Универсиада игнорирует татарский язык

13
108

“еТатар” открыл новую актуальную рубрику – “Дорогая власть! Пишут тебе татары.“, где  будут выкладывать копии писем, отправленных различными людьми в органы власти РТ и РФ по вопросам, связанным с татарским языком, культурой, исламом, образованием и так далее. Первое письмо – от зам.председателя Бюро Всемирного форума татарской молодежи в Дирекцию Универсиады.

“Уважаемый Владимир Александрович!

С приближением 2013 года всё больше вижу на улицах Казани биллборды, перетяжки и баннеры с рекламой предстоящей Универсиады. Я очень рад, что такое грандиозное событие проходит именно в моем родном городе, Универсиада дает сильный толчок для развития как в спортивном, экономическом, так и культурном плане. Студенческая олимпиада – это презентация не только Казани, но и Татарстана и всех народов, проживающих в республике.

Но главный вопрос, который меня волнует – почему Универсиада игнорирует татарский язык? На сайте Универсиады информация лишь на русском и английских языках, многочисленные объявления и баннеры (например “500 дней до Универсиады”) также лишь на русском языке и многое другое. И это при том, что Татарстан позиционирует себя в мире как толерантная республика, как пересечение двух культур, это видно и в многочисленных роликах самой Универсиады. Но на деле получается, что в жизни нет места татарскому языку.

Татары – вторые по численности населения в России, и многие татары, живущие за пределами Татарстана, хотят приехать в Казань, на историческую родину, именно во время проведения Универсиады. Татарам и татароязычному населению республики очень важно и приятно читать на родном языке, не говоря уже о том, что татарский и русский языки являются государственными языками Республики Татарстан. Не думаю, что татарский, который так оберегаем все мы, станет преградой для FISU – международные организации еще более ревностно относятся к сохранению языков. Более того, для гостей Казани мой родной язык мог бы стать фишкой Универсиады-2013, ведь татарский входит в клуб мировых языков и открывает нам 500-миллионную аудиторию тюркского мира.

Уважаемый Владимир Александрович! Надеюсь, Вы, и как депутат Государственного Совета Республики Татарстан, с вниманием отнесетесь к этим пожеланиям, и Универсиада скорейшим образом заговорит на татарском языке!

Ихтирам белән,
Тәбриз Яруллин”.

13 КОММЕНТАРИИ

  1. универс. открыл путин закрывает медведь, миниханов и шаймиев не имеют ни какого отнашения к универсиаде,
    НЕТ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА, НЕТ ТАТАР КАК КУЛЬТУРА, НЕТ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ, МНЕ НЕ ВАЖНО СКОЛЬКО МЕДАЛЕЙ И КТО ПОЛУЧИЛ, А ВАЖНО БЫЛО КАК ТАТАРИНУ САМОБЫТНОСТЬ, МЕСТНЫЙ КАЛОРИТ, МОИ ОБЫЧИЙ МОЙ НАРОД МОИ ТРАДИЦИИ. татарлар безне мскыл итэлэр безнен йозебезгэ токрэлэр .

  2. Ожидаемую оценку дал лидер “Союза татарской молодежи “Азатлык” Наиль Набиуллин, заявив, что “полностью не согласен с данной позицией Минниханова”. “Рустам Минниханов и вся сегодняшняя политическая элита Татарстана – это колониальная администрация, которая полностью продала все интересы татарского народа Москве”, – считает Набиуллин. По его мнению, “власти Татарстана говорят только то, что хотят слышать от них в федеральном центре”. Лидер “Азатлыка” посоветовал татарстанской элите “снять розовые очки, и посмотреть мир в реальном цвете”, поскольку “в противном случае в недалеком будущем при совокупности социальных и национальных проблем ситуация в Татарстане может привести Минниханова к судьбе египетского президента Хосни Мубарака” (примерно о том же уже заявляла “бабушка татарского национализма” Фаузия Байрамова, призывая татар брать пример с Египта – прим. ИА REGNUM). Наиль Набиуллин также уверен, что “отмена прямых выборов глав регионов это полнейшее нарушение прав народа”.

  3. Казань никогда не будет и не должна становиться третьей или четвертой столицей. Казань столица Республики Татарстан,столица татар.

