Домой Жизнь татар Татары в России и в мире Театр песочной живописи и теней «Скарабей» увлекает челябинцев волшебными спектаклями

Театр песочной живописи и теней «Скарабей» увлекает челябинцев волшебными спектаклями

0
Театр песочной живописи и теней «Скарабей» увлекает челябинцев волшебными спектаклями

С августа этого года в муниципальном кино-театральном объединении (МКТО) «Кировец» обосновался молодой театр теней «Скарабей». Помимо прочего, это еще и мастерская песочной живописи. Здесь творят свою удивительную магию четверо фантазеров под управлением художественного руководителя объединения Ксении Труниной.

Зрелище действительно завораживающее. На экране монитора появляются удивительные образы из песка, сюрреалистично перерождающиеся друг в друга. Пальцы мастера создают штрихи настолько быстро, что публика не успевает понять, что анимация – это творение мастера в режиме онлайн.

Технические трюки

Во время теневого спектакля необычные картины создаются при помощи цветных плоских кукол. Этот принцип челябинские мастера переняли из азиатской традиции. Немудрено, что спектакли теневого театра пользуются особой популярностью у детей. В момент действия малыши смотрят на экран с открытыми ртами, их вниманию не дают отвлечься ни на секунду. После спектакля остается ощущение, будто побывал в школе волшебства. А ведь все гениальное так просто.

Театр теней – это небольшой зал, рассчитанный на 80 мест. Вместо сцены здесь, как в кинотеатре, висит белый экран. За ним и «колдуют» актеры. Театр теней начал работу всего три месяца назад. Художники Евгений Бондарь, Александра Андриевских придумывают и мастерят кукол, подбирают художественный фон и технические трюки, актеры Елена Шерстобитова и Юрий Рябухин разыгрывают спектакли.

Начинала труппа со спектакля теней «О рыбаке и рыбке», а за пару месяцев репертуар театра расширился до 10 – 12 спектаклей за счет песочной анимации. В ноябре состоялась премьера уже второго теневого спектакля – «Шурале».

– Началось все с того, что очень хотелось организовать театр и воспользоваться при этом малыми средствами. Тогда было неясно, будет ли интерес ко всему этому, – вспоминает Ксения Друнина. – Причем задача стояла – выбрать нишу, не занятую никем. Через тени можно показать все что угодно. Театр теней может быть одновременно и драматическим, и танцевальным. Это было оптимальное решение. Мы решили организовать театр в таком вот камерном виде, и первым опытом для ребят стала «Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкина. В спектакле использовались исключительно плоские куклы. Спектакль приобрел символический и даже мистический оттенок. А за счет выразительных художественных средств и задумок мы обеспечили нашим спектаклям зрелищность.

Например, манипуляции с тканью могут подарить удивительные тени.

– Если красить плоские куклы витражными красками, то они тоже дают интересный отблеск. Нововведение позволило нам расширить представление о теневом театре. Помимо основного экрана в зале есть еще два, – объясняет актер Юрий Рябухин. – Один сделан по принципу барной вывески: на нем горят неоновые рыбки. У маленького зрителя рассеянное внимание, поэтому спектакли идут в среднем полчаса. А когда задействован этот дополнительный экран, с помощью которого можно демонстрировать динамику шторма на море, тем самым мы удерживаем внимание ребятишек. Другой монитор лежит горизонтально, в виде столешницы, на которой Женя Бондарь рисует песочную живопись, а видеокамера передает изображение на главный экран. Самому младшему нашему зрителю было 1,5 года. Мы боялись, что ребенку будет неинтересно, слишком мал еще. Но вопреки всему девчушка была счастливее всех на свете и получила море положительных эмоций, посмотрев наш спектакль.

– Постепенно мы движемся к слиянию теневого театра и песочной анимации, – рассказывает художник Евгений Бондарь. Он держит в руках обаятельного зеленого гоблина с рогом на лбу. Оказалось, это и есть сам Шурале. Когда идет теневой спектакль, эта объемная кукла появляется в самых неожиданных местах в зале, чтобы усилить впечатление от сказки. Малыши в восторге.

– Сегодня Шурале напроказничал – «разбил» бутылку с лаком, – смеется Бондарь. – Своими ручищами-корягами задел флакон на столе и об пол! У каждой куклы свой характер. И это очень интересно. Я изготавливаю кукол из папье-маше по старинной французской технологии. Затем покрываю краской и лаком.

Этнический цикл

В основе премьерного спектакля – знаменитая поэма татарского поэта Габдуллы Тукая «Обаятельный Шурале». Это веселая история противостояния незадачливого лесного жителя Шурале и деревенского дровосека.

– Все изюминки и находки мы создаем налету, – рассказывает актриса Елена Шерстобитова. – Даже если считается, что так нельзя и мы выходим за рамки канона. Тем самым азиатские традиции театра встречаются с европейскими кукольными традициями и неплохо ладят между собой. Для нас главное – эффектность. Поэтому в поэму о Шурале мы добавили действия, однако ядро сказки и традиции уважения к народу не изменили.

Идея поставить национальную татарскую сказку принадлежит Ксении Труниной. Именно она предложила в качестве еще только формирующейся идеологической основы театра создать цикл сказок народов мира. У каждого театра в городе – уникальное лицо. Точно так же оно необходимо и нашему объединению.

«Шурале» открыл цикл этнических сказок, которые мы будем ставить для представителей разных национальных диаспор, проживающих в Челябинске. «Шурале» идет как на русском, так и на татарском языке.

Цель у коллектива одна: чтобы каждый спектакль отличался от другого технически. По ходу действия добавлен еще и видеоряд. Проектор позволяет оформлять фон, какой актеры пожелают. Например, идет главный герой из деревни в лес, а на заднем фоне меняются картины – от деревенской улицы до лесной чащи. Спектакли проходят на русском и на татарском языках.

Планов у труппы «Скарабея» очень много. Следующий спектакль будет на рождественскую тематику – «Вечера на хуторе близ Диканьки». В нем помимо плоскостных будут и объемные персонажи. А к весне коллектив готовит День дурака в карнавальной манере. Это спектакль с участием живых актеров. Будут там шуты и скоморохи на ходулях. Сейчас актеры тренируются – осваивают ходули.

Вторая предновогодняя премьера этого года – песочный спектакль «Серебряное копытце». Кстати, ни в одном челябинском театре, несмотря на то, что Павел Бажов – наше достояние, спектаклей по его произведениям нет.

На днях у коллектива состоялась еще одна премьера – музыкально-песочное шоу «Пески времени». Под чувственные восточные мелодии на глазах у зрителей всего на мгновение ожили яркие поэтические образы, созданные искусством песочной анимации и языком восточного танца. Этот спектакль – экзотический синтез арабской, персидской и армянской музыки от ансамбля «Хайям», песочной анимации, восточной хореографии и поэзии Омара Хайяма.

Театр готовит множество сюрпризов к Новому году, билеты на его новогодние елки раскупаются уже сейчас. Труппа активно гастролирует по области, ее приглашают в образовательные учреждения города, где актеры проводят мастер-классы по песочной живописи и показывают занимательные мини-спектакли на тему безопасности дорожного движения или здорового образа жизни с использованием песочной анимации.

http://www.tatary-urala.ru