«Содействие преобразованию татар из пролетариев физического и умственного труда в граждан»

0
62

100 лет исполнилось бы Агдасу Бурганову, сражавшемуся с фашистами на оленях, критиковавшему «сабантуйную дипломатию» и хвалившему «Зулейху»

Этот именитый татарский интеллектуал, историк и философ был знаменит не только своими «неудобными» взглядами и высказываниями в застойные времена, но и неуживчивым характером. Тем не менее многие современники говорят об Агдасе Бурганове, всего два года не дожившем до своего 100-летия, как об интереснейшем и общительным человеке. «БИЗНЕС Online» вспоминает об одном из самых известных татар Москвы, который мог бы отметить в октябре 2020-го удивительную дату.

«Агдас Хусаинович был знающим, очень грамотным человеком. Правда, имел сложный, противоречивый характер, был очень принципиальным, не боялся открыто выражать и отстаивать свое мнение»«Агдас Хусаинович был знающим, очень грамотным человеком. Правда, имел сложный, противоречивый характер, был очень принципиальным, не боялся открыто выражать и отстаивать свое мнение». Фото: tatmsk.tatarstan.ru

ЕГО ДИССЕРТАЦИЯ «ЛЕЖАЛА НА ПОЛКЕ» ПОЧТИ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА

«Агдас Хусаинович — мой бывший заведующий отделом в Татарском обкоме КПСС, — сказал в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ известный казанский историк Булат Султанбеков. — До него этим отделом науки и школ руководил будущий первый секретарь Татарского обкома партии Фикрят Табеев. В обкоме с Бургановым мы вместе проработали недолго, года полтора-два. Агдас Хусаинович был знающим, очень грамотным человеком. Правда, имел сложный, противоречивый характер, был очень принципиальным, не боялся открыто выражать и отстаивать свое мнение, всегда говорил то, что думает, невзирая на ранг и позицию собеседника, как и на возможные последствия от различных контактов и дискуссий».

Редкий для науки случай, продолжает Султанбеков: «В своей докторской диссертации (ее защита состоялась в КГУ в 1966 году – прим. ред.) Бурганов позволил себе несколько отклониться от общепринятой трактовки хода и результатов Октябрьского переворота 1917-го. За это его диссертация 24 года не утверждалась ВАКом, а в одной из статей журнала „Коммунист“ (центральный теоретический печатный орган ЦK КПСС — прим. ред.) казанский историк был даже упомянут в числе людей, искажающих ленинское учение. Правда, в начале 1990-х без всяких изменений его диссертация была утверждена: времена изменились…»

По информации АН РТ, Агдас Бурганов служил в Красной армии с 1939 по 1947 год, участвовал в обороне Смоленска, Мурманска, в освобождении Северной Кореи, служил на Порт-Артурской военно-морской базе Тихоокеанского флота (Китай). Сайт «Московское татарское свободное слово» сообщает, что войну он начал рядовым, а закончил в чине майора. Был награжден орденом Отечественной войны II степени, 14 медалями, в том числе «За победу над Германией», «За победу над Японией».

«А медалью „За оборону Северного Заполярья“ он особенно гордился, — говорит Султанбеков. — По первому образование он был зоотехник, ветеринарный фельдшер (окончил зооветеринарный техникум — прим. ред.), и он мне рассказывал, что воевал на Северном фронте в составе уникального подразделения — специального эскадрона, который на оленьих упряжках доставлял боеприпасы на передовую».

После войны окончил Всесоюзный юридический институт (ВЮЗИ). Работал следователем прокуратуры, заведующим учебной частью, директором филиала ВЮЗИ в городе Сталинабаде, старшим преподавателем, доцентом Таджикского государственного университета, доцентом КАИ, заведующим отделом науки и учебных заведений Татарского обкома КПСС, заведующим кафедрой КГПИ, доцентом Казанского государственного университета, Московского института инженеров гражданской авиации, профессором военно-дирижерского факультета Московской консерватории, Московского историко-архивного института. Был профессором кафедры социологии философского факультета Российского государственного гуманитарного университета.

«Медалью „За оборону Северного Заполярья“ он особенно гордился. По первому образование он был зоотехник, ветеринарный фельдшер»«Медалью «За оборону Северного Заполярья» он особенно гордился. По первому образование он был зоотехник, ветеринарный фельдшер». Фото: пресс-служба полпредства РТ в РФ

«НАША ЦИВИЛИЗАЦИЯ НЕПРАВИЛЬНАЯ, АНТИЧЕЛОВЕЧНАЯ»

Сайт Академии наук Республики Татарстан бесстрастно сообщает, что «Бурганов разработал концепцию разгосударствления советской экономики и созидания гражданского общества как общества граждан — собственников национального богатства, а также специальный курс лекций „Философия и социология собственности“». На самом деле его выступления, книги и даже научные работы на эту тему были проникнуты немалыми эмоциями и даже неким политическим пафосом. Достаточно ознакомиться, к примеру, с его видеоинтервью «Тезисы человека свободного», подготовленного буквально незадолго до его ухода из жизни.