    Она всегда была для нас единственной на протяжении тысячи лет. И не только,а также и для башкир,чувашей, удмуртов, марийцев.

    Когда москва сосет со всех, в Казане мы видим центр возрождения свободы других народов.

  4. /Казань подняли, татар подняли, на открытие показали историю татар и города. Вы вообще соображайте о чем пишете? Татары круты после универсиады. Сабантуй был, везде татарские сувениры и музыка… важные персоны здоровались на нашем родном языке. О чем речь? А если бы провели универсиаду в Саранске, то надо было все проводить на мордовском? Вам, как татарам, это бы понравилось?Мы живем в России! Хотите отделить Татарстан от России что-ли?

  5. Ахмеров Шамиль.

    «Крутому» анониму под псевдонимом «0».
    Ваша логика и мышление на самом деле близки к «0» – к нулю.
    Кто это сделал такое одолжение и «поднял» Казань, татар??
    Разве татары не были круты и до универсиады? Нам, татарам, включая предков татар, никто и никогда не делал одолжений. Все, что имеют татары, великие и славные культуру, язык и историю, они достигли своим трудом, героизмом, самопожертвованием, талантом и искусством, воинской доблестью, кровью своей и своих врагов.
    Вы «0», вообще-то знаете историю и культуру татар, русских, мордвы, их взаимоотношения и переплетение?
    Вы пишете: «важные персоны здоровались на нашем родном языке» – Вы, что – татарин? Если – да, то, на мой взгляд, татарин, полностью потерявший чувство национального достоинства и самоуважения. Неужели Вас устроила бы мечта неумных русских шовинистов, а также Жириновского и Прохорова – перспектива превращения Татарстана, Башкортостана, Мордовии, Чувашии и др. в россыпь нескольких татарских, башкирских, мордовских, чувашских и др. этнографических деревень по типу индейских резерваций в США?
    «Важные персоны здоровались на нашем родном языке» – это что, такой большой повод для праздника и радости?
    По мне, так лучше бы научили татарскому языку 1 тысячу татарских детей.
    А еще скорее, складывается впечатление, что Вы провокатор, исходя из Вашей «анонимности» и Вашего вопроса-обвинения-приговора «Хотите отделить Татарстан от России что-ли? – сверхпримитивное и уже потраченное молью клише, – для дураков.
    А для нормальных татар, русских, мордвы и представителей других национальностей скажу, что мы, татары, башкиры, чуваши, мордва, мари, удмурты и др. поволжские, уральские и сибирские народы, живем не только в государстве «Российская Федерация», но и в наших национальных республиках (Татарстане, Башкортостане и т.д.) на своей родной земле, на земле наших предков, и имеем право говорить на родных языках, сохранять и развивать родные языки, родную культуру и на территории национальных республик, и вне национальных республик.
    Наши языки и наши культуры имеют право на долгую жизнь, на развитие!
    Татарстану не надо отделяться от России, так как мы, татары, слишком много сделали для становления и развития России. В том числе и в генетическом плане – вспомните: «поскреби любого русского – выскребешь татарина»! Если кто-то хочет отделиться от Татарстана – например аноним под псевдонимом «0» – давайте обсудим.
    Лично я в соответствии с Конституцией РФ не вижу ничего плохого в том, чтобы в Саранске – столице Мордовии – звучала мордовская речь. Это нормально, это естественно, это правильно!
    Крутой аноним под псевдонимом «0» – ответьте, если у Вас есть, что ответить?
    Открой личико, «0» (Гюльчетай)!

    Ахмеров Шамиль.

