Домой Ислам Ислам в стране и в мире Турбулентность в системе «Таджуддин инкорпорэйтед»

Турбулентность в системе «Таджуддин инкорпорэйтед»

0
Турбулентность в системе «Таджуддин инкорпорэйтед»

Кажется, у нас на глазах завершается вторая фаза истории той части уммы России, которую с глубин советских времен возглавляет шейх Талгат Таджуддин. Сначала он всех безальтернативно (по-социалистически?) возглавлял, потом спровоцировал (по-демократически?) целую систему постоянных разделений… – а ныне вновь заговорили о “единой вертикали”. Что же происходит и есть ли в том польза мусульманам России?

 

Сибирь может – но не хочет
Недавно 12 марта в Омске прошел съезд сибирского ДУМ, на котором был вновь переизбран на пост муфтия неповторимый Зулкарней Шакирзянов. На съезде поднимался вопрос о вхождении ДУМ Сибири в ЦДУМ России.

Этот факт представляется весьма странным, так как ранее прозвучали заявления, что ДУМ Сибири уже входит в состав ЦДУМ, а его бессменный руководитель является членом президиума старейшей в России мусульманской организации.

Между тем, как рассказал ИА IslamNews один из участников съезда, ДУМ Сибири в состав ЦДУМ России не входила. На вопрос: почему же тогда появились столь противоречивые слухи, собеседник высказал не лишенное логики предположение: “Видимо, по мнению главного имиджмейкера ЦДУМ Талгата Таджуддина, лишний муфтият придется весьма кстати именитой организации, которая в последнее время быстрыми темпами теряет былой авторитет”.

В реальности же, когда на съезде в Омске 12 марта, действительно, был поднят вопрос о вхождении ДУМ Сибири в состав в ЦДУМ, результаты голосования показали – все имамы единогласно высказались против, и лишь алданский имам скромно воздержался. О чем это говорит? Да о том что, к сожалению, сегодня авторитет ЦДУМ и его председателя низкий, как никогда.

Съезд продемонстрировал общий настрой: объединиться – в принципе и согласно исламской теории – дело вне сомнения благое… Никто тут не спорит… Объединиться можно, поскольку общие беды и проблемы решать лучше сообща, но… идти в подчинение Т. Таджуддину никто не хочет. Это наглядно показали результаты голосования. В этом же кроется большая личная драма уважаемого хазрата. Ведь не секрет, что многие проблемы объединения мусульман России упираются отнюдь не во внешние или объективные факторы (противодействие светских властей, ведущей конфессии или “происками Запада”, хитрыми “тонкостями Востока”) – нет, только в личностный фактор, в амбиции отдельных руководителей, которые хотят документально закрепить свою безграничную власть. А вот умеют ли при том управлять и способствовать созиданию среди мусульман?

Атака на самостоятельность из Уфы – сила в документах!

Ничего не придумано – судите сами. Вот в последнее время руководители муфтиятов в составе ЦДУМ периодически получают из Уфы указания привести свои уставы в соответствии с уставом ЦДУМ России. Казалось бы, дело вполне законное, рутинное и во многом полезное… Но внимание – давайте посмотрим, какие изменения должны быть зафиксированы в региональных уставах?

В октябре в Уфе прошел съезд ЦДУМ России, на котором были приняты поправки в Устав ЦДУМ. Смысл этих поправок заключается в том, что в них фактически изменяется структура и схема управления религиозными организациями. А это, извините, не частность и не “просто деталь”! Теперь все кадровые вопросы, как то: назначение на должность тысяч (!) имамов, имам-мухтасибов, работников региональных ДУМ должен (!) осуществлять лично (!) председатель ЦДУМ России.

По мнению региональных имамов, такая сверх централизация на практике способна затормозить всю исламскую деятельность, сделает фактически не нужными региональные ДУМы. Другими словами, шейх Т.Таджуддин намерен перевести на режим “ручного управления” и замкнуть лично на себя тысячи приходов.

Но удивительно не только задуманное на бумаге, но и методы проведения этого замысла в жизнь. На уфимском съезде текста поправок к действующему уставу никто в руках не держал и в глаза не видел, изменения в устав предлагались устно в самом конце съезда. Особо надо отметить, что повестка съезда заранее не объявлялась, делегатам была не известна, и можно сказать, что вопрос о внесении изменений в устав буквально “протащили” в лучших традициях показной псевдодемократии.

