В Доме журналиста прошел круглый стол, посвященный Международному дню театра. Худруки и директора рассказали, на что сегодня ходит зритель, как Пушкинская карта меняет репертуар и как повлияла на все происходящее пандемия.
Рост посещаемости и новый зритель
Собрала и провела дискуссию главный редактор издания “Свежая газета. Культура” Ирина Лукьянова. В Самаре не так часто случаются разговоры на театральные темы с участием такого количества худруков и директоров, так что беседа о сегодняшнем дне началась издалека – с пандемии и ковидных ограничений.
Директор Самарского театра драмы Сергей Филиппов (до середины 2022 года – гендиректор театра оперы и балета) рассказал, как под влиянием новых правил для учреждений культуры поменялся возрастной состав публики:
– Пандемия, конечно, нам мешала жить, но в чем-то заставила посмотреть на себя иначе. Эти два года нужно было как-то пережить и продолжать заниматься творчеством. И нам это удалось. Работали в онлайн-формате, привели в порядок что-то из текущего репертуара. За это время зрительская аудитория серьезно обновилась. Старшее поколение, особенно 70+, теперь в театр ходит меньше. Причин у этого несколько. Одни, к сожалению, не пережили эти годы, другие остались напуганными на всю жизнь и не ходят в те места, где много людей, а третьи просто отвыкли. Зато стало больше зрителей в возрасте от 20 и от 40 лет. Они, особенно категория от 30 до 50 лет, составляют сейчас основную часть нашей аудитории. Это касается и драматического, и музыкального театров.
По словам Филиппова, и в регионах, и в столицах отмечают заметный рост посещаемости:
– С прошлой осени начался резкий всплеск интереса. Я знаю об этом от коллег из Москвы и Петербурга – у всех одна и та же история. То ли за эти два года люди изголодались по театру, то ли общая обстановка в стране и мире как-то способствует поиску места для отдыха или для работы души. По посещаемости показатели драматического и оперного театров сильно превышают то, что было в 2019 году.
Специальный корреспондент “Волжской коммуны”, театральный критик Ксения Аитова обратила внимание на еще один фактор, который мог повлиять на посещаемость:
– Труднее стало выезжать из страны на отдых, поэтому выросла ценность впечатлений, которые можно получить здесь. Мне кажется, в последний год увеличилась ценность любого разговора, возможности почувствовать себя среди единомышленников. Люди ищут смыслов, в том числе в театральных залах.
Филиппов напомнил участникам круглого стола о роли Пушкинской карты:
– Это серьезный инструмент, который дает театру драмы самого молодого зрителя. Это то, чего нам долгие годы не хватало. Ветераны иногда бывают в шоке: “Что это за школота, которая не знает, как вести себя в театре! Сидят в телефонах вместо того, чтобы смотреть на сцену”. Но если мы не приведем этих ребят сейчас, то, скорее всего, не увидим их в театре никогда.
В “Грани” не капризничают
С театром-студией “Грань” разговор короткий – при таком маленьком зале и такой популярности показатели посещаемости всегда 110 процентов.
– У нас зрители были и до пандемии, и во время нее, и после, – говорит худрук Денис Бокурадзе. – А зрители с Пушкинской картой просто не успевают купить билеты. Чего хочет зритель? Что я ставлю, то он и смотрит. В нашем случае публика ходит за смыслами и за пространством, за какой-то своей атмосферой. Камерность, приближение к зрителю, наверное, важны. Но самое главное – я честно отношусь к тому, что делаю. Наверное, поэтому зрители так же честно приходят, смотрят, благодарят. И не капризничают.
Заведующий режиссерским управлением Самарского театра оперы и балета Роман Ерицев рассказал, какие новые формы принесла в театр пандемия:
– Роспотребнадзор утвердил правила, согласно которым между музыкантами оркестра нужно было соблюдать расстояние в полтора метра. Мы все обмерили и поняли, что яма тогда должна занимать площадь в три раза больше. Выводить меньше музыкантов, чем композитор написал, мы не можем – это не честно. Тогда подняли яму, вывели артистов вперед к зрителям. А оркестр посадили назад. И это всем понравилось. Зритель увидел артистов еще ближе и без “четвертой звуковой стены” в виде ямы. Так мы сделали несколько оперных спектаклей и балетных дивертисментов. Правила отменили, а спектакли мы пока оставили.