  6. К сожалению, многие вернее все чужестранцы о существовании татар узнали только после универсиады. И, действительно, только сейчас мои русские друзья поняли, что мы титульная нация. Офигели от церемонии открытия, где увидели красочные булгарские костюмы. До этого надо мной все подшучивали, что я – правнук монгола. Я пытался объяснять что это те так, но все переводили в шутку и все. А после комментарий Чуриковой и Губерниева задумались…

  7. универсиада проходила в России, русский язык – официальный. Ниче не поделаешь. И то был наивысший прогресс по отношению к татарам. Надо признать, русские татар не любят, а тут пришлось потерпеть многое. Поверьте, это татарское открытие нервировало многих, нервировало многих постоянный вид кулшарифа по тв, нервировало многих татарский язык, татарский сабантуй, татарские сувениры. Но вроде, все прошло неплохо. После такого события на казанской земле, татары еще больше возгордились, а русским пришлось промолчать

  8. Неизвестному от Шамиля

    К сожалению, я должен в целом (но не целиком) согласиться с Вашей фразой «К сожалению, многие вернее все чужестранцы о существовании татар узнали только после универсиады».
    Вы знаете, в этой Вашей фразе заключена печальная квинтэссенция ситуации, сложившейся сейчас в РФ в области распространения достоверной информации о татарах, их истории и культуре, их роли в истории и судьбе РФ.

    Никто же не отрицает, что универсиада сыграла определенную роль в распространении достоверной информации о татарах, о Татарстане, о Казани.
    Другое дело, что многие, в том числе и я, считают, что во время универсиады и в связи с универсиадой можно и НУЖНО было дать намного больше правдивой информации о татарах, их истории, культуре, языке. Предоставить больше возможностей для применения татарского языка. Потому что власти РФ сильно задолжали в этом вопросе перед татарами.

    Вот почему Ваши русские друзья подшучивали над Вами «что Вы — правнук монгола»? Может быть потому, что их (наверное, и Вас) так научили в школе на уроках истории, программа которых утверждена Правительством РФ? Насколько же правильны и правдивы учебники истории в отношении татар? Насколько же правильна и правдива была художественная литература, включая сказки, в отношении татар? Насколько же правильно, объективно и исторически правдиво наша Школа (Система среднего и высшего образования) под руководством и контролем Правительства, ГосДумы и Совета Федерации РФ, многочисленных общественных и правительственных комиссий и советов дает детям представление об истории и культуре русских, татар, башкир, чувашей, мордвы, мари и других национальных меньшинств?

    Для примера – из личного прошлого.
    Мое знакомство и изучение национальных проблем началось с малолетства, как, наверное, и у всех татар и представителей других нацменов (национальных меньшинств – было такое понятие в советское время), живших в СССР.
    В детской памяти остались частые драки с другими детьми-русскими, которые при возникновении конфликтов и нехватке других аргументов в защиту своей позиции часто использовали обидные высказывания в мой адрес: «татарский баскак», «неотмаянная рожа на татарина похожа», «незваный гость – хуже татарина» и др. В таких ситуациях для защиты своего детского чувства собственного татарского достоинства в качестве контраргументов приходилось применять кулаки и ярость, так как других аргументов не было – я еще не знал настоящей истории и культуры татар, не мог доказать, что быть татарином – это замечательно и почетно. Думаю и русские дети толком не могли объяснить, почему быть татарином так плохо. Просто констатирую, что был такой бытовой детский национализм и шовинизм. Хотя из многих официальных детских сказок советских времен достаточно ясно можно было понять, что положительные герои – это именно русские, а отрицательные – нерусские – басурманы, внешне очень напоминающие монголов («монголо-татар»).
    А вот в школе было уже сложнее, так как там очень уважаемые для меня люди – учителя – научно и со ссылками на учебники, научную и художественную литературу, объясняли, почему мне так не повезло уродиться татарином: мои далекие предки были очень плохие люди: «монголо-татары» – некультурные варвары, дикие, отсталые, жестокие, пришедшие из далеких тюрко-монгольских степей убивать, грабить и жечь хороший добрый мирный русский народ, его деревни и города, православные храмы. Причины, по которым «монголо-татары» побеждали русских, также были просты и понятны: монголо-татары побеждали не по-честному, не в силу своей воинской доблести и умения, а так как были дики и бедны, а потому и воинственны, их просто было очень много – целые полчища, а русские были культурны и богаты, а потому миролюбивы, их было мало по сравнению с «монголо-татарами», кроме того, на Руси была феодальная раздробленность. После таких разъяснений в моей памяти всплывает, что мне было ужасно стыдно за своих предков «монголо-татар» и я чувствовал себя очень виноватым перед русскими.
    Я частенько смотрел на себя в зеркало и не мог понять, почему я совсем не похож на своих далеких предков «узкоглазых монголо-татар».
    Частенько я задумывался и над тем, куда же делись эти полчища моих предков «монголо-татар», и почему так много русских, которых когда-то было так мало? И не находил вразумительного ответа. В школе мне также объясняли, что почему-то все хорошее и красивое – это русское: русская береза, русская запряжка «тройка», русские сапоги и валенки, русские избы, русские реки Волга и Самара. Среди великих писателей, художников, педагогов, военачальников, артистов и спортсменов СССР почему-то были в основном русские, пусть даже и не совсем с русскими фамилиями. Иногда встречались украинцы, грузины, армяне. Но почему-то практически не было представителей татар, чувашей, мордвы, мари, удмуртов и представителей многих других национальных меньшинств. Все русское почти обязательно предварялось эпитетом «великий»: великий русский народ, великая русская культура. Великий и могучий русский язык… Другие же народы, культуры и языки почему-то не удостаивались таких эпитетов.
    С сожалением, но должен порадовать находившихся тогда у власти русских шовинистов, которые в то время создавали и воспитывали «единый советский (русский) народ», с тем, что на определенное время их цель была достигнута – такое целенаправленное «обучение и воспитание» на определенное время вызвало у меня ощущение неполноценности по отношению к русским. Я стал предпочитать, чтобы меня в школе стали называть не моим родным именем Шамиль, а русским именем Саша. В школе меня учили французскому языку и к окончанию школы я говорил на французском языке, наверное, не хуже, чем на татарском. Ужасно стыдно говорить, но я начал стесняться на людях разговаривать на родном татарском языке со своими родителями. Более того, я даже предлагал им соблюдать сформировавшиеся тогда в обществе «правила приличия»: на людях говорить только на русском языке – то есть, не говорить на родном татарском языке на людях! Могу только догадываться о том, что при этом творилось в душе моих родителей и как они это переживали и терпели

