У ТАТАР НЕТ БУДУЩЕГО?

0
196
Я давно собирался написать эту статью, поэтому не случайно эпиграфом для нее взял высказывание о татарском менталитете видного татарского писателя Мухамета Магдеева из его статьи под заголовком “Хатлар яздым утырып” (“Сидел и писал письма”), опубликованной в газете “Социалистик Татарстан” 12 февраля 1991 года. И действительно, вся беда нашего народа – в невежестве значительной его части.
Многие татары спрашивали у меня, что такое демократия. Ну ладно, этот народ никогда не жил при демократии и потому может и не знать, что это такое. Но ведь немало татар обращалось ко мне с вопросом: “Что такое доллар?”. Людей, не знавших даже, что такое доллар, вполне можно считать невеждами.

Иные татары недоуменно обращались ко мне: “Ну и что, если республика станет губернией? Чего мы боимся?”. Им, бедолагам, и невдомек, что губерния-то будет русской, а это значит, что на местном радио и телевидении будут до крайности ограничены передачи на татарском языке. Более того, их тогда могут вообще отменить. Кроме того, не следует забывать, что российская история убедительно доказала, что с инородцами в этой стране никогда не церемонились.

Некоторые русские журналисты позволяют себе выдавать желаемое за действительное. Например, казанская журналистка С. Бесчетнова в 33-м номере “Литературной газеты” за 1990 год утверждала, что русские “на территории Татарии тоже проживают без малого тысячу лет”. И все это утверждается на одних лишь эмоциях, без единой аргументации – без ссылки на источник или на документ.

Если русские живут здесь так много лет, тогда почему же столица республики носит татарское название “Казан” (“котел”), так объясняет название города великий русский языковед Владимир Иванович Даль, который, судя по его “Толковому словарю”, досконально владел не только русским языком, но и хорошо знал татарский язык.

До завоевания Иваном Грозным Казани и Астрахани Среднее и Нижнее Поволжье никогда не принадлежали России. Да об этом свидетельствуют и названия старинных волжских городов: Симбирск, Саратов, Астрахань – эти названия татарского происхождения. Кстати, и название Царицын – тоже татарского происхождения. Сомневающихся отсылаю к 6-му тому классического издания “Россия” под редакцией В.П. Семенова, выпущенного ровно сто лет назад, в 1901 году, в Санкт-Петербурге не татарами, а русскими.

Возвращаясь к невежеству татар, не могу умолчать, что они, к сожалению, инертны, равнодушны, абсолютно не думают о своем будущем. Такие татары полагают, что их должны защищать Шаймиев и Мухаметшин. Сами же они совершенно безразличны к своей судьбе.

Ежегодно в середине октября в Казани проводится День памяти жертв геноцида Ивана Грозного по отношению к покоренному народу. Это мероприятие собирает на площади Свободы не более нескольких тысяч человек. А вот в столицах прибалтийских республик на подобные манифестации выходят не менее ста тысяч человек.

Остановлюсь на посыле, который вынесен мною в заголовок данной статьи. Почему же у татар нет будущего? А потому, что у них нет собственного государства. Любой народ, лишенный собственного признанного мировым сообществом государства, обречен на вырождение, у него нет будущего – это аксиома, которая, к сожалению, не доходит до ума и иных татарских интеллигентов. Именно вследствие крушения собственных государств исчезли этруски, хетты, парфяне, хазары – народы, обладавшие высокой для своей эпохи культурой. По этой же причине в мире совсем немного осталось ассирийцев, а ведь в древности была великая Ассирийская держава.

Как историк, я знаю, до какой степени при царизме в Казанской губернии были угнетены татары.
Как напоминает в своей книге “Прошлое Татарии” казанский историк Н.Н. Фирсов, русский, разумеется, “и государственная власть, и государственная церковь советовали не считать татарина даже за человека, если он не крестится”.

Не лучше было положение инородцев и в других губерниях. Так, в Ковенской губернии, где проживало много поляков, в отместку за польское восстание 1863 года польский язык “был изгнан из всех общественных и частных учреждений и даже просто из общественных мест – на вокзалах, на почте вывешены были надписи: “По-польски говорить воспрещается”. Об этом вспоминает в своем очерке “Имперская политика в Литве” видный царский сановник Николай Покровский. Его очерк опубликован в 23-м номере еженедельника “Новое время” за 1991 год.

Из всего вышесказанного какой же напрашивается вывод? Вывод неутешительный: в любой день нашу республику могут упразднить и превратить ее в заурядную российскую губернию. Наш уже изрядно обрусевший татарский народ даже не знает, как себя вести в условиях губернии. Вот прибалты, которых в XVIII столетии Петр I лишил собственной государственности, живя в губерниях, знали, как себя следует вести. Чтоб сохранить себя как отдельный этнос, они жили обособленно, не вступали в браки с представителями других этносов. Они верили, что придет время, когда возродят свои государства. И такое время пришло -к 1920 году они возродили собственные государства.

Покоренные Россией почти 450 лет назад татары уж и не верят в возможность создания собственного признанного мировым сообществом государства. Иные из них удивленно вопрошают: “Как можно создать собственное государство, живя в самом настоящем анклаве?”.

Можно создать собственное суверенное государство, живя и в анклаве. Например, на Апеннинском полуострове, кроме собственно Италии, в самом настоящем анклаве имеются еще два самостоятельных государства – Ватикан и Сан-Марино. Оба этих государства признаны мировым сообществом, и никто в итальянском парламенте не требует упразднения этих государств. Надо быть оптимистами – верить в возможность создания собственного государства и, главное, стремиться к этому. Только имея свое государство, наш народ сможет уверенно смотреть в свое будущее.

 

http://vk.com/tatar_vk

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here