Интеграционные процессы в Башкирии начали раздражать татарстанских аналитиков
В последнее время в башкирском обществе наметился курс на реинтеграцию северо-западных башкир. Ранее «зауральская» башкирская элита долгое время отторгала их по языковому принципу.
Теперь они получили признание в общественном сознании, как неотъемлемая часть башкирского общества. И тем не менее вокруг диалекта северо-западных башкир до сих пор кипят нешуточные страсти.
Между тем северо-западные башкиры – это территориальная группа башкир, проживающая преимущественно в северо-западных районах Башкортостана, на востоке Татарстана, на юге Пермского края. Сегодня, согласно переписи населения 2010 года, численность северо-западных башкир составляет около 360 тысяч человек.
Почему подобные интеграционные процессы внутри башкирского общества начали раздражать многих татарстанских аналитиков, мы решили спросить у доцента кафедры истории РБ, археологии и этнологии БашГУ Искандера Саитбаталова.
– Внедрение башкирского литературного языка в образовательный процесс, сферы печати и культуры в районах распространения северо-западного диалекта велось непоследовательно, – объясняет ученый. – В 20-е годы для этого не хватало средств и учителей, в 30-е годы оно приняло широкий размах, но было прекращено из-за репрессий против «башкирских националистов». В результате сферы культуры и просвещения в этих районах были передоверены соседней Татарской АССР. Это привело к тому, что представители северо-западных башкир стали в массовом порядке выезжать для получения образования и развития карьеры в Казань, а среди интеллигенции Татарстана сложилось представление, будто башкир западнее Уфы нет. В свою очередь, среди части башкирской интеллигенции возник миф о том, что «настоящие башкиры» живут только на юге и востоке республики.
– А сегодня эти мифы разрушены?
– Совместными усилиями учёных, писателей, деятелей искусства, общественных активистов, религиозных деятелей, чиновников и простых представителей северо-западных башкир удалось разрушить эти легенды. Башкиры по происхождению и самосознанию, сохранившие язык своих предков и любящие свою республику, разрушают сразу два мифа. Столкновение с реальностью – болезненный процесс, который вызывает негативную, но недолгую реакцию. При этом активность северо-западных башкир не затрагивает татарское население Башкортостана и его бесспорные права на развитие своего языка и культуры.
– И все-таки северо-западный диалект и татарский язык – это одно и то же?
– Нет, носители северо-западного диалекта на протяжении веков идентифицируют себя в качестве башкир. Уже поэтому их родной язык, согласно принятым в мировой диалектологии правилам, должен рассматриваться как башкирский. Те черты, которые сближают северо-западный диалект со средним диалектом и литературной формой татарского, характерны как для башкирского литературного языка, так и для отдельных его диалектов и говоров. Грамматические особенности северо-западного диалекта связывают его с литературным башкирским, говорами и южного, и восточного диалектов. По своему словарному запасу северо-западный диалект далёк от говоров Татарстана и Среднего Поволжья. Формы, свойственные северо-западному диалекту, были зафиксированы как башкирские уже в «Сравнительных словарях всех языков и наречий…» Петера Симона Палласа, изданных в 1787 году. В конце XIX – начале ХХ века его говоры были описаны, как башкирские, в работах Бессонова и Катанова. В результате диалектологических экспедиций с 1931 по 1934 год язык северо-западных башкир был описан по комплексной методике ведущего советского тюрколога Дмитриева и уже в середине тридцатых годов ХХ века тезис о трехдиалектном составе башкирского народно-разговорного языка публиковался в научной литературе и школьных учебниках. Тридцатые годы прошлого века являются датой научного описания северо-западного диалекта. Этот тезис был подтверждён в ходе экспедиции 1954 года, а в 1955 диалектолог Баишев защитил в Москве кандидатскую диссертацию, в которой было описано место северо-западного диалекта среди других вариантов башкирского языка.
– Есть ли риски в «политизации» этих вопросов?
– В Республике Татарстан есть также ряд общественных деятелей и организаций, которые стремятся расширить границы татарского народа за счёт включения в него представителей других этносов – ногайцев, сибирских татар, крымских татар, кряшенов, нагайбаков – без учёта их собственной воли. И тем самым поставить себя в положение «второй государствообразующей нации» в стране. Башкортостан рассматривается этими деятелями как источник увеличения своей территории и численности, по этой причине они то и дело делают провокационные заявления то о пересмотре границ республики, то о смене её государственных языков. Взвешенная политика Башкортостана, построенная на удовлетворении культурных и других потребностей всех его народов, вызывает ярость у деятелей, стремящихся дестабилизировать межнациональные отношения по всей стране. Противостоять ей можно лишь сплочением и взаимным уважением всех народов республики.
ufa.mk.ru