    Еще один фрагмент из личного прошлого: однажды во французском порту Марсель к нам, курсантам-практикантам Одесского мореходного училища, из соседнего военного порта Тулон в гости пришел один молодой высокий (за 190см) атлетически сложенный красавец, с накачанной рельефной мускулатурой – французский спецназовец. Он рассказал о своей службе, тяжелых тренировках, показал, как он прекрасно владеет приемами рукопашного боя. В процессе общения он назвал меня русским, что было, в общем-то, естественным делом, так как за границей СССР для подавляющего большинства людей все советские люди считались русскими. Но меня это задело, я его поправил и объяснил, что я не русский, а татарин. В знак того, что он понял, какой я национальности, француз, добродушно улыбаясь, начал оттягивать кончики своих глаз, придавая своему лицу монгольский тип. Я попробовал ему объяснить, что я не из «монголо-татар», а из волжских татар-булгар, но безуспешно. Я был немного огорчен. Это был мой первый личный опыт того, что иностранцы имеют превратное представление об этнониме татар и о татарском народе.
    Мое огорчение частично развеял мой товарищ-сокурсник Микола Гуцуленко по национальности «гуцул» (горцы Карпат, этническая группа украинцев) из Карпат Западной Украины, который в очень тяжелой и длительной борьбе на руках (армреслинг) победил француза. Француз был ошарашен таким неожиданным для него исходом борьбы с молодым 17-летним парнем на голову ниже его ростом, легче его килограмм на 30 и не имеющим рельефной мускулатуры. Правда, шириной своих плеч Микола не уступал французу. Микола обладал необычайной физической силой, никогда ею не хвастался, без надобности не демонстрировал ее и не злоупотреблял ею. Объяснял ее наличие наследственностью – с незапамятных времен все его предки были лесорубами в высокогорье Карпат и сам он с детства с отцом участвовал в тяжелых работах по заготовке леса в горах и в очень опасном сплаве плотов из бревен по горным речкам.

