Утоление жажды

1
Утоление жажды

ИЛИ ПОЧЕМУ ЭТНИЧЕСКОЕ TV ОСТАЕТСЯ УВЛЕЧЕНИЕМ УЗКОГО КРУГА ЛЮБИТЕЛЕЙ ТАТАРСКОЙ ЭСТРАДЫ И ФОЛЬКЛОРА?

О заседании, которое прошло месяц назад в Арбитражном суде РТ по иску продюсерского центра «Барс Рекордс» к кабельному телеканалу «Майдан» о защите своих прав на интеллектуальную собственность, газета «БИЗНЕС Online» уже писала. В публикации об этом событии было сказано, что спор вызван жесткой конкурентной борьбой, поскольку «Барс» тоже владеет своим телеканалом. О том, что стоит за баталиями национального шоу-бизнеса и какие события последовали после хозяйственного спора, рассказывает журналист Римзиль Валеев в материале, написанном специально для газеты «БИЗНЕС Online».

НА ЗАВИСТЬ ЗЕМЛЯКАМ ЧИНГАЧГУКА!

Этническая культура и масс-медиа обычно считаются застойной, умирающей сферой, где каждый фольклорный праздник в клубе умиляет публику и позволяет чиновникам целый год рапортовать начальству и народу, мол, в городе процветают и дружно живут 120 национальностей. А тут два татарских телеканала выясняют отношения через суд. Дожили, нечего сказать! Через спутники и трансконтинентальные антенны «гоняем» национальную попсу, да так, что приходится уже в Арбитражном суде разбираться с авторами и исполнителями еще вчера неизвестных песен и стихов. На татарском языке, который, как и многие другие языки «меньшинств»(?), по мнению отдельных господ, обречен на скорое исчезновение. В этом случае речь идет не об очередной попытке государства реанимировать культуру «аборигенов». Народ в лице своих активных и предприимчивых представителей, подобно Мюнхгаузену, сам вытаскивает себя из болота, да еще при этом зарабатывает!

Земляки Чингачгука умерли бы от зависти! Вот дают татары! И правда, вряд ли в России эстрада или телевидение, этническое клипмейкерство еще какого-либо народа (за исключением русского) так бурно развивается, как татарский шоу-бизнес. Феномен прорыва удмуртского фольклора на «Евровидении» с помощью бурановских бабушек – исключение, хотя и не случайное. Многие деятели этнических культур смотрят на нас с уважительным интересом и не прочь кое-что перенять или последовать примеру татар. Эстрадными фестивалями и концертами, проводимыми при помощи государства, а часто вообще без вливания из казны, никого не удивляют. А ведь они, как и аудио-видеодиски, выпущенные без бюджетной поддержки десятками миллионов штук, – это удивительные показатели живучести народа, его творческого потенциала, способности интегрироваться в рыночную экономику. Радоваться надо! Если вспомнить горькую судьбу и обвал тиражей общероссийских литературных журналов, книг с добротной прозой и поэзией, очевидна актуальность этой проблемы и для русскоязычной культуры, на которую глобализация и рынок давят все больнее и сильнее. Настолько сильно, что современные малыши растут на мультиках и клипах, фильмах из мирового корыта, а это значит, что они мало чем будут отличаться от иностранцев. Вкусы отцов и детей в музыке, культуре вообще всегда отличаются, но назревающая ситуация представляется просто катастрофической.

В ЧЕМ ЖЕ ЯБЛОКО РАЗДОРА?

Вот что пишет анонимный, но заинтересованный читатель газеты «БИЗНЕС Online» под статьей о хозяйственном споре по поводу песенной продукции: «…Авторские права на интеллектуальную продукцию – суть мошенничество. Объясню, почему. Причина до банальности проста – потому что себестоимость распространяемой продукции (имеются в виду затраты на ее реальное производство) обычно стремится к нулю. Взять хотя бы распространение медиапродукции, например, популярной песни. Понятно, что на создание песни тратится немало денег и труда. Но после того как песня создана, ее повторное производство (копирование) чисто физически уже ничего не стоит. И вот тут и кроется корень зла. Когда ты продаешь объект (нематериальный актив), копирование которого ничего не стоит, ты продаешь воздух. Понятно, что труд автора должен быть оплачен, и принцип рыночной экономики гласит, что товар стоит ровно столько, за сколько готовы его купить. Но сама возможность неограниченного обогащения без соразмерного труда создает социальные противоречия. Кроме того, все эти патенты и авторские права, по сути, – один большой международный проект по сосредоточению научных разработок и лучших умов в руках держателей больших капиталов».

17.12589966.jpg
 

Но с этим взглядом вряд ли согласятся «барсы», которые в течение многих лет вкладывают средства и организационные усилия в индустрию песен: их подбор и покупку авторского права на текст, музыку, аранжировку, запись в студии, изготовление клипа, продвижение в телерадиоэфире и вообще раскрутку в СМИ, в концертных выступлениях, в тиражирование и распространение записей через дистрибьюторскую сеть. Каждое произведение проходит весь цикл, весьма хлопотный и затратный, который в конечном счете должен окупиться и приносить прибыль. Не знаю, есть ли на свете аналогичный случай, когда этнический культурный продукт производится по принципу самоокупаемости? Нетрудно догадаться, что «владельцы» песен в споре за свое право движимы не алчностью и жадностью, а стремлением защитить безотказный механизм создания таких сложных произведений, как песня. Нравственные и правовые нормы, вдохновение и материальная поддержка, творцы и менеджеры могут вступить в спор и даже затяжной конфликт. Если не найдется выход, пострадаем все мы и в первую очередь хрупкое этническое сообщество.

Татары должны выиграть от конкуренции каналов, распределиться по разным нишам и поддерживать свои три канала активным общением через них. Мы хотим получить качество и многообразие, тем более что у нас нет отдельных по тематике каналов – по спорту, по культуре, истории, молодежной музыке, истории, природе и бизнесу. Пока мы имеем то, что имеем. ТНВ, который старается успевать везде, и дома, и на стороне, «Майдан», старающийся развлекать простой народ и стремительно набирающий собственный контент, и TMTV c с красивой эстрадой на современном российском уровне. И они все разные!

ЕЩЕ НА СТАРТЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ГОНОК ЧУВСТВОВАЛАСЬ НЕРВОЗНОСТЬ

Короче говоря, когда я прочитал публикацию в газете «БИЗНЕС Online» за 12 апреля о том, что «Каналу топ-менеджера ТАИФа предъявили счет за песни и пляски», и узнал из нее, что между сторонами заключено мировое соглашение, сразу же захотелось выяснить подробности. Кто победил? Кто был прав? Инновационно-деловой центр «Барс-Медиа» со своим продюсерским центром и телеканалом TMTV или кабельный телеканал «Майдан», который был уличен в использовании продукции «барсов» без их разрешения?

По привычке я попытался «расколоть» неоднозначную ситуацию, но в данном случае она оказалась настолько неоднозначной, что дальше некуда. Запутанной и непростой с точки зрения закона она остается до сих пор.

Не секрет, что в сфере творческих исканий, особенно среди певцов, танцоров и поэтов-композиторов, одной правды не бывает. А там, где делают деньги, ей почти нет места вообще. Поэтому не берусь судить, кто белее и пушистее.

Но нам, потребителям музыки, покупателям дисков и зрителям концертов и телепередач, тоже хочется узнать, что же происходит. Нельзя же доводить дело до таких скандалов, когда обливают противника кислотой или подрывают автомобиль! Слава Богу, что у нас начали разбираться с помощью исков, судов, а когда надо, договариваться, заключать мировые соглашения. Молодцы, татары!

17.1255.jpg
 

Но фон – информационный и политический, богемный и экономический – прямо как северное сияние! Интрига бешеная. «Майдан» учрежден структурами известной компании «ТАИФ» и сыном ее гендиректора. Год назад, 1 июня 2012 года, газета «БИЗНЕС Online» в связи с открытием «ТатМузТВ» писала под громкими заголовками: «Барсы» поборются с «Майданом» за татарского меломана», «Медиапроект топа ТАИФа Руслана Шигабутдинова оказался с конкурентами в одном пакете ТВТ».

Эксперты сразу заспорили. Айгуль Мирзаянова – директор спортивного телеканала ITV, близкого к учредителям «Майдана», считала: У «Майдана» практически тот же контент, что и у канала, запущенного «Барс-Медиа». Уже сейчас можно говорить о высокой популярности канала «Майдан» среди людей, которым нравится татарская музыка и национальный контент». Вряд ли стоило красавице Айгуль так категорично заявлять, ведь другой эксперт может сказать прямо противоположное. И я должен их подряд записывать на диктофон и считать, что знаю правду? И верить, что Айгуль постоянно сидит перед экраном «ТатМузТВ»? То ли случайно, то ли нет, большинство экспертов, оценивающих работу двух каналов, оказались приближенными одной из сторон. А мне, читателю, в подобных случаях всегда бывает скучно! Истина рождается если не в споре, то при добросовестном изучении альтернативных взглядов.

Ильшат Аминов – руководитель телеканала ТНВ, на 51 процент принадлежащего компании «ТАИФ», крайне заинтересованное лицо. Ведь он тоже транслирует татарскую музыку, дает аналогичную рекламу и сотрудничает с теми же рекламодателями и спонсорами, имеет учредителей из общего круга с «Майданом», который ему вроде младшего брата. Но он в лице двух кабельных и интернет каналов получает сразу двух конкурентов своего «Яна гасыр»!

Вот что он сказал 1 июня прошлого года корреспонденту «БИЗНЕС Online»: «Запуск музыкального канала – это затраты, которые трудно отбиваются. На данный момент в сегменте татароязычного вещания нет аудитории, которая легко продается, и в этом смысле поле свободно. С этой точки зрения я рассматриваю новый канал, скорее, как имиджевый проект, а не проект, на котором «Барс-Медиа» будет зарабатывать деньги».

Да, по части денег в этническом ТV неспокойно и ненадежно. Но никто не бросает татарский шоу-бизнес, ни устроители концертов, ни масс-медиа! Десятки «театров песни» и «звезд» гастролируют по татарским регионам, пользуясь отнюдь не обшарпанными «Москвичами». Рынок есть, и он постоянно меняется.

Лого.jpg
 

Вряд ли ИДЦ «Барс-Медиа» открыл телеканал ТМТV, а до этого «Татар радиосы», продюсерский центр, рекламное агентство, издательский дом только для поддержки имиджа. Свое телевидение как бы венчает индустрию создания песенной продукции, включающую в себя демонстрацию конечных продуктов и всех достижений. Без своего корпоративного телеканала и радиоканала «Барсы», наверное, просто не могут существовать, как невозможно представить хоккеистов «Ак Барса» без «Татнефть-Арены». Их не смущает частая ротация «своих» исполнителей. Этот минус TMTV обещает поправить, отдавая 50% эфирного времени «не своим» исполнителей. Посмотрим, кто будет там блистать из «чужих». «Барсы» стремятся к тому, чтобы сценический контент, клипы, концертные номера были красивыми, четкими, яркими, высокопрофессиональными во всех компонентах. У них свой формат. Монологи, клубная самодеятельность и смешные байки, непоставленные голоса под баян, старые записи и тусклое освещение не характерны для них. Хотя и на этот товар есть потребитель, которого надо уважать. Зритель сам решит, что ему нужно. Он ведь разнородный. Есть молодежь, есть старшее поколение. Кому-то надо что-нибудь попроще, а другому подавай качество, чтобы за ценой не постоять. Не так уж плохо, если у нас, слава Аллаху, есть выбор.

А ВОТ ЧТО ПИШУТ ЗРИТЕЛИ

Вспомним, что написали читатели «БИЗНЕС Online»  после открытия ТМТV:

«Молодцы, барсы! Современный достойный канал!»

«…Я долго ждал музыкального телеканала от “Барс-Медиа”, но, увидев, разочаровался. Нет ретро, “старых” песен и исполнителей, “сторонних”, то есть небарсовских исполнителей».

«…Давно ждал современный канал на татарском языке! А что касается «Майдана», смотрел, но кроме повторов и очень давних записей ничего нет…»

Читатели, возможно, кто-то из команды и поклонников двух новых каналов, сравнивали, хвалили и ругали, не обходя стороной телеканал ТНВ, хотя у главного телеканала республики с бюджетной поддержкой ресурсы и технические возможности совсем другие. Зато у «барсов» масса клипов, авторских прав, опыта организации концертов и выпуска записей, которые нужны любому каналу. Значит, обязательно должен был возникнуть спор по поводу принадлежности контента.

«…У барсов есть все для этого: материалы, продюсерский центр, артисты, проекты, концерты. Молодцы. Очень нужен народу такой канал! У них нет конкурентов!» – писали в одном из комментариев.

РўР–.jpg
 

Прямо удивительно, как получилось, что после 1 июня 2012 года, когда газета «БИЗНЕС Online» опубликовала эти высказывания, до апрельского арбитража прошло аж 9 месяцев! Долго терпели, присматривались друг к другу, прежде чем подать иск в суд.

Газета «БИЗНЕС Online» в двух упомянутых публикациях раскрыла суть претензий «Барс-Медиа»: «Майдан» показывает песни, которые проданы «Барсу» их авторами и исполнителями. То есть на эти произведения оформлено право собственности и использовать их можно только с разрешения владельца. Иначе нарушаются авторские права. «Майдан» же отвечал, что они получили разрешение у Российского авторского общества, лицензию дал его татарстанский руководитель Зуфар Хайретдинов.

«Барсы» удивлялись, что слова и музыка куплены ими, а певец Зуфар не мог «продавать» то, что ему не принадлежит. Обнаружилась интересная лазейка: оказывается, сами певцы не помнят автора текста и факт своего подписания договора о продаже песни, поэтому новое исполнение заново записывается на каком-нибудь концерте и транслируется по «Майдану» как новый продукт. А ТМТV, точнее продюсерский центр «Барс-Медиа», хранит в сейфе документ о принадлежности песен именно ему. И крутит их подлинные клипы или специальное концертное исполнение. Ради качества, хорошего звука, освещения, оформления сцены и костюма исполнителей «барсы» идут на большие затраты и дорожат своей продукцией. И своим правом на нее.

Во время арбитражного суда «Барсы» предложили заключить мирное соглашение о недопущении нарушения авторских прав и условиях взаимодействия. Мол, нам надо не 2,6 млн. рублей получить за 43 факта несанкционированного использования песен, а нужно, чтобы партнеры и конкуренты использовали наши материалы только с нашего разрешения и по согласованию с нами на оговоренных условиях. Однако на форуме после статьи в «БИЗНЕС Online» некоторые читатели со стороны «Майдана» прокомментировали это решение так: «Барсы отказались от иска. Мы победили!» Команда «барсов» тоже вроде как довольна договоренностью – появилась надежда на то, что не будет откровенного «браконьерства». Хотя неоднозначность ситуации с использованием песен и наверняка сохраняется до сих пор, но все равно любой мир лучше, чем судебная тяжба.

КОГДА НАСТУПИЛО ПЕРЕМИРИЕ

Полтора месяца после перемирия – срок небольшой. Но все равно его достаточно, чтобы понять, насколько соблюдается соглашение, как идут дела, что изменилось. Интрига сводится к действиям двух команд, степени успешности каждого из каналов.

Надо полагать, «Майдан» не крутит песни, сработанные «барсами», оформленные как их собственность. Если есть необходимость, «майдановцы» могут обратиться к владельцам песен и получить добро. Хотя юристы всегда могли бы найти отклонения от правовых норм. Есть трудно решаемые проблемы. Может ли петь на концерте или на свадьбе, в родной деревне певец, продавший свою песню производителям эстрадной продукции? Вопрос не праздный, и отвечать однозначно никто не берется.

Конкретные детали не вызывают никакого интереса. Можно было бы обратиться в продюсерский центр «Барс-Медиа», который подавал иск и подписывал мировое соглашение. Или спросить у руководителей «Майдана». Но мне, зрителю и просто журналисту, ожидающему интересную работу от новых каналов, совершенно не хочется вникать в эту кухню. Бумаги, взаимные договоренности, вынужденный обман – верные спутники пробуксовки, так часто встречающиеся в безнадежных делах национального развития и демократического переустройства общества.

ВСЕГО ТРИ ОКОШКА У 7 МИЛЛИОНОВ ТАТАР

Речь идет о татарских телеканалах, их всего лишь три во всем мире, если не считать «РТР-Татарстан», отдельные передачи в региональных окошках федерального канала и муниципальные станции, не претендующие на отдельное круглосуточное вещание. У первого из трех татарских каналов – ТНВ – огромная потенциальная аудитория, спутниковые антенны, ретрансляторы, корпункты, команда из 500 – 600 сотрудников, бюджетная поддержка, серьезные учредители.

Конечно, «Майдану» и ТМТV трудно тягаться с главным каналом Татарстана. Но талант медиабогемы и проворность менеджеров творят чудеса. Вспомните, как начиналась телекомпания «Эфир» с университетского телевещания и до каких высот поднялась. Так уж повелось: одни телепрограммы живут долго, другие умирают через полгода. Вряд ли можно добиться славы, собрать миллионные аудитории, лишь тасуя клипы и концертные номера. Любой человек с камерой и монтажным компьютером при наличии средств на трансляцию может конкурировать с любым каналом за зрителя, который сидит перед экраном. Кто же впереди? Кому угрожает творческое фиаско и финансовое банкротство? Чей талант и менеджерское искусство дают превосходство?

17.12587.jpg
 

Могу заявить со всей ответственностью: пока что никто никого не побеждает и в ближайшее время вряд ли кто кого обгонит. И Арбитражный суд тут не все рассудит. Приходится договариваться самим. Пусть никто не ворует и никто никого не обижает. Судья ведь не Бог. Попробовал бы кто-то рассудить, кто из разлюбивших друг друга супругов виноват или кому присудить их общего ребенка. Трудно!

ТОВАР НЕ ВЫЛОЖЕН НА ВИТРИНУ

В кабельных сетях и интернет вещании зрители не давали обет, какой из двух каналов смотреть. Могут ни один из них не смотреть. Даже тот же канал ТНВ практически не анонсируется в масс-медиа и не рецензируется для широкой общественности. То ли он в зените славы, то ли еле влачит существование.

Если на радио «Эхо Москвы» по субботам две интеллектуальные дамы целый час вещают о своей реакции на передачи ведущих телеканалов, то о передачах местных (региональных) каналов можно услышать разве что на летучке, и то, если реально что-то скажут или оценят. Отсюда – пониженный интерес к телепередачам, особенно этническим.

Странность и несбалансированность ситуации не только в том, что учредители двух каналов находятся в различных весовых категориях, если иметь в виду финансовые и административные ресурсы. Ответчик – телеканал «Майдан» – творческая структура, у которой нет отдельного продюсерского центра, студии видеоклипов и концертной деятельности. Зато у него есть большие дяди и обширная сеть вещания. И по творческой концепции эти каналы слишком разные и непохожие друг на друга.

Внимательно посмотрев все три татарских телеканала, я пришел к такому выводу: эти каналы отнюдь не конкуренты. Они разные по форме и содержанию и сидят в отдельных нишах. И зрители у них разные. Дело только за малым: чтобы народ смотрел, знал, как подключиться. Но вот с этим туговато. Люди просто не знают, что оба музыкальных ТV пришли почти в каждый телевизор, что их можно смотреть по всей республике и в российских регионах. Стоит только открыть сайты www.maidantv.ru, www.tmtv-online.ru и, конечно, www.tnv.ru.

«Новый век» транслируется в местных антеннах, через кабельных операторов и в спутниковом «триколоре». «Майдан», объявив на своем сайте потенциальную 3-миллионную зрительскую аудиторию, разместил многостраничный список своих средств доставки сигнала, включая «Дом.ру» и спутниковый канал «Континент». Он не боится повторов, пускает в свой эфир различные формы концертно-досуговой деятельности, тематические передачи, покушаясь на хлеб ТНВ и, надо думать, лишая сна Ильшата Юнусовича. TMTV тоже расширяет сеть, например в Башкортостане скоро будет транслировать еще один оператор – «Уфанет», дополнительно к существующему оператору «Баштел». Так ведь эти два канала пол России покроют своей сетью, разве плохо?

ПОСЛЕДНЕЕ ДЕЛО – УПРЕКАТЬ НАРОД. НО Я ВЫНУЖДЕН…

Вопрос в том, чтобы научить людей смотреть эти каналы. Для этого достаточно заявить в абонентский отдел своего оператора желание смотреть татарские музыкальные и эстрадные каналы, что, скорее всего, будет исполнено абсолютно бесплатно.

Вы часто видите рекламу татарских каналов, объявлений о будущих премьерах и интересных событиях? Что-то они мне не попадаются. Откуда же быть рейтингам и рекламной отдаче, если о существовании своих же каналов широкая публика просто не подозревает.

Еще 15 лет назад мы мечтали о татарских аудиокассетах и дисках, сейчас они распространены тысячами наименований и миллионными тиражами. Заметьте – без государственных вливаний, частными инвесторами. Татарская эстрада не отстает от среднероссийского, а значит, московского уровня. Мечтали о видеоклипах – появились. Жажда вроде утолена, но до оптимального режима производства и потребления культурных ценностей не доросли.

Не знаю, как с этим делом справляются народы Крайнего севера и американские индейцы, но татары в эстрадно-мультимедийном жанре лидируют. Проблема в урбанизированности и ассимиляции татар, их интегрированности в окружение, вплоть до потери самоидентификации.

А ведь дело-то осталось за малым: смотреть свои телеканалы, клипы, приучать к этому молодых. Большинство татар, особенно городских и молодых, расслабляются с помощью приколов «семейных» каналов и реалити-шоу тоскующих парней и девушек. А потом они же или их родители жалуются, что язык умирает, культуру зажимают, Ивана Грозного и Иосифа Сталина лихом поминают. А дело-то чаще всего в нас самих. В неспособности телевизионной и музыкальной братии договориться между собой, распределить свое влияние, в готовности войти в глобальную сеть с этническим продуктом. А пока более 90 процентов потенциальной аудитории слыхом не слыхали о вещании новых татарских каналов в интернете и в кабельных сетях.

Завершая вступительную статью об эстрадно-телевизионных делах, приглашаю приоткрыть душу влиятельных личностей этой сферы. Прежде всего хочется увидеть директора TМTV Тимура Сайфутдинова и его коллегу из Maidantv Эдуарда Утяганова. А может, доберемся до руководителя и генерального продюсера «барсов» и главных кураторов «Майдана», если, конечно, они согласятся. А что? Чего скрывать, свои же люди? Хотелось бы послушать также их коллег и простых малоизвестных гениев. Ради вашей и общей выгоды, главный заказчик – народ – должен знать, чем вы живете, что и зачем производите.

Римзиль Валеев.

«БИЗНЕС Online».

1 КОММЕНТАРИЙ

Comments are closed.