранс отправлял его для ознакомления. При этом в самом минтрансе РФ пока воздерживаются от комментариев.

Бесплатным проезд в общественном транспорте для россиян станет при соблюдении условий. Так, с 2025 года проезд должен стать платным по трассам регионального значения. К 2035-му плата должна взиматься уже «со всех категорий пользователей дорог», включая дорожную сеть городов. В документе, однако, не уточняется конкретно, будет ли платным проезд на личном авто по всем  дорогам или только по их части.

По задумке авторов документа, появление такого механизма, как «пользователь платит», позволит финансировать содержание транспортной инфраструктуры в должном виде как для автомобилистов, так и для перевозчиков. Другая не менее важная цель, которую преследуют в минтрансе, рассматривая такой механизм, — стимулировать развитие общественного транспорта с параллельным сокращением доли личных автомобилей в городах. Приоритет и вовсе будет отдаваться немоторизированным средствам передвижения вроде самокатов и велосипедов, а также метро и рельсовому транспорту. Предполагается, что это снизит аварийность (через 15 лет планируется достичь нулевого уровня смертности в ДТП), а также улучшит экологию.

Чтобы такая система заработала, потребуется сделать платным для обычных автомобилистов проезд по большинству российских дорог, включая крупные городаЧтобы такая система заработала, потребуется сделать платным для обычных автомобилистов проезд по большинству российских дорог, включая крупные города. Фото: «БИЗНЕС Online»

Как отмечают источники РБК, это не первая версия стратегического документа российского минтранса. Первый его вариант отправлялся в правительство еще в конце марта 2020 года, но его развернули на доработку. При этом в той весенней версии документа положений о бесплатном общественном транспорте не было, т. е. идея могла возникнуть наверху. Ожидается, что конечный вариант стратегии поступит на рассмотрение в правительство к февралю следующего года.

С идеей ввести плату за проезд по дорогам общего пользования активно выступал мэр Москвы Сергей Собянин. В 2016 году в Госдуме даже рассматривали подобный законопроект, который, впрочем, не получил поддержки — в парламенте решили, что идея приведет к «неопределенным по объему» полномочиям на местах, где будут собирать плату за проезд. Сама идея бесплатного общественного транспорта также не нова, по крайней мере в мировой практике. Такой механизм действует, например, в Эстонии, Люксембурге, в Лондоне существует платный въезд в центр города и т. д.

Приоритет и вовсе будет отдаваться немоторизированным средствам передвижения вроде самокатов и велосипедов, а также метро и рельсовому транспортуПриоритет и вовсе будет отдаваться немоторизированным средствам передвижения вроде самокатов и велосипедов, а также метро и рельсовому транспорту. Фото: «БИЗНЕС Online»

«БЕСПЛАТНЫЙ ПРОЕЗД — ЭТО КАК ПРЕКРАСНАЯ, НО ДАЛЕКАЯ ЗВЕЗДА, К КОТОРОЙ НАДО СТРЕМИТЬСЯ»

«Я мечтаю о том, чтобы вообще был бесплатный проезд во всем городе», — заявлял чуть больше года назад мэр Казани Ильсур Метшин. Он даже давал прогноз, когда такая возможность появится для горожан — 5–7 лет, лишь бы была стабильно развивающаяся экономика. По его словам, у бесплатной транспортной системы есть ряд плюсов: люди получают возможность сэкономить на проезде, направив эти деньги на улучшение качества жизни, подобное сократит количество пробок и станет одним из притягательных моментов для туристов. «Это одна из схем возможного развития событий, ведь в мире такая практика есть. И я бы очень хотел, чтобы мы стали первым городом в России, который смог реализовать данный проект», — с надеждой заявлял Метшин. О плате за проезд по дорогам для личных авто он при этом не говорил.

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» председатель комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков заметил, что вопрос бесплатного проезда в общественном транспорте следует разделить на две части — собственно перевозку пассажиров и источник финансирования для организации этой услуги. «В мире около 800 городов, где полностью или частично есть бесплатный общественный транспорт, — приступил он к первой стороне вопроса. — Например, в Таллине, Люксембурге, Германии, крупных городах Китая, есть бесплатные трамвайные линии в Мельбурне (Австралия) и некоторых городах США. Это интересный опыт, мы его внимательно изучали. Бесплатный проезд на общественном транспорте изменяет улично-дорожную сеть, дает возможность по-другому строить транспортную политику как в отношении индивидуального транспорта, так и велосипедистов, и пешеходного трафика. Это меняет саму жизнь людей».

В качестве примера собеседник издания рассказал об увеличении роли пешеходов и автомобилистов в тех европейских странах, которые частично или полностью компенсируют перевозчикам затраты на общественный транспорт. «Например, у жителей европейских городов, где цена проезда довольно высока, стартует от 1,5 евро, высвобождаются средства для посещения кафе и ресторанов, начинают иначе жить студенты. Все это положительно влияет на городскую экономику», — говорит Абдулхаков.