    Еще одна Ваша точнейшая фраза, отражающая степень и глубину проблемы в целом: «…До этого надо мной все подшучивали, что я — правнук монгола. Я пытался объяснять что это те так, но все переводили в шутку и все. А после комментариев Чуриковой и Губерниева задумались…».
    Россия дошла до того, что правдивая информация по истории татар идет от Чуриковой и Губерниева и только на универсиаде!
    А если бы не было универсиады в Казани? А если бы комментировали не Чурикова и не Губерниев?

    Классические вопросы «кто виноват?» и «что делать?», наверное, выходят за рамки данного нашего диалога.
    И, тем не менее, в первую очередь в сложившейся ситуации виноваты мы сами, татары. И решать наши проблемы должны также мы сами, татары, и рассчитывать в основном на себя.
    И быть готовыми к обвинениям в татарском национализме и сепаратизме, исламском экстремизме, и т.д.

    С уважением, Шамиль.

  9. Шамиль, ну и что бы Вы хотели , что бы на улицах были транспоранты с правдивой историей??да вообще не на таком уровне такие вещи решаются, это вообще спортивное мероприятие было! Вот поэтому представители власти и избегают встречи с нами. Только и знают на мероприятиях я да я . Надо уметь друг друга слушать и слышать!Ну не правы были во время СССР , но нынешняя то власть в чем виновата??Ну уж точно не во время Универсиады, не вовремя спортивных соревнований вести полемику о татарском языке.

  10. Да и вообще, складыватся ощущение, что Вы сами не знаете чего хотите, и о чем думаете. Начинаете говорить одно заканчиваете другим. Нужно научиться жить в мире и согласии с другим населением России, не нужно выпячивать везде нашу культуру.Нужно как то по другому решать проблемы исчезновения татарских деревень, татарского языка. Из за такого вечного”выпячивания” нас и не любят.

  11. Анониму от Шамиля.

    Давайте для продолжения диалога я соглашусь с тем, что я не знаю, чего хочу, и даже не знаю, о чем думаю!
    Естественно, согласен с бесспорными, но не Вашими авторскими изречениями: «Надо уметь друг друга слушать и слышать!», «Нужно научиться жить в мире и согласии с другим населением России».
    В Ваших словах столько безапелляционности, столько уверенности в том, что Вы знаете, что, как и когда делать. Прямо радостно за Вас.
    Вот Вы говорите: «не на таком уровне такие вещи решаются».
    Скажите, пожалуйста, поделитесь своей мудростью: на каком уровне такие вещи решаются?
    Вот Вы говорите: Ну уж точно не во время Универсиады, не вовремя спортивных соревнований вести полемику о татарском языке?
    Когда же нужно вести полемику о татарском языке?
    Вот Вы говорите: «Нужно как-то по другому решать проблемы исчезновения татарских деревень, татарского языка. Из-за такого вечного «выпячивания» татарской культуры нас и не любят».
    А можно поконкретнее: как же это не выпячивать везде нашу татарскую культуру, как это «по другому» решать проблемы исчезновения татарских деревень, татарского языка?
    Что Вы вообще понимаете под «выпячиванием татарской культуры»: не проявлять (скрывать) свою татарскую сущность, не называть своих татарских имен, не говорить по-татарски, не петь татарские песни, не гордиться своим татарским происхождением?
    Научите «жить в мире и согласии с другим населением России». Что Вы под этим понимаете? Как себя надо вести с русскими, башкирами, чувашами, мордвой (эрзя, мокша), мари, удмуртами, евреями, украинцами, азербайджанцами, узбеками, казахами, таджиками, чеченцами, ингушами, аварцами, даргинцами, лакцами, агульцами армянами, грузинами и т.д. и т.п., когда они с тобою общаются по отдельности и в случаях, когда вокруг тебя смешанное в национальном отношении общество? При этом будем иметь в виду, что среди и русских, и татар есть очень разные люди?
    Из личного опыта: у меня никогда не было проблем по национальному вопросу с культурными (порядочными и грамотными) людьми независимо от их национальности. Когда в1988 году к нам в оргкомитет по созданию татарского культурного центра «Туган тель» пришли члены оргкомитета по созданию «Самарского русского национального собора» (могу немного ошибиться в названии) Рассохина Галина Николаевна (известный самарский архитектор и культуровед) и Кузьмина Людмила Гавриловна (ныне известный самарский политолог), одними из первых их фраз были «О, уважаемые потомки булгар, создавших на Самарской Луке большой средневековый город, ныне известный археологам как «Муромский городок».

