Домой Главные новости В стране и мире «Туган як» с доставкой: минсельхоз РТ придумал, как фермерам обойти «Пятерочку» и «Магнит»

«Туган як» с доставкой: минсельхоз РТ придумал, как фермерам обойти «Пятерочку» и «Магнит»

0
«Туган як» с доставкой: минсельхоз РТ придумал, как фермерам обойти «Пятерочку» и «Магнит»

Местным производителям дадут место на полках первых 100 магазинов. Но покупателям придется развить «культуру планирования»

Фермеры Татарстана состоялись как производители, но реализовывать продукцию пока не научились, да это и не их головная боль, считают в ГБУ «Центр компетенций по развитию сельхозкооперации», руководители которого накануне презентовали систему «Туган як». По замыслу организаторов, этот проект обеспечит сбыт фермерских продуктов и повысит прибыль магазинов «у дома», а привередливых горожан обеспечит экофудом в шаговой доступности.

Руководители специально созданного ГБУ «Центр компетенций по развитию сельхозкооперации» рассказали о разработанной ими системе «Туган як» Фото: agro.tatarstan.ru

«ЭТО СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ, ЗДЕСЬ НИКТО НИ НА КОМ НЕ ЗАРАБАТЫВАЕТ»

«Для нас всегда было проблематичным: как без посредников, напрямую, реализовать продукцию, чтобы хотя бы 50–60 процентов от цены реализованной продукции возвращалось своему производителю», — объяснил сверхзадачу проекта «Туган як» заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ по экономике и аграрным преобразованиям Ришат Хабипов. Выступая на пресс-конференции перед журналистами, он подчеркнул, что ЛПХ и КФХ вместе производят продукции на 120 млрд рублей в год, но донести ее до рынка у них «не хватает мастерства». Теперь же новая система позволит им сбывать продукцию не только на офлайн- и ОНЛАЙН-ярмарках, но и через обычные торговые точки «в рядовых магазинах». 

Детально схему работы «Туган як» разложил Ренат Мамаев, заместитель директора созданного в этом году ГБУ «Центр компетенций по развитию сельхозкооперации». Желающим вступить в «Туган як» покупателям выдается бесплатная карта, которая дает скидку в 3%. Дополнительные скидки предусмотрены для тех, кто заказывает продукты заранее, а после доставки приходит за ними в магазин — в данном случае скидка может дойти до 15%. В покупателях это воспитывает ответственность, а производитель получает видимый горизонт сбыта: сколько он может произвести продукции без угрозы для реализации. Со своей стороны он должен обеспечить сертифицированное качество и логистику до Казани. Магазинам, которые начнут работать с «Туган як», обещают виртуальную торговую площадку и мерч — двери и продавцов украсит фирменная эмблемы сети в виде корзинки с овощами и фруктами.

«Это социальный проект, здесь никто ни на ком не зарабатывает», — несколько раз подчеркнул Мамаев. «Социальность» проекта, по всей видимости, следует понимать как помощь сельхозпроизводителям сбыть свою продукцию.

Детально схему работы «Туган як» разложил Ренат Мамаев. «За пределы Казани сеть пока не выходит», — подчеркнул он

Детально схему работы «Туган як» разложил Ренат Мамаев. «За пределы Казани сеть пока не выходит», — подчеркнул он .

НАШЕМУ ПРОИЗВОДИТЕЛЮ — НАШЕГО РЕТЕЙЛЕРА. ПУСТЬ И МАЛЕНЬКОГО

По словам директора ГБУ «Центр компетенций по развитию сельхозкооперации» Илнура Хабибуллина, сейчас налаживается взаимодействие с розничными магазинами «у дома», а в планах — дойти до «наших» сетевых магазинов, таких как «Эдельвейс» и «Бахетле». О федеральных сетях Хабибуллин не сказал ни слова, ведь по условиям проекта не только производитель, но и ретейлер должен быть местным. По словам его заместителя Мамаева, сейчас система работает лишь в 7 магазинах, но уже идет «тестовая работа по взаимодействию» с двумя республиканскими контрагентами, назвать которых ему помешали юридические тонкости. У одного из партнеров 100 магазинов в Казани, в некоторых из них уже началась поставка овощей, у другого «порядка 10», он занимается «мясными деликатесами». Имена партнеров будут раскрыты в декабре на специальном фестивале, там же представят полный адресник магазинов. Как полагают организаторы, к февралю под зонтичным брендом «Туган як» в Казани станут работать около 100 магазинов. «За пределы Казани сеть пока не выходит», — подчеркнул Мамаев.