Айдар Абдулхаков: «Бесплатный проезд на общественном транспорте изменяет улично-дорожную сеть, дает возможность по-другому строить транспортную политику»Айдар Абдулхаков: «Бесплатный проезд на общественном транспорте изменяет улично-дорожную сеть, дает возможность по-другому строить транспортную политику». Фото: «БИЗНЕС Online»

Однако для введения этой опции необходимо ответить на второй вопрос: кто будет платить за «банкет» пассажиров? Понятно, что затраты на бесплатный проезд перевозчикам субсидируются из бюджета, но источники пополнения самого бюджета могут быть разными. В Германии, например, закупают российский газ по одной цене, а продают населению дороже, разницу же направляют на развитие общественного транспорта. В Таллине ввели бесплатный проезд, но только для жителей города. Впрочем, и решали там не только проблему общественного транспорта. Дело в том, что многие жители столицы Эстонии прописались в пригороде, поскольку там меньше налоговая база, хотя фактически жили и работали в городе. После объявления о бесплатном проезде для горожан многие вновь вернулись с пропиской в город, увеличив тем самым налоговые поступления.

Минтранс предлагает для пополнения бюджета использовать платные дороги. Однако тут встает вопрос с существующим сегодня взрывным ростом автомобилизации. Например, сейчас в Казани на 1,2 млн человек населения приходится 440 тыс. зарегистрированных автомобилей. К 2035 году уровень автомобилизации достигнет 600 тыс. человек, как в Европе, говорит Абдулхаков. На таких показателях многие города мира были вынуждены, с одной стороны, вводить различные ограничительные меры, как, например, платный въезд в центр города, поскольку автомобили стали заполонять все и вся. С другой — начали активнее развивать общественный транспорт. Словом, если принять во внимание идею минтранса с пополнением бюджета, то нужна золотая середина между автомобилями, за счет которых будет формироваться субсидия перевозчикам, и общественным транспортом, который позволит нормально функционировать всей улично-дорожной сети.

Впрочем, сегодня для введения бесплатного проезда нужно решить множество проблем. «Бесплатный проезд — это как прекрасная, но далекая звезда, к которой надо стремиться, как к другому уровню городской жизни, но она еще остается довольно далеко. По крайней мере, пока мы решаем ряд других проблем, связанных с коронавирусом, — падение пассажиропотока, экономические проблемы, нехватка кондукторов…» — говорит Абдулхаков.

«ВОЛНА КРИТИКИ ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ. ВСЕ, ЧТО КАСАЕТСЯ ЧЕГО-ТО ПЛАТНОГО, ЕСТЕСТВЕННО, АВТОМОБИЛИСТЫ В ШТЫКИ ВОСПРИНИМАЮТ…»

Вячеслав Лысаков — первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству, лидер партии «Автомобильная Россия»:

— Естественно, идея не вызовет у людей ничего, кроме возмущения. Предлагать платный проезд, когда в развитых странах платных дорог не более 1–2 процентов, да еще и в качестве альтернативы самокаты и велосипеды — более низкий профессиональный уровень трудно себе представить. Какие самокаты и велосипеды, какая борьба с пробками? Давайте тогда просто запретите движение частного транспорта по дорогам — не будет пробок.

В 2016 году мы приняли законопроект, который тоже был подготовлен минтрансом. Там одним из пунктов стал временный платный въезд на территорию любых населенных пунктов РФ вне зависимости от времени года, дня и типа транспортного средства. Этот пункт был исключен. Там предлагалось временно, но мы же понимаем, что нет ничего более постоянного, чем временное. Это была попытка тотальной коммерциализации, которая широко шагает по Москве. Я считаю, из этого проекта тоже торчат уши Москвы. Потому что она пыталась в свое время сделать платный въезд в столицу. Но такого тоже нигде нет. Они начинают ссылаться на Лондон и так далее, но там платный въезд только в центр, а не в сам город.

Конституция гарантирует свободу передвижения, я это уже говорил тогда, когда господин Ликсутов (Максим Ликсутов — руководитель департамента транспорта Москвы — прим. ред.) эту идею вбросил. Они тогда откатили от нее, но попытались интегрировать в законопроект. При подготовке ко второму чтению этот пункт был снят. Сейчас нас снова возвращают к тотальной оплате всего и вся, но я не думаю, что Госдума даст данной стратегии правовое обоснование. Это настолько непрофессионально, глупо и провокационно, что я надеюсь, что до ее принятия не дойдет.


Сергей Радько — автоюрист, общественное движение автомобилистов «Свобода выбора»:

— По большинству дорог внедрить платный проезд можно запросто — поставить шлагбаум и специальные считывающие устройства. Есть камеры, которые будут выписывать штраф. Та система, которая работала при цифровых пропусках, лишний раз это подтверждает. Но, конечно, подобное абсурд! Если дороги станут платными, это будет откровенное вымогательство денег. Наверное, такое недопустимо. По сути, это означает, что за проезд в общественном транспорте пассажиров будут платить водители. То есть он не станет бесплатным, за него просто начнут платить другие люди. Это не совсем правильно и справедливо. Такую идею, наверное, вряд ли можно поддержать. В последние годы вся финансовая нагрузка, которая ложится на автомобилистов, становится все более и более непосильной — страховка не радует, люди уже от нее отказываются или высказывают такие намерения. Платные парковки, дороги… Подобное может вызвать очень большой социальный всплеск и волнения, потому что если вдруг все дороги станут платными, то это какой-то запредельный абсурд. По-моему, в Нидерландах есть бесплатный общественный транспорт. Но там не идет речи о том, чтобы все дороги стали одновременно платными. Там, конечно, тоже есть платные, в основном в центре, существуют дороги межрегиональные при альтернативе бесплатной, но пока таких идей никто не высказывал, и это хорошо.


Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:

— Пандемия показала, что при современном развитии средств слежения и наблюдения власти могут все фиксировать как угодно. Если задаться целью, то такую штуку можно внедрить даже раньше 2035 года. Вопрос в другом: почему они с таким пренебрежением и дискриминацией относятся к 60 миллионам российских автомобилистов? Если мы посмотрим на примеры других стран, ни в одной из них подобная концепция не реализована, даже в такой тоталитарной, как Китай. Идея очень странная и даже абсурдная.

В Европе этого нет и не будет, для такого нет никаких предпосылок. Да, в Люксембурге сделали общественный транспорт бесплатным, но это абсолютно разные вещи (с 1 марта 2020 года проезд в общественном транспорте Люксембурга финансируется из бюджета — прим. ред.). Стимул, безусловно, должен быть, чтобы люди пересаживались на экологичный вид транспорта. Так же, как преференции при покупке электромобилей, что имеет место в Европе. Или машины с самым чистым двигателем могут, условно, спускаться в какие-то парковые зоны. Стимул — это хорошо. Но мы-то сейчас обсуждаем вариант, когда людей целенаправленно и жестко загонят в рамки. Либо так, либо никак. Тем более далеко не везде в России общественный транспорт ходит хорошо. В Казани еще неплохо, хотя тоже, наверное, не идеально. Если в более мелких городах, где общественный транспорт и так плохо ходит, его сделают бесплатным, то лучше он не станет. Кроме того, страна у нас небогатая. Видимо, люди, которые предлагают такой бред, думают, что они сами и их родственники заплатить за проезд на личном авто смогут. Но есть ведь и другая категория граждан.


Рамиль Хайруллин — представитель федерации автомобилистов России в РТ:

— Эти разговоры идут уже не первый год, сначала рассматривался вопрос платного въезда в центр… Но как данные вопросы будут контролироваться, регулироваться? Предложить-то много чего можно. Кроме этого, нужно грамотно все организовать, чтобы подобное не привело к негативным последствиям, что все парализуется и остановится.

Бесплатный общественный транспорт взамен личного — мне такая идея нравится, но если только это взамен. У нас ведь перехватывающие парковки так и не заработали в нормальном виде. При въезде в город поставить машину на стоянку и с этим парковочным талоном ездить бесплатно на общественном транспорте — по-моему, нормальная идея, но она у нас дальше разговоров не пошла. Сразу рубить сплеча и закручивать — нехорошо, нужно постепенно стимулировать людей пересаживаться на общественный транспорт. Как один из мягких вариантов. Это ведь не обираловка, это же не заставить всех делать. Но у них есть стимулятор в виде парковочного талона, чтобы ездить бесплатно, в том числе в метро. Люди просто научатся не пользоваться личным транспортом хотя бы в пределах центра.

Волна критики обязательно будет. Все, что касается чего-то платного, естественно, автомобилисты в штыки воспринимают. Конечно, это не нравится.

Альберт Мухаметшин — директор МУП «ПАТП №2»:

— Я слышал об этом по радио, но до 2035 года нам еще далеко, поэтому что тут сейчас обсуждать? А вообще, аналоги бесплатного проезда же есть в Европе, но в России пока никто бесплатно не ездит. В любом случае это надо делать поэтапно. В первую очередь нужно перейти на бескондукторную систему, а потом уже сделать бесплатным, почему нет? Нам-то главное, чтобы была возможность платить зарплату.

Персоны: Абдулхаков Айдар Камилевич

Максим КириловЛинар ФархутдиновАнна ГородноваАлексей Лучников

Фото Антон Новодережкин / ИТАР-ТАСС


business-gazeta

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here