    С негативной критикой у Вас все отлично.

    Пожалуйста, поделитесь своими позитивными и конструктивными предложениями.

    С уважением, Шамиль.

  12. Исэнмесез хөрмәтле иптәшләр!!!
    Прочитал все комментарии и сложилось впечатление, что все оппоненты наблюдали за Универсиадой в г. Казани исключительно по телевизору. Никто не решился поучаствовать в сием мероприятии. Конечно же легче сидеть дома и осуждать все и вся.
    Я не согласен с мнением, что Универсиада игнорирует татарский язык? Параллельно со спортивной программой была организована прекрасная культурная программа. Где было множество спектаклей и концертов на татарском языке, так же были организованы выставки о Татарстане и татарах. Те кто посетил Универсиаду имел возможность насладится татарским языком. Кроме того на татарском телеканале были передачи с комментарием на татарском языке. А возможность смотреть этот телеканал есть на большей части РФ. На официальном сайте Универсиады (кто не знает http://www.kazan2013.ru) вся информация на русском, ТАТАРСКОМ, английском языках.
    Не могу не согласится с Шамилем, что в сложившейся ситуации виноваты мы сами, татары. И решать наши проблемы должны так же сами татары, рассчитывая в основном на себя. Я бы сказал только на себя. Только татарин, женившись на татарке, сможет родить татарских детей и научить их татарскому языку, а так же обычаям и культуре наших предков. Тогда не придется «скрести любого русского – что бы выскребать татарина»! Если каждый из нас достойно воспитает детей, никакая идеология не сможет искоренить татар. Мне кажется не совсем верным мнение, что кто-то обязан для татар, что то делать, что бы все нам уважали. Создаете проблему, что бы героически ее решить. Например, вы сами читаете татарскую литературу, живете по канонам ислама, почитаете обычаи ваших предков, в конце концов, вырастили сына истинного татарина? Слава Аллаху сейчас никто не запрещает изучать свой язык и исповедовать ислам. И возможности безграничны. Может стоить начать с себя.
    Такие как вы, призывающие к исламскому экстремизму, татарском национализму наносят невосполнимый ущерб имиджу татарского народа и междоусобицу внутри самого народа.
    Что касается ваших детских переживаний, так вам лучше обратиться к психологу и избавится от детских комплексов.
    С уважением,
    Ильхам.

  13. Шамиль.
    Ильхам, складывается впечатление, что Вы ищете себе легкой жизни, выбрав для полемики метод изложения бесспорных и сверхненовых и сверхнеоригинальных истин (нужно самим изучать свой язык и исповедовать ислам, нужно читать татарскую литературу, жить по канонам ислама, почитать обычаи наших предков, в конце концов, вырастить сына истинного татарина), и задавая риторический вопрос (риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности, вопрос, в котором уже заложен единственно возможный правильный ответ): может стоить начать с себя?
    Как жаль, что Ваших предложений недостаточно для решения комплекса острейших проблем по возрождению, сохранению и развитию татарского языка, татарской культуры, татарского народа!
    Если Вы не согласны с моей оценкой, то внесите свои предложения прямо в Бюро Исполкома Всемирного конгресса татар.
    Вы ищете себе легкой жизни, и бросая голословные обвинения исламском экстремизме и татарском национализме.
    Вот Вы употребили эти понятия, понимая, что это вообще-то обвинения в совершении тяжких уголовных преступлений? Потрудитесь тогда объяснить, что такое «исламский экстремизм» и «татарский национализм», где Вы их нашли? Вы прямо отбиваете хлеб у сотрудников правоохранительных органов.
    Что касается Ваших советов о моих детских переживаниях, о том, что мне лучше обратиться к психологу и избавиться от детских комплексов – оставьте свои советы при себе. Я в Ваших советах по данному поводу не нуждаюсь.
    Думаю, что мои детские переживания, и радости и горести, были посланы мне Всевышним не зря, а со смыслом. Это часть моего духовного богатства. Независимо от того: нравится Вам это или нет.
    Шамиль.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here