Домой Жизнь татар В соцсетях предпринимаются попытки расколоть этнокультурное единство татар

В соцсетях предпринимаются попытки расколоть этнокультурное единство татар

0
В соцсетях предпринимаются попытки расколоть этнокультурное единство татар

В распространении провокационного контента против татар замечены ногайские активисты.

В последние несколько месяцев в соцсетях можно обнаружить активизацию различных ресурсов и анонимных авторов, которые распространяют искаженные представления о татарах, об их истории. Подобный провокационный контент порой озвучивает посыл, вовсе отрицающий существование татар как народа.

Авторы подобных идей выдают себя за ногайских, сибиротатарских и башкирских активистов. От них слышится надуманный упрёк, что в Татарстане ученые, общественники и политики намерены переписать почти все тюркские народы России в татары. При этом на площадках, где они высказываются, какие-либо интересные сведения о тех же ногайцах, сибирских татарах и башкирах, об уникальности их культуры, языка и традиций если и обнаружите, то очень скупо.

В качестве эксперта на таких антитатарских ресурсах выступает президент Центра ногайской культуры «Эдиге» Эльдар Идрисов из Астрахани.

В частности, на YouTube-канале про ногайцев, где Идрисов один из авторов, есть видео «Как нас записали татарами?», в котором рассказывается, как ногайцев во время СССР записывали в татары. Это видео полностью, от первого до последнего слова, является искажением истории татар. Оно направлено против его этнокультурного единства как народа.

Чтобы разбить домыслы авторов видео, начнём с того, что у этнонима «татары» глубокие исторические корни. Этноним зафиксирован в исторических источниках и не является искусственно сконструированным понятием историка Шигабутдина Марджани, как это пытаются представить авторы YouTube-канала.

Этноним «татар» упоминается в памятниках древнетюркской рунической письменности. В тюркских стелах (памятник Кюль тегина 732 г., памятник Бильге кагана 735 г.) сочетание otuz tatar, буквально «тридцать татар», упоминается среди перечня «народов» (bodun), «оплакивающих (и) поминающих» (sïγtamïš joγlamïš) первых тюркских каганов.

Термин татары встречается в разных письменных традициях: в уйгурских, китайских, тангутских, тюркских, арабо-персидских, японских, армянских, грузинских, русских, латинских. О них пишет персидский автор Рашид ад-дин.

Исследователи отмечают, что термин «татары» по настоящему стал самоназванием для основного населения Золотой Орды в XV веке. После распада Золотой Орды татарами стали называть населения возникших тюрко-татарских государств: касимовские, сибирские, крымские, астраханские и казанские (волго-уральские). Например, татарами жителей Казанского ханства называл историк из Крымского ханства Абдулгаффар Кырыми (живший в XVIII веке). О татарах в ханстве писал и бывший сподвижник Ивана Грозного воевода Курбский, участвовавший во взятии Казани.

Авторы видеоролика на YouTube утверждают, что до конца XVII века основное тюрко-мусульманское население Казанского и Свияжского уездов называлось чувашами – «ясачная чуваша» («чюваша»). 

Как считают историки, термин «ясачный человек», или «чуваш», в источниках XVI-XVII веков носит социально-юридический, а не этнический характер. То есть «ясачный татарин», «ясачная чюваша» – это не национальность, а определение человека, который занимается земледелием и платит налог государству.

Возможна такая ситуация, что один и тот же человек был по национальности как «ясачным татарином», так и «ясачным чувашем». Причем только у последнего была перспектива дослужиться до «служилого татарина», то есть более высокого социального положения.

В видео утверждается, что в XVIII веке «большинство тюрко-мусульман» России не желали себя называть татарами. Это откровенная ложь, потому что до наших дней сохранился внушительный массив письменных исторических источников, свидетельствующих о распространении этнонима «татары», – русские государственно-правовые документы, татарские источники, тюркские произведения «дастаны» («Идегей», «Чура-Батыр», «Тахир и Зухра» Хаэрнисе баите и т. д.).