«Действующая цивилизация, — говорит ученый, — извращенная. Она неправильная и, даже если хотите, античеловеческая. Эта ее античеловечность состоит в том, что природа людская рассчитана на хозяина, то есть когда человек хозяин себе, стране, земле. Но дела повели таким образом, что основные богатства окружающего мира присвоили незначительная кучка людей и незначительное число государств. Присвоили и думают, что они с этим богатством справятся. Да нет, не могут они с ним справиться! Как правило, оно плохо используется, и наиболее характерно это для нашей страны. Для России, в которой до сих пор Сибирь практически не освоена, как и Дальний Восток. Людей-то у нас для этого не хватает, потому что наиболее зрелая, умная часть из них эмигрирует. А оставшиеся не очень-то хотят размножаться. Получается, что в цивилизационном отношении страна у нас отсталая. Между прочим причина отсталости еще и в том, что все выстроено так, что весь ум как бы сосредоточен в одном человеке — в президенте страны. Но какой бы он умный ни был, не может он один решать все эти проблемы, потому что жизнь — слишком сложная штука. Для того чтобы правильно существовать в таком мире, требуется интеллект всего человечества».

«ТРИ УГРОЗЫ КАТАСТРОФИЧЕСКОГО СВОЙСТВА»

«Сегодня человечество стоит перед тремя катастрофического свойства угрозами, — утверждал Бурганов на основе многолетних наблюдений на исходе своего жизненного пути. — Первая, извечно неразрешимая проблема — это социально-экономические противоречия. Человечество расколото на богатых и бедных. Причем данный раскол продолжает увеличиваться. Естественно, что взаимоотношения между богатыми и разоренными, нищими людьми нормальными быть не могут. Сколько ни уговаривай, противоречия эти кончатся забастовками и революциями. К тому же Россия занимает позицию, что оппозиционные движения нельзя, не надо поддерживать. А нужно поддерживать власть. Во что бы то ни стало. И таким образом содержать мир в порядке. Это неправильная, ошибочная позиция. И добром она кончиться не может.

Второе противоречие — это нарастающая экологическая проблема. Мы землю, природу плохо используем. Ухудшается качество воздуха, воды, земли.

И третье противоречие — геолого-космическое. Мы полностью передали всякие природные явления — цунами, землетрясения, космические проблемы — господу богу. Если он есть, то и он не в состоянии управлять этим хозяйством. Данные проблемы могут плохо кончиться для человечества рано или поздно. Потому что какой-нибудь метеор заденет Землю посильнее, и, что с планетой будет, я не знаю.

Как бы там ни было, но эти три проблемы не может решить разум одного человека и даже одного государства. Подобное способен решить только коллективный разум всего человечества. Говорят, что подобные «умные» проблемы способна решать только интеллигенция, а вот рядовые, простые люди не могут участвовать в решении глобальных проблем. Такое положение неправильное. Ограбленная часть общества, а это большинство человечества, исключена из интеллектуальной жизни. Она думает прежде всего о куске хлеба, о том, как бы выжить. Человек, поставленный в такие условия, о глобальных проблемах рассуждать не может. И не будет. Для того чтобы человек рассуждал, он должен быть собственником. Ведь интеллектуальное начало развивается лишь в рыночных отношениях. Вот это надо бы понять!

Но иногда говоришь с людьми на эти темы и слышишь: «Да нет, как же так! На базар, что ли, мы будем рассчитывать, базар станет интеллектуально воспитывать людей?» К счастью или к сожалению, я не знаю, но мир устроен именно так, что массовое сознание развивается только при рыночных отношениях.

Государство, страна сейчас нуждаются в правде. Ведь в чем дело-то, в чем проблема: ситуация как в стране, так и в мире, в общем неблагополучная, и от вранья, от неправильных всяких теорий и рассуждений лучше она не становится. Только хуже может быть. Поэтому очень важно разобраться в сути проблемы. А она как раз заключается в истине.

Некоторые рассуждают так: истин много, у каждого — своя правда, но это не так. Любая проблема имеет свою, одну истину. А сегодняшняя истина состоит в том, что человечество дожило до того периода, когда оно может прогрессировать только через интеллект, через умственное развитие. Другого пути развития у человечества нет. Отсюда даже Вернадский и его коллеги сформулировали тезис о ноосферной цивилизации. (Владимир Иванович Вернадский (18631945) — русский и советский ученый-естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. По Вернадскому, ноосфера, или сфера разума, — это целостная планетарная оболочка Земли, населенная людьми и преобразованная ими в соответствии с законами сохранения и поддержания жизни для гармоничного сосуществования общества с окружающей средой. Это учение сильно повлияло на советскую идеологию и философию — прим. ред.)».

САМОСБЕРЕЖЕНИЕ НАРОДА КАК ТАТАРСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

«Бурганов опубликовал ряд статей по вопросам национального движения татар, предложил в качестве национальной идеи концепцию самосбережения нации, — читаем на сайте АН РТ. — В основе идеи — создание национального капитала, целью которого было бы содействие преобразованию татар из пролетариев физического и умственного труда (по Марксу: „наемных рабов“) в граждан (средних собственников), что, по сути, было бы самоидентификацией татар, природно предрасположенных к самостоянью через предпринимательскую деятельность, хозяйствование на частнособственнических началах».

