100 лет исполнилось бы Агдасу Бурганову, сражавшемуся с фашистами на оленях, критиковавшему «сабантуйную дипломатию» и хвалившему «Зулейху»
Этот именитый татарский интеллектуал, историк и философ был знаменит не только своими «неудобными» взглядами и высказываниями в застойные времена, но и неуживчивым характером. Тем не менее многие современники говорят об Агдасе Бурганове, всего два года не дожившем до своего 100-летия, как об интереснейшем и общительным человеке. «БИЗНЕС Online» вспоминает об одном из самых известных татар Москвы, который мог бы отметить в октябре 2020-го удивительную дату.
«Агдас Хусаинович был знающим, очень грамотным человеком. Правда, имел сложный, противоречивый характер, был очень принципиальным, не боялся открыто выражать и отстаивать свое мнение». Фото: tatmsk.tatarstan.ru
ЕГО ДИССЕРТАЦИЯ «ЛЕЖАЛА НА ПОЛКЕ» ПОЧТИ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА
«Агдас Хусаинович — мой бывший заведующий отделом в Татарском обкоме КПСС, — сказал в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ известный казанский историк Булат Султанбеков. — До него этим отделом науки и школ руководил будущий первый секретарь Татарского обкома партии Фикрят Табеев. В обкоме с Бургановым мы вместе проработали недолго, года полтора-два. Агдас Хусаинович был знающим, очень грамотным человеком. Правда, имел сложный, противоречивый характер, был очень принципиальным, не боялся открыто выражать и отстаивать свое мнение, всегда говорил то, что думает, невзирая на ранг и позицию собеседника, как и на возможные последствия от различных контактов и дискуссий».
Редкий для науки случай, продолжает Султанбеков: «В своей докторской диссертации (ее защита состоялась в КГУ в 1966 году – прим. ред.) Бурганов позволил себе несколько отклониться от общепринятой трактовки хода и результатов Октябрьского переворота 1917-го. За это его диссертация 24 года не утверждалась ВАКом, а в одной из статей журнала „Коммунист“ (центральный теоретический печатный орган ЦK КПСС — прим. ред.) казанский историк был даже упомянут в числе людей, искажающих ленинское учение. Правда, в начале 1990-х без всяких изменений его диссертация была утверждена: времена изменились…»
По информации АН РТ, Агдас Бурганов служил в Красной армии с 1939 по 1947 год, участвовал в обороне Смоленска, Мурманска, в освобождении Северной Кореи, служил на Порт-Артурской военно-морской базе Тихоокеанского флота (Китай). Сайт «Московское татарское свободное слово» сообщает, что войну он начал рядовым, а закончил в чине майора. Был награжден орденом Отечественной войны II степени, 14 медалями, в том числе «За победу над Германией», «За победу над Японией».
«А медалью „За оборону Северного Заполярья“ он особенно гордился, — говорит Султанбеков. — По первому образование он был зоотехник, ветеринарный фельдшер (окончил зооветеринарный техникум — прим. ред.), и он мне рассказывал, что воевал на Северном фронте в составе уникального подразделения — специального эскадрона, который на оленьих упряжках доставлял боеприпасы на передовую».
После войны окончил Всесоюзный юридический институт (ВЮЗИ). Работал следователем прокуратуры, заведующим учебной частью, директором филиала ВЮЗИ в городе Сталинабаде, старшим преподавателем, доцентом Таджикского государственного университета, доцентом КАИ, заведующим отделом науки и учебных заведений Татарского обкома КПСС, заведующим кафедрой КГПИ, доцентом Казанского государственного университета, Московского института инженеров гражданской авиации, профессором военно-дирижерского факультета Московской консерватории, Московского историко-архивного института. Был профессором кафедры социологии философского факультета Российского государственного гуманитарного университета.
«Медалью «За оборону Северного Заполярья» он особенно гордился. По первому образование он был зоотехник, ветеринарный фельдшер». Фото: пресс-служба полпредства РТ в РФ
«НАША ЦИВИЛИЗАЦИЯ НЕПРАВИЛЬНАЯ, АНТИЧЕЛОВЕЧНАЯ»
Сайт Академии наук Республики Татарстан бесстрастно сообщает, что «Бурганов разработал концепцию разгосударствления советской экономики и созидания гражданского общества как общества граждан — собственников национального богатства, а также специальный курс лекций „Философия и социология собственности“». На самом деле его выступления, книги и даже научные работы на эту тему были проникнуты немалыми эмоциями и даже неким политическим пафосом. Достаточно ознакомиться, к примеру, с его видеоинтервью «Тезисы человека свободного», подготовленного буквально незадолго до его ухода из жизни.
