— Это значит, что моя работа будет выставляться на тематических выставках в университете, — поясняет девушка. – Ведь до меня, оказывается, никто из выпускников не создавал татарский костюм, как рассказала мне мой дипломный руководитель Вера Васильевна Ковалева, доцент кафедры традиционной мордовской культуры и современного искусства, которая мне и предложила выполнить эту работу.
Альфия признается, что в университете она получила разностороннее образование по своей специальности: это вышивка, ткачество, искусство батика и многое другое. Девушку давно привлекает техника «горячего» батика и этому хотела посвятить свою дипломную работу.
— Среди моих однокурсников я была единственной татарочкой, поэтому Вера Васильевна посоветовала сделать что-нибудь связанное с татарской тематикой, — рассказывает Альфия Муртазина. – Первоначально планировала изготовить панно, но вскоре «переключилась» на татарский женский костюм. Подготовка заняла около трех месяцев, то есть я определялась, какой век нужно будет представить в своей работе, из какого материала шить. Сама Вера Васильевна Ковалева занимается творчеством, она дала мне много нужных советов, предоставила необходимые книги. Конечно, мне хотелось найти информацию «из первых уст». Я разговаривала с бабушками из некоторых татарских сел, но пожилые люди «не застали» своих бабушек и не помнят разговоры о тех временах. И все же мне по крупицам удалось собрать нужные сведения, а потом воссоздать татарский женский костюм, который носили в середине — второй половине 19 века.
Сам костюм состоит из длинного широкого платья, головного убора, а также сумочки, выполненной в технике лоскутного шитья.
— Я узнала, что сумочка тоже является элементом костюма, и ее тоже носили наши прапрабабушки, — продолжает Альфия Муртазина. – Платье и головной убор не обходился без вышивки, для которой использовала растительные мотивы, свойственные татарским одеждам. Причем платье, как оказалось, вышивать надо на груди и на подоле. Я вышивала шерстяными нитями 5-6 цветов, применяя, как мы говорим, счетную гладь.
Альфия признается, что работа над таким дипломным проектом была не очень сложной, но кропотливой и интересной. Очень много времени заняло вышивание костюма.
— С моим дипломным руководителем мы долго размышляли, какую ткань использовать для пошива татарского костюма, — говорит Муртазина. – Пришли к выводу, что как нельзя лучше подходит канва, внешне похожая на грубую ткань из льна. Мне помогли раскроить ткань, так как предмета по раскрою у нас не было. Кстати, «на защите» председатель экзаменационной комиссии отметил превосходный крой костюма. Вся дальнейшая работа заняла не один месяц.
Вообще с творчеством Альфия Муртазина начала «дружить» еще с детства. Она любила рисовать, занималась танцами. В 11-й саранской школе, которую закончила, любила участвовать в различных мероприятиях.
— У нас были хорошие учителя, — рассказывает Альфия. – Замечательный классный руководитель Елена Александровна Зинякова. После школы я хотела поступить в Институт национальной культуры Мордовского университета на отделение дизайна, но все же выбрала декоративно-прикладное искусство. И нисколько об этом не пожалела. Также Альфия успешно училась в художественной школе, которую закончила с отличием. Она признается, что тогда больше всего ее привлекал предмет живописи. Лучше всего ей удавались натюрморты, пейзажи.
— Во время учебы в университете на занятиях по живописи мы начали пробовать писать картины маслом, что в художественной школе не использовали, — говорит девушка. — Мне нравилось, что картины получаются более профессиональные, масло можно накладывать на полотно в несколько слоев. Масло – это тяжелый, долговечный материал, работа с которым требует определенной техники в отличие даже от дорогих акварельных красок. Живопись у нас вел Анатолий Николаевич Баргов, профессор кафедры традиционной мордовской культуры и современного искусства Мордовского университета, заслуженный художник Мордовии. И Альфия пробует себя как профессиональный художник: пишет натюрморты. Иногда об этом ее просят друзья и знакомые. И сейчас она работает над очередным заказом – летний пейзаж, озеро, небольшой домик.
— Преподаватели дали нам, студентам, столько всего интересного! Я училась разным видам искусства, — рассказывает Альфия Муртазина. – Пробовала себя в роли гончара на занятиях по керамике, когда мы на настоящих гончарных кругах изготовляли мордовские крынки-горшки для молока, также занимались ткачеством на специальных станках, техникой росписи на ткани (батик). Резьба по дереву требует большого терпения и чуть ли не ювелирной точности.
Есть свои особенности и у мордовской вышивки. Как говорит Альфия Муртазина, декоративно-прикладному искусству можно учиться всю жизнь.
Альбина Давыдова, Республика Мордовия