Более того, историки отмечают, что в Российской империи была мода на этноним «татары», потому что различные князья и мурзы твердо придерживались своего именно «татарского происхождения». Например, в многочисленных наказах и выступлениях депутатов-татар в Уложенной комиссии в 1767-1768 годах екатерининской эпохи есть такая характерная фраза: «Предки наши – природные князья, мурзы и служилые татары, а не ясашные крестьяне».

Авторы видео утверждают, что «татарские историки» начали сочинять историю татарского народа, приписав себе построенную в русский период дозорную проездную башню казанского Кремля, которая сегодня больше известна как башня Сююмбике.

Казанские историки и археологи уже давно пришли к выводу, что эта башня была построена в конце XVII – начале XVIII веков. При этом башню в честь последней правительницы Казани Сююмбике первыми назвали даже не татары, а русские ученые и публицисты. Впервые в литературе название «Башня Сююмбике» («башня Сумбекина») появляется в 1832 году в 4-м номере казанского журнала «Заволжский муравей» в 10-й главе очерка «Казань».

Для татар же имело большее значение то место, рядом с которым была построена башня, – это ханский зират (гробница). В народной памяти сохранились события, связанные с драматическим прощанием Сююмбике с прахом своего мужа перед отъездом на чужбину. Отсюда появившиеся в XVIII-XIX веке легенды о том, что царица Сююмбике от горя и отчаяния бросилась с башни. Символом татарского народа башня стала задолго до XIX века.

Авторы видеоролика путаются либо специально искажают исторические обозначения социального положения некоторых тюрко-мусульманских народностей Российской империи. Например, они утверждают, что казанские татары в начале XX века ассимилировали «башкирских мишарей».

На самом деле мишари – это выходцы из Золотой Орды – татары Мещеры, которые составляли отдельный улус со столицей Наровчат (ныне Пензенская область России). Эти татары находились в зоне влияния как крепнущего Московского государства, так и Казанского ханства. После взятия Казани татары Мещеры помогали российскому государству разгромить ногайские кочевые набеги на южных окраинах страны. Эти служилые татары тем и выделялись, что охраняли границу страны. В последующем они мигрировали на правобережье Волги и дальше, в Закамье. Сегодня к потомкам этих воинов служилых татар можно отнести население, например, Буинского и Дрожжановского районов Татарстана и т. д.

В XVII веке служилые татары, татарские мурзы и князья отправились служить в Уфимский уезд, чтобы защитить его от набегов ногайцев и калмыков. За службу им жаловалась земля, на которой они основывали многочисленные деревни. Так и образовались «башкирские мещеряки», сохранившие татарскую идентичность. И в данном случае название «башкирский» и «мещеряки» отражает лишь их привязку к географической местности, к территории исхода, но никак не национальную идентичность. В итоге у авторов видеоролика получается абсурдный тезис, что казанские татары татаризировали мещерских татар.

В этом видео авторы рассказывают, что в советское время был задуман специальный «татарский проект», по которому в татары должны быть включены сибирские татары, астраханские татары и часть северо-западных башкир.

Какой именно период истории Советского Союза имеется в виду, авторы видео не уточняют. Однако ни при Ленине до войны, ни при Сталине после войны о поддержке Советским Союзом какого-то татарского проекта говорить не приходится.

При Ленине был свёрнут проект штата «Идель-Урал», который объединял татар, башкир и другие народы Поволжья в один регион. В итоге были образованы ТАССР, БАССР и другие национальные республики Поволжья.

А при Сталине, уже на излете военных годов, в 1944 году принимается Постановление ЦК ВКП(б), которое ограничивало изучение истории татар лишь периодом Волжской Булгарии. А изучение пласта золотоордынской истории и культуры находилось под государственным запретом, ученые и исследователи же этого периода истории татар были подвергнуты репрессиям и гонениям.

Таким образом, подобным видеороликом явно искажается образ татар, их история, происходит противопоставление татар другим тюркским народам России, закладывается конфликт в дружеские отношения между татарами и ногайцами. И это всё делается без должной и необходимой опоры на реальные исторические данные, источники и свидетельства, то есть через мифотворчество. 

Ильнур Ярхамов

kazanfirst