В Казани разобрали исламское образование

0
55

«Какие уровни религиозного профессионального образования существуют в современном Татарстане» под таким названием в Казани состоялся круглый стол, организованный Духовным управлением мусульман Татарстана и Центром исламоведческих исследований Академии Наук РТ.
Камиль Насибуллов, старший научный сотрудник Центра исламоведческих исследований, предоставил мониторинг религиозных мусульманских учебных заведений Татарстан, проведенный в 2012 году. В ходе исследования было выявлено, что мусульманское образование в Татарстане на сегодняшний день получают более двух тысяч студентов. Причем преподавательский состав взращивается прямо в пределах республики, и не привлекается из зарубежа. Камиль Насибуллов считает, что в Татарстане сложилась аутентичиная, оригинальная система профессионального мусульманского образования.

Между светским и религиозным
«Система гос. образования унифицирована, в то время, как ученые советы медресе, при поддержке ДУМов, самостоятельно инициируют образовательные программы. Каждое медресе имеет свою практику оформления методической документации» – подчеркивает Насибуллин.
Проректор по учебной работе РИУ Марат Гильманов, рассказал о 15 летнем стаже работы Российского Исламского Университета. В основу вуза была заложена программа медресе «Мухаммадия» и зарубежный опыт Иордании. В 2004 году был разработан первый стандарт, утвержденный на общероссийском уровне по специальностям шариатские и коранические науки. По аналогии с гос. стандартами, 60 % учебных часов отводится светским наукам, 40 % религиозным, но деление это условно.
Психолог Казанского межрегионального центра экспертиз Лилия Халабуда предоставила сравнительный анализ результатов социально-психологического исследования, проведенного среди учащихся религиозных мусульманских и общеобразовательных учебных заведений». По мнению психолога, определенная доля влияния религиозных учебных заведений на зарождение экстремистских взглядов присутствует.
Среди опрошенных было 385 студентов медресе и 612 школьников. Был проведен анализ таких показателей, как психологическое благополучие, общая и религиозная толерантность. По результатам оказалось, что среди учащихся медресе минимальное число психологически неблагополучных лиц (15-20%), достаточно высок уровень толерантности (5,5-72%), но при этом показатели негативного отношения к иным религиозным течениям выше, чем у школьников общеобразовательных учреждений.

Препоны к получению знаний
По мнению Камиля Насибуллов существует ряд факторов, которые препятствуют становлению и развитию мусульманского образования. Среди которых он выделил низкий уровень подготовки преподавателей, негативное влияние чиновников, а также расхождение мнений о том, какой должна быть система религиозного образования – «кадимитстской» или «джадидистской». «Данные системы существовали в иных исторических рамках, они не приложимы к современной ситуации» – считает научный сотрудник.
Отметили проблему нехватки учебной литературы, которая сейчас, к тому же, находится под прицелом правоохранительных органов. «Необходимо иметь адекватный список книг, которые разрешены на территории РФ» – отметил Насибуллов.

Унификация мусульманского образования

В ходе мониторинга, было выявлено несколько путей решения существующей проблемы. Было озвучено, что необходимо разработать и внедрить единый стандарт мусульманского образования на основе лучших образовательных практик медресе, а также создать площадку для обмена преподавательским опытом.
Важным моментом является и необходимость учета уровней мусульманского образования, чтобы для каждого была определена собственная методика преподавания.
Всего было выделено три уровня религиозного образования в Татарстане. Во-первых, это небольшие медресе в районных центрах (слушатели из той же местности, большой поток на вечерней форме обучения и воскресных курсах). Во-вторых, медресе в более крупных населенных пунктах Татарстана, привлекающие студентов из республики и других регионов России. И, в-третьих, крупное медресе «Мухаммадия» в столице республике (38% студентов из Казани, остальная часть из России и зарубежа)
Начальник учебного отдела татарстанского муфтията Айдар Карибуллин рассказал о создании рабочей группы, на основании которой, будет создано единое методическое объединение, координационный орган в сфере мусульманского образ РТ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here