Домой Жизнь татар Известные, выдающиеся татары Возращение Гали Рахима: 79 лет спустя установили место захоронения великого литературоведа

Возращение Гали Рахима: 79 лет спустя установили место захоронения великого литературоведа

0
Возращение Гали Рахима: 79 лет спустя установили место захоронения великого литературоведа

История изобилует белыми пятнами, под которыми скрыто множество выдающихся личностей, которые были незаслуженно забыты. Габдрахимов Гали Мухаметшакирович (1892-1943), больше известный под псевдонимом Гали Рахим, выдающийся татарский историк и литературовед был незаслуженно забыт современниками, хотя его творчество по значению можно сравнить лишь с творчеством Габдуллы Тукая.

У обоих была трагичная и тяжёлая судьба, но если с Габдулой Тукаем простились и отдали ему все почести в день его смерти, то с Гали Рахимом это произошло лишь в 2022 году на открытии мемориальной доски на его могиле. Она была обнаружена на Ново-Татарском кладбище Казани лишь спустя 79 лет после его смерти. На открытии побывал корреспондент «Миллиард.Татар».  

Гали Рахим, как деятель татарского культурного возрождения 

Гали Рахим является одной из ключевых фигур татарского «ренессанса» начала XX века. Современникам Гали Рахим запомнился как исследователь, который сконцентрировал внимание на изучении и переосмыслении татарской литературы и фольклора. За авторством Гали Рахима вышли такие фундаментальные труды, как «История татарской литературы» (1925) и «История татарской литературы: древний период» (1927). Гали Рахим, как и многие представители культуры и искусства татар того времени, сконцентрировал свое внимание на сборе сведений о татарской культуре прошедших лет, а также созданию национального культурного стиля, которым и отличается национальная культура татар.  

Гали Рахим прошел достаточно долгий путь становления, как ученый и публицист. Первой его ступенью была учеба в медресе «Мухаммадия», из стен которой вышла практически вся татарская интеллигенция – это Маджит Гафури, Галиаскар Камал, Фатих Амирхан, Закир Шакиров и многие другие. После своего обучения в «Мухаммадии» он в 1913 году закончил Казанское коммерческое училище, а в 1917 окончил Московский торговый институт: к этому времени Гали Рахим самостоятельно выучил арабский язык. После 1917 года преподавал в Казни татарскую литературу и татарский фольклор в стенах Восточной академии и восточного института. 

Еще до обучения в Казанском коммерческом училище Гали Рахим раскрыл свой талант в публицистике: в период с 1913 по 1915 годы публиковался в журнале «Ак Юл» под псевдонимом «Бикчантай угыл», где под его авторством выходили сказки для детей, которые позже вошли в школьную программу, а в 1923 году сказки Гали Рахима были напечатаны в отдельном сборнике «Кызыл гэллэр» (Красные цветы). Помимо детских сказок, Гали Рахим писал взрослые произведения, такие, как «Дача кайгысы» (Дачная проблема) 1914 год и «Жанвары» (Тварь) 1917 год. В этих произведениях высмеивалась и иронично описывалась жизнь зажиточных татар, татарской интеллигенции и обычного татарина в дореволюционной России. 

Рахим Гали, как и Габдула Тукай, писал о татарах и для татар, но так, чтобы их произведения могли быть понятны всем. Этим и отличается татарское возрождение первой четверти XX века. В указанный период татары выходят из культурного ступора и начинают создавать не исторические труды о героях прошедших лет, а о самих себе в повседневной жизни: где-то высмеивая стереотипы, где-то показывая проблемы татарского общества, а где-то описывая обычную жизнь татар в Российской Империи. 