«Действующая цивилизация, — говорит ученый, — извращенная. Она неправильная и, даже если хотите, античеловеческая. Эта ее античеловечность состоит в том, что природа людская рассчитана на хозяина, то есть когда человек хозяин себе, стране, земле. Но дела повели таким образом, что основные богатства окружающего мира присвоили незначительная кучка людей и незначительное число государств. Присвоили и думают, что они с этим богатством справятся. Да нет, не могут они с ним справиться! Как правило, оно плохо используется, и наиболее характерно это для нашей страны. Для России, в которой до сих пор Сибирь практически не освоена, как и Дальний Восток. Людей-то у нас для этого не хватает, потому что наиболее зрелая, умная часть из них эмигрирует. А оставшиеся не очень-то хотят размножаться. Получается, что в цивилизационном отношении страна у нас отсталая. Между прочим причина отсталости еще и в том, что все выстроено так, что весь ум как бы сосредоточен в одном человеке — в президенте страны. Но какой бы он умный ни был, не может он один решать все эти проблемы, потому что жизнь — слишком сложная штука. Для того чтобы правильно существовать в таком мире, требуется интеллект всего человечества».
«ТРИ УГРОЗЫ КАТАСТРОФИЧЕСКОГО СВОЙСТВА»
«Сегодня человечество стоит перед тремя катастрофического свойства угрозами, — утверждал Бурганов на основе многолетних наблюдений на исходе своего жизненного пути. — Первая, извечно неразрешимая проблема — это социально-экономические противоречия. Человечество расколото на богатых и бедных. Причем данный раскол продолжает увеличиваться. Естественно, что взаимоотношения между богатыми и разоренными, нищими людьми нормальными быть не могут. Сколько ни уговаривай, противоречия эти кончатся забастовками и революциями. К тому же Россия занимает позицию, что оппозиционные движения нельзя, не надо поддерживать. А нужно поддерживать власть. Во что бы то ни стало. И таким образом содержать мир в порядке. Это неправильная, ошибочная позиция. И добром она кончиться не может.
Второе противоречие — это нарастающая экологическая проблема. Мы землю, природу плохо используем. Ухудшается качество воздуха, воды, земли.
И третье противоречие — геолого-космическое. Мы полностью передали всякие природные явления — цунами, землетрясения, космические проблемы — господу богу. Если он есть, то и он не в состоянии управлять этим хозяйством. Данные проблемы могут плохо кончиться для человечества рано или поздно. Потому что какой-нибудь метеор заденет Землю посильнее, и, что с планетой будет, я не знаю.
Как бы там ни было, но эти три проблемы не может решить разум одного человека и даже одного государства. Подобное способен решить только коллективный разум всего человечества. Говорят, что подобные «умные» проблемы способна решать только интеллигенция, а вот рядовые, простые люди не могут участвовать в решении глобальных проблем. Такое положение неправильное. Ограбленная часть общества, а это большинство человечества, исключена из интеллектуальной жизни. Она думает прежде всего о куске хлеба, о том, как бы выжить. Человек, поставленный в такие условия, о глобальных проблемах рассуждать не может. И не будет. Для того чтобы человек рассуждал, он должен быть собственником. Ведь интеллектуальное начало развивается лишь в рыночных отношениях. Вот это надо бы понять!
Но иногда говоришь с людьми на эти темы и слышишь: «Да нет, как же так! На базар, что ли, мы будем рассчитывать, базар станет интеллектуально воспитывать людей?» К счастью или к сожалению, я не знаю, но мир устроен именно так, что массовое сознание развивается только при рыночных отношениях.
Государство, страна сейчас нуждаются в правде. Ведь в чем дело-то, в чем проблема: ситуация как в стране, так и в мире, в общем неблагополучная, и от вранья, от неправильных всяких теорий и рассуждений лучше она не становится. Только хуже может быть. Поэтому очень важно разобраться в сути проблемы. А она как раз заключается в истине.
Некоторые рассуждают так: истин много, у каждого — своя правда, но это не так. Любая проблема имеет свою, одну истину. А сегодняшняя истина состоит в том, что человечество дожило до того периода, когда оно может прогрессировать только через интеллект, через умственное развитие. Другого пути развития у человечества нет. Отсюда даже Вернадский и его коллеги сформулировали тезис о ноосферной цивилизации. (Владимир Иванович Вернадский (1863–1945) — русский и советский ученый-естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. По Вернадскому, ноосфера, или сфера разума, — это целостная планетарная оболочка Земли, населенная людьми и преобразованная ими в соответствии с законами сохранения и поддержания жизни для гармоничного сосуществования общества с окружающей средой. Это учение сильно повлияло на советскую идеологию и философию — прим. ред.)».
САМОСБЕРЕЖЕНИЕ НАРОДА КАК ТАТАРСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ
«Бурганов опубликовал ряд статей по вопросам национального движения татар, предложил в качестве национальной идеи концепцию самосбережения нации, — читаем на сайте АН РТ. — В основе идеи — создание национального капитала, целью которого было бы содействие преобразованию татар из пролетариев физического и умственного труда (по Марксу: „наемных рабов“) в граждан (средних собственников), что, по сути, было бы самоидентификацией татар, природно предрасположенных к самостоянью через предпринимательскую деятельность, хозяйствование на частнособственнических началах».
