Толерантность – залог стабильности и мира

2
78

16 ноября 2012 г.  в г.Чапаевск Самарской области, в актовом зале Чапаевского химико-технологического техникума состоялось торжество, посвященное Международному дню толерантности. В нем приняли участие заместитель главы администрации г.Чапаевск С.И.Гаврилов, руководитель комитета по общественной безопасности администрации г.Чапаевск Н.А.Васильченко, директор техникума И.В.Музуров,  руководитель Русского культурно-просветительского центра “Наследие” г.Чапаевск Н.В.Широкова, директор Дворца культуры г.Чапаевск Р.С.Фаттахов, другие официальные лица, а  также студенты, педагогический коллектив техникума.

Состояние и проблемы толерантности в современных условиях осветил в своем выступлении советник Президента СРТОО “Дуслык” Идеал Мусинович Галяутдинов. Вот что он говорил:

“Ассаляму галяйкум ва рахматуллахи. Мир Вашему дому, родным и близким! Здравствуйте, уважаемые участники сегодняшнего торжества! Как видите, вышел я перед вами в тюбетейке, татарском национальном головном уборе. Это значит, что я – татарин по национальности. Хотя “в Казани я – татарин, в Алма-Ате – казах, на Полтаве – украинец и осетин в горах…” Так писал великий акын Казахского народа Джамбул Джамбаев, подчеркивая интернациональный характер людей, проживающих в нашей стране. Да, я – татарин по происхождению, знаю язык, историю,  культуру, религию своего народа. Но я также знаю великий русский язык и считаю его вторым родным языком.

Вспомним, что сказал великий русский писатель Александр Сергеевич Тургенев, татарин по происхождению, о русском языке: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!..”

Каждый человек вправе гордится своей нацией, родным языком, культурой, историей своего народа. Но он также обязан уважать выбор других и их культуру, обычаи и традиции. Это и есть толерантность, уважительное отношение друг к другу. Но когда национальная гордость превращается в национальную обособленность, в национальную исключительность и, по словам Белинского, “любит своё только за то, что оно своё, и ненавидит всё чужое за то только, что оно чужое, и не нарадуется собственным безобразием и уродством”, это становится опасным для общества. История знает много примеров, когда одна нация провозглашала себя единственно “чистой”, “непорочной”, а в конце-концов обрекала себя, свою нацию, народ на гибель. Так случилось и с фашисткой Германией, так может случится и с другими глашатаями исключительности, богоизбранности своей нации.

Мы провозглашаем толерантность. Вместе с тем, толерантность имеет определенный предел. Если тот или иной человек, та или иная группа людей переходит границу закона, права, пренебрегает принятыми нормами нравственности и правилами поведения, принятыми в данном обществе, то ни о какой толерантности речи не может быть. Общество, его представительные органы должны решительно пресекать действия таких людей и групп людей.

Год 2012-й провозглашен Годом истории России. Что это означает для нас? Это означает обязанность каждого из нас изучать свою историю, ее героев и участников – строителей российской государственности и защиты ее интересов. А кто будет знать историю своего государства, народа, проживающего на его территории, тот будет уважительно, толерантно относится друг к другу.

4 ноября мы ежегодно отмечаем День народного единства, принятый Государственной Думой РФ. Эта дата отмечается с связи с тем, что 4 ноября 1612 года Москва, и в целом Россия, была освобождена от иноземных захватчиков, фактически сохранив свою независимость. А много ли мы знаем о тех событиях и героях-освободителях?

27 декабря 2010 года Владимир Путин сказал: “Когда иностранные интервенты (тогда это были поляки) захватили Москву, и официальная власть, условно говоря, была полностью парализована, кто поднялся на защиту Отечества? Рядовые люди. Откуда они взялись? Их объединил, в том числе, один из объединителей – гражданин Минин, которому стоит памятник на Красной Площади. Кто такой Минин? Обыкновенный рядовой гражданин. ТАТАРИН по происхождению. Отдал свое имущество, поднял людей, призвал князя Пожарского. И пошли они на Москву. И освободили ее!”

Освобождали Москву, отстояли независимость России вместе с русскими и татары, и чуваши, и башкиры, и мордва, и многие-многие народы России. Заметьте, прошло всего 60 лет после взятия Иваном Грозным Казани и когда нависла над общим домом – Россией потеря независимости, позабыв об обидах, татары вместе с русскими встали на защиту Родины – России.

В освобождении Москвы и России от французов в Отечественной войне 1812 года большую роль сыграли и татары. Именно конные отряды татар шли в авангарде российской армии и вместе с русской армией освобождали европейцев от французской оккупации! А татаро-башкирская конница первой вошла в Париж! Манифест о взятии наполеоновской столицы по поручению Александра I был написан Алексеем Ермоловым-Давыдовым, татарином по происхождению. За мужество и героизм татар, проявленные в войне 1812-1814 гг., по указу Императора они получили право построить в Казани, в Татарской Слободе на участке купца 1-ой гильдии Назарбая Хамалова, деревянную мечеть.

Позднее воины 2-го тептярского и 2-го мишарского конных полков были награждены серебряной медалью “За взятие Парижа 19 марта 1814 года”.