Тяжелая жизнь. Одинокая смерть и забытое наследие

Жизнь Гали Рахима нельзя назвать легкой. После октябрьской революции Гали Рахим был одни из представителей татарской интеллигенции, который не принял новые порядки и приход большевиков. Свое мнение он выражал на страницах оппозиционных журналов, которые существовали в начале нового государства. Достаточно мало известно о жизни Гали Рахима в послереволюционный период, однако его высказывания и позиция не остались без внимания. В 1931 году Гали Рахим был арестован и приговорен к пяти годам заключения, но несмотря на досрочное освобождение за хорошее поведение и добросовестный труд, в 1938 году он был вновь арестован и провел в заключении до 1940 года. По возвращении в Казань Гали Рахим оказался очень больным человеком, подорвавшим свое здоровье в тюрьме. До 1943 года Гали Рахим жил со своей сестрой Зайнап Ханум в подвале дома на улице Горького, 5. По распоряжению правительства Гали Рахим должен был быть отправлен на постоянное проживание в Кукмор, но из-за состояния здоровья он оставался в Казани вплоть до своей смерти. Последние годы жизни Рахим Гали провел в одиночестве под присмотром своей сестры, которая заботилась о нем вплоть до самой смерти, но даже после смерти его история не закончилась…


Фото: © «Татар-информ»


Гали Рахим был похоронен, можно сказать, нелегально на Ново-Татарском кладбище Казани. Дело в том, что Гали Рахим был прописан в Кукморе и, соответственно, там и должен был быть похоронен, но у его сестры не было возможности отвезти брата туда, поэтому она договорилась с администрацией кладбища, чтобы в обход документов придать брата земле. О месте захоронения Гали Рахима знала лишь его сестра и двоюродный брат. На могиле была установлена лишь небольшая деревянная табличка, которая была украдена, скорее всего, на растопку холодной зимой 1943 года. После окончания войны на могиле не было ни таблички, ни памятника из-за того, что репрессированным это не разрешалось. 

После войны в 1950-е Гали Рахим был реабилитирован по первому обвинению, но лишь в 1990 году он был полностью оправдан, однако его имя было незаслуженно забыто, а могила для современников была утеряна.

«Возвращение в историю»

Вновь о личности Гали Рахима заговорили лишь в начале 1990-х годов, и все это благодаря Мухаммету Магдееву, который еще в 1970-х годах в своих научных статьях анализировал творчество Гали Рахима и высказывал сожаление, что имя и наследие такого выдающегося деятеля было забыто. Мухаммет Магдеев и его коллега Шагинур Мустафин разыскали сестру Гали Рахима, и та привела их на могилу брата в 1991 году. В 1993 году сестра Гали Рахима умирает, и знание о могиле остается только у Мухаммеда Магдеева и Шагинура Мустафина. Однако о месте захоронения не удалось рассказать широкой общественности. Вновь интерес к наследию Гали Рахима возобновился в рамках проекта института истории Марджании АН РТ по изучению и каталогизации памятников Ново-Татарской слободы. 


Фото: © «Татар-информ»


Ново-Татарское кладбище в рамках этого проекта стало объектом пристального изучения, ведь на нем похоронены самые известные деятели культуры и искусства татарского народа. «Здесь собран пантеон выдающихся деятелей татарского народа», – сказал на открытии директор института истории Марджани Радик Салихов. 

В 2018 году о могиле Гали Рахима узнает сотрудник института истории Марджани  Айдар Ногманов. Ему рассказал Шагинур Мустафин. После смерти Мустафина в 2020 году Айдар Ильсурович, можно сказать, стал единственным человеком, который знал о месте нахождения безымянной и неопознанной могилы Гали Рахима. И лишь в 2022 году в рамках проекта института истории Марджани на месте захоронения была установлена памятная мемориальная табличка и фотография великого деятеля татарской культуры. 

Лишь спустя 79 лет в канун 130 дня рождения широкая общественность узнала, где похоронен Гали Рахим, чем он был известен и почему его имя не должны забывать. На его похоронах в 1943 году была лишь сестра и двоюродный брат. Его могилу никто не посещал, не приносил цветы, ни отдавал дань его памяти, и лишь спустя 79 лет это произошло. 


Автор: Владислав Безменов