По словам директора Центра компетенций по развитию сельхоз кооперации Илнура Хабибуллина, в тестовом режиме схема пока отрабатывается с интернет-площадками «Ферэко» и «Станция плантация»

По словам директора «Центра компетенций по развитию сельхозкооперации» Илнура Хабибуллина, в тестовом режиме схема пока отрабатывается с интернет-площадками «Ферэко» и «Станция плантация».

«Нужно сначала торговым партнерам трафик создать, оттуда наши кооперативы будут получать регулярный сбыт», — еще раз пояснил цель проекта замдиректора сети. Такое «вертикально интегрированное партнерство» избавит производителей от риска непродаж и устранит фактор случайности покупок. «Мы должны потихоньку внедрять культуру планирования у горожан. Если житель города позволяет себе платить 40–50 процентов наценки, то он будет случайным покупателем, но если хочет экономить, должна появиться культура планирования», — объяснил Мамаев. Товар по предзаказу намного дешевле, но его нужно гарантированно забирать, чтобы у производителя на другом конце цепи не возникли убытки. Для этого предусмотрен «кнут», и это вовсе не предоплата покупки. Вместо этого тот, кто не заберет заказанное… отправится в черный список, то есть его «отграничат от сервиса». «Чтобы этого не произошло, важно выдерживать дисциплину покупок», — подчеркнул замдиректора центра.

«Это социальный проект, здесь никто ни на ком не зарабатывает», — несколько неоднозначно подчеркнул Мамаев

«Это социальный проект, здесь никто ни на ком не зарабатывает», — несколько неоднозначно подчеркнул Мамаев.

«СТАНЦИЯ ПЛАНТАЦИЯ» И «ФЕРЭКО»

Помимо офлайн-торговли, авторы проекта в тестовом режиме отрабатывают сбыт фермерской продукции с доставкой через интернет-площадки «Ферэко» и «Станция плантация». «Станция плантация» существует в Казани с 2018 года. На сайте компании сообщается, что для удовлетворения потребностей клиентов у нее есть собственный распределительный центр, где каждый товар проходит контроль качества. Отмечается, что особое внимание обращается на экологичность и свежесть фруктов, овощей и товаров повседневного спроса. 

Ассортимент магазина большой: помимо овощей и фруктов, фермерского мяса, молочных продуктов, орехов и сухофруктов, «Станция плантация» доставляет экзотические продукты со всего мира, а также органическую косметику. Из фруктов в ассортименте, например, есть авокадо из Доминиканы, манго из Индонезии и Камбоджи, лимон из Узбекистана и т. д. Выбор сыров не так велик, но представлены разные сорта, и несколько для вегетарианцев. Есть икра — как красная, так и черная (113 г за 14 тыс. рублей).

Компания предлагает широкий ассортимент товаров для детей — пюре, каши, присыпки. В разделе «диковинок» — кокосовое молоко, арахисовая паста, хумус, сушеные фрукты. В целом, в отличие от розничных магазинов вроде «Пятерочки» или «Магнита», продукция «Станции» дороже.

«Ферэко», как и следует из названия компании, больше ориентирован именно на фермерские экопродукты. Офлайн-точка работает в «Агропарке», но функционирует и интернет-магазин. Здесь ассортимент включает колбасы, сыры, мясо, орехи, овощи и фрукты, речные продукты, семена и крупы, сладости, хлебобулочные изделия, яйца и молочные продукты. Интересно, что при выборе продуктов из каталога можно задать определенные параметры, например нужное вам количество калорий, халяль/нехаляль, срок годности, вид молока, из которого произведен сыр, и многое другое.

Из интересных категорий каталога здесь можно выделить наличие разных урбечей, веганских продуктов, икру стерляди, наборы проростков. Правда, экзотических фруктов на сайте не найти.