Художественный руководитель независимого театра “Город” Борис Трейбич отметил, что в его коллективе стараются общаться со зрителями напрямую:
– У нас нет финансирования, поэтому одна из задач – просто зарабатывать, но при этом не терять в качестве. Мы поддерживаем контакт со своими зрителями. После спектаклей они часто пишут отзывы, кого-то мы знаем лично. Поэтому можем напрямую спросить, чего они ждут от театра. Пишут, что ждут эмоций, восторга, неожиданных развязок, нескучных спектаклей, помощи в понимании мира, поводов для размышлений.
Для частных театров оказалась большим подспорьем программа “Пушкинская карта”. Она даже на репертуар повлияла.
– С запуском этой программы у нас прибавилось зрителей, – сообщил Трейбич. – Огромная благодарность государству за возможность участвовать в ней частным театрам. У нас даже появился репертуар, которого раньше не было, – для подростков. Первым спектаклем стал “Всем, кого касается” по пьесе Даны Сидерос. Когда эти подростки повзрослеют, они будут ходить в театр. Это прекрасно.
Не идеализированный зритель
Новый худрук “СамАрта” Денис Хуснияров только начинает знакомство и с городом, и с театром.
– У меня ситуация особенная, потому что в Самаре я совсем недавно, – рассказал он. – Поэтому вопросы в первую очередь задаю себе, а не зрителю. Пытаюсь понять, как мне с этим театром взаимодействовать, куда его повести. Одна из задач – наладить диалог с юным зрителем, который обозначен в названии театра. Хотя я не уверен, что сейчас этот диалог расстроен. Мне кажется, он есть. Может быть, нужно выстроить более подробный разговор с подростковой аудиторией – 10-12-14 лет. Есть очень много произведений, кроме всем известной “Снежной королевы” или “Волшебника изумрудного города”. Хочется открывать современные тексты, обращенные к этой аудитории. В этом сезоне (еще до моего прихода худруком) в “СамАрте” появился “Эскиз-театр”. Это интересный проект, мы будем его развивать. Это будет отдельный репертуар, параллельный вечернему. В рамках этого проекта в фойе играют эскизы спектаклей. Думаю, правильно, что эскизы остаются сыроватыми. Это сокращает дистанцию между артистами и зрителями, и они легче потом включаются в обсуждение.
На дискуссии зашла речь и о вечном театральном камне преткновения – больших залах и вкусах массовой публики.
– Я бы не идеализировал зрителя, говоря о поиске смыслов, – сказал Филиппов. – Конечно, малый зал можно продать на что угодно. А если говорить о больших, то нельзя сказать, что массовый зритель очень хочет высокоинтеллектуальных произведений. Зритель хочет сюжетного, интересного и красиво упакованного зрелища. В театре оперы и балета своя история – на балет ходят чаще, на оперу немножко реже. Как думаете, какой самый посещаемый спектакль там? “Лебединое озеро”, конечно. Зимой – “Щелкунчик”. Что бы мы ни делали, какие бы суперкрасивые балеты ни выпускали, например “Бахчисарайский фонтан” или “Дон Кихот”, “Лебединое озеро” не обойти никому. А угадаете, какой самый посещаемый спектакль в театре драмы? Ladies’ night. Недавно мы отмечали его 20-летие. На некоторые нестарые еще спектакли, например “Лев зимой” или “Корсиканка”, ходят, к сожалению, мало.
Ксения Аитова напомнила, что театр во многом сам формирует свою аудиторию. Во всяком случае, может на нее влиять.
– Конечно, мы не можем списать со счетов вкусы массового зрителя и непростую задачу заполнить большой зал, – согласилась она. – Рисковать в камерном пространстве всегда проще. Но все-таки не менее важный вопрос: на какую публику ориентируется театр? Кого он “прикармливает”? Мы знаем, что если долго “кормить” зрителя спектаклями “на кассу”, а потом вдруг поставить что-нибудь суперинтеллектуальное, то может случиться провал. Просто тот зритель, к которому спектакль будет обращаться, давно забыл дорогу в этот театр и выбрал для себя другие места. Менять отношения с публикой, взращивать потребность в сложном разговоре – можно, но ничего не бывает сразу и быстро.
Возрастные ограничения упомянутых в тексте спектаклей: “Всем, кого касается” – 12+, “Лебединое озеро” и “Щелкунчик” – 6+, “Бахчисарайский фонтан” и “Дон Кихот” – 12+, Ladies’ night, “Лев зимой”, “Корсиканка” – 16+.