Не желая вовсе обособлять татар, их героизм, я горжусь своими предками, прославившими мою Отчизну. Вот один из них, герой Отечественной войны 1812 года Денис Васильевич Давыдов, чей дворянский род восходит к татарскому мурзе Мингаку, при крещении ставшего Семеном Касаевичем. В стихотворении, адресованном графу П.А.Строганову, Денис Давыдов четко указывал, что он – потомок Чингиз-хана и Бату-хана:

“Блаженной   памяти   мой   предок  Чингисхан,

Грабитель,  озорник   с   аршинными   усами ,

 На  ухарском коне, как вихрь перед громами,

В блестящем панцире влетал во вражий стан

И мощно рассекал татарскою рукою

Всё, что противилось могущему герою.

Почтенный пращур мой, такой же грубиян,

Как дедушка его, нахальный Чингисхан,

В чекмене легоньком, среди мечей разящих,

Ордами управлял в полях, войной гремящих.

Я тем же пламенем, как Чингисхан, горю;

Как пращур мой Батый, готов на бранну прю…”

Вместе с русскими в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов против фашизма миллионы людей разных национальностей, разных религиозных убеждений отдали свои жизни за свободу и независимость нашей Родины. Среди более 11 тысяч Героев Советского Союза – около 2 тысяч украинцев, более 500 белорусов, более 200 татар, а также десятков других национальностей. Они не знали слова “толерантность”, им этого и не нужно было знать. У них было понятие “дружба”, “братство”, “Родина”, “независимость”, скрепляющие всех людей в единую семью во имя благополучия и процветания своей Родины, своей страны.

Неужели те, кто в День народного единства выходили на улицы с лозунгами “Россия для русских”, “Правительство – только русское” и тому подобное, под общим названием “русский марш”, забыли или не знают своей истории? Истории, веками скрепленной дружбой, кровью многих народов, живущих в России? Да где же взять так называемых “чистых” русских, “чистых” татар, чувашей, мордвы, башкир, украинцев и т.д.

Владимир Путин говорил как-то: “Копни любого русского и в нем найдешь татарскую кровь”. За сотни и тысячи лет мы перемешались, мы взаимно обогатились культурами, обычаями, традициями. Мы разные, но мы едины. Как можно разъединить, например, семьи, состоящие из людей разных национальностей, разных религий? Их только в Самарской области более 40 процентов!

Я против смешанных браков, ибо в них исчезает родной язык, культура, обычаи, традиции. Дети, рожденные в этих семьях, не знают к какой национальности относить себя. Но это объективный процесс, и от этого нам некуда деться. Не разрубить же топором, в конце концов, эти семейные узы только потому, что они не устраивают какого-то националиста-фанатика.

Есть в этом, мне кажется и положительная сторона. Возможно, благодаря смешанным бракам создаются определенные предпосылки стабилизации в обществе.

А кто у нас в России были правителями? Русские? Как бы не так… Известно, что первый русский князь Рюрик, положивший начало династии Рюриковичей, был из варягов, то бишь в нем текла скандинавская кровь. Его единственная жена Ефанда происходила из рода норвежских королей. От этого брака рожден был, как известно, Игорь, ставший князем, и первым продолжателем рода Рюриковичей.

Легендарный вещий Олег, воспетый Пушкиным, был наставником Игоря и тоже происходил из рода норвежских королей. Александр Невский имел смешанную русско-половецко-аланскую кровь, а его  внук Юрий обвенчался с сестрой хана Узбека Кончакой. Две жены Василия III – Соломония Сабурова и Елена Глинская, мать Ивана Грозного, были девушками татарских кровей.

А династия Романовых!? Тут и латыши, и шведы, и датчане, и немцы, и голландцы, и австрийцы и много других кровей, только не русская кровь.

А после Елизаветы практически прекратилась и династия Романовых. Все последующие Романовы носили эту фамилию, скорее следуя официальной традиции, нежели кровной преемственности. И ни в ком из них не было ни капли русской крови.

Тем не менее, они правили Россией, кем бы они ни были, они строили Россию, расширяли ее границы, защищали ее от внешних врагов.

Кого же хотят видеть сторонники так называемого “русского марша” на российском престоле? Словами А.С.Грибоедова я бы спросил: “А судьи кто?”

В заключении своего вступления хочу привести слова моего друга Фатиха Саубановича Сибгатуллина из его книги “Великие татары – строители и защитники Государства Российского” (Казань, “Идел-Пресс”, 2012, стр.218):

“…Канули в Лету Рюриковичи и Романовы! Москва же в конце концов стала столицей Российской империи, затем Советского Союза, нынешней Российской Федерации…

Ни грекам, ни китайцам, ни арабам, ни немцам никогда не удавалось покорить населяющие эти бескрайние просторы Центральной Евразии, объединить их под властью одного правителя в едином могущественном государстве. Это смогли сделать только мы – тюрки и славяни, татары и русские, конгломерат русско-славянского, тюрко-монгольского и угро-финского народов! На этой земле всегда царствовали и будут властвовать только наши люди – достойные потомки и продолжатели славных дел Аттилы и Петра Великого!”

Да здравствует великая дружба между народами! А где дружба – там и толерантность”.

Под бурные аплодисменты собравшихся Идеал Галяутдинов задушевно спел на украинском языке “Песню про Рушник”.

Римма Нуретдинова.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Идеал абый бик зур рахмят! Чын хям дорес фикерляр!
    Урысча айткяндя: полная уважуха!!!!!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here