Ришат Хабипов: «Для нас всегда было проблематичным: как без посредников напрямую реализовать продукцию, чтобы хотя бы 50-60% от цены возвращалось своему производителю»

Ришат Хабипов: «Для нас всегда было проблематичным: как без посредников, напрямую, реализовать продукцию, чтобы хотя бы 50–60 процентов от цены возвращалось своему производителю»Фото: agro.tatarstan.ru

«СОЗДАНИЕ СЕТИ «У ДОМА» И СЛУЖБЫ ДОСТАВКИ УМЕНЬШИТ ПРОДАЖИ ФЕРМЕРСКИХ ПРОДУКТОВ В АГРОПРОМПАРКЕ»

«БИЗНЕС Online» поинтересовался у игроков рынка, как они оценивают перспективы новой сети.

Олег Власов — гендиректор «Агропромпарк Казань»: 

— У каждого продукта, который сделан с душой, отвечает запросам рынка и имеет соответствующую документацию, будут спрос и свой покупатель. Вообще, формат «у дома» достаточно востребован. За какими-то элементарными продуктами нет смысла ехать в гипермаркеты, когда можно взять это рядом с домом. Думаю, что концепция близости к покупателю — стоящая. Но это не решит всех проблем сбыта фермерской продукции. Должны быть разные формы продажи, разнообразные сегменты, но как один из аспектов  магазин «у дома» — почему бы и нет? Есть ярмарочные форматы, маркеты, агропарки, а есть «у дома», так что сама идея не лишена логики и пробовать, конечно, нужно.

Наверное, в определенной степени создание сети «у дома» и службы доставки уменьшит продажи фермерских продуктов в агропромпарке. Часть покупателей с определенным сегментом продуктов ушла. Какой смысл ехать за 500 граммами свинины, когда это есть в магазине у дома? Да, наверное, другое качество, иной производитель, но когда нужно срочно и прямо сейчас — вариант подходит. Когда люди приезжают в агропромпарк и закупаются на неделю — это другой формат. Думаю, на рынке должны существовать все данные формы, а уж кто будет более эффективен и востребован, решит покупатель.

Считаю, сегодня спрос на фермерские продукты однозначно превышает предложение. Мы, например, у себя с 1 декабря запустили акцию для фермеров — рабочее место за 1 рубль на целый месяц. Заполняемость нашего центра — 87–92 процента, а расходы фермеров на аренду места при полноценной работе составляют всего 3 процента от выручки. Мы это делаем, чтобы показать фермерам такую среду. Для меня очевидно, что сегодня фермерского сословия, их продукции в республике недостаточно.

Фарид Хайрутдинов — глава КФХ «Рамаевское»:

— Я думаю, что эти продукты смогут конкурировать с раскрученными брендами. И в «Агропромпарке» доля товаров местных фермеров не сократится. Прежде всего местные производители будут работать над качеством. И они дадут свежий, натуральный продукт, что является основой. В Москве есть быстро развивающаяся сеть «ВкусВилл». Она работает именно по этой схеме — берет неизвестных изготовителей и раскручивает их как производителей натуральных и свежих продуктов. И продажи этой сети только растут. Они ведь реализуют не раскрученные бренды, там упор ставится на то, чтобы выпускать эти продукты под собственным брендом. Под брендом «ВкусВилл». Если память меня не подводит, на начало года у них было 460 магазинов, а сегодня они уже перешагнули за 900.

Сможет ли «Туган Як» удовлетворить спрос на фермерские товары? Я не могу ответить на данный вопрос, потому что не знаю, кто стоит во главе этого «Туган Яка». Все зависит от его наценки и устремленности. Очень многое обусловлено личностными качествами руководителя и его философией. Если у него философия поставлена на зарабатывание денег, то я не думаю, что этот проект будет успешным. А если философия нацелена на то, чтобы раскрутить все это дело, чтобы всем людям было хорошо, если появятся качество, скорость, удобство, то тогда этот проект станет иметь успех. Потому что товар локального производителя будет лучше, чем у федерального.

Петр Кузнецов — директор ЗАО «Лаишевский рыбзавод»:

— Я думаю, что местные товары от «Туган Як» вполне смогут конкурировать с товарами раскрученных брендов. По качеству — смогут, хотя по маркировке, то есть по упаковке, оформлению — может, и нет. Покупатели пойдут туда, где им удобно. «Туган Як» — проект нормальный. Для фермеров продавать свою продукцию очень хорошо. Дай бог, чтобы этот проект осуществился.

Линар Фархутдинов, Эльвира Вильданова, Александр Гавриленко

Фото на анонсе: agro.tatarstan.ru

business-gazeta