Домой Жизнь татар Татары в России и в мире «В плену татары создали новые формы самоорганизации»

«В плену татары создали новые формы самоорганизации»

0

Сабантуй в немецком лагере, или как в кайзеровской Германии разрабатывали стратегию «революционизации» мусульман

Книгу под названием «Российские солдаты-мусульмане в германском плену в годы Первой мировой войны» презентовали накануне в Казани. Известный историк Искандер Гилязов продолжает свои многолетние изыскания, посвященные тому, как отразились на истории татарского народа глобальные социальные катастрофы XX века. Корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснила, почему марийские военнопленные записывались татарами и как Германия впервые в европейской истории пыталась использовать мусульманский фактор.

Профессор КФУ Искандер Гилязов
Профессор КФУ Искандер Гилязов

«ДОШЛИ ДО БЕРЛИНА — ДОЙДЕМ ДО ВАШИНГТОНА! ЧТО ЗА ИДИОТИЗМ?!»

В начале ХХ века мусульман впечатляли призывы о защите Германии и Турции, которые обещали освободить их от всех врагов и угнетателей, указывают авторы книги «Российские солдаты-мусульмане в германском плену в годы Первой мировой войны». Этот труд презентовали вчера в исполкоме Всемирного конгресса татар и назвали первым в России литературным памятником татарским военнопленным. В душном зале собралось немало народу, а записи татарских песен столетней давности создавали необходимую атмосферу мероприятия.

«Для меня было важно показать, что такое человек на войне, что такое пленный и что, вообще, такое плен, — рассказал «БИЗНЕС Online» основной автор книги, профессор КФУ Искандер Гилязов. — Мне было важно показать, что это трагедия. Сегодня зачастую мы забываем, что война — это в первую очередь горе, что нужно прежде всего показывать ее жестокость, чтобы в людях воспитывались ненависть к войне, неприятие войны. А у нас как-то все больше сейчас идут фанфары и гордость. Война — не праздник, хотя у нас, к сожалению, исподволь невольно в обществе возникает такое к ней отношение. «Дойдем до Берлина!» — ну что это за надписи на автомобилях?! Я просто поражаюсь: «Дошли до Берлина — дойдем до Вашингтона!» Что за идиотизм?!»

«Первый татарстанский историк, проложивший дорогу в немецкий архив», — так отозвался о Гилязове один из пришедших на презентацию любителей истории. Книга писалась 15 лет, а первые публикации по теме были еще в 90-е. Непосредственно процесс написания занял около полутора лет, в работе над монографией заведующему кафедрой татароведения и тюркологии КФУ помогала Лейла Гатауллина.

И пусть тема военных событий начала прошлого века лишена той политической остроты, которая неизменно присутствует при анализе происходившего на европейских фронтах в середине XX века, тем не менее о многих историях, описанных в книге «Российские солдаты-мусульмане в германском плену в годы Первой мировой войны», ранее также не принято было говорить слишком громко. Из аннотации следует, что в книге анализируются попытки кайзеровской Германии использовать религиозный фактор в военном противостоянии странам Антанты. Немецкие политики, военные и дипломаты представляли Германию как дружественную исламскому миру страну и разработали стратегию «революционизации» мусульман для противопоставления их России, Англии и Франции. Значительная часть военнопленных солдат-мусульман российской армии была собрана в особых лагерях, среди них активно проводилась пропагандистская работа с целью привлечения на сторону Германии и Османской империи. На основе широкого круга исторических источников авторы монографии исследуют судьбу военнопленных российских мусульман.

Любопытно, что книга написана на русском языке, но презентация проходила исключительно на татарском.