Нелишне отметить, что с точки зрения здравого смысла, любые решения на основе обновленного устава ЦДУМ России должны приниматься после ознакомления нижестоящих структур с его новой редакцией (по состоянию на 2013 г.), которая прошла перерегистрацию в Министерстве Юстиции России. Но это сугубо юридический вопрос. А вот каковы лишь некоторые практические последствия проведенной втихаря реорганизации?

И Вятка и Пенза – ожидаемое дробление

Пожалуй, наиболее резонансным последствием стал добровольный уход вятского муфтия Г.Камалутдина в связи с невозможностью дальнейшего исполнения функций главы мусульман региона. Приходы прямого подчинения в ЦДУМ перестали признавать авторитет регионального муфтия. Оттого не удивительна, а вполне ожидаема картина, когда фоне случившегося раскола Совет муфтиев России создает в Кирове свою структуру.

Абсурдная ситуация сложилась в Пензенской области. Талгат Таджуддин назначил имама с.Бистянка Ислама Давыдова ахундом, минуя регионального муфтия Адельшу Юнкина. После прямого подчинения Уфе, окружение Давыдова отказалось признавать регионального муфтия Юнкина, начался внутренний раскол в РДУМ ПО. Далее Т.Таджуддин снял муфтия А.Юнкина с должности имама мечети (приход №44), где последний прослужил 30 лет (!) своей жизни, и назначил в нее Али Якупова. Впоследствии Якупов при поддержке молодых прихожан объявил что приход №44 выходит из состава ЦДУМ и входит в СМР. Последний оплот ЦДУМ в Средней Елюзяни был, таким образом, разрушен руками… самого Т.Таджуддина.

Вызывают много вопросов то обстоятельство, что в Ср.Елюзяни в мечети Аюба Дебердиева, подчиненной напрямую ЦДУМ России, имамом по благословению Т.Таджуддина служит Фаузи Бикмаев, который, по некоторой информации, является, амиром группы Таблига.

Подобная вятской и пензенской нездоровая обстановка сложилась в Мордовии, Чувашии, Ульяновской области, ХМАО и многих других региональных муфтиятах ЦДУМ….

Не меньшее недоумение региональных муфтиев вызвало решение съезда ЦДУМ, согласно которому меджлис (съезд) ЦДУМ России будет созываться раз… в 12 лет. Не кажется ли, мягко говоря, странным и даже тревожным такое решение? Данный вопрос нигде предварительно не обсуждался, был внесен в ходе работы съезда и спешно «принят» в добровольно-утвердительном порядке.

Что в итоге? Каким станет будущее?

Все перечисленные решения явно не отвечают интересам региональных приходов и мусульманского сообщества России в целом. В отсутствии реальной управляемости регионами со стороны Талгата Таджуддина, в мусульманскую среду получат возможность просачиваться «левые» деятели.

В настоящее время сложилась доказавшая свою эффективность система замещения должностей в ДУМах. Региональные управления входят в материнскую организацию – ЦДУМ. Регионального руководителя (муфтия) выдвигают и избирают местные имамы, а Верховный муфтий утверждает их своим решением. Таким образом каждый приход и его руководитель берет на себя ответственность за положение дел в общине. И это нормально, это работает, это уже подтверждено временем

Что же до лоббируемой Таджуддином жесткой вертикали, то она, как говорят многие наблюдатели, повторяет систему, существовавшую … в царские времена. Но даже в царской России муфтий назначал имамов не по личному произволу, а после согласования в регионах.

Сегодня мусульманская община нуждается в сильных муфтиятах, возглавляемых авторитетными имамами, пользующимися поддержкой большинства представителей общины. Только такие организации способны эффективно решать проблемы верующих, достойно представлять их перед властями. Именно поэтому общины выступают с инициативой, чтобы региональные приходы регистрировались в региональных муфтиятах. Такой подход, наряду с прочим, позволит избежать надоевшую всем атмосферу интриг, в которых погрязли духовные управления, и которые создают (помимо иного негатива) пропасть между муфтиятами и молодежью.

islamnews.ru