В Татарстане может появиться новая доктрина государственно-исламских отношений

0
28

С приходом нового муфтия в Татарстане могут измениться принципы государственно-исламских отношений. В частности, возможен пересмотр особого статуса ханафитского мазхаба, который является одним из четырех юридическо-правовых школ классического суннитского ислама. Такое мнение ИА IslamNews высказал известный мусульманских деятель, ректор казанского Российского исламского университета Рафик Мухаметшин.

Ханафитский мазхаб при муфтии Илдусе Файзове стали усиленно преподносить как некий “умеренный”, “традиционный” ислам, являющийся антиподом ислама “агрессивного”, “нетрадицоинного”. Между тем, ханафизм, будучи всего лишь мазхабом (формальной религиозно-правовой школой), по определению не может являться идеологической панацеей от радикализма. Достаточно отметить, что этот мазхаб, называемый в России “традиционным”, распространен далеко за пределами одного отдельно взятого субъекта федерации. Куда большими традиционалистами-ханафитами являются, например, представители афгано-пакистанского движения “Талибан”, которые прославились запретами светских развлечений, публичными телесными наказаниями и разрушениями памятников культуры.

По словам Рафика Мухаметшина, “богословско-идеологический контекст, несомненно, очень важен”. “Нет в мире какого-то абстрактного мусульманского пространства, – пояснил Мухаметшин. – Необходимо определиться: либо мы говорим, что это ханбалитское богословско-правовое пространство, либо ханафитское, либо маликитское, поскольку мазхаб важен для реализации принципов самого ислама в жизни”.

Однако, по его мнению, приверженность ханафитскому мазхабу гипертрофировали настолько, что это стало вызывать обратную реакцию в обществе.

“Когда пришел предыдущий муфтий, Илдус хазрат Файзов, в повестке дня стоял, в основном, вопрос о том, в каком богословско-правовом пространстве должно функционировать современное татарское мусульманское сообщество. Муфтий акцентировал внимание на том, что ДУМ РТ функционирует в ханафитском богословско-правовом пространстве, и это вызвало довольно негативную реакцию и со стороны некоторых имамов, и некоторых мусульман, недовольных такими жесткими требованиями”, – отметил собеседник агентства.

Чтобы дважды не наступать на одни и те же грабли, необходимы новые подходы во взаимодействии государства и уммы, и главную роль здесь должен сыграть будущий муфтий, уверен ректор мусульманского вуза.

“Исполняющий обязанности муфтия должен более четко поставить эти вопросы. То есть вопрос не только в том, что сегодня надо говорить только о ханафитском мазхабе. Вопрос в том, что сегодня надо найти общий язык с современной мусульманской молодежью, которую не всегда устраивают узкие философско-правовые рамки”, – отметил мусульманский деятель.

Между тем, первое что бросилось в глаза наблюдателям, это молодость назначенного исполняющим обязанности муфтия. В этой связи возникает закономерный вопрос: сможет ли 27-летний Камиль Самигуллин, в случае избрания духовным лидером, вывести Татарстан из состояния религиозной конфронтации?

Имам известной в Казани исторической мечети в беседе с ИА IslamNews насчитал на территории Татарстана шесть суфийских групп, к одной из которых, по его словам, принадлежит сам Самигуллин, не говоря уже об умеренных и крайних ханафитах, салафитах, тахриристах, фейзрахманистах и прочих. Поэтому любые новаторские инициативы в сфере государственно-исламских отношений в Татарстане могут натолкнуться на противодействие оппонентов, в том числе и из числа соратников экс-муфтия Файзова. Ведь в данном случае идеологическая компонента неразрывно связана с возможность

IslamNews

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here