Домой Главные новости В стране и мире Танцы живота и наукоемкие производства – две стороны одной модернизации в Татарстане

Танцы живота и наукоемкие производства – две стороны одной модернизации в Татарстане

0

Танцы живота и наукоемкие производства – две стороны одной модернизации в Татарстане22 декабря в информационном агентстве «Татар-информ» состоялась пресс-конференция, посвященная 100-летию образования Татарской АССР. В ней приняли участие депутат Государственного Совета РТ, председатель Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев; вице-президент Академии наук РТ, директор Института истории имени Ш. Марджани АН РТ Рафаэль Хакимов; и двое потомков «освобожденных женщин мусульманского Востока» — заместитель министра культуры Республики Татарстан Гузель Шарипова и заместитель председателя Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу Резеда Шайхутдинова. Дамы выглядели вполне по-светски – общепринятый дресс-код для чиновниц и никаких платков.

И хотя Татарская автономная советская социалистическая республика была образована 27 мая 1920 года мероприятия, связанные с этим событием стартуют за три с половиной года до знаменательной даты.

В своем выступлении Р.Хакимов сделал акцент на том, что почти сто лет назад у татар впервые за несколько столетий после падения Казанского ханства появилась своя, пусть и в урезанном виде, государственность. Это дало возможность уже на официальном уровне возрождать национальную самобытность, культуру, язык, национальное образование. И действительно, татарский язык получил статус государственного, на нем официально ведется обучение в школе, выпускается большой объем книг и периодики.

В подтверждение его слов депутат Валиев сообщил, что в настоящее время каждый год в Татарстане выходит до 100 наименований книг на татарском языке, а в годы Советской власти выходило 400-500 наименований.

«С этой стороны в России мы занимаем первое место среди 21 национальной республики и по объему литературы, выпускаемой за государственный счет уступаем только русским», -заявил депутат.
Кроме этого он указал на то, какими темпами развивалось национальное образование в Татарстане. По его словам, если в первые сто лет существования Казанского университета (1804-1904) его окончили всего 18 татар, то сейчас в нем учатся 50 тысяч студентов, из которых 70% -татары.

К этому Р. Хакимов добавил, что если на момент образования Татарской АССР специальностями, связанными с научной и преподавательской деятельностью владели в основном русскоязычные, то на данный момент по номенклатуре специальностей татары полностью сравнялись с русскими.

Слов нет, образование в Татарстане шагнуло далеко вперед: в республике насчитывается более 30 высших учебных заведений. Четыре казанских вуза (Казанский государственный финансово-экономический институт, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казанский государственный технологический университет, Казанский государственный технический университет им. Туполева) входят в число 50 лучших вузов России.

Экономика республики 6-ая среди субъектов Российской Федерации по объёму валового регионального продукта. Здесь расположены такие важные федеральные предприятия как Казанский вертолетный завод, входящий в российский вертолетостроительный холдинг «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех», Казанский авиационный завод, и, конечно же знаменитый на весь мир КАМАЗ.

Танцы живота и наукоемкие производства – две стороны одной модернизации в ТатарстанеОднако у модернизации есть и своя оборотная сторона. Создание Татарской АССР происходило в русле ленинской национальной политики и считалось одним из достижений Октябрьской революции. Соответственно все делалось согласно марксистской идеологии, а она предусматривала среди прочего искоренение религии и насаждение атеизма.

Оборотной стороной модернизации по марксистским лекалам стало внедрение новой национальной культуры «народной по форме, социалистической по содержанию», как говорил «великий» Ленин.

В 1923 году был дан старт массовым антирелигиозным мероприятиям, прежде всего среди молодежи.

Сильнейшим ударом по исламской традиции стал перевод письменности мусульманских народов с арабской графики на латинскую, а впоследствии — на кириллицу. Это делалось, прежде всего, для того, чтобы оторвать массы мусульман от прежних ценностей, максимально затруднив их практику.

В Поволжье процесс насильственной модернизации общества был самым сильнейшим образом ускорен во время Великой Отечественной войны, когда были открыты нефтяные месторождения по обоим берегам реки Белой. Для их разработки были привлечены большие массы сельской молодежи из Татарстана и Башкирии началась урбанизация: на месте деревень начинались комсомольско-молодежные стройки, на месте которых возникали города (яркий пример – Набережные Челны) в которых уже не было ни мечетей, ни национальных школ, ни очагов национальной культуры.

Плоды советской модернизации и атеизации видны невооруженным глазом до сих пор. Так, ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин на прошедшем в сентябре этого года в ДУМ РТ круглом столе, посвященном борьбе с экстремизмом так и заявил, что татары – самый нерелигиозный мусульманский народ. «Не секрет, что у татар среди мусульманских народов религиозность самая низкая», — сказал он.

Для большей наглядности этот свой тезис Мухаметшин подкрепил цифрами. По его данным, «50% (татарских) людей, которые себя считают мусульманами, пьют водку, 27% едят свинину». «Вот такие мусульмане, что делать, но такие они есть», — посетовал ректор.

Ярким примером подтверждающим его слова стал вопиющий случай с певицей Резедой Ганиуллиной, устроившей «танец живота» в мечети. В ответ на критику своего поступка она заявила: «Мне не стыдно за мое выступление, потому что оно является результатом моего непрерывного труда и творческого развития».

И в качестве еще одной «вишенки на торте»: в Казани стартовал Отборочный тур XIX республиканского конкурса красоты «Мисс Татарстан-2017», где правнучки некогда «освобожденных» большевиками «женщин Востока» выставляли на всеобщее обозрение свои тела в купальных костюмах.

Согласно их жизненной философии – это неотъемлемая составляющая успеха для жизни в модернизированном обществе.

http://www.islamnews.ru/