«Татарская нация может развиваться, если этим вопросом будут постоянно заниматься, причем под определенным углом зрения, — говорил ученый в своем интервью, которое он дал „Московскому татарскому свободному слову“. — А этот угол зрения и есть как раз рыночные отношения. Надо усиливать данные отношения через связь отдельных татарских групп, проживающих в большом количестве как в стране, так и в мире, с Татарстаном. Через эти экономические отношения и формируется нация. На одних Сабантуях взаимоотношения народа не построишь. А всемирный конгресс татар понимает задачу, как кажется, именно так. Но это связь эфемерная».

КАК БУРГАНОВ ОТКРЫВАЛ ВСЕМ ГЛАЗА НА «ЗУЛЕЙХУ»

Ученый стоял у истоков татарского общественного движения в Москве, был в числе основателей общества татарской культуры «Туган Тел». Агдас Хусаинович всегда был доступен, при этом разницы в возрасте и положении не ощущалось, ибо этот человек был не сноб, молод душой, открыт для всех. Горячо любил татарскую культуру во всех ее проявлениях.

Он высоко оценил нашумевшее произведение Гузель Яхиной в своей статье «Несколько слов о романе «Зулейха открывает глаза»». Бурганов не застал трансляцию сериала, но предрек телеуспех произведения, хотя, скорее всего, даже не знал, что роман будет экранизирован и какая на это последует реакция. Вчитаемся внимательно в строки его статьи: «Роман Яхиной по значимости для формирования человечного сознания в населении России я сравнил бы с философской статьей Чаадаева, — не скупится на комплименты ученый, — за которую он был официально, на государственном уровне объявлен сумасшедшим. Яхина же получила за роман несколько премий, включая самую большую российскую, что я пытаюсь объяснить пониманием должностными лицами, решавшими судьбу романа, российских погибельных реалий, срочно нуждающихся в их изменении в демократическом направлении. Или, быть может, приближением к пониманию этого некоторой частью гуманитарной элиты, интеллигенции, ныне растворенной в народе в качестве государственных служащих и потому единых с властями. Откровенно говоря, я затрудняюсь объяснить причину пропуска цензурой романа для всеобщего обозрения. Особенно, если иметь в виду сегодняшнюю сложившуюся в России ситуацию, мало сказать — неблагоприятную, а прямо-таки — погибельную.

Автору особенно удался образ главной героини — самой Зулейхи. «Смотря» на нее (я не оговорился: местами проза романа смахивает на сценарий кинофильма уже в постановке), как бы воочию убеждаешься в том, что природа и социум возложили на женскую половину человечества много больше обязанностей, чем на мужчин. Зулейха не мудрствуя лукаво справляется с навязанными ей сложнейшими житейскими проблемами всегда хорошо, побеждая трудности по-женски спокойно, не рвя на себе волосы и т. п. Всем своим поведением убеждая нас, мужчин, что исток нашего счастья в ней — женщине».

«100 СТРАНИЦ ИСТОРИИ ЖИЗНИ» НЕ УСПЕЛИ К ЕЕ ФИНАЛУ

«Бурганов был блестящим оратором, поражающим слушателей глубиной мысли и не лишенным чувства юмора, — продолжает «Московское татарское свободное слово». — Он охотно принимал участие в проводимых татарской общественностью конференциях, презентациях, круглых столах, встречах с молодежью, а вот праздных тусовок сторонился. При этом не боялся открыто выражать свое мнение, мог сказать правду в лицо и не прятался за чужими спинами. За это его многие любили, а некоторые побаивались. Несмотря на старческие недуги, Агдас-абый старался не пропускать важных встреч. Можно представить, как непросто было ему выбираться из дома, подниматься по высоким ступеням…

В преклонном возрасте освоил компьютер и интернет. Компьютер стал настоящим подспорьем в научной деятельности. Как же он быстро писал свои труды, с пушкинской легкостью излагая сложные проблемы! В последнее время активно пользовался электронной почтой, рассылая наработанное, обмениваясь письмами с многочисленными адресатами по всему миру».

Бурганов — автор около 300 научных и научно-публицистических работ, в том числе 15 книг и брошюр, 3 из которых — «Откуда и куда идешь, Россия?», «Философия и социология собственности: российские реалии», «Философия собственности: российские и татарские реалии» (на русском и татарском языках) — были изданы в 1996–2001 годах.

«98-летний юбилей старейшины московских татар, — сообщает „Московское татарское свободное слово“, — пришлось, увы, отмечать в больнице с переломом шейки бедра, но и в этом тяжком положении он до конца надеялся закончить работу над книгой „100 страниц истории моей жизни“, которую готовил к своему 100-летию. Она вчерне уже была написана, оставалось внести последние штрихи и издать. Не успел…»

Михаил Бирин

Фото на анонсе: tatmsk.tatarstan.ru


business-gazeta

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here