«Татарская нация может развиваться, если этим вопросом будут постоянно заниматься, причем под определенным углом зрения, — говорил ученый в своем интервью, которое он дал „Московскому татарскому свободному слову“. — А этот угол зрения и есть как раз рыночные отношения. Надо усиливать данные отношения через связь отдельных татарских групп, проживающих в большом количестве как в стране, так и в мире, с Татарстаном. Через эти экономические отношения и формируется нация. На одних Сабантуях взаимоотношения народа не построишь. А всемирный конгресс татар понимает задачу, как кажется, именно так. Но это связь эфемерная».
КАК БУРГАНОВ ОТКРЫВАЛ ВСЕМ ГЛАЗА НА «ЗУЛЕЙХУ»
Ученый стоял у истоков татарского общественного движения в Москве, был в числе основателей общества татарской культуры «Туган Тел». Агдас Хусаинович всегда был доступен, при этом разницы в возрасте и положении не ощущалось, ибо этот человек был не сноб, молод душой, открыт для всех. Горячо любил татарскую культуру во всех ее проявлениях.
Он высоко оценил нашумевшее произведение Гузель Яхиной в своей статье «Несколько слов о романе «Зулейха открывает глаза»». Бурганов не застал трансляцию сериала, но предрек телеуспех произведения, хотя, скорее всего, даже не знал, что роман будет экранизирован и какая на это последует реакция. Вчитаемся внимательно в строки его статьи: «Роман Яхиной по значимости для формирования человечного сознания в населении России я сравнил бы с философской статьей Чаадаева, — не скупится на комплименты ученый, — за которую он был официально, на государственном уровне объявлен сумасшедшим. Яхина же получила за роман несколько премий, включая самую большую российскую, что я пытаюсь объяснить пониманием должностными лицами, решавшими судьбу романа, российских погибельных реалий, срочно нуждающихся в их изменении в демократическом направлении. Или, быть может, приближением к пониманию этого некоторой частью гуманитарной элиты, интеллигенции, ныне растворенной в народе в качестве государственных служащих и потому единых с властями. Откровенно говоря, я затрудняюсь объяснить причину пропуска цензурой романа для всеобщего обозрения. Особенно, если иметь в виду сегодняшнюю сложившуюся в России ситуацию, мало сказать — неблагоприятную, а прямо-таки — погибельную.
Автору особенно удался образ главной героини — самой Зулейхи. «Смотря» на нее (я не оговорился: местами проза романа смахивает на сценарий кинофильма уже в постановке), как бы воочию убеждаешься в том, что природа и социум возложили на женскую половину человечества много больше обязанностей, чем на мужчин. Зулейха не мудрствуя лукаво справляется с навязанными ей сложнейшими житейскими проблемами всегда хорошо, побеждая трудности по-женски спокойно, не рвя на себе волосы и т. п. Всем своим поведением убеждая нас, мужчин, что исток нашего счастья в ней — женщине».
«100 СТРАНИЦ ИСТОРИИ ЖИЗНИ» НЕ УСПЕЛИ К ЕЕ ФИНАЛУ
«Бурганов был блестящим оратором, поражающим слушателей глубиной мысли и не лишенным чувства юмора, — продолжает «Московское татарское свободное слово». — Он охотно принимал участие в проводимых татарской общественностью конференциях, презентациях, круглых столах, встречах с молодежью, а вот праздных тусовок сторонился. При этом не боялся открыто выражать свое мнение, мог сказать правду в лицо и не прятался за чужими спинами. За это его многие любили, а некоторые побаивались. Несмотря на старческие недуги, Агдас-абый старался не пропускать важных встреч. Можно представить, как непросто было ему выбираться из дома, подниматься по высоким ступеням…
В преклонном возрасте освоил компьютер и интернет. Компьютер стал настоящим подспорьем в научной деятельности. Как же он быстро писал свои труды, с пушкинской легкостью излагая сложные проблемы! В последнее время активно пользовался электронной почтой, рассылая наработанное, обмениваясь письмами с многочисленными адресатами по всему миру».
Бурганов — автор около 300 научных и научно-публицистических работ, в том числе 15 книг и брошюр, 3 из которых — «Откуда и куда идешь, Россия?», «Философия и социология собственности: российские реалии», «Философия собственности: российские и татарские реалии» (на русском и татарском языках) — были изданы в 1996–2001 годах.
«98-летний юбилей старейшины московских татар, — сообщает „Московское татарское свободное слово“, — пришлось, увы, отмечать в больнице с переломом шейки бедра, но и в этом тяжком положении он до конца надеялся закончить работу над книгой „100 страниц истории моей жизни“, которую готовил к своему 100-летию. Она вчерне уже была написана, оставалось внести последние штрихи и издать. Не успел…»
Фото на анонсе: tatmsk.tatarstan.ru