Одна из студенток Астраханской государственной медицинской академии распространила в соцсетях призыв о помощи: со слов девушки, руководство вуза запретило учащимся-мусульманкам носить хиджаб. Как выяснило ИА IslamNews, запретов в данном вузе бесчисленное множество, и все придумал ректор – Халил Галимзянов.
“Студенток в хиджабе выселяют на улицу”
“Хочу обратить Ваше внимание на несправедливость и притеснение в академии из-за платка. Нас студенток в хиджабе записывают в списки, далее пишут на нас рапорты и дают выговоры на дисциплинарной комиссии за то, что мы носим хиджаб (мусульманский женский головной убор) и выселяют с общежития. С этого года вышел новый устав академии в котором говорится о запрете носить хиджаб в академии (даже белый, даже снизу мед шапочки, и нельзя закрывать шею водолаской или шарфиком), но и на этом не остановились и позже запретили хиджаб даже в общежитии!!! Я живу во втором общежитии АГМА, ношу хиджаб (всегда только светлые тона), таких девушек здесь несколько они тоже всегда в белом, но ссылаясь на устав академии нас начали ругать, нас не впускают в общежитие пока мы не снимем платок, а теперь решили давать выговоры и выселять нас на улицу, два-три выговора и отчисление, хотя я знаю как хорошо эти девушки учатся и я сама”, – пишет автор обращения (авторские орфография и пунктуация сохранены. – Прим. ред.).
“Разве это справедливо выгонять с общежития и отчислять только за то что мы носим платок в общежитии? – интересуется автор. – С запретом хиджаба в академии мы смирились и у входа в академию снимаем платок и одеваем медицинские шапочки, длина юбок и платьев 10 см от пола как и написано в уставе. Но кому и чем мешает платок на голове у девушек в общежитиях? Мы этого не можем понять, у нас нет возможности переехать на квартиру, а тут нас выселяют на улицу, где нам жить тогда. Но и снять хиджаб мы не можем по религиозным убеждениям, да и у нас все таки свобода вероисповедания и выполнения религиозных обрядов. Мы здесь живем не первый год, мы никому ничем не мешали, на нас никто никогда не жаловался, с комендантшей у нас хорошие отношения и она как бы ни хотела не может нам помочь, так как ей дают приказ с академии чтобы на нас писала рапорт. Кто то из нас волонтер, активные участники разных мероприятий, почти все мы доноры. Мы делали попытки обратить внимание правительства РФ на эту ситуацию, но нам в письмах толком ничего и не объяснили и не сделали. А на дисциплинарных комиссиях на нас оказывают психологическое давление как на преступниц, забывая о том, что мы всего лишь студентки как и все, нас ругают, затрагивают религию и даже оскорбляют, а это порождает межрелигиозную и межнациональную неприязнь”.
“Я сама с первого курса дружу с русской девочкой Таней и несмотря на эти притеснения не порчу свое мнение о ее нации. Чего не могу с уверенностью сказать о других девушках, уже целый год эта проблема все девушки на нервах. В академии нас и слушать не хотят, с нашим мнением никто не считается. На мой вопрос начальнику по безопасности он ответил, что в академии запрещено носить одежду указывающую на ту или иную религиозную принадлежность и из за этого и в общежитии это тоже запрещено. Запрет в академии можно как то понять, это ВУЗ и все такое, но общежитие это наш дом, за проживание в котором мы оплатили и здесь каждый ходит в чем пожелает в чем ему удобно. В уставе написано что и крестики нельзя носить, но это лишь на бумаге, ладно хоть кого то не достают, но как только в хиджабе так все…. Мы не знаем, что уже нам делать к кому обратиться чтобы нас хотя бы в общежитии оставили в покое, да и многие боятся ведь за любую жалобу и обращение куда либо нас отчислят под разными предлогами и такое уже было. Решила дать широкую огласку этой проблеме, может кто подскажет, поможет нам”, – резюмирует студентка.
“Мало ли что они говорят”
В свою очередь, декан факультета иностранных студентов Астраханской государственной медакадемии Ольга Дьякова на вопрос IN о том, знакома ли руководству вуза эта ситуация, ответила: “а никакой ситуации нет, мало ли что они говорят, они много что говорят”.
“У нас на сайте есть приказ ректора об этических нормах студентов и работников вуза и приложения к нему, о внешнем виде учащихся и о единых правилах внутреннего распорядка, где разъяснены все интересующие вас вопросы. Вы меня несколько озадачили. Откуда у вас эта информация, и кто вас уполномочил проводить такие социологические опросы? У нас выпускные, мы готовим документы, и у меня совершенно нет времени дискутировать на эту тему. Комментарий я давать не уполномочена”, – пояснила Ольга Николаевна.
Однако на следующий вопрос, есть ли у руководства вуза пожелание, чтобы все студенты выглядели единообразно, пояснила: “не более того, что касается делового стиля”. “У нас светское учебное заведение. У нас учатся студенты, которые имеют очень много различных вероисповеданий, и, соответственно, мы как светское учебное заведение никому не отдаем предпочтения. Точнее, отдаем предпочтение светскому образу жизни и деловому стилю в одежде. А как быть девушкам, вы спросите у девушек и у религиозных деятелей. Никто им не запрещает ходить в храм или в мечеть, но не в рамках светского учебного заведения”, ответила декан.
Упомянутый ею приказ ректора – Халила Мингалиевича Галимзянова (судя по всему, татарина) – действительно дает исчерпывающие ответы на многие вопросы.
“Мат, пистолет, грязный халат, хиджаб, крест и тюбетейку – долой”
Оказалось, что в стенах данного вуза, помимо хиджабов, много чего нельзя. Зато над дресс-кодом его авторы попотели прилично.
Приказ “Об этических нормах внешнего вида студентов и сотрудников ВУЗа” за подписью Галимзянова, в частности, гласит: “В подготовке врача наряду с накоплением студентами теоретических знаний, формированием профессиональных качеств и умений, большое внимание должно быть уделено их внешнему виду. Внешний вид любого медицинского работника оказывает благотворительное воздействие на лечение больного и об этом постоянно должны помнить будущие врачи. Однако, в последнее время, в академии снижена требовательность к внешнему виду студентов со стороны преподавателей, заведующих кафедрами и работниками ректората. Определённая часть студентов появляется на занятиях в неопрятном виде, несвежих и мятых халатах, без шапочек, с неаккуратными прическами”.
В целях предотвращения этой беды принято специальное Положение “о внешнем виде”, призванное “развивать корпоративную культуру”, “укреплять производственную дисциплину”, “формировать профессиональную ответственность медработника, а также воспитывать чувства гордости за академию”. Среди прочих целей документа – “формирование имиджа обучающегося, преподавателя и сотрудника академии – светской образовательной организации высшего профессионального образования, имеющей федеральный статус”; “создание условий для формирования культуры и эстетики внешнего вида обучающихся, преподавателей и сотрудников академии”; “противодействие «популярной» культуре в деловой среде академии”; “соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов лечебно-охранительного режима во время пребывания на клинических базах академии”; “соблюдение правил техники безопасности”.
Данное Положение “не предполагает строгого единообразия во внешнем виде обучающихся и введения единой формы одежды (униформы)”, говорится в тексте, однако “обучающимся, преподавателям и сотрудникам академии рекомендуется одеваться в соответствии с деловым стилем одежды специалиста в области здравоохранения, профессионала при нахождении во всех учебных корпусах, на клинических базах и общежитиях АГМА”.
“Не допускается ношение одежды, указывающей на принадлежность к той или иной национальности или религии (ношение хиджаба, тюбетейки, кипы, крестов и т.д.), кроме официальных культурно-массовых мероприятий. Основные правила, формирующие внешний вид: деловой стиль в одежде означает строгий подтянутый вид для поддержания имиджа академии как солидного партнера; аккуратность, то есть опрятный, ухоженный вид; сдержанность – умеренность в цветовых решениях одежды, обуви, аксессуаров; стильность (гармоничное сочетание всех составляющих одежды, обуви и аксессуаров); корпоративность, то есть присутствие элементов стиля делового человека. Одежда обучающегося или сотрудника должна соответствовать климатическому сезону, характеру учебного занятия и конкретной рабочей ситуации”, – следует из текста.
Разработал Халил Мингалиевич и требования к внешнему виду преподавателей и сотрудников. Гражданам мужского пола рекомендуется: “деловой костюм или пуловер и брюки неброских тонов, рубашка, галстук (приветствуется), туфли (в жаркое время года пиджак и галстук можно не одевать, но при посещении руководства пиджак и галстук необходимы); аккуратные и ухоженные волосы. Недопустимо ношение спортивных костюмов и спортивной обуви (за исключением преподавателей кафедры физической культуры на территории спортивных залов и спортивных площадок в учебные часы)”.
Внешний вид преподавателей и сотрудников женского пола: “одежда делового стиля; блуза и кофта длины ниже пояса; аккуратная прическа; умеренный макияж.
Недопустимо: одежда с глубоким декольте, юбка и платье с высоким разрезом, шорты, короткие блузы и юбки”.
Обязательное требование ко всем категориям обучающихся: “нахождение во всех учебных корпусах и на клинических базах АГМА в белых медицинских халатах, прикрывающих одежду до середины колена, белых медицинских шапочках и сменной обуви; медицинский халат обучающегося должен быть чистым, выглаженным и соответствовать размеру; волосы обучающегося должны быть максимально собраны и находиться под медицинской шапочкой” (что почти соответствует задачам хиджаба – прим.IN).
“Внешний вид обучающихся мужского пола – пуловер, брюки, рубашка, приветствуются галстук и пиджак, аккуратные волосы. Студент должен быть чисто выбрит или иметь аккуратно оформленную бороду. Внешний вид обучающихся женского пола – юбка от середины бедра и ниже или брюки, блуза и кофта длины ниже пояса, допускаются платья с длинным или средней длины рукавом с пиджаком, аккуратная прическа, макияж сдержанный, украшения – неброские, небольших размеров. Не допускаются в одежде: цветные медицинские халаты; брюки с заниженной талией; открытая спина; глубокое декольте; юбки и платья выше середины бедра и с высоким разрезом; юбки и платья длиною ниже 10 сантиметров от пола; просвечивающаяся одежда (недопустима демонстрация нижнего белья); шорты, сланцы, пляжная одежда; бейсболки, платки, повязки на голове; портивная одежда (только на кафедре физической культуры, в спортивных городках и на спортивных площадках); ношение на медицинской одежде аксессуаров, знаков принадлежности к определенной религиозной конфессии”.
Ректорат и администрация академии “выражают свою решимость бороться с проявлениями фривольности во внешнем виде и демонстрацией религиозной атрибутики в одежде среди обучающихся, преподавателей и сотрудников АГМА”, – говорится в тексте.
При грубом и систематическом нарушении требований настоящего Положения “обучающиеся могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности вплоть до отчисления из академии в соответствии с пунктом 4 статьи 43 Федерального закона РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Уставом ГБОУ ВПО АГМА Минздрава России”.
Кроме того, как следует из правил вуза, обучающихся могут отчислить за: появление на территории академии с оружием (огнестрельным, травматическим, пневматическим, холодным, газовым баллончиком или веществом представляющим повышенную опасность для окружающих), появление на занятиях в нетрезвом виде, пристрастие к употреблению и распространению наркотиков, а также азартным играм, курение и сквернословие.
“Хиджаб – это не перформанс”
Кстати, в московских медвузах учатся мусульманки, и никто им никаких претензий по поводу ношения хиджаба не предъявляет. Но учатся они, правда, на платном отделении. А вообще мода бороться с хиджабами в высших учебных заведениях пошла из Франции времен правления Саркози, где до кучи стали запрещать и кипы, и крестики, чтобы запрет отдельно взятого хиджаба не выглядел дискриминацией мусульман.
Однако эксперт IN Ибрагим недоумевает: “почему в данном вузе запретили хиджаб, остается загадкой – все равно медики носят шапочки, практически ритуальный головной убор”. “Данный запрет – какой-то сакральный момент из глубин сознания ректора. Запрет бухла, грязных халатов и прочего еще имеет логическое объяснение (это не эстетично, не гигиенично и портит имидж вуза), но хиджаб? Хорошо бы услышать на сей счет внятные объяснения, иначе позицию ректора можно истолковать как исламофобию”, – считает он.
По словам собеседника агентства, “возможно, руководство данного уважаемого учебного заведения ошибочно полагает, что хиджаб – это демонстрация религиозной принадлежности, но на самом деле, это неотъемлемый атрибут мусульманской одежды, без которого женщина по исламу не должна появляться в обществе. Мусульманка ничего не демонстрирует хиджабом, она просто не может без него выйти “в свет”. Это все равно, что, например, штаны для мужчины. Ректор же не ходит на работу без штанов? Но если он ходит в штанах, никто же не подозревает его в том, что он таким образом демонстрирует свою принадлежность к европейской культуре образца 20 века? Он просто одевает штаны, поскольку не может прийти на работу без них. А для верующей женщины хиджаб – это не перформанс, а религиозная обязанность и этическая норма приличия, такая же, как для ректора ношение брюк. Для мусульманки прийти без хиджаба – все равно, что ректору прийти без брюк”, – подытожил эксперт.
http://www.islamnews.ru/news-146601.html