Процесс съемки документального фильма режиссера Дениса Красильникова «Война непрощенных»
Процесс съемки документального фильма режиссера Дениса Красильникова «Война непрощенных»

ПЛЕННЫЕ ОСТАВАЛИСЬ ПЛЕННЫМИ ДАЖЕ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОПАГАНДИСТСКИХ ЛАГЕРЯХ

«Нахождение татар в плену создало новые формы самоорганизации татар — это и клубы, и художественные коллективы, и библиотеки, но плен не закончился с окончанием Первой мировой войны, — прозвучало из зала. — Сейчас не только в архивы КГБ не пускают, сейчас не пускают и в государственные архивы, очевидно, чтобы не искажали историю» — последовала реплика из зала. Гилязов подтвердил, что единственный архив, где можно фотографировать документы, — это архив министерства иностранных дел Германии. Поэтому неслучайно, что благодарность различным немецким фондам занимает половину страницы в предисловии к монографии. А еще вспомнили, что памятник военнопленным мусульманам той войны находится именно в Германии — в Церенсдорфе, а еще один — в Пуххайме. Фотографии этих мемориалов есть в книге. Там же опубликованы фото того, как в Вайнбергском лагере отмечали Сабантуй или Ураза-байрам. Вообще, военнопленным мусульманам жилось несравненно лучше, чем другим их товарищам по несчастью. Их разместили в отапливаемых деревянных бараках и палатках. Понятно, что агитационные лагеря должны были лучше обеспечиваться продовольствием, чем остальные. Во время Рамазан-байрама и Курбан-байрама выделялись средства на покупку для раздачи мусульманам чая, сахара, сигарет, а также животных для проведения ритуала жертвоприношения. «В документах упоминается, что марийские военнопленные записались татарами, чтобы оказаться в лучших условиях жизни в плену», — отмечает автор книги.

Начальник главного архивного управления при КМ РТ Данил Ибрагимов (справа):
Начальник главного архивного управления при КМ РТ Данил Ибрагимов (справа): «В советское время мы жили только светлым будущим, а назад не смотрели — это же тоже своего рода идеология была»

Среди гостей презентации был и начальник главного архивного управления при кабинете министров РТ Данил Ибрагимов, который так отозвался на вопрос о необходимости обращения к непростым для осмысления стараницам национальной истории: «Каждый человек во что-то должен верить. Кто-то — в Бога, кто-то — во что-то другое. Потому что без веры мы превращаемся в «иванов, не помнящих родства». В то время люди верили в светлое будущее. В «Идель-Урал» в том числе. В советское время мы жили только светлым будущим, а назад не смотрели — это же тоже своего рода идеология была. А сейчас мы вспомнили о том, что есть, оказывается, у нас прошлое. И без прошлого, оказывается, нельзя…»

Напомним, что профессор Гилязов выступил консультантом при создании недавно вышедшего документального фильма режиссера Дениса Красильникова «Война непрощенных», посвященного судьбам участников легиона «Идель-Урал», а на презентации картины в Москве присутствовал и врио президента РТ Рустам Минниханов. Некоторые историки полагают, что было бы логичным съемочной группе теперь взяться и за экранизацию темы «Мусульмане в Первую мировую войну», однако автор книги уверен, что лента на эту тему может быть только художественной: «Видеоматериалов по Первой мировой войне нет. Нет живых свидетелей, нет во многом даже тех пейзажей, тех городских видов. Даже по Второй мировой войне проблематично снять фильм, что показала работа над картиной «Война непрощенных». Но сюжет — история мусульман в Первую мировую войну — очень интересный. Этот сюжет показывает первый в истории пример, когда большая европейская держава пытается использовать мусульманский фактор в политических целях. И это очень интересно и с точки зрения нынешнего времени, и с точки зрения истории. Это все связано со многими сюжетами, со многими поворотами европейской истории».

При этом Гилязов еще раз подчеркивает личное неприятие войны как способа разрешения любых конфликтов: «Люди должны жить мирно, должны из любых ситуаций выходить нормальными цивилизованными методами, а не воевать. И люди должны понимать, что война — это кровь, это огромная трагедия для солдат, для страны, для родных. Вот этого мне не хватает. Именно поэтому я взялся за данную тему, чтобы показать, что пленные, даже те, кто находился в таких специальных пропагандистских лагерях, они все равно были пленными, они потеряли свою родину, они тосковали по ней, воспринимали войну как страшную трагедию своей жизни».

В ближайшем будущем Гилязов планирует взяться за написание новой книги, которая будет посвящена военнопленным татарам в Австро-Венгрии.

ИСТОЧНИК:http://www.business-gazeta.ru/article/135262/