Татарский фактор

0
61

Фото из "Facebook"Началось лето. Если у мусульман в году 2 праздника, то татары празднуют еще и третий: Сабантуй. Пожалуй, единственный праздник, который собирает нацию вокруг именно национального ядра. Курбан-байрам и Ураза-байрам – это праздники общемусульманские, и, к сожалению, в последние годы праздничные проповеди в мечетях всё больше и чаще звучат не на татарском, хотя мы так любим гордиться званием самого многочисленного мусульманского народа России.

В этом году праздник плуга пройдет в 54 регионах России и 23 странах ближнего и дальнего зарубежья. За этими цифрами стоит многое: отношения татарской общины с местными властями, активность самих татар, умение сорганизоваться, финансовая состоятельность местного татарского населения. Сабантуй проходит и в Ташкенте, где проживает около 66 тысяч татар, и в городе Каракол (Кыргызстан), где количество татар не превышает 1600 человек, и в Монреале с Лондоном, где татар не наберется и сотни.

Безусловно, точные цифры не знает никто. Но факт остается фактом: где бы ни жили наши соотечественники, они везде стремятся раз в год заявить о своих корнях перед остальными. В Соединенных Штатах, например, Сабантуй стал своего рода площадкой для знакомств. Каждый год на американский праздник плуга, проходящий в Вашингтоне, приезжают новые люди – татары, только что иммигрировавшие в Новый свет. Җан тартмаса да, кан тарта. Эта татарская поговорка становится как никогда актуальной.

Ну, а в регионах России Сабантуй – своего рода, фактор, демонстрирующий татарскую суть России. Мы привыкли считать, что татары проживают где-то на территории от Иделя до Урала, да еще в Сибири. Ан-нет, наши есть везде. Сабантуй проходит и в Рязанской области (с.Азеево), и в Ставропольском крае (с.Малый Барханчак), и на Алтае (г.Барнаул) и даже на острове Сахалин (ничуть не удивляешься названию Татарского пролива, отделяющего остров от материка). И в подавляющем большинстве городов и сел, где проходит Сабантуй, татары – не пришлое, а истинно коренное население, которое стремится отдавать дань своей истории и своим корням. Вот здесь-то и начинаешь понимать слова, ставшими уже клише в характеристике татар: “один из наиболее дисперсно расселенных народов”.

Татары не помещаются в маленький Татарстан, который по территории в 2 раза меньше соседнего Башкортостана, где проживает чуть ли не столько же татар, сколько живет в Татарстане. В официальной прессе принято писать, что все эти татары, живущие “за пределами своей исторической родины смотрят на Казань” и берут с нее пример. В реальности же степень восприятия столицы Республики Татарстан татарами мира как именно татарской столицы никто никогда не выяснял. Довольно часто, путешествуя по миру, сталкиваешься с тем, что Казань воспринимается татарами данной конкретной местности как город, несущий в мировое пространство современную татарскую культуру, но не как историческая родина. Люди чувствуют, что их корни не со Средней Волги, а именно с Сибири, Алтая, Астрахани, Яика… И это еще раз подчеркивает дисперсность нашего народа. Народа, который испокон веков существовал на огромных территориях Евразийского материка.

“Говоря о татарской истории, мы должны вести речь о всех тюркских народах. Потому что со времен Чингисхана и до начала 1900-х годов татары фактически управляли народами, проживавшими от Москвы и до Восточного Туркистана, и были на самом верху социальной лестницы. Каждый их шаг имел колоссальное влияние на тюрков. Именно поэтому история современных татар оказала огромное влияние на Казахстан, Кыргызстан, Азербайджан и регионы Кавказа. Общий язык тюрков был также близок именно к татарскому языку. И я не ошибусь, если скажу, что тюркский национализм пришел в Стамбул из Казани вместе с татарскими учеными”. Это слова доктора исторических наук, турецкого ученого Ильяса Топсакала. Они отчасти объясняют нынешнее состояние татар, в памяти которых отложился былой уровень нации. Мы словно пружина, которую сжали. Но ведь пружина рано или поздно разжимается…

В первый день лета телеканал НТВ показал “Вечер нашидов в Грозном”. Концерт, состоявшийся в столице Чечни 15 мая, был посвящен памяти первого президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова. Великолепная панорама отстроенной чеченской столицы, слезы в глазах зрителей, стильная умеренность мероприятия, наверное, поразили многих. Фактически впервые в истории российского ТВ федеральный телеканал показал мусульманский концерт (если слово “концерт” здесь вообще уместно). Складывалось такое ощущение, что телеканал вещает не из Москвы, а откуда-нибудь из Джидды или Куала-Лумпур. В социальных сетях тут же пошли комментарии типа “Как такое пропустили в эфир?” (сарказм, конечно), а оппозиционер Навальный задался вопросом: “А что там такое по НТВ?”.

Молодец, Рамзан Кадыров. Договорился же! Смог добиться того, что Грозный, чеченцев, а вместе с тем и мусульман пропиарили на всю страну, подчеркнув тем самым, что происходящее на экране – тоже Россия.

Интересно, смог бы наш татар(стан)ский президент добиться того же? Ну, если не того же, то хотя бы трансляции татарского концерта из центра Казани в эфире федерального телеканала. Впрочем, такими видами как в Грозном ночная Казань, к сожалению, похвастаться не может… У нас же Универсиада и чемпионаты мира.

“